Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Негеральдические фигуры



На щите помещаются также негеральдические фигуры, среди которых может быть использовано почти все, что встречается под солнцем. Негеральдические фигуры условно делятся на три группы: естественные, искусственные и мифические.

Эмблемы первой подгруппы естественных фигур

Естественные фигуры – это изображения, отражающие многообразие мира природы, они подразделяются на три основные подгруппы: 1) космические предметы, планеты и стихии, явления природы; 2) живые существа; 3) растительный мир.

К первой подгруппе относятся Солнце, Луна, планеты, земной шар, кометы, звезды, стихии, реки и озера, моря и океаны, радуга, молния, град, облака и т.д.

Солнце в средневековой классической геральдике было эмблемой света, богатства, изобилия. Его изображали в виде круга с человеческим лицом, окруженного попеременно прямыми и извилистыми лучами (лучей обычно 8). Солнце бывает золотое, реже – серебряное. Если для него избирался другой цвет, эмблема именовалась “тень солнца”.

Эмблема луны известна в виде полумесяца, в ряде гербов она, как и солнце, имеет человеческий профиль. С 602 г. полумесяц - эмблема ислама, а с X – XII вв. он стал государственной эмблемой большинства мусульманских государств, различаясь по цвету – серебряный, зеленый или красный. Полумесяц обычно употребляется вместе с небольшой пятиконечной звездой, расположенной между его рогами. Располагается полумесяц рогами вверх, в левую геральдическую сторону или влево вверх на три четверти.

Звезды – один из древнейших символов человечества, принятый геральдикой всех народов. Звезда – эмблема вечности, с XVIII в. –символ высоких стремлений, вечных идеалов, с конца XVIII в. – эмблема путеводности, счастья. Звезды в геральдике различаются по числу лучей и по цвету. Сочетание того и другого дает различные национальные значения звезд. Треугольная звезда – библейский знак, эмблема судьбы, четырехлучевая – эмблема путеводности, пятиконечная (пентаграмма) – эмблема охраны, безопасности, один из древнейших символов человечества, шестиконечная звезда (гексаграмма) – эмблема с религиозным значением. В настоящее время это, во-первых, – “звезда Давида”, образованная двумя синими равновеликими пересекающимися треугольниками, - символ сионистского движения и основная национальная эмблема Израиля; во-вторых, – это библейская или “вифлеемская звезда” (в настоящее время белая, т.к. ее традиционный желтый цвет был скомпрометирован во время Второй мировой войны тем, что гитлеровцы избрали ее для маркировки одежды евреев).

Ко второй подгруппе относятся все живые существа. Этот вид фигур встречается в геральдике чаще всего.

Человек может изображаться в набедренной повязке – в этом случае он именуется “ диким ”. Но обычно он изображается вооруженным, часто верхом на коне. Встречаются также изображения только головы, руки, ступни, черепа, скелета, пылающего сердца, глаз.

Варианты эмблем в виде человека и частей его тела

По Д. Фоли, 1997, Г.А. Леонтьевой, 2000

Так, рука, сжатая в кулак, бронированная или в латах, держащая щит или меч, лук или стрелы, изображалась не только на гербах отдельных лиц, но и на гербах целых стран, когда надо было выразить идею обороны, отваги, защиты отечества. В средние века эмблема руки применялась чаще всего для выражения понятий “ защита ”, “ оборона ”, а также " клятва " и " верность ". Так, рука, поднятая для присяги, означает верность. По мере развития человеческого общества эмблема руки начинала символизировать все новые и новые понятия: например, власти – рука, сжимающая меч, державу или скипетр; искренности – открытая рука; труда, мастерства, таланта, дружбы, союза – рукопожатие двух рук; указания пути – вытянутый указательный палец.

Хищные животные

Из них ведущее место в геральдике занимает лев – царь зверей, эмблема гордости, мужества, храбрости, быстроты, стойкости, великодушия и благородства. В государственных гербах коронованный лев – эмблема власти над подданными.

