Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приемы и методики перевода русских летописных дат на современную систему летосчисления



Одна из важнейших задач исторической хронологии - разработка принципов согласования различных систем датировок и перевода (редукции) дат с одной системы на другую. При редукции следует учитывать как мартовский, так и сентябрьский стили новогодий, а также сокращенные обозначения лет в летописях. Например, в XIV-XV вв. в летописании обычно указывали две последние цифры даты: “в лето 53”, а в XVI-XVII вв. - последние три цифры, опуская даты тысячелетий: “в лето 176”. Т.о., первоначально необходимо установить полное число лет от сотворения мира.

Установив полную дату "от сотворения мира", следует вычесть из нее 5508, так как по византийской эре "сотворения мира" именно столько лет прошло до рождества Христова. Но полученный результат будет точной датой лишь при определенных условиях, т.к. при простом вычитании 5508 не учитывается такое важное обстоятельство, как начало года. Чтобы получить точную дату, необходимо произвести следующие расчеты:

Для ультрамартовского начала года:

Если событие происходило в период между 1 марта и 31 декабря, из числа года, указанного в источнике, следует вычесть 5509 лет; если событие происходило в период с 1 января по 28(29) февраля, следует вычесть 5508 лет.

Для мартовского начала года:

Если событие происходило в период между 1 марта и 31 декабря, из указанного числа года следует вычитать 5508 лет; если событие происходило в период с 1 января по 28(29) февраля, следует вычесть 5507 лет.

Для сентябрьского начала года:

Если событие происходило в период между 1 сентября и 31 декабря, из указанного числа года следует вычитать 5509 лет; если событие происходило между 1 января и 31 августа, следует вычитать 5508 лет.

Так поход Ермака, начавшийся по источникам 1 сентября 7089 г., в переводе на современное летоисчисление датируется 1 сентября 1582 г. н.э., а прибытие Ермака в Нижний Чусовской городок в конце августа 7089 г. будет датироваться августом 1581 г.

Надо также учитывать, что новогодие в Древней Руси не было точно установленной датой, и могло приходиться как на начало марта, так и на конец февраля, приурочиваясь к первому весеннему полнолунию. Такие годы называются цирка-мартовскими или цирка-ультрамартовскими (от латинского " цирка " – вокруг). Правила перевода дат для этих годов те же, что для мартовских и ультрамартовских, нужно лишь учитывать, что вычитать необходимое число следует с января по тот день, когда начался новый год, или со дня нового года по декабрь. Например, в 6610 г. новый год пришелся на 11 марта. Поэтому если дата находится в интервале с 11 марта по 31 декабря вычесть нужно 5508, а если в интервале с 1 января по 11 марта – 5507. Соответственно определяются даты, указанные по ультрамартовскому стилю, но с поправкой на год.

Когда в источниках не назван месяц и в тексте отсутствуют косвенные данные (указание на время года, церковные праздники и т.п.), вычитаются два возможных для данного года количества лет. Например, для мартовского вычитаются 5507 и 5508, для сентябрьского – 5508 и 5509. Дата в этом случае обозначается двумя смежными годами (сентябрьский год 7145 будет соответствовать 1636/37 гг. н.э.), хотя допустимо указывать и только одну дату.

На Руси существовал также счет времени индиктами, заимствованный из Византии. В письменных источниках индикт или заменяет дату или дополняет ее. В последнем случае появляется возможность проверить правильность указания источника на дату.

При определении индикта дату “от сотворения мира” нужно разделить на 15. Остаток и будет индиктом (порядковым номером в пределах пятнадцатилетия). Например, чтобы определить индикт 6777 г. от с.м. необходимо 6777:15=451, в остатке 12. Т.о., 12 – индикт 6777 г. Если дата делится на 15 без остатка, индикт равен 15.

Для определения индиктов дат по нашей эре необходимо:

1 способ – к этой дате прибавить 3 (т.к. в числе 5508, составляющем разницу лет между датой от сотворения мира и нашей этой, содержится 367 целых пятнадцатилетий и 3 года), а затем полученную сумму разделить на 15; число в остатке будет индиктом.

2 способ – из даты вычесть 312 и разделись на 15; число в остатке будет индиктом.

Индикт года можно определить и без вычисления, для этого есть специальные таблицы. Следует учитывать, что один индикт имели лишь сентябрьские годы, а мартовские, ультрамартовские и январские имели два индикта.

Для расчета круга луны необходимо дату "от сотворения мира" разделить на 19, число в остатке будет кругом луны. Известно, что рождество Христово было в 17 году лунного круга, т.е., недоставало 2 года до полного цикла. Поэтому, чтобы рассчитать круг луны для даты нашей эры, нужно из числа года отнять 2, результат разделить на 19. Оставшиеся в остатке годы и будут кругом луны. Круг луны можно также определить с помощью специальной таблицы.

Круг солнца определяется делением дат от сотворения мира на 28, остаток от деления показывает круг солнца данного года. К началу н.э. прошло 196 полных циклов солнца, рождество Христово произошло в 20 г. круга солнца. Поэтому, чтобы облегчить вычисление круга солнца, нужно к дате н.э. прибавить 20 и сумму разделить на 28, остаток и будет вычисляемым кругом солнца.

В реалиях счета времени на Руси существует много нюансов, которые следует учитывать и пользоваться при этом специальной литературой. Это тонкости в установлении истинного мартовского стиля, так как мартовское новогодие в разные столетия и десятилетия могло приходиться на любую дату с 1 по 25 марта или даже на конец февраля. Кроме того, летописи, переписанные в XVI-XVII вв., могли содержать даты, условно пересчитанные летописцами с мартовского на сентябрьский стиль, как правило, с ошибками.

