Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цвет в геральдике



К геральдическим цветам, металлам и мехам, используемым в геральдике, в западноевропейской геральдике применяется термин тинктура (по-английски – примесь). При блазонировании тинктуру называют в первую очередь.

Цвета играют в геральдике и эмблематике очень важную роль. Их применение, во-первых, значительно увеличивает количество вариантов различных знаков, облегчает возможность их отличия друг от друга, создавая тем самым их многообразие, расширяя численность не совпадающих по внешнему виду знаков, эмблем, гербов; во-вторых, с цветами связано их определенное смысловое, политическое или национальное значение и, следовательно, применение геральдических цветов позволяет углубить и расширить качественную гамму различных фигур и знаков; в-третьих, применение цвета превращает эмблемы и гербы в подлинные произведения искусства и позволяет рассматривать их как таковые, помимо их чисто геральдического аспекта воспринимая их в контексте развития искусства.

Цвет в геральдике строго постоянен, стабилен, интернационально канонизирован и не подлежит интерпретации.

Из металлов употребляются только драгоценные – золото (Ор) и серебро (Аржент). Когда гербы приводятся не в подлиннике, а в репродукции или копии, золото и серебро могут быть заменены желтым и белым цветом, но с обязательной оговоркой, поскольку данные цвета могут существовать и как таковые, представляя сами себя.

Эмали (финифти) включают Червлень (красный), Лазурь (синий), Пурпур (фиолетовый), Траур (черный) и Верт (зеленый). В новейшее время к ним иногда добавляют оранжевый и коричневый, но эти цвета не имеют полного международного признания. В особо оговариваемых случаях изображения выполнялись в “ натуральном ” цвете.

Существуют также два основных типа покрытия полямеха – условно изображенные горностаевый и беличий мех. На подлинных гербовых щитах они могли быть покрыты настоящим мехом. В графическом варианте горностаевый мех обычно изображался черными "хвостиками" по белому полю, а беличий – голубыми фигурами, напоминающими развернутую беличью шкурку, по белому полю. Но меховые покрытия в графическом изображении встречаются в разных вариантах, например, горностаевое, как правило, представляет собой белый с черным мех, но известны варианты красного с белым и пр. Меха фактически вышли из употребления в конце XIX – начале ХХ вв., и в современных гербах обычно не применяются. В редких случаях щит покрывался чешуей, перьями или крыльями бабочек.

Как было характерно для средневекового менталитета в целом, геральдические цвета имели свою внутреннюю иерархию. Наиболее благородными считались из металлов – золото, из эмалей – красный, а наиболее низким – черный. Значения цветов и вызываемые ими ассоциации, сильно различаются в разных культурах. Каждый цвет (как и геральдические и негеральдические фигуры) имеет широкий спектр значений, нередко и положительных и отрицательных. Это не означает, что отдельно взятому гербу присущи все эти значения. В каждом конкретном случае гербовладелец выбирал одно или несколько близких значений, наиболее отвечающих идее герба. Символика общепринятых европейских геральдических цветов следующая:

Золотой (желтый) – верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство, милосердие, справедливость, сила, вера, постоянство. Золотой – цвет солнца и лета. Но желтый имеет и отрицательное значение, как цвет предательства, ревности, трусости, лжи, болезни (желтый флаг, поднятый над судном, означал, что на борту карантин). Желтый цвет во всем мире - цвет сил безопасности, в него окрашиваются спасательные машины и вертолеты, а в некоторых странах и пожарные машины.

Серебряный (белый) – чистота, невинность, непорочность, надежда, мудрость, правдивость, радость (в смысле “безмятежное состояние души”). Белый цвет ассоциируется с набожностью и религиозными обрядами. Белый флаг означает сдачу, перемирие, а в более широком значении – мир и добрую волю. Также белый цвет означает слепоту и абсолютную тишину, поэтому ассоциируется со смертью.

Пурпур – высокорожденность (императорство), достоинство, величие, могущество, верховенство, власть, мужество, сила, сдержанность, благоразумие. Как комбинация красного и синего этот цвет олицетворяет союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, этот цвет считался исключительно императорским, и с тех пор он ассоциируется с троном и властью.

Красный – право, сила, мужество, храбрость, кровопролитие, великодушие, очарование. Красный – это наиболее агрессивный цвет, цвет крови, огня, войны, революции. Но красный – это и цвет жизни, здоровья и возмужалости. Концепция красного как цвета любви восходит к огню. Красный означает и гнев. Этот цвет повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала "Стоп". Красный обозначает также стыд и бесчестие.

