Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Всадник



Всадник, поражающий копьем дракона - языческий Ездец - древнейшая русская эмблема, символизирующая борьбу со злом. Обычно Ездец трактуется как символическое изображение русского воина, защищающего родную землю от врагов.

Тенденция изображения всадника на княжеских печатях прослеживается с XIII в.

Печать в. кн. Василия I Дмитриевича по А.Б. Лакиеру, 2007 Всадник с копьем был эмблемой владимиро-суздальских земель, а при основании Москвы сохранился как эмблема Московии. Выбор его в качестве эмблемы московскими князьями объясняется, в первую очередь, продолжением русской сфрагистической традиции, но, с другой стороны, это было и следование общеевропейской “моде”. Изображение вооруженного всадника типично в XIII - XV вв. для многих княжеских и королевских печатей Западной и Восточной Европы. Со времен княжения великого князя московского Василия I Дмитриевича (1389-1425) изображение всадника на московских великокняжеских печатях приобрело наследный характер.

До XVII в. в документах встречается вполне четкое толкование всадника на московской эмблеме, как великого князя, царя или наследника, он именуется "человек на коне", "государь на аргамаке", "сам царь с копьем" и т.д. Но близость Ездеца популярному образу церковного святого Георгия Победоносца способствовала постепенному объединению этих образов в единое целое, и со временем святой Георгий в сознании народа превратился в доблестного воина, храброго рыцаря, защитника от злых сил.

Культ святого Георгия проник в Киевскую Русь из Византии в Х в., и получил широкое распространение. Св. Георгий считался покровителем князей, особенно в их военных делах, московские князья использовали его для поддержания своего авторитета, перенося на себя не только деяния святого, но и его внешний вид. Традиционно Георгий Победоносец был пешим воином, но на Руси его стали представлять в виде вооруженного всадника, и образы князя и святого Георгия-змееборца постепенно объединились в единое целое, с той лишь разницей, что святой изображался с нимбом, а изображение князя сопровождалось буквами “К” или “К-Н” (князь). Московские князья использовали культ св. Георгия в политических целях, отстаивая идею преемственности власти московских князей через владимирских от киевских, покровителем которых был Георгий-воин. В XV в. все отчетливее проступает тенденция утверждения исключительности Москвы, а вместе с ней исключительности патронирования московских князей теми святыми, которые покровительствовали князьям-воинам Киева и Владимира. Всадник московской эмблемы должен был символизировать древность происхождения власти. В зарубежных странах уже с ХVI в. всадник, колющий копьем дракона, трактовался как отличительный знак Московии, причем иностранцы однозначно воспринимали его как св. Георгия.

Двоякое восприятие на Руси образа всадника привело к некоторой путанице. Когда изображение всадника при Иване Грозном появилось на груди государственного двуглавого орла, оно трактовалось как св. Георгий, и в соответствии с древнерусской иконописной традицией было ориентировано вправо от зрителя (в левую геральдическую сторону). При Лжедмитрии I, следовавшем западноевропейским традициям, всадника развернули в правую геральдическую сторону, с этих пор в описаниях он именовался “ездецом” или “всадником”. В XVIII в. в описаниях и инструкциях по составлению гербов всадника вновь стали именовать св. Георгием. Наконец, в период царствования Анны Иоанновны по указу 1730 г. всадник, символизирующий герб Москвы, был официально назван св. Георгием.

Менялось со временем и изображение того, что поражает воин. Первоначально в XIV – начале XV в. под ногами коня просматривается какой-то непонятный предмет, напоминающий знак в виде татарской плетенки. Затем возникла голова чудовища с открытой пастью, и, наконец, - изображение змея. Возникновение змееборческого сюжета совпадает со временем, последовавшим за победой Дмитрия Донского на Куликовом поле. Т.о., явно видно, что образ змея отражает основного врага русского народа – монголо-татар.

Щит с изображением св. Георгия Победоносца в российском государственном гербе указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как собирательницу и защитницу русских земель.

Орел

Главная эмблема российского государственного герба - двуглавый орел.