Варианты эмблем в виде льва

По Д. Фоли, 1997, Г.А. Леонтьевой, 2000

В разных странах лев изображается с разными атрибутами (луком и стрелами, саблей, мечом, секирой, алебардой, копьем и т.д.). Геральдически основная форма – лев на задних лапах и в профиль – называется львом; лев или несколько львов – два или три – растянувшиеся горизонтально и в профиль, называются львятами, или львенками, если они тонкие и худые; лев, идущий на четырех лапах, с головой, повернутой анфас, называется леопардом, лев, стоящий на задних лапах, с головой, повернутой анфас, называется леопардным львом; лев, идущий на четырех лапах, с головой, повернутой в профиль, называется львиным леопардом. Геральдический лев всегда золотой, редко серебряный – обычно у республик (он именуется белым львом), в исключительных случаях - красный, синий, черный лев. Изображение льва геральдически условно, стилизовано. Геральдический лев может иметь один, два или три хвоста, изгибающихся в разных направлениях, что четко фиксирует национальный признак эмблемы. В геральдике встречаются также отдельные части льва или леопарда – лапы, голова, передняя половина туловища – они употребляются не для государства в целом, а для его отдельных частей – провинций или учреждений.

Кроме льва широко использовались изображения других кошачьих хищников (барс, рысь, тигр, ягуар, пантера, пума). Характерны для геральдики и такие хищники, как медведь, волк, лиса, куница, соболь, горностай, бобр.

Лесные животные – не хищники ( лось, олень, косуля, лань, бобер, белка, вепрь).

Наиболее излюбленный из них - олень – эмблема воина, мужского благородства. Эта эмблема встречается в рыцарских гербах самых древних и воинственных народов. Особенно популярен он был в Англии и Германии. Олень изображается всегда в профиль, может быть бегущим, скачущим, мерно шествующим, стоящим, редко – отдыхающим. Иногда изображаются только голова или рога оленя. Олени различаются не только по позе и особенностям фигуры, но и по цвету, чтобы не смешивать эмблемы разных стран, земель, народов и родов. Примеры изображения оленя По Г.А. Леонтьевой, 2000

Домашние животные (конь, овца, баран, ягненок, бык, вол, буйвол, осел, корова) для отличия от диких изображаются с признаками их принадлежности человеку: ошейником, уздечкой, сбруей, ярмом, колокольчиком на шее и т.п.

Наиболее распространен в геральдике конь. По отношению к нему никогда не используется термин “лошадь”, только “конь”. По смыслу он сочетает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, хитрость лисицы. В геральдическом изображении конь всегда в сбруе или под седоком. Если он без седока, без узды и с распушенным хвостом – это " дикий конь ". Силуэт коня и его голова изображаются только в профиль. “Лошадиная” голова не в профиль означает неблагородное вьючное животное и блазонируется как “мул”, “анагр”, “осел”.

Часто встречается изображение пса – эмблема верности, преданности, храбрости, бдительности, иногда – дружбы. В геральдике нет термина “ собака ”, только “ пес ”. Чтобы подчеркнуть, что это прирученное человеком домашнее животное, ему всегда придается ошейник. Пес изображается с явными признаками породы (легавая, борзая, немецкая овчарка и т.д.) и только в профиль, стоящим, сидящим или бегущим. Встречаются и отдельные изображения песьей головы в профиль, особенно в английских и венгерских гербах.

Пернатые. В классической геральдике их круг ограничен (орел, сокол, сова, журавль, павлин, пеликан, цапля, голубь, ворон, лебедь), а в современной встречается огромное разнообразие пернатых.