Синий – слава, честь, верность, искренность, величие, красота, ясность, справедливость, преданность. Как цвет ясного неба, синий представляет высоту и глубину, а также постоянство. Голубой цвет символизирует доблесть и превосходство, поэтому "голубая лента" является распространенной наградой за достижения в самых разных областях. Синий цвет также ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. Но этот цвет также отражает сомнение и депрессию, поэтому меланхолическую музыку медленного темпа, появившуюся в Америке в конце XIX в., назвали "Блюз".

Зеленый – свобода, радость (в смысле “ликование”), надежда, здоровье, изобилие, верность в любви, галантность. Зеленый – цвет весны, созревания, нового роста. Этот цвет означает избыток, процветание, стабильность, поэтому многие народы выбрали его для своих денег. Зеленый - священный цвет в исламе. Но это также цвет разложения и плесени, в фольклоре – это цвет эльфов, а отсюда – непослушания и проказ. Также он символизирует зависть и ревность. Как эмблема молодости зеленый означает незрелость, несовершеннолетие, неопытность, наивность.

Черный – постоянство, скромность, образованность, смирение, смерть, траур, мир (в смысле “покой”), осторожность. В христианской церкви черный цвет символизирует горе, оплакивание, скорбь.

Но, как писал в 1722 г. Александр Нисбет в книге "Система геральдики", некоторые из авторов геральдических систем имели слишком много воображения, и приписывали тинктуре "мистическую сущность в обозначении моральных добродетелей и политических и военных доблестей, приписываемых их владельцам". То есть, специалисты XVIII-XIX вв. считали символику цветов смешной и нелепой. Но, тем не менее, эта символика продолжает существовать и наполняет гербы и эмблемы дополнительным значением.

Самым распространенным законом геральдики считается запрет расположения в гербовом поле металла на металле, финифти на финифти и покрытия на покрытии. Это значит, что, например, в серебряном поле щита не может быть золотой фигуры. Это правило не распространяется только на две фигуры – батон (узкая перевязь) и титло (турнирный воротник). Пурпур употребляется как с финифтью, так и с металлом. Поверх металла или финифти может быть нанесен тонкими линиями узор – дамаскировка.

Подлинные гербы были рельефными и исполнялись из натуральных металлов, эмалей и мехов. На бумаге или других материалах исполнялись уже плоскостные копии гербов, до XVI в. - только в красках. Поэтому воспроизводить свои гербы на имуществе могли только весьма состоятельные люди. Но зачастую гербы как владельческие знаки помещались на самых разных предметах (например, на фамильном столовом серебре, оружии, личных печатях и т.д.). Когда фактура поверхности не позволяла выполнить герб в цвете, цвета обозначался начальными буквами или сокращениями. Но это было неудобным, т. к. терминология отличалась в разных странах. Для единообразия старались использовать французскую терминологию, а после Вестфальского мира 1648 г. приняли обозначение геральдических цветов порядковыми буквами латинского алфавита, едиными для всех стран. Кроме буквенной существовали и другие системы обозначения геральдических цветов, например с помощью астрологических знаков.

Таблица условных изображений геральдических цветов

С XVII в. для удобства типографического исполнения геральдических справочников были приняты условные графические изображения металлов, финифти и мехов – шраффировка.

Меха изображались так же, как на цветных гербах, только поле делалось черным, а значки – белыми. Мех в этом случае называется противогорностаевым или противобеличьим. Условные обозначения геральдических мехов

Только натуральному цвету не была присвоена ни определенная буква, ни штриховка, т.к. в середине XVII вв., когда утверждались эти правила, натуральный цвет в геральдике не допускался. Лишь в конце XVIII – начале XIX в., появилось правило для передачи натурального цвета графически оставлять поле белым, но, чтобы не путать его с серебряным, наносить на него т. н. “тень” - чуть-чуть штриховать геральдически левый край поля или фигуры.

Щиты

Главная часть герба - щит. Он является, вероятно, самым ранним геральдическим элементом. С древних времен щитами пользовались как для защиты, так и для демонстрации своих символов. Щит – это основное гербовое поле, на которое наносятся все символы, эмблемы, фигуры, так или иначе характеризующие гербовладельца. Щит понимается как основание, база любого герба, остальные гербовые знаки и фигуры помещаются или на его поле, или за его пределами.