В значении государственной эмблемы двуглавый орел впервые выступил в древнем Риме (сам образ встречался и раньше). Изображения орла в античном мире были очень популярны, он считался “царем птиц”, символом богов и светской власти, помещался на римских монетах, на штандартах римских легионов, на набалдашнике императорского жезла. Двуглавый орел появился в Римской империи при Константине Великом, когда в 326 г. он выбрал его в качестве своей личной эмблемы, а после основания новой столицы - Константинополя - в качестве государственной эмблемы, как символ двуединой Римской империи, состоявшей из двух частей - западной и восточной. После падения Римской империи, когда на ее развалинах стали возникать новые государства, их правители в качестве своей главной эмблемы сохранили изображение орла, указывающее на то, что они ведут свою родословную от Римской империи, от римских цезарей.

Появление двуглавого орла на Руси традиционно связывают с династическим браком великого князя Иоанна III на Софье Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. Двуглавый орел, принесенный на знамени в составе приданого принцессы, был воспринят как символ преемственности Русью духовного наследия Византийской империи. Но существовали и более глубокие причины для выбора двуглавого орла в качестве государственной эмблемы. В 1480 г. историческое стояние на р. Угре русских войск против Ахмет-хана завершилось отступлением татар. Русь, обрела независимость от монголо-татар и вновь включилась в культурное развитие Европы. Иван III стремился поставить себя наравне с крупнейшими монархами Европы, подражая им в титулах, формулах грамот, во внешности государственной печати. По совету Софьи в Московском Кремле при дворе Великого князя завели пышный церемониал по образцу византийского двора. Вместо титула " Великий князь " Иван III принял сложный титул: " Иоанн, Божею милостию Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных ".

Двуглавый орел вряд ли стал бы эмблемой на печати Ивана III, если бы великий князь не знал, что он символизирует высокое положение западных императоров. Западноевропейские монархи считали себя прямыми потомками римских императоров, и Руси в XV в. появилась легенда, обосновывающая родство русских князей с римскими императорами, начиная с Августа. Официальное оформление идеи высокого происхождения русского царя, равенства его по происхождению с западноевропейскими правителями, вероятно, вызывало ассоциацию с эмблемой, каковой являлся двуглавый орел. Вообще, российские специалисты-геральдиисты к окончательному мнению по вопросу происхождения двуглавого орла в российской государственной символике до сих пор не пришли. Со временем появляется все больше доказательств того, что орел проник на Русь вне из Византии, а из Западной Европы. К примеру, существует точка зрения о том, что Иван III заимствовал двуглавого орла от немцев, а в Византии он был лишь формой украшения, а не государственной эмблемой, поэтому не мог в качестве таковой быть воспринят Русью.

Печать Иоанна III По А.Б. Лакиеру, 2007 Первое достоверное свидетельство использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы - печать Иоанна III на меновой грамоте 1497 года. Русский двуглавый орел конца XV в. почти не отличался от византийского прототипа: головы орла венчают зубчатые короны, клювы закрыты, крылья опущены.

Когда двуглавый орел стал государственной эмблемой, его изображения стали проникать во все сферы прикладного и изобразительного искусства: на государственные регалии, предметы царского обихода, в архитектуру. В 1480-х гг. двуглавый орел был водружен на Спасскую башню Московского Кремля, которую венчал более 4,5 столетий.

Позже каждый правитель к церемонии венчания на царство заказывал для себя новое изображение герба, где орел имел свои специфические черты. Главной тенденцией в развитии русского образа двуглавого орла было повышение экспрессивности его фигуры по канонам западноевропейской геральдики, согласно которым звери чаще всего изображались ощетинившимися, с оскаленными пастями, выпущенными когтями:

в царствование Василия III двуглавый орел изображался с раскрытыми клювами, из которых высовывались язычки при Лжедмитрии I у орла были подняты вверх крылья, по западноевропейской традиции орел Алексея Михайловича стал прототипом последующих официальных орлов, крылья его полностью раскрыты
Варианты российского орла, по В. Лебедеву, 1995

При Анне Ивановне классический облик русского двуглавого орла был практически закреплен, хотя в его изображении все же обнаруживаются специфические черты, соответствующие периодам правления отдельных императоров и императриц. При Елизавете Петровне и Екатерине II орел скорее напоминал орлицу. При Николае I крылья орла стали изображаться не вздернутыми вверх, как это было до сих пор, а словно распластаны над Россией, прикрывая ее. Лишь в период правления Временного правительства был принят новый рисунок гербового орла в виде стилизованного византийского прототипа.