Герб литовского рода Радзивиллов По Ф.А. Брокгаузу, И.А. Ефрону,…2007 Чаще всего в гербах встречается орел – король животного мира после льва, одна из древнейших эмблем, сохранившихся в гербах ряда государств до наших дней. Орел означает власть (особенно императорскую), могущество, господство, верховенство, государственную прозорливость, скорость и остроту зрения, веру и победу. Геральдические орлы абстрактные – то есть намеренно лишены признаков породы, или фантастические – двухголовые. Но во многих современных гербах орлы различаются своей породой (орланы, беркуты, соколы, кондоры). В Риме орел впервые появился на штандартах римских легионеров, затем стал эмблемой римских императоров, а позднее геральдической эмблемой Священной римской империи. Употребление двуглавого орла в гербах было прерогативой государств в ранге империи.

Пеликан – эмблема самопожертвования, символ родительской любви к детям, милосердия. Он входил во многие родовые и личные гербы, иногда в гербы небольших феодальных государств, изображен на гербе РГПУ им. Герцена, Корпуса Кристи Колледжа в Оксфорде и Кембридже (педагогические ВУЗы). На эмблематических изображениях пеликан всегда повернут к зрителю на три четверти, так, что видно, как он разрывает клювом свою грудь, из которой течет кровь, изображаемая каплями. Цвет пеликана серебряный, кровь – красная. Рядом с пеликаном находятся птенцы – всегда нечетное количество, что подчеркивает неделимое, и символизирует безраздельную любовь.

Яйцо – означало порождение, новую жизнь, живительные силы весны и бесконечность, т.к. его форма не имеет ни начала, ни конца.

Пресмыкающиеся, в классической геральдике включали только змею и саламандру, позже к ним добавились черепаха, жаба и крокодил.

Варианты изображения змеи По Д. Фоли, 1997, Г.А. Леонтьевой, 2000 Змея – одна из древнейших эмблем человечества. Причем змея, ящерица и дракон символизируют примерно одно и то же понятие. Насчет понятия “змея” уже с эпохи раннего средневековья возникли противоречивые и даже взаимоисключающие оценки. От цивилизаций Древнего Востока идет представление о змее как об эмблеме мудрости, целительства и здоровья, обновления, возрождения жизни. В Европе же змею считали символом ядовитости, зла, коварства, хитрости, смерти, разрушения, греха. Чтобы знать, в каком качестве – положительном или отрицательном – употребляется

эмблема змеи, в международной геральдике было выработано правило: изображать змею с дополнительными атрибутами, поясняющими ее значение в конкретном случае. Так, змея, пожираемая орлом, означает зло; змея, обвивающая обоюдоострый меч - эмблема хитрости; змея, обвивающая чашу и изливающая в нее свой яд – эмблема медицины. Без дополнительных атрибутов допускается изображение эмблемы вечности – змея, кусающая свой хвост.

Рыбы, к ним в классической геральдике ошибочно относили дельфина, который выступал как обобщенный образ рыб и морского мира вообще. Позднее появились изображения щуки, трески, форели. В российской геральдике часто встречается осетр, стерлядь, карась, карп, и обобщенный образ рыб в виде судака или сазана.

Дельфин – эмблема силы, усердия, скорости, любви. Дельфин, обвивающий якорь означал " спеши медленно " (осмотрительность). Поскольку дельфины иногда поддерживают в воде тонущих, то они олицетворяли также спасение души через христианство.

Насекомые: из них бабочки - эмблема непостоянства, и возрождения; стрекозы – беспечности; пауки – коварства, зла и дикости; скорпионы – злости, смерти. Пчелы, осы и муравьи - эмблема трудолюбия, бережливости и усердия. Оса на гербе могла говорить о том, что обладатель герба " сделал себя сам ".

Третью подгруппу естественных фигур в геральдике составляют эмблемы в виде растений, которые изображаются в гербах преимущественно в своем естественном виде.

Деревья обозначали плодородие и производительность, изображались обычно с явными признаками своей породы. Они могут изображаться целиком, то есть от корней до верхушки, и в таких случаях называются “ вырванными ", встречаются и отдельные части деревьев, каждая из которых имеет свое значение.

