Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рождение советского герба



Орел с государственной печати Временного правительства По В. Лебедеву, 1995 В феврале 1917 г. в России произошла буржуазная революция. 2 марта император Николай II отрекся от престола, его брат Михаил – тоже. А поскольку государственные символы отражали царскую идеологию, их нужно было незамедлительно менять. С гимном сложностей не возникло, уже на следующий день музыканты заиграли " Марсельезу ". Красный флаг, сопровождавший революцию, тоже был поднят без проблем и не вызвал нареканий. С гербом было сложнее. Еще в марте 1917 г. организовали комиссию по вопросу создания нового герба.

Возглавлял ее пролетарский писатель А.М. Горький (Пешков). Заместителями ему назначили известных в обществе и пользующихся уважением А. Бенуа и Н. Рериха. Консультантами комиссии были известные российские геральдисты В. Лукомский, С. Тройницкий, Г. Нарбут, И. Билибин. Именно они объявили, что без решения Учредительного собрания решать вопрос о гербе нельзя, и предложили использовать старый герб без атрибутов царской власти. Рисунок этого герба составил И. Билибин.

До августа 1918 г. органами советской власти использовались печати учреждений Временного правительства с двуглавым орлом. Однако после Октябрьской революции для вновь созданной республики потребовались новые традиции и новая символика. Нужда в государственном гербе после создания нового государства стала еще более острой, чем в марте 1917 года. В первые месяцы официально одобренной символики не было. Но уже получили распространение символы труда, такие как серп, молот, плуг, и символ революционной армии – штык.

Новая революционная символика, прежде всего, стала распространяться в воинских отличительных знаках. Среди них были:

- знак в виде звезды с золотыми лучами с изображением в центре на красном фоне золотых плуга и молота (для воинов Красной армии)

- этот же значок, наложенный на венок из лавровых и дубовых листьев (для командирского сост.)

- голубая свастика (у бойцов калмыцкой конной бригады).

Свастика – бегущий крест – древнейший буддийский символ вечности и счастья. Он был лучше понятен калмыкам-буддийцам. И вообще, в поисках знака, отвечающего смыслу российской республики, художники нередко употребляли свастику. Именно она была изображена на деньгах Временного правительства 1917 года. В первые годы революции свастика была весьма популярна и трактовалась как символ очищающего революционного пламени. Но красная звезда оказалась сильнее, и именно она утвердилась в качестве основного символа, прежде всего, вооруженных сил. Тем более, что в начале 20-х годов ХХ в. в Германии появился фашизм, и А.В. Луначарский опубликовал в газете " Предупреждение ": "Так как свастика… в последнее время приобретает характер символического знака фашистского реакционного движения, то предупреждаю, что художники ни в коем случае не должны пользоваться этим орнаментом".

Красная звезда в приказах Военного ведомства, публикуемых уже в начале 1918 г., называлась "марсовой звездой". Создатели этого знака обратились к античной символике, где богом войны был Марс, и все, что связывалось с ним, имело, естественно, соответствующую окраску. Художественное становление этой сначала сугубо военной, и уже позднее общероссийской эмблемы, происходило в течение нескольких лет. Сначала звезда рисовалась с округлыми сторонами, а края лучей слегка выгибались наружу. Пятиконечная звезда иногда изображалась лучом вниз. Лишь с 1922 г. звезда обрела прямые лучи и строгую форму с верхним концом, с серпом ми молотом посередине.

Уже в январе 1918 г. Совнарком дал указание изготовить государственную печать. Появилось множество вариантов будущей государственной эмблемы, среди которых были самые фантастические. Например, существовал проект, в котором "был взят двуглавый орел, причем у орла повыщипаны перья, вместо маленьких корон на головах поставлены красные звезды, а вместо большой короны, которая высится над головами орла, надета шапка красноармейца. В лапах вместо скипетра и державы – камень и палка". Этот проект Ленин отверг. Проектов предлагалось множество. В них в качестве эмблемы труда рабочих присутствовал молот, а символов крестьянского труда предлагалось два – серп и плуг.