Чаще всего русский гербовый орел изображался вооруженным. По геральдическим понятиям вооруженной считается не та фигура, которая держит оружие, а та, у которой пасть или клюв и когти окрашены в контрастный цвет. Изображение вооруженных фигур характерно для эмблем империй. Изменялся и цвет орла. В XV-XVII вв. орел обычно был золотым. При Петре I в начале XVIII в. гербовый орел стал черным, в соответствие с геральдическими правилами. В царствование Екатерины I указом были установлены основные цвета герба - черный орел в желтом поле.

Изменения касались и атрибутов, придаваемых орлу:

У двуглавого орла конца XV в. головы венчали зубчатые короны, других атрибутов не было При великом князе Василии Ивановиче была изменена форма корон - они стали царскими
В царствование Ивана Грозного Русь одержала крупные победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился на его гербе - двуглавый орел стал увенчан не двумя, а одной короной, с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне государственной печати на груди орла помещался щит с единорогом - личным знаком царя (Эмблему единорога Иван IV взял из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси); на оборотной стороне - щит со святым Георгием Победоносцем, пробивающим змея. С этого времени изображение московской эмблемы на груди орла становится традиционным

В годы царствования Михаила Романова гербовый орел изображался с двумя коронами на головах и православным крестом между ними, но вскоре крест был заменен на третью корону. Три короны на русском гербе символизировали Святую Троицу, а с середины XVII в. три короны стали трактоваться и как символ триединства великорусов, малорусов и белорусов. А в 1667 г. впервые было дано официальное разъяснение российского герба, где говорилось, что “три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства...”

В период царствования Алексея Михайловича в лапах орла впервые появляются скипетр и держава. В 1698 г. Петр I учредил орден св. Апостола Андрея Первозванного в честь создания русского военно-морского флота.

Начиная с 1699 г. цепь ордена св. Андрея Первозванного стала государственной регалией наряду с короной, державой и скипетром, а вместе с голубой лентой - атрибутом государственного герба. Андреевская цепь помещалась на груди двуглавого орла вокруг щита с московским гербом, а голубая лента изображалась ниспадающей из Большой короны в обе стороны над главами орла. В связи с принятием Петром I императорского титула на гербах взамен царских корон стали изображать императорские.

При Петре I впервые на крыльях орла стали помещать щиты с гербами Великих княжеств и Царств, входивших в состав Российской империи. На правом крыле были размещены сверху вниз Киевский, Новгородский и Астраханский гербы, а на левом - Владимирский, Казанский и Сибирский. Однако это нововведение после Петра I практически не использовалось до Николая I. После выхода России «на бескрайние просторы Сибири и Дальнего Востока» «двуглавый орел стал символом нераздельности Европейской и Азиатской России, объединенных под единой короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, а другая – на восток. Таким образом, при Петре I сложился основной комплекс атрибутов орла.

Варианты изображения гербовых орлов, по В. Лебедеву, 1995

Лишь временами в рисунок гербового орла вносились некоторые изменения. При Павле I, который был рыцарем Мальтийского ордена, на груди орла помещался мальтийский крест, увенчанный короной Великого магистра. Александр 1, взойдя на престол, тут же отменил мальтийский крест, но вместо этого в российском орле начало проявляться французское влияние: в первой четверти XIX в. вместо державы и скипетра в лапах орла изображали факел и громовые стрелы, лавровый венок или лавровую ветвь, ликторский пучок, перевитый лентами, змею. Лишь при Временном правительстве двуглавый орел был лишен всех государственных регалий и щитов с гербами российских территорий.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 2320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...