Главное дерево в геральдике - дуб – король леса. Все части этого растения – ствол, ветви, листья, желуди – употребляются в геральдике. Дуб - эмблема военных качеств – мощи, силы, мужества, стойкости, твердости, доблести, постоянства и терпения. Изображение дуба с вырванными корнями на щитах саксонской знати означало, что она разделяет с простыми саксами их судьбу после норманнского завоевания. Дуб с желудями – эмблема зрелой, полной силы, дуб без желудей – эмблема юной доблести. Имеет значение и цвет желудей – они могут быть зелеными, как листья, коричневыми и золотыми, что дает вариации их символического значения. В средневековой геральдике встречались и пурпурные желуди, означающие “благородное, великодушное могущество”. Цвет геральдических листьев может быть зеленым, серебряным и золотым.

Ель – эмблема королевской власти и самодержавия, эмблема вечной жизни, дерева жизни, и в то же время – знак смерти, траура. В гербах ель изображается в виде целого дерева, ветви или шишки. Стилизованная ель в геральдике имеет характерное конусообразное расположение ветвей зеленого цвета. Геральдические еловые шишки, именуемые “плод” или “орех” могут быть красными, серебряными или золотыми. Они употребляются в значении “трудная задача” (по аналогии с орехом), но чаще всего как “высокая задача”, “высокая цель”, “вершина”. В западноевропейской геральдике еловая шишка часто употребляется в гербах городов для подчеркивания их древности, особенно если город основан на месте жертвенного капища – например, Аугсбург. В этом случае шишка носит название “пирр”, что означает “высшая точка пирамиды”.

Олива олицетворяет мир, достаток, плодородие, победу. Наиболее широко используются изображения оливковых ветвей в значении “мирные намерения”. Плодовитость дерева сделала его и эмблемой плодородия; на свадьбу невеста и жених надевали или несли в руках гирлянду из оливковых ветвей.

Пальма – главная эмблема победы и триумфа. Пальмовые ветви использовались также в значении “долговечность, миролюбие”. На праздновании вербного воскресения священники раздают пальмовые листья, которые освящают и хранят дома как знак присутствия Христа. В страхах, где пальмы не растут, используются другие растения. В России, например, заменой им служат ветки вербы.

Лавр, как вечнозеленое дерево, олицетворяет бессмертие, но также и триумф, победу, успех. Идея награждать победителей лавровым венком появилась у Римлян и продолжает сохраняться до сих пор.

Травы. К ним относятся в геральдике все растения, изображаемые целиком зеленым цветом. Они могут быть представлены в виде пучка или в виде одного стебля, если имеют хорошо выраженные признаки породы (клевер, лен, чертополох, сельдерей).

Клевер или трилистник – эмблема единства, гармонии. Кроме того, трилистник символизирует Троицу. Редко встречающийся четырехлистник олицетворяет удачу, но клевер с пятью листочками предвещает несчастье. Трилистник – национальная эмблема Ирландии.

Чертополох – эмблема греха, скорби, проклятия. Но при этом чертополох – национальная эмблема Шотландии с девизом " Никто не тронет меня, не поранившись ".

Плоды играют немаловажную роль в геральдике. Они могут изображаться по отдельности, группой – например в роге изобилия, или вплетенными в венок. Классические геральдические плоды – виноград, померанец, орехи, гранат, яблоко, груша, малина.

Виноград – древнейшая эмблема плодородия, изобилия, жизненной силы, жизнерадостности и веселья. Гроздья винограда обозначают обилие и богатство.

Груша – эмблема добропорядочной службы.

Яблоко – эмблема совершенства, обладания, здоровья и жизненность. Цветение яблони олицетворяет вечную юность и плодородие. У христиан яблоко - эмблема искушения, Падения человека и его Спасения.

Гранат – эмблема жизни и плодородия. Ему в древности приписывали сверхъестественные свойства и поэтому копировали его форму и внешний вид для создания символов власти. Остатки цветка – "щипок" на верхней стороне граната - послужили прообразом короны в виде венца с зубцами. Сам плод послужил основанием для создания державы или, как говорили на Руси, “яблока державного”. Гранат в геральдике изображают золотым, иногда встречается и т. н. “ треснувший гранат ”, у которого в центре - узкий эллипс с виднеющимися в нем 12 красными зернами (12 – число, с древнейших времен означающее совершенство).