В январе 1918 г. за разработку герба были посажены лучшие художники, целые коллективы Москвы и Петрограда. К апрелю 1918 г. положение с гербом несколько прояснилось. Остановились на проекте, предложенном художником А. Лео: в красном поле сияющие лучи восходящего солнца, обрамленные полукругом снопами пшеницы, внутри которых отчетливо виднелись серп и молот, а над гербом главенствовал отточенный булатный меч. Ленин предложил убрать из герба меч, мотивируя это тем, что "завоевания нам не нужны,… и меч – не наша эмблема".

Герб РСФСР По Е.И. Каменцевой, Н.В. Устюгову, 1974 В июле 1918 г. этот герб был принят на V Всероссийском съезде Советов как государственный герб РСФСР, и закреплен Конституцией, принятой 10 июля 1918 года. В Конституции значилось: "Герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и надписью: а) Российская Социалистическая Федеративная Советская республика и б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Т.о., центральной эмблемой герба стали серп и молот. В армии основной эмблемой стала красная звезда с плугом и молотом в центре, которая нашивалась на суконный шлем.

Т.о., в государстве образовалось две близкие по рисунку и значению эмблемы. Дуалистичность геральдики сохранялась до 1922 г., когда приказом Реввоенсовета республики плуг заменили серпом.

Описание герба в Конституции было неконкретным, что давало волю для фантазии художников. Дунин-Борковский писал: "Описание герба совершенно неточно, а именно: нет указаний, что серп и молот помещены на щите и что венец из колосьев обвивает не "серп и молот", а щит. Кроме того, не указано, что именно находится справа, а что слева – серп или молот. Относительно надписей не указано, где именно они должны быть помещены, в то время как на практике они всегда помещаются на особых лентах…". Тем не менее, как считает Н.А. Соболева, герб был составлен вполне в соответствии с геральдическими канонами. Его символика проста и наглядна. Гербу свойственно правильное построение – эмблемы размещены в гербовом щите. Отсутствуют излишества в виде щитодержателей и прочих украшений (хотя в проектах предлагались щитодержатели в виде фигур рабочего и крестьянина, украшение гербового щита буденовкой, виньетками, завязанными в бант лентами). Щит обрамлен колосьями, соединенными внизу лентой. Сохранена геральдическая гармония цвета и металла. Девиз – характерная деталь герба – подчеркивал политическую направленность отличительного знака социалистического государства.

В дальнейшем, при создании герба СССР эти правила уже не соблюдались.

Герб РСФСР По Е.И. Каменцевой, Н.В. Устюгову, 1974 Решено было даже отказаться от щита – основополагающей части герба, которая собственно и делает эмблему гербом. В июле 1923 г. был принят герб СССР. Над ним трудились художники 2-й печатной фабрики Гознак. При создании нового государственного герба политические задачи возобладали над геральдическими. В проектах, предоставленных художниками Гознака, было множество различных орудий труда и предметов производства (грабли, вилы, молотки, шестерни и пр.), свидетельствовавших о трудовом энтузиазме масс, но никак не о геральдических знаниях.

Комиссия ЦИК выбрала проект, в котором серп и молот "обременяли" (по геральдической терминологии) земной шар, символизировавший "слитность нашей державы с судьбами человечества". Художник-гравер Гознака И.И. Дубасов должен был доработать одобренный ЦИК проект, причем, по требованиям заказчика ни в коем случае нельзя было искажать подлинную форму орудий труда – серпа и молота. По воспоминаниям Дубасова, он срисовал серп и молот с оригинала, форму земного шара – с натурального глобуса, развернув его в нужном ракурсе.

Государственный герб СССР символизировал основу общенародного государства – союз рабочих и крестьян, объединение равноправных союзных республик в едином государстве, равноправие социалистических партий, выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран.

§ 5. Принятие современного конституционного Закона "О Государственном гербе Российской Федерации"

После распада СССР вопросы герботворчества вновь стали актуальны. Бывшие республики СССР создавали новую государственную символику.