В ряде источников даты указаны по церковному календарю, как с подвижными, так и с неподвижными датами. К неподвижным относятся такие важные даты, как Рождество богородицы (1 октября), Юрьев день осенний (26 ноября), Рождество Христово (25 октября) и др. К подвижным, например, Пасха. В основе этого праздника лежит праздник весны, который отмечали в древности многие и скотоводческие, и земледельческие народы. На востоке Римской империи, в Южной Палестине, праздник с древних времен именовался "пасех", в древнесирийском произношении – "пасха", что означает "умилостивление духа". Позже церковники переосмыслили весенний праздник пасхи, увязав его с воскресением из мертвых и вознесением на небеса Иисуса Христа. Вычисление дней начала пасхи (пасхалий) стало важной задачей астрономов, и исследования, направленные на решение этой задачи внесли значительный вклад в развитие хронологии, как науки.

Установлено, что первый праздничный день пасхи должен совпадать с первым воскресением после весеннего полнолуния (по преданию, Иисус Христос воскрес "по прошествии субботы на рассвете первого дня недели"). Т. к. солнечный год не содержит кратного количества лунных месяцев, то в разные годы одни и те же фазы луны, а, следовательно, и полнолуний, приходятся на разные числа месяцев. Поскольку день весеннего равноденствия приходится на 21 марта, церковники установили т.н. "пасхальный предел", который начинается первым днем, следующим за днем весеннего равноденствия, и заканчивается 25 апреля (т.к. церковные праздники рассчитываются по юлианскому календарю, по григорианскому этот предел – с 4 апреля по 8 мая). Полнолуние, как и любая другая фаза луны, может повториться только через месяц. В году, когда полнолуние придется на следующий день после весеннего равноденствия, и этот день совпадет с воскресением, праздник пасхи придется на 22 марта. Если же полнолуние придется на день весеннего равноденствия и этот день окажется воскресеньем, то пасха наступит только в следующее полнолуние, т.е. через 29-30 дней – не раньше, чем 19 апреля (т. к. по правилам необходимо, чтобы было первое воскресенье после первого полнолуния). Составителям пасхалий кроме такой постоянной величины как день весеннего равноденствия, необходимо было учитывать и переменные данные: воскресные дни (вруцелета) и полнолуния. Здесь на помощь пришел 28-летний цикл – "Круг Солнца", так как через каждые 28 лет числа месяцев приходятся на те же дни недели, и 19-летний цикл – "Круг Луны", т.к. через каждые 19 лет одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же числа месяца.

Римский католический монах Дионисий Малой пользуясь "Кругом Луны" и "Кругом Солнца", а также сведениями, взятыми из евангелийских преданий, смог ретроспективно определить день первой пасхи (воскресенья Христова), а, соответственно, и день рождества Христова, от которого начался отсчет новой эры. Перемножив цикловые числа 28 и 19, он получил число 532. Вычтя из него начальную дату эры Диоклетиана, т.е.284, он получил число 248, и заявил, что первая пасха была за 248 лет до эры Диоклетиана, а год рождения Христа, соответственно, приходится на 281 г. до эры Диоклетиана.

Литература:

1. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Праздники православной церкви. - М., 1862.

2. Бережков Н.Г. Хронология русского летописания. - М., 1963.

3. Бикерман Э. Хронология древнего мира. - М., 1976.

4. Володомнов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. - М., 1987.

5. Время и календарь в традиционной культуре: Тезисы докл.всерос.научн.конф. - СПб., 1999.

6. Данилевский И.Н. Лунно-солнечный календарь Древней Руси //Архив русской истории. - М., 1992. Вып.1.

7. Докунин И.М. Вечный календарь православной церкви в таблицах. - Рязань, 1914.

8. Ермолаев И.П. Историческая хронология. - Казань, 1980.

9. Завельский Ф.С. Время и его измерение. - М.,1971.

10. Каменцева Е.И. Хронология. - М., 1967.

11. Климишин И.А. Календарь и хронология. - М., 1981. (2-е изд. – М., 1985).

12. Коньков Н.Л. Хронология. Методическое пособие. - Тобольск. 2002.

13. Куликов С. Нить времен. Малая энциклопедия календаря. - М., 1991.

14. Лалош М. Сравнительный календарь древних и новых народов. - СПб., 1896.

15. Перевощиков Д.Д. Правила времясчисления, принятого православной церковью. - М., 1880.

16. Подюков И.А. Круговорот жизни. Народный календарь Прикамья. - Пермь, 2001.

17. Пронштейн А.П. Хронология. - Р/н/Д., 1973.

18. Пронштейн А.П., Кияшко В.Я. Хронология. - М., 1981.

19. Селешников С.И. История календаря и хронология. - М. 1977.

20. Сюзюмов М.Я. Таблицы по хронологии. - Свердловск, 1968.

21. Сюзюмов М.Я. Хронология всеобщая. - Свердловск, 1971.

22. Хавский П.В. Хронологические таблицы сравнения юлианского календаря с григорианским. - М., 1849.

23. Цыбульский В.В. Календарь и хронология стран мира. - М., 1982.

24. Черепнин Л.В. Русская хронология. - М., 1944. Интернет-версия -http://www.russiancity.ru/books/b40.htm

25. Черных А.В. Традиционный календарь народов Прикамья в конце XIX – начале ХХ века. - Пермь, 2002.

26. Шостьин Н.А. Древнерусские единицы времени // Измерительная техника. 1971, № 3.

27. Шур Я.И. Рассказы о календаре. - М., 1962.

28. Янин В.Л. Новгородские акты XII-XV вв. Хронологический комментарий. - М., 1991.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 5101 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...