Злаки обычно стилизуются, в гербах изображаются как отдельно, так и в снопах, венках.

Цветы древнейшие растительные изображения в геральдике. Классические эмблемы в виде цветов (хризантема, роза, лилия, лотос) имеют не натуральные, а подчеркнуто стилизованные изображения.

Герб Белой Розы По Ф.А. Брокгаузу, И.А. Ефрону,…2007 Роза – королева цветов, в светском понимании – эмблема грации, молодости и красоты. Отцами католической церкви роза была объявлена символом чистоты и райской святости, а ее алый цвет был признан исключительно символом крови Христа. После утраты католической церковью своего влияния роза на Западе постепенно превратилась в эмблему официальной идеологии. В классической геральдике изображение розы было канонизировано и стилизовано. Она могла быть золотая, серебряная, красная, белая и синяя. Роза употреблялась как в гербах обычных дворян, так и в гербах крупных монархических династий.

Лилия – эмблема чистоты, величия, невинности. Геральдическая лилия в своей основе, по-видимому, была изображением острия копья, чем объясняется ее широкое распространение в геральдике. Изображение геральдической лилии сильно стилизовано. Согласно некоторым источникам, лилия является королевой цветов, и служит знаком королевской власти, мудрости и верности. Лилия - традиционная эмблема королей Франции.

Важное значение в геральдике имело изображение венка, который с древнейших времен был эмблемой бессмертия, и после гибели рыцаря, у которого не осталось мужского потомства, венок включали в герб его вдовы или дочери как дополнение, указывающее, что герб – женский. Для отличия венков разных родов их перевязывали лентами, соответствующими гербовым цветам. Поскольку женские гербы сохранялись только за прямым потомством, то они очень скоро исчезали, и в XVII – XVIII вв. в Западной Европе стали чрезвычайно редки. В России не было обычая создавать женские гербы, поэтому венки встречаются в русских гербах исключительно как эмблемы почета и заслуг. Обычно венок в русских гербах выступал не как самостоятельная эмблема, а как некий атрибут, иллюстрирующий понятия “ слава”, “заслуги”, “честь”, “доблесть ”. Венок придавали аллегорическим фигурам – гениям-вестникам, купидонам, несущим его в вытянутой правой руке, или птицам и животным (орел с венком в когтях, голубь с венком в клюве и т.д.). В родовые гербы конца XVIII – начала XIX вв. стали включать маленькие, перевитые лентами веночки, окаймляющие римские цифры, означающие выслугу лет, за которые было пожаловано дворянство. Многозначность истолкования эмблемы венка привела к появлению в русской геральдике нескольких канонизированных видов его изображения:

- парящий венок изображался в виде горизонтального эллипса и означал признание заслуг, поскольку его вид свидетельствовал о возложении этого венка на кого-нибудь;

- венок анфас, в виде плотного кольца стал атрибутом надгробий, памятников, юбилеев. Он помещался также в родовых гербах, гербах обществ, корпораций, городов, воинских частей;

- профильное вертикальное изображение венка (иногда 2-3 венка, расположенных вплотную друг к другу) означало “ венки ”, то есть блазонировалось во множественном числе, независимо от количества венков. Это была эмблема достоинства, употреблявшаяся только в родовых гербах.

Как всегда бывает при чрезмерном употреблении любого понятия, произошла своего рода утрата престижа эмблемы венка. К началу ХХ в. он стал маловажной эмблемой, и низвелся до уровня виньеток в книжной графике.

Вторая группа – искусственные фигуры – это предметы, сделанные человеком. Сюда относятся:

Предметы монархической власти – регалии, а также монархического быта – украшения, ордена и т.д.

Предметы церковного обихода: посох – отличительный знак духовной власти, эмблема пастыря; чаши, кадила, митры, четки и т.д.