В России еще в 1991 г. возникла идея возвратить стране ее историческую символику. В герб предлагалось вернуть двуглавого орла, помещенного в 1917 г. на печать Временного правительства. Но этого орла быстро окрестили "голым", и отказались принять, а т. к. Центробанк поспешил выпустить монеты с таким изображением, то "голого" орла решили сделать эмблемой Центробанка. 30 ноября 1993 г. Президент России подписал указ "О государственном гербе Российской федерации", по которому был возвращен исторический герб с двуглавым орлом под тремя коронами со скипетром и державой в лапах. Герб помещался на красном щите, на груди его в красном щитке изображался св. Георгий.

В декабре 2000 г. Государственной Думой и Советом Федерации был принят Конституционный закон Российской федерации о гербе. Закон подписан Президентом 25 декабря.

В ст.1 Закона о Государственном гербе РФ государственный символ нашей страны описан так: "Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона". Государственный герб РФ

В соответствие с законом дана новая трактовка герба: двуглавый орел – символ вечности России, символ глубокого уважения нашими народами своих исторических корней и национальной истории. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю всех народов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь орла, защищенная щитом с изображением Святого Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как на собирательницу и защитницу русских земель.

В Законе указывается, что воспроизведение двуглавого орла возможно и без щита, а также в одноцветном варианте. По мнению разработчиков, изображение двуглавого орла в любом случае должно восприниматься в качестве главной государственной эмблемы.

Литература:

  1. Борисов И. В., Козина Е. Н. Геральдика России. - М.: Астрель, 2005
  2. Вилинбахов Г. В. История Российского герба и флага. - СПб.: СПбГУ (Филфак), 2004
  3. Вилинбахов Г.В. Всадник русского герба // Труды Государственного Эрмитажа. - Л., 1981. Т.XXI.
  4. Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец. - СПб, 1995.
  5. Герб и флаг России Х-ХХ вв. - М., 1997.
  6. Голованова М. Государственные символы России. Серия: "Книги по истории и культуре". - М.: Росмэн, 2003
  7. Дуров В. А., Дуров Д. В. Российская государственная символика. Серия: "Геральдика. Фалеристика" - М.: РУССКИЙ РАРИТЕТ, 2003
  8. Каменцева Е.И., Устюгов Н.В. Русская сфрагистика и геральдика. - М., 1974.
  9. Лакиер А.Б. История российской геральдики. - М.: Эксмо, 2007.
  10. Лакиер А.Б. Русская геральдика. Подготовка текста и предисловие Соболевой Н.А. - М., 1990.
  11. Лакиер А.Б. Русская геральдика. - СПб., 1855.
  12. Лебедев В. Державный орел России. - М., 1995.
  13. Лихачев Н.П. Материалы для истории русской и византийской сфрагистики. // Тр. музея палеографии. Вып.1. Л., 1928; Вып.2. - Л., 1930.
  14. Лукомский В.К., Типольт Н.А. Русская геральдика. - СПб, 1915.
  15. Лысенко Н.Н. Русская государственная символика. - Л. 1990.
  16. Николаев Ю.К. Основы геральдики. Российская и пермская символика. - Пермь, 2002.
  17. Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672. - СПб., 1903.
  18. Пчелов Е. В. Российский государственный герб. Композиция, стилистика и семантика в историческом контексте. Серия: "Библиотека РАШ". - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005
  19. Силаев А. Возрождение русской геральдики. Серия: "Историческая библиотека". - М.: Изд.: Олма-Пресс, 2005.
  20. Силаев А. Истоки русской геральдики. Серия: "История и мифология". - М.: Гранд – Фаир, 2003
  21. Соболева Н. А., Казакевич А. Н. Символы и святыни Российской державы. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006
  22. Соболева Н.А. Герб Москвы (Исторический очерк). - М.: Лабиринт, 2000.
  23. Соболева Н.А. История герба Москвы. - М., 2002
  24. Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. - М., 2002.
  25. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. - М., 1993.
  26. Хорошкевич А.Л. Символы русской государственности. - М., 1993.




Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 4624 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...