Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социодраматургический подход И. Гоффман



Сторонники этого направления представляют общество как сконструированную и созданную реальность. Социальный мир и человек, его создатель, тесно взаимосвязаны. Основные положения этой теории наиболее четко изложены в работе Г. Блюмера "Символический интеракционизм: перспективы и метод":

1. В результате общения между людьми формируются значения тех объектов, на которые направлена человеческая деятельность. Когда мы придаем значение чему-то, оно становится символом.

2. Значительное число символов для людей, принадлежащих к определенным группам, являются общими.

3. Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

4. В процессе общения индивиды постоянно интерпретируют символы для лучшего взаимопонимания.

5. Различные группы вырабатывают свои миры, и эти миры меняются, когда объекты, их составляющие, меняют свое значение.

Джорж Герберт Мид создает работу "Разум, Я и Общество", в которой уделяет значительное внимание процессу интерпретации, представляя ее как процесс внутреннего общения между "Я" (то, как себя воспринимает личность) и "МОЁ" (видение Я другими людьми). Личность формируется в результате трансформации Я через МОЁ. Глаза других людей заставляют изменить себя для облегчения интеракции.

К символическому интеракционизму примыкает социодраматургический подход, сторонником которого был И. Гоффман. Основная работа этого социолога – "Представление себя другим в повседневной жизни". Становясь участником социального взаимодействия (интеракции), индивид старается представить себя как можно в более выгодном положении. Для этого он вынужден прибегнуть к исполнению роли, которую он для себя выбрал (чтобы произвести хорошее впечатление на других). Через роль индивид дает другому участнику взаимодействия информацию о себе, но актер постоянно должен помнить, что истинную его сущность легко выдает непроизвольное самовыражение. Иногда актер так вживается в роль, что она становится его "Ego" ("Я"). Таким образом, участники интеракции постоянно разыгрывают спектакль, через исполнение ролей утаивают и скрывают истину. Процессу коммуникации присуща асимметрия: "зритель" всегда будет иметь преимущество перед действующим лицом. Асимметрия определяют определенный рабочий консенсус, когда участники интеракции принимают правила игры, т.е. принимается информация, исходя из которой каждый участник интеракции выстраивает свою линию ответных действий. Если требования не принимаются, то включается защитная реакция.

Таким образом, контакт в интеракции есть исполнение определенных ролей. Для удачного исполнения актер использует передний план, определенную обстановку. Особенно важен личный передний план (умение одеваться, речь, лицо, жесты).

После выбора переднего плана наступает период театрального воплощения (подбор театральных эффектов). Исполнитель во время спектакля находится в постоянном напряжении, т.к. исполнение требует также и внутреннего контроля. Для удачного спектакля необходимо сплоченные действия всей команды. Помимо зоны исполнения, в жизни человека важна также зона закулисья, где человек может снять маску и стать самим собой.

Итак, Гоффман рассматривает социальное взаимодействие как драматические спектакли в миниатюре: люди действуют подобно актерам на сцене, используя окружающую обстановку для создания определенных впечатлений. Человек одновременно является и продюсером, и актером, и режиссером своего социального мира.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 693 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...