![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Антитеза «психологизм - антипсихологизм», ее роль в понимании природы релятивизма в социально-гуманитарных науках.
Рациональное познание всегда отрицало психологизм и релятивизм в научном познании. Антипсихологизм в логике, вслед за идеями Г. Фреге и Э. Гуссерля, был ориентирован на математическое знание и математическую логику и стремился к обоснованию объективного знания.
Антипсихологизм, отражая идеалы классической науки, привел к разрыву связи логики и мышления, логика перестала быть образцом для рационального мышления.
Мир психологизма представлен тем, что в каждой науке принимаются во внимание результаты мыслительной деятельности человека; структуры познания связываются с психологическими структурами, с субъектом, а истина трактуется как то, что непосредственно связано с человеческим отношением к реальности; происхождение и развитие социальных институтов связывается с «человеческой природой», постулируется первичность субъекта по отношению к социуму. Антипсихологизм отбрасывает идею трактовки научного знания как результата деятельности познающего субъекта, истина понимается как объективное соответствие мысли и действительности; познание описывается с помощью объективных, например, системных и семиотических, категорий; наука осуществляет поиск общего и устойчивого, что создает условия для формализации в естествознании, но невозможно в науках о культуре, которые базируются на индивидуальном, поэтому в них невозможны формализация, строгое логическое следование, дедуктивное построение знания, существует неопределенность поведения субъекта. В науках о культуре действуют интересы и предпочтения субъекта, учитываются время и исторические изменения, возникает база для скептицизма и релятивизма. Но вместе с тем длительное противостояние психологизму-релятивизму — с одной стороны, его упорное сопротивление и современное возрождение — с другой говорят о невозможности отделаться от тени психологизма в логике, а тем более от психологизма-релятивизма в теории познания и эпистемологии. Остается принять индивидуальность субъекта в познании истины как данное.
Рассуждение предстает некоторым интеллектуальным событием, которое изучается не только логикой и теорией аргументации, но и психологией, теорией коммуникации, социологией и теорией культуры. Логика и теория аргументации изучают такие свойства рассуждения естественного мышления, как доказательность и убедительность, и достигаются они либо логическим выводом, либо менее строгими правилами аргументации.
Брюшинкиным предложена программа метапсихологизма, которая позволяет соотнести в единой структуре логические и внелогические (естественного мышления), в том числе релятивные, элементы.
Метапсихологизм приподнимает обычные психологистские соображения на один уровень вверх по иерархии логической процедуры. Запас знаний субъекта, логическая компетентность, скорость совершения логических действий влияют на процессы метауровня, тем самым проявляя существенные особенности естественного мышления. Осуществляется синтез двух подходов — психологической трактовки логических процедур и непсихологистской программы обоснования логических отношений между высказываниями на объектном уровне.
На место отношения тождества логических структур и структур естественного мышления ставится отношение моделирования, и появляется возможность создания многих моделей одного процесса, дополняющих друг друга, при этом речь идет о моделировании психологических моделей мышления, а не естественного мышления непосредственно. Таким образом, «тезис метапсихологизма, настаивая на плюрализме логических моделей мышления на метауровне, не отождествляет мышление с каким-либо одним видом логических структур, а позволяет говорить о воспроизведении различных сторон процессов естественного мышления различными процедурами поиска вывода».
Свойства субъекта познания, структуры и процессы естественного мышления соотносятся с соответствующими формально-логическими системами.
Неформальная логика в целом рассматривает рассуждения не как монолог, а как диалог, взаимодействие рассуждающих и познающих в коммуникации. Здесь существенным оказывается сам процесс рассуждения-взаимодействия, когда знание подвергается сомнению требует самоочевидности и ясности.
Известно, что на основе антипсихологистской установки теоретическая логика достигла значительных успехов. Тем самым все, что не укладывалось в Прокрустово ложе строгого логико-математического, формализованного мышления, невольно попадало в разряд «иррационального», «ненаучного». Естественно, что сюда попали все ценностные, социально, исторически и культурно обусловленные, соотнесенные со свойствами субъекта, т.е. релятивистские, рассуждения. Само понятие логического включает сегодня не только теоретическую, формальную, но и практическую, неформальную логику, содержащую такие формы и способы рассуждения и аргументации, которые моделируют естественное мышление, влияние на него свойств субъекта, культурно-исторических и социальных моментов, с которыми именно и связывают релятивизм.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!