Геральдические щиты произошли от реальных щитов, в геральдику они входили постепенно. А так как форма щитов развивалась как в зависимости от времени, так и в зависимости от страны, геральдические щиты носят исторически и национально обусловленную форму и соответствующие им национальные наименования.

При блазонировании герба форма щита называется после указания цвета.

Виды геральдических щитов

По А.Б. Лакиеру,…2007

Различают несколько видов геральдических щитов:

варяжский или нормандский, его еще называют старофранцузским – остроконечный треугольный щит с плавно изгибающимися боковыми сторонами. Такой щит считается самым древним и встречается в большинстве старых гербовников.

французский – четырехугольный, со скругленными нижними углами и остроконечным сердцевидным завершением в центре нижней стороны щита. Высота такого герба равна как правило 9/8 его ширины. Французский щит с XVIII в. преобладал в западноевропейской и российской геральдике, поскольку такая форма щита наиболее удобна для рассечения на ряд полей и для расположения многих фигур.

французский новый – на основе французского щита в новейшее время была разработана форма, у которой закругление в нижней части делается круче, а вертикальные линии идут не параллельно, а расширяются кверху на 2 градуса. Такие щиты используются в ХХ в. для нанесения на них территориальных гербов.

испанский – четырехугольный щит таких же размеров как французский, но равномерно закругленный внизу. Этот щит чаще всего встречается в гербах стран Пиренейского полуострова.

итальянский – щит овальной формы;

английский – щит, напоминающий по форме французский, но с волнообразной линией верхнего края или с удлинением верхнего края и образованием небольших выступов. Он считается характерным для английской геральдики.

германский – щит вычурно вырезанной формы, образующий выемки и завитки. Как правило, фигурно вырезался правый край щита. Он распространился в позднем Ренессансе в немецкой, итальянской и восточноевропейской геральдике. Кроме того, в итальянской геральдике, особенно позднего времени нередки произвольные, весьма прихотливые формы щитов, тяготеющие к картушным конфигурациям. В России германский щит был особенно популярен в к. XIX – начале XХ в. у книжных художников-графиков, именовавших его на своем жаргоне “картушем”.

амазонский или греческий – щит, представляющий собой полукруг с двумя глубокими выемками сверху. Он используется в геральдике крайне редко и как правило применяется в качестве декоративной детали в архитектуре.

византийский – щит круглой формы.

Существовали также ромбические, косоугольные, квадратные щиты и другие самые разнообразные формы щитов. В некоторых случаях форма гербового щита указывает на какую-нибудь сторону положения владельца герба. Так, ромбический и овальный щиты считались принадлежностью женского герба. Дочери могли перенимать герб отца, но изображенный в ромбическом щите. Вдова также помещала свой брачный герб в ромбе.

В гербе щит изображается обычно прямо стоящим, но иногда может быть наклонным, чаще всего вправо, очень редко влево. Изредка встречаются перевернутые щиты.

Для правильного блазонного описания герба в гербоведении принято делить щит на особые условные участки. Расположение и обозначение этих участков нужно знать по двум причинам: во-первых, ими пользуются при описании расположения фигур в щите, во-вторых, их очередность отражает своеобразную иерархию частей щита, которая одновременно создает и иерархию знаков на щите в зависимости от их местоположения.

Чаще всего щит делится на 9 условных частей:

1. Правый верхний угол

2. Место (глава)

3. Левый верхний угол

4. Правое бедро (балка)

5. Щиток (сердце)

6. Левое бедро (балка)

7. Правый нижний угол

8. Порог (подножие)

9. Левый нижний угол

Кроме того, вся верхняя треть щита иногда именуется “главой”, нижняя треть – “подножием”, а по вертикали правая треть – правым боком, а противоположная треть – левым боком.

Условные части щитов

Стороны гербового щита определяются не с точки зрения зрителя, а с точки зрения рыцаря, несущего щит. Поэтому, когда щит обращен к зрителю, та его сторона, которая представляется нам как левая, считается правой, а правая – левой. При этом и все движение в гербе, и его композиции обращены в правую сторону (то есть в левую от зрителя). Для средневекового сознания было недопустимым, чтобы щит и изображение на нем двигались задом наперед, навстречу противнику, это считалось символом трусости и отступления. Геральдическая правая сторона и верхняя часть щита считаются наиболее почетными, это учитывается при размещении фигур.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 11289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...