Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В древности основой счета времени у славян, как у любого земледельческого народа, был счет сельскохозяйственных сезонов, и их календарь был земледельческим (аграрным). Человеку аграрного общества, включенному в окружающую среду и природные ритмы, было присуще циклическое восприятие времени. Древние славяне представляли время как круговорот, что нашло отражение в русском словообразовании " время " – от " веремя " (коловращение, нечто, что вертится, вращается). Прошлое воспринималось как предшествующий цикл: " вчера " – от " вьчера " (т.е. вечер назад, перед прошедшим вечером); " летось " – прошлым годом (" лето " – "год", значит " лето-сь " – лето сие назад). Будущее было следующим циклом: " завтра ", " заутро " (т.е. то, что за утром, которое должно наступить).
Полный период смены сезонов именовался лето (мы до сих пор говорим, что нам столько-то лет), а в летописях писали “в лето такое-то”, что означает “в год такой-то”.
Новолетие связывалось с весной, с началом полевых работ. В этом весеннем счете были различия. Год мог начинаться в интервале с 1 по 25 марта, в зависимости от конкретного состояния полей. Весна по древнерусской традиции продолжалась по 25 июня, с которого начиналось лето ("жатва"), длящееся по 24 сентября, осень - по 25 января, с которого начиналась зима. Такое деление было обусловлено особенностями сельскохозяйственных работ. Известны и более мелкие пределы времени, на которые делились сезоны.
Год состоял из 12 месяцев, в названии которых присутствовали указания на сезонные особенности каждого. Март именовался Сухий (из-за подсыхающей земли), апрель - Березень или Березозол (сжигали подрубленные деревья под будущую пашню), май - Травень (начало цветения трав), июнь - Изок (кузнечик, начало вылета насекомых_, июль - Серпень (начало жатвы), август – Зарев (от зарево, закат), сентябрь - Рюень (от рюить - убирать клубневые растения), октябрь - Листопад, ноябрь - Грудень (груда льда, грудиться - замерзать, река грудится - т.е. замерзает), декабрь - Студень (студено - холодно), январь – Просинец (начало увеличения светлого времени - просинивание, прояснение), февраль – Сечень (время подсекать деревья на будущей пашне).
В Древней Руси вели счет неделям. Названия дней недели у славян обозначали их конкретное место в “ седмице ”, как именовалась семидневная неделя. Воскресенье (день отдыха) открывал новую неделю, название этого дня указывало на его праздничность - он именовался Неделя (буквально "Не дело" – отдых). "Воскресенье" для обозначения дня недели стало употребляться только с XVI века. До тех пор воскресеньем называли лишь один день в году – первый день Пасхи. Понедельник - первый день после Недела (воскресенья), вторник - второй, среда - средний и т.д. Название "суббота" произошло от древнееврейского слова Шабаш - Саббат, означавшего завершение дела.
Сутки в Древней Руси назывались "день", который делился на светлую и темную часть (на день и ночь), конкретного счета часов не было. Однако выделяются определенные части суток, которые фиксируются в названиях приемов пищи. Утренняя трапеза – завтрак, получила свое название от времени суток под названием заутро, т.е. время до восхода солнца. Затем следовал ужин, (южен), названный от слова юг – это время, когда солнце находится в зените, полдень (позднее было придумано новое название для этой трапезы – полдник). Кратковременные промежутки измеряли по-разному. К примеру, у ближайших соседей славян – кочевников и народов Сибири, распространенным был счет времени на "котлы" – т.е. временные отрезки, соответствующими периоду закипания котла или приготовления в нем пищи.
Примерно с начала II тысячелетия начали считать часы, счет часов велся с восхода солнца с помощью солнечных часов, и первый час, по современному исчислению времени, мог соответствовать времени 8, 7, 6, 5, 4 и 3 часам в зависимости от времени года. Т. к. возможно было считать часы только светлой части суток, их количество колебалось от 7 до 17. С XII в. на Руси известно деление часов на минуты и секунды. Когда здесь появились первые механические часы, точно неизвестно, но в XIV в. они уже существовали. Об установке в 1404 г. первых часов в Москве, как о событии особой государственной важности, упоминается во многих летописях: "Князь великы на своем дворе за Благовещеньем часы поставити чюдны велми и с луною, мастер же им чернец Лазарь Сербин, цена же их ста более полутороста рублев". В XVI-XVII вв. начали считать не только дневные, но и ночные часы. Час стал делиться на 6 дробных часовцев; в каждом дробном часовце – 10 часец. Производство механических часов было налажено не только в центральных областях Русского государства, но и в Сибири (например, в Тобольске).
Как установлено при внимательном анализе летописей, в разное время кроме весеннего мартовского вводилось иное новогодие - 1 сентября, соответствующее византийскому индикту. В 988 г. Русь приняла христианство, а вместе с ним из Византии пришел юлианский календарь с римскими названиями месяцев, византийская эра от сотворения мира и новогодие 1 сентября. Но, несмотря на установленное церковью новое начало года, благодаря глубоким земледельческим традициям мартовское новогодие долго не выходило из обихода. Получилось, что по церковным канонам год начинался 1 сентября, а по народной традиции – 1 марта. Для летописцев того времени встал вопрос, как соотнести русский мартовский и византийский сентябрьский год. Промежуток между 1 марта и 1 сентября составляет 6 месяцев, и мартовский год мог начинаться на полгода позже сентябрьского (исследователи условно называют такие годы мартовскими), или на полгода раньше сентябрьского (такие годы называют ультрамартовскими). С сер. XIV в. ультрамартовские годы перестали встречаться, а с 1492 г. сентябрьский год вытеснил из источников мартовский, и просуществовал до 1699 года. С XVI в. о наступлении нового года стали возвещать пушечным выстрелом и колокольными перезвонами кремлевских соборов в Москве в полночь 31 августа.
При работе над историческими сочинениями летописцы древней Руси испытывали значительные трудности в датировке событий и размещении их в определенной последовательности во времени. В связи с этим уже в 30-х гг. XII в. появился труд хронолога Кирика-новгородца "Учение им же ведати человеку числа всех лет", в котором рассказывалось о делении года на месяцы и недели в простых и високосных годах, количестве дней в году, об исходной дате счета времени и т.д. В период феодальной раздробленности работа над вопросами хронологии велась по двум направлениям: во-первых, по линии математических и астрономических знаний о движении звезд, Солнца и Луны, во-вторых, по линии создания календарных справочников (пасхалий) для нужд церкви. В XV в. был составлен "Круг миротворный", где приводились сведения о временах года, солнечных годах, високосе и т.д. В XVI-XVII вв. интерес к хронологии вызывался в России практическими потребностями. В первую очередь ставилась задача определения чисел переходящих церковных праздников.
Титул календаря Петровского времени По Ф.А. Брокгаузу, И.А. Ефрону, 2007 | С 1700 г. указом Петра I сентябрьское начало года было заменено январским, одновременно вместо эры от сотворения мира была введена эра от рождества Христова. Но юлианский календарь, пришедший на Русь из Византии, сохранился, хотя в большинстве стран Европы он еще в 1582 г. был заменен григорианским. Причем, в России были хорошо известны григорианские датировки. Например, в "Трактате, заключенном между Россией, Австрией, Венецией, о наступательном союзе против Турок" употреблены оба стиля: "Деялось в Вене, дня осьмого февраля лета 1697, а по старому стилю того же году января в 29 день". Хронология в петровское время стала оформляться как научная дисциплина. В 1709 г. был издан т.н. Брюсов календарь, где помещалось множество сведений о времени восхода и захода солнца и луны, о движении планет и т.п. Автором его был Василий Анофриевич Киприянов, известный книгоиздатель и библиограф. При Петре I была организована служба времени. 22 декабря 1735 г. президент Академии наук И.А. Корф предложил организовать передачу верного времени для "всенародного ведения" пушечной стрельбой. Постепенно сложился обычай: ежедневно в 12 часов дня давать пушечный выстрел. |
Передача времени для населения и различных учреждений стала возможной после создания в 1861 г. проволочного телеграфа. Начиная с 1863 г. точное пулковское время передавалось раз в неделю по проводам в Главную петербургскую телеграфную контору, которая, в свою очередь "передавала время" на все телеграфные станции России. С развитием железнодорожного транспорта стали различать петербургское и местное время. Применение радиопередач сигналов времени А.С. Поповым в 1913 г. явилось началом крупных изменений в организации службы времени.
В годы первой мировой войны в целях более рационального использования светового дня стало употребляться летнее и зимнее время.
Вопрос о переходе на григорианский календарь в России наталкивался на сильнейшее сопротивление церкви в лице Священного Синода. В связи с подготовкой реформы юлианского календаря появился ряд статей и брошюр, где обосновывалась необходимость перехода на григорианский или другой более точный календарь, или, наоборот, защищающих старый юлианский календарь. Из работ этого периода наибольший интерес представляют статьи Д.И. Менделеева, Н.В. Степанова, Д.О. Святского. Известный российский хронолог П.В. Хавский назвал оба стиля неверными и высказал идею введения "не григорианского календаря вместо юлианского, а астрономического, который только один и может быть истинный". Специально образованная в 1899 г. Русским астрономическим обществом особая ученая комиссия по выяснению возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановила, что "нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря". Решение этого вопроса окончательно было подготовлено Временным правительством. 25 марта 1910 г. прошло совещание членов государственного совета – инициаторов законопроекта о введении в России нового стиля. В объяснительной записке к проекту указывалось, что "действующий у нас старый стиль мешает культурным задачам государства. В наш век, когда братство и единение народов проявляются с большей и большей силой, должно быть отвергнуто все то, что, не составляя особенности данного народа, служит однако, целям разъединения". Законопроект одобрили; выяснилось, св. синод больше не встречает затруднений во введении нового стиля в гражданском летосчислении, и возражает лишь против передвижения праздников и пасхалий. Синод допустил, поэтому, чтобы числа переименовывались применительно к новому стилю (например, синод не возражал, чтобы день 6 января, помечался бы 19 января, но остался бы днем праздника Богоявления).
Но реализована реформа была лишь Декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 г. Декретом предписывалось:
- Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т.д.
- До 1 июня сего года писать после каждого дня по новому календарю, в скобках число по до сих пор действовавшему календарю.
К этому времени (XX в.) разница между новым (григорианским) стилем и старым (юлианским) составила 13 суток. Для разъяснения гражданам России новой системы летосчисления на местах вышли соответствующие постановления, которые нередко были необходимы, т.к. на новое исчисление перешла лишь часть населения, остальные продолжали жить по старому стилю, что приводило к путанице, а нередко и к юридическим спорам.
Так был введен в России григорианский календарь и ликвидирована ее календарная изолированность от европейских стран и Америки, значительно раньше перешедших на григорианский календарь. Русская православная церковь реформы не признала и до сих пор живет по юлианскому календарю.
С 1 июля 1919 г. на основании декрета, подписанного В.И. Лениным, 8 февраля 1919 г. в стране был введен счет времени "по международной системе часовых поясов". Вся территория РСФСР была разделена на 11 часовых зон – со 2-го по 12-й пояс. "Линия перемены даты" пролегает вблизи северо-восточной границы России, и каждый календарный день, в том числе и день нового года, раньше всего на планете начинается на крайнем северо-востоке нашей страны.
С 1 декабря 1920 г. Главная астрономическая обсерватория Академии наук в Пулково приступила к регулярной трансляции точного времени через Петроградскую радиостанцию "Новая Голландия", а с 25 мая 1921 г. сигналы точного времени стали передаваться и через Московскую, Октябрьскую радиостанцию на Ходынке.
16 июля 1930 г. из соображений удобства гражданской жизни и экономии электроэнергии Декретом СНК СССР было введено т.н. "декретное время". Согласно декрету часовые стрелки всех часов в СССР перевели на 1 час вперед. Декретное время равно поясному + 1 час. Декретное время 2-го часового пояса с того момента называется московским. По московскому времени в нашей стране составляется расписание движения воздушного, железнодорожного, водного транспорта, отмечается время в телеграммах и т.д.
В 20-х гг. ХХ в. был осуществлен переход на пятидневную неделю с 4 рабочими днями и 1 выходным. В году предусматривалось 72 пятидневки, что соответствовало 360 дням. Остальные 5 дней считались праздничными: 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября. При этом предприятия работали непрерывно, а рабочие и служащие были разделены по 5 группам и отдыхали попеременно по графику. С 1 декабря 1931 г. пятидневную неделю заменили шестидневной, при этом устанавливались постоянные дни отдыха в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали по 31 дню, последний день считался сверхмесячным и оплачивался особо. В те годы "Союз воинствующих безбожников" предложил переименовать названия месяцев: январь – Ленина, февраль – Маркса, март – Революции, апрель – Свердлова, май – Май, июнь – Советской власти, июль – Жатвы, август – Мира, сентябрь – Коминтерна, октябрь – Энгельса, ноябрь – Великой революции, декабрь – Сталина. Но претворить этот замысел в жизнь им не удалось.
26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самостоятельного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений", тем самым была восстановлена семидневная неделя. На следующий день Совнарком принял постановление, в котором установил, что "сверх воскресных дней нерабочими днями также являются 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря".
С 1981 г. в нашей стране ежегодно стало вводиться летнее время: ночью в последнее воскресенье марта стрелки часов переводятся на один час вперед, а ночью в последнее воскресенье сентября – на один час назад. Постановлением правительства СССР от 4 февраля 1991 г. с 2 часов ночи 31 марта 1991 г. было отменено декретное время. "Теперь на всей территории СССР, - говорилось в постановлении, - будет действовать нормальное поясное время с ежегодным дополнительным переводом стрелки в последнее воскресенье марта в 2 часа на 1 час вперед (летнее время) и в последнее воскресенье сентября в 3 часа - на 1 час назад (зимнее время)". С 1996 г. перевод на зимнее время стал осуществляться в последнее воскресенье октября.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 7417 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!