Оружие занимает важное место в геральдике. В родовых гербах употреблялись только те виды рыцарского оружия, которые раньше других перешли в разряд “музейных” – лук и стрелы, меч, копье, боевой чекан, шестопер, палица, секира и доспехи. В городские гербы с XVII в. начали включать пушки – символические знаки осады и взятия приступом крепостей, связанные с понятием “ преодоления силы ”, качеством, равнозначным мужеству и доблести.

Лук – эмблема оружия в его самой общей форме как символа самозащиты. Лук с натянутой тетивой – готовность, без тетивы – разоружение, с натянутой тетивой и стрелой – готовность к бою, в русских областных гербах – эмблема охоты, охотничьего промысла, как главного занятия населения. В родовых гербах свидетельствует о либо о древнем, либо о восточном, либо о военном происхождении предков гербовладельца.

Меч, как основное оружие рыцаря – это символ военного верховенства, военачалия. В этом качестве меч в XIII – XIV вв. вошел в число государственных атрибутов власти, символизируя верховное военное главенство монархов. Крестообразная форма меча способствовала в религиозной Европе усилению его символической престижности. Военный меч изображается острием вверх, за исключением тех случаев, когда он употреблен в память павших или в память военных подвигов – тогда он повернут острием вниз. Меч правосудия изображается острием вниз по диагонали.

Кинжал рассматривается как страж свободы, карающее орудие. И меч, и кинжал имеют прямой обоюдоострый клинок. Признаком меча является его длина, а также прямое перекрестье, отделяющее лезвие от рукояти. У кинжала, который значительно короче меча, перекладина напоминает латинскую S, зачастую эфес имеет украшения, не принятые у геральдических мечей.

В эпоху наполеоновских войн распространение получил особый вид изображения оружия в геральдике – трофеи – эмблема победителя. Трофеи включают в себя венную добычу, являющуюся доказательством победы – оружие, доспехи, знамена, сданные при капитуляции. Но “ геральдические трофейные группы ”, в отличие от реальных трофеев, состоят не из предметов противника, а из собственных предметов гербовладельца.

Значительное место в геральдике занимали предметы, связанные с охотой. Сюда относятся соколиные уборы, охотничьи рожки, бичи, стремена, седла и т.д., а также охотничьи трофеи – бивни, клыки, рога, шкуры.

С эпохи великих географических открытий престижным стало введение в гербы предметов, связанных с мореплаванием – различных видов судов, их частей, корабельных принадлежностей, навигационных инструментов.

В гербы включались и архитектурные объекты – выдающиеся архитектурные сооружения, или стилизованные изображения башен, замков, крепостных стен и отдельные детали сооружений.

Особую группу в числе искусственных фигур составляют орудия казни и пыток: дыба, виселица, эшафот, топор, одеяния грешников и др. Но эти фигуры встречаются редко, как правило, в монастырских гербах.

Музыкальные инструменты (свирель, лира, арфа, гусли, волынка, различные трубы, барабан и др.) довольно часто присутствуют в гербах. Особое предпочтение отдается духовым и ударным инструментам, т.к. они удобны по форме для эмблематического изображения, и наиболее созвучны геральдике как инструменты, лающие сильный, торжественный звук и используемые как сигнальная, наступательная и парадная музыка.

Орудия труда и инструменты в классической геральдике почти не встречаются, т.к. это - эмблемы ремесленников и рабочих, а гербы были привилегией аристократии. Но эта категория эмблем приобрела особое значение в ХХ в., когда орудия труда стали центральными эмблемами многих государственных гербов. Первыми эмблемами труда являются молоток, зубило, кирка. Эмблема квалифицированного труда – циркуль. Эмблема " серп и молот ", ассоциирующаяся с коммунизмом, была принята в 1922 г., когда создавался СССР. Серп и молот представляли рабочих промышленности и сельского хозяйства, или пролетариат и крестьянство.

Предметы, связанные с письменностью и книгопечатанием. Сюда относятся изображения свитка, книги, письменных принадлежностей.

Книга – эмблема просвещения, знания, образования, изображается всегда в раскрытом виде, с симметрично расположенными, совершенно чистыми белыми страницами, что символизирует чистый разум. Раскрытая книга, но расположенная не перпендикулярно, а по диагонали, и с условно переданным текстом – это Библия или иное священное писание. Евангелие изображается в закрытом виде, что означает законченное повествование, у него виден торец, а на обложке, как правило, изображение креста.

Третья группа – фантастические фигуры – это мифические существа, плод человеческой фантазии. Их происхождение вызвано тем, что, желая изобразить что-то таинственное, и не находя для этого соответствующего существа из реальной жизни, человек придумывал чудовищ, обычно комбинируя в одном существе признаки нескольких животных – например, человеко-конь, собако-орел, человеко-птице-бык и т. д. Этим существам давались особые, выдуманные специально для них названия.

Герб Казани По А.Б. Лакиеру, 2007 Дракон – один из самых сложных и широко трактуемых образов. На Востоке дракон является созидательной силой, благоприятной человеку. В Европе он – эмблема злого чудовища, сил зла, ужаса. В русской геральдике – эмблема дьявола, сатаны, злых сил ада, а также эмблема всех сил, противостоящих Руси. Драконы известны в разных вариантах, некоторые из них имели свои названия и свое значение. Так, в российской геральдике известен Зилант – драконоподобное существо с песьей головой, орлиной грудью, петушиными лапами, крыльями летучей мыши и змеиным хвостом. Зилант отличался от канонического изображения церковного дракона в Московском гербе, он имел прозвище “ татарский дракон ” и использовался в гербе Казани и Казанской губернии.

Грифон – наполовину орел, наполовину лев – эмблема быстроты, соединенной с силой и мужеством, его выбрали в качестве эмблемы многие монархи. Так, грифон был основной эмблемой правящего дома Романовых, одним из королевских символов Англии.

Единорог – конь с выходящим из темени винтообразным бивнем и с бородкой - служил эмблемой чистоты, непорочности и мужской чести, поэтому охотно включался в гербы высшей знатью. Единорог был личной эмблемой Ивана IV, в наши дни он известен как щитодержатель королевского герба Шотландии.

Феникс – древняя эмблема бессмертия, возрождения, солнца. В геральдике феникса изображают поднимающимся из пламени. Он был эмблемой английской королевы Елизаветы I. Средневековые алхимики использовали феникса для обозначения своей профессии; позднее его стали использовать как знак, связанный с химией и фармакологией.

Альконост Альконост – дева-птица, с девичьей головой и руками и птичьим туловищем, крыльями, хвостом и лапами. Грудь у Альконоста не обнажена, в руках она держит свиток и цветок, которые выражают просвещение и процветание. Таким образом – Альконост – добродетельная фантастическая фигура, являющаяся покровителем ученых и знания. Она специально была придумана российскими монахами-книжниками в XVII в. для выражения данных понятий. В современной геральдике фантастические фигуры сохранились только в старых городских и монархических гербах.

При блазонировании гербов необходимо учитывать некоторые особенности изображения фигур. Обычно фигура помещается в центре щита, если наблюдаются отклонения, то это указывается специальными терминами. Когда изображается только передняя часть фигуры, она называется “выходящей”, или “ возвышающейся” – вверх; когда видна только голова и передние лапы – “выглядывающей”; когда голова и передние лапы скрываются за краем щита – “ исчезающей”, когда изображается только часть фигуры с извилистой линией отделения – “ оторванной”. Две фигуры, обращенные головами к центру называются “ сходящимися”, наоборот – “ расходящимися”. Если одна фигура помещена на другой, вторая именуется “ обремененной”. При размещении на щите свыше 12 фигур, щит носит название “усеянный”. Когда в щите помещается несколько однородных фигур, их расположение повторяет контуры треугольного щита.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 10443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...