Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исторический процесс: его объективность и направленность. Общественный прогресс и его критерии



В предыдущих разделах общественная жизнь рассматривалась как определенная структурная целостность. Но жизнь человеческого общества – это не только сохранение и воспроизведение общественных структур. Она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Этот процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первобытных времен и заканчивая современностью. Что собой представляет эта история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или по определенным законам? Можно ли говорить о единстве человеческой истории? Какова направленность исторического процесса? Это всё вопросы не простые и, как правило, не имеющие однозначных ответов.

Исторический процесс – это в основе своей деятельность людей, обладающих сознанием. В широкую палитру сознания человека входит постановка целей, мотивировки поступков, осознание интересов, вера в определенные идеалы, страсти, захватывающие человека, и многое другое. Возникает вопрос: раз вся история состоит из осознанных действий людей, то можно ли говорить об объективных законах истории, т.е. о законах, не зависящих от сознания и воли людей? Многие поколения мыслителей, столкнувшись с этой «альтернативой» сознательности исторических действий людей и объективности законов, шли по пути отрицания объективных законов истории. Исследователям казалось, что если люди участвуют в общественных преобразованиях, побуждаемые осознанными целями и стремлением воплотить в жизнь какие-то свои идеалы, то, следовательно, именно их сознание – первичный и определяющий фактор исторического процесса. Такова субъективно-идеалистическая точка зрения.

Но был и другой взгляд. За многообразием осознанно-целенаправленных действий людей Г.В.Ф.Гегель, а затем К.Маркс увидели глубинную общую объективную логику истории. Но если для Гегеля эта логика есть воплощение разума, то для Маркса и его последователей ее основой является объективный закон общественной жизни. В истории общества, - писал Ф.Энгельс, - действуют люди, стремящиеся к определенным целям, поступающие обдуманно или под влиянием страсти. Но это нисколько не отменяет того факта, что ход истории подчиняется внутренним общим законам. За идеальными побудительными мотивами людей марксизм видел материальные, объективные условия, их порождающие. За массой индивидуальных действий, каждое из которых, взятое в отдельности, может представляться случайным и несущественным, марксизм вскрывает общую закономерность. Открытие объективной логики исторического процесса составляет важный элемент марксистского материалистического понимания истории.

Объективная логика исторического процесса определяется, как уже было сказано, действием законов общественного развития. З аконы развития общества – это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность социального развития. Как и любые законы, законы общественного развития носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и сознания людей. Но есть и специфика общественных законов.

Специфика социальных законов. Во-первых, она состоит в том, что законы общественного развития проявляются только в деятельности и через деятельность людей. В этом их отличие от законов природы, которые действуют помимо человека. (Нет необходимости создавать партию содействия лунному затмению, которое неизбежно наступит в соответствии с действием закона природы, но есть потребность в создании политических партий для проведения в жизнь объективно назревших реформ).

Во-вторых, социальные законы определяют лишь общее направление исторического процесса, а конкретный ход истории, детальный «рисунок» этого процесса, а также формы и темпы развития обусловлены более конкретными причинами, в том числе и субъективным фактором: творческой инициативой людей, соотношением социальных сил, активностью отдельных лиц, групп людей, классов, партий и т.д. Общество развивается по объективным законам, но в рамках объективной необходимости (а эти рамки довольно широки) люди могут принимать различные решения, проявлять самую разнообразную инициативу в соответствии со своими интересами, пониманием объективных условий, конкретными обстоятельствами и т.д. Таким образом, субъективный фактор, глубинным ядром которого выступает человек во всем многообразии его качеств, несет в себе «веер возможностей», простирающихся от созидательно-положительного воздействия на реальность до негативно-разрушительного. Он может служить как фактором ускорения общественного развития, так и его тормозом.

В связи с этим следует обратить внимание на такой момент. Действие любого закона (если это закон) нарушить нельзя, но можно сознательно или бессознательно его проигнорировать. В отношении социального закона чаще, чем в отношении природного закона, встречается ситуация сознательного, в угоду определенным социальным интересам, его игнорирования, даже если это может в перспективе привести к негативным социальным последствиям. Кроме того, последствия игнорирования физического закона, например, закона всемирного тяготения, можно прогнозировать с почти абсолютной степенью точности, да они и не заставят себя долго ждать. Что касается законов общественного развития, то результаты их игнорирования могут сказаться в отдаленной исторической перспективе и спрогнозировать последствия, принять меры для исправления ситуации намного сложнее.

В-третьих, социальные законы имеют статистическую природу, т.е. являются законами не отдельного случая, единичного события, а законами действий масс людей. В истории ничего не повторяется, все в ней уникально, своеобразно. Но эта неповторимая индивидуальность множества исторических событий, в которых очень многое подвластно случайности, является конкретной формой обнаружения общего, необходимого. Общее в истории не обезличивает единичное, но напротив, может осуществляться только через полноту проявления уникального. Необходимость в истории не исключает случайность, но напротив, реализует себя через случайности, которые взаимно «погашаясь» позволяют обнаружить под собой скрытую закономерность. Случайность не противоположна необходимости, а выступает как более или менее адекватная форма проявления исторической необходимости. В результате изучения большого числа событий, которые несут в себе отпечаток индивидуального, а значит, и случайного, обнаруживаются объективные, необходимые связи – статистические закономерности. Статистические законы могут не обнаруживаться во многих частных случаях, но они описывают динамику социальной жизни как целостного процесса.

В-четвертых, в силу своей статистической природы социальные законы действуют как законы-тенденции. В отличие от динамических законов, статистические законы выражают не жесткие, однозначные связи, а связи вероятностные. Общественная жизнь представляет собой в целом чрезвычайно сложную систему причинно-следственных отношений. Многозначность соответствия между причиной и следствием, когда в причине содержится не одна, а ряд возможностей, сложный состав причинного основания (множество взаимодействующих и разнородных причин) делает исторический процесс многовариантным, альтернативным. Объективные социальные законы пробивают себе дорогу через столкновения, борьбу различных социальных групп, людей с разными интересами, и по какому пути пойдет историческое развитие - зависит от многих обстоятельств, в частности, от исторического выбора, сделанного субъектом социальной деятельности. Статистическая детерминация касается ситуаций, в которых имеется несколько альтернатив, реализация одной из них оказывается наиболее вероятной.

В области общественных процессов меньше всего линейно-однозначных переходов, жесткой предопределенности этапов. История раскрывается как актуальное множество различных возможностей, альтернативных вариантов. Любой народ в любой момент исторического времени всегда стоят перед определенным выбором. И его реальная история всегда осуществляется в процессе реализации этого выбора. Столкновение разных вариантов отнюдь не завершается абсолютной победой одного варианта и столь же абсолютным поражением других. Победивший вариант проходит испытание практикой, где он модернизируется. Отвергнутые варианты не исчезают вообще, ведь за ними стоят интересы и надежды определенных групп людей. Поэтому бывает так, что хотя общество отклоняет какие-то варианты развития, позже, под влиянием реального хода истории, приходится к ним возвращаться, модифицировать. Таким образом, многовариантность является имманентной чертой конкретной истории, она отражает многозначность, разнообразие внешних и внутренних условий каждой страны, народа. Но эта многовариантность не является беспредельной, а включена в контекст социального закона-тенденции.

Единство и многообразие мировой истории. Реальная история человечества представляет собой конкретный процесс развития отдельных стран, народов со своей культурой, образом жизни, которые развиваются в конкретном историческом времени, в реальном социальном пространстве, имеют свою историю, свою собственную судьбу. Но это не отменяет единства всемирной истории. Единство человеческой истории проистекает из того факта, что, во-первых, это история людей. Они могут быть разобщены, могут не обмениваться информацией, но везде люди – это люди, разумные существа, живущие своим трудом, связанные системой общественных отношений, т.е. всемирность исторического процесса обусловлена родовой общностью человеческой деятельности. Во-вторых, единство человеческой истории определяется действием объективных законов. Конкретные черты образа жизни людей в разных странах могут быть не схожими, их ценностные ориентации противоположными и т.д., но если люди везде своим трудом добывают средства к жизни, стремятся овладеть богатствами природы, удовлетворяют и развивают свои потребности и т. д., то их жизнедеятельность складывается в объективный закономерный процесс. Можно привести много фактов, свидетельствующих о сходстве судеб народов, о проявлении в их истории общих исторических черт и социальных тенденций. В-третьих, единство человеческой истории проявляется и в многообразных связях стран, народов, культур. Локальные, региональные связи в ходе истории дополнялись связями межнациональными и, начиная с периода капитализма (великих географических открытий, бурного развития торговли, промышленности), история человечества превращается во всемирную историю не только в силу своей универсально-родовой человеческой сущности, но и по реальным взаимосвязям различных стран и народов. Современный этап (XX-XXI вв.) с его тенденцией к глобализации, формированию целостного и взаимосвязанного мира представляет собой новую фазу в истории человечества именно как всемирно-исторического процесса.

Единство человеческой истории, общую логику исторического процесса не следует понимать упрощенно, противопоставлять многообразию и исторической конкретности. Разнообразие исторических событий, их непохожесть, уникальность тех или иных явлений, фактов истории отдельных стран зависит от многих факторов: неравномерности социального развития, природной среды страны, особенностей ее общественного производства, образа жизни ее народа, его духовной культуры и т.д. Конкретная история стран и народов является своеобразным выражением глубинного единства всемирно-исторического процесса. Чем богаче это многообразие, тем больше возможностей, импульсов для складывания действительно единой логики истории. И напротив, само многообразие истории - это не просто случайные, безразличные к общей логике истории моменты, а в той или иной степени существенные и необходимые ее проявления. Общая логика истории – это не множество одинакового, а единство многообразного.

Таким образом, единство человеческой истории, всеобщая логика исторического процесса, с одной стороны, и особенности конкретных историй стран и народов, с другой стороны, - это две взаимосвязанные и полагающие друг друга стороны человеческой истории. Как без многообразия конкретной истории нет ее всеобщей логики, так и без этой всеобщей логики нет ее многообразия.

Своеобразный взгляд на единство мировой истории представлен немецким философом К.Ясперсом (1883-1969). Он полагал, что на этапе VIII – II вв. до н.э. одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции произошло духовное основоположение человечества. Этот период Ясперс называет «осевым временем», именно тогда происходило становление истории как мировой истории. До «осевого времени» были лишь локальные истории. Именно в период «осевого времени» возникает современный человек со свойственными ему представлениями о своем месте в мире, своих возможностях и границах. В эту эпоху одновременно действовали первые греческие философы, израильские пророки, основатели зороастризма в Иране, буддизма и джайнизма в Индии, конфуцианства и даосизма в Китае. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Как на Востоке Конфуций и Будда, так и на Западе И.Христос определили путь, по которому пошло развитие человечества. Человеческая история, по К.Ясперсу, это история человеческого духа, а вся материальная цивилизация, техника – лишь следствие духовной истории. Мы должны, указывал Ясперс, постоянно обновлять свою связь с осевым временем и возвращаться к его изначальности.

Общественный прогресс. Представление о направленности изменений в мире возникло уже в древности. Античный историк, автор сочинения «Труды и дни» Гесиод трактовал историю как регрессивный процесс, идущий от лучшего к худшему, от древнего «золотого века» к «железному веку». Взгляд на исторический процесс как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии, был присущ Платону, Аристотелю. Теорию исторического круговорота позже, в XVIII в. развивал итальянский мыслитель Дж.Вико, а в XIX в. идея циклизма возрождается в теориях локальных культур (цивилизаций).

В Средние века возникает идея эсхатологической (направленной к концу) истории, к тому же трактуемой с позиций провиденциализма (предустановленной Богом цели). В XX веке идея «конца истории» находит оригинальное воплощение в творчестве американского мыслителя, японца по происхождению Ф.Фукуямы. Завершение человеческой истории он связал (в духе гегелевской идеи о достижении абсолютно разумного состояния человеческого общества) с торжеством ценностей либерализма во всем мире. После крушения социалистического лагеря и свойственной ему коммунистической идеологии, считает Ф.Фукуяма, нет необходимости дальнейших поисков путей исторического развития: идеология либерализма доказала свою абсолютность, и конкретная человеческая история может лишь разнообразится в пространстве, приближаясь к историческому идеалу, но не развиваться во времени.

Идея общественного прогресса зародилась в эпоху Возрождения, но свое обоснование и яркое выражение нашла в идеологии Просвещения XVIII века (А.Тюрго, Ж.Кондорсе, И.Гердер). При этом под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Прогресс общества просветители выводили из прогресса человеческого разума, связывали с прогрессом воплощение высоких целей человечества, идеалов равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Таким образом, идея прогресса носила у них ценностный характер, объективные черты прогресса были исследованы недостаточно, да и трактовали просветители прогресс метафизически: как однолинейный процесс, лишенный внутренних противоречий, однозначный, безальтернативный. Правда, Ж.-Ж. Руссо принадлежит заслуга постановки вопроса о противоречивости прогресса. Он замечал, что прогресс в области науки, техники негативно сказывается на целостности человеческой личности, ведет к разрушению нравов.

Диалектическую трактовку прогресса дал Гегель, однако понимал его как поступательное развитие Мирового духа. Именно в истории и через нее дух приходит к познанию самого себя, т.е. к своей вершине. Самопознание духа есть одновременно и путь к его свободе, ибо свобода это есть сущность духа. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. Соответственно Гегель выделяет три эпохи всемирной истории: Древний Восток, где свободен только один тиран, а остальные не осознают своей свободы; Греция и Рим, где свободны лишь некоторые и в обществе присутствует ограниченная свобода; наконец, германский мир, где народы пришли к осознанию того, что человек как человек свободен и достигли воплощения гражданских и политических свобод.

Марксистская концепция прогресса основана на диалектическом законе отрицания отрицания и характеризует историческое развитие как сложный, внутренне противоречивый процесс, включающий в себя наряду с движением вперед отступления, повторы, зигзаги. Логика всемирно-исторического процесса, отражая общую направленность истории, раскрывается как восходящее, прогрессивное развитие человечества через смену общественно-экономических формаций. Что же касается истории отдельных стран и народов, то здесь нет однозначности. Наряду с прогрессивными преобразованиями в обществе, его истории наличествует и множество регрессивных процессов, которые могут даже преобладать на том или ином этапе. Две исторические тенденции: общая прогрессивная направленность истории и противоречивость, неоднозначность исторических и социальных преобразований в отдельных странах – находятся, с диалектической точки зрения, в органической связи и взаимообусловленности.

Прогресс и регресс не являются абсолютными противоположностями. В живой природе, а еще в большей степени в обществе всякое изменение, которое в определенном отношении выступает как прогрессивное, тем или иным образом связано с изменением регрессивным: 1)усложнение системы в целом не исключает упрощения, деградации отдельных ее элементов, функций, 2)высшее, прогрессивное по одному или ряду параметров, может оказаться низшим, регрессивным по другим параметрам, 3)прогресс в одних сферах может сопровождаться регрессом в других, 4)расцвет может быть чреват деградацией, а упадок может быть периодом накопления каких-то высших потенций и т.п.

Долгое время направленность развития приравнивалась к прогрессу. Однако сегодня принято говорить о направленности развития той или иной системы, которая включает в себя не только прогресс, но и регресс, и одноплоскостные, и круговые изменения при доминировании прогресса. В прогрессе все эти изменения и преобразования подчинены главной тенденции развития материальной системы. В литературе принято выделять несколько форм прогрессивного развития: линейную (лестнично-поступательную), спиралеобразную, веерную, волновую и др. При развитии конкретных систем может происходить видоизменение формы прогресса под влиянием не только внутренних, но и внешних условий.

Для уяснения особенностей прогресса социальных систем необходимо учитывать не какие-то изолированно взятые черты, а весь комплекс экономической, социальной, политической, духовной жизни общества. При этом важны прочность, жизнеспособность, перспективность социальной организации, достигаемые посредством гармонической сбалансированности ее отдельных сфер, сторон. Соответственно всё, что укрепляет жизнеспособность общества, обеспечивает оптимальные условия функционирования и развития, способствует достижению его целей, благоприятствует прогрессу.

Понятие «общественный прогресс» и сегодня заключает в себе не только объективное содержание, но и ценностный смысл, человеческие ориентации. Образ прогресса в самом высоком его понимании включает в себя представление об освобождении людей от всех видов угнетения, отчуждения, несвободы и насилия, гармонию людей с природой, достижения науки и техники, поставленные на службу человеку, развитие творческих способностей людей, создание новых культурных ценностей. В психологическом плане идея прогресса связана с чаяниями людьми лучшего будущего.

Несмотря на все сложности обоснования прогресса, нельзя сегодня отказываться от идеи прогресса. «Идеализированный образ прогресса» нужен для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений, для соотнесения частных целей общества, отдельных его элементов с перспективами общественной жизни, для критического отношения ко всякого рода вариантам псевдопрогресса – социальным программам, ориентированным антигуманно, античеловечески.

Общественный прогресс реализует себя не автоматически, а через сознательную деятельность людей, через борьбу социальных сил, интересов разной направленности, а потому не может быть бездумного оптимизма относительно будущего. Будущее творится самими людьми и от них зависит, каким оно будет.

Критерий общественного прогресса. При анализе исторических изменений важно иметь критерий, в соответствии с которым можно выявить их прогрессивную направленность. Критерий общественного прогресса – это образец, показатель, руководствуясь которым можно выявить направленность социальных изменений, показать, что их оценка как прогрессивных или регрессивных не произвольна, а имеет объективное основание.

В истории философии выдвигались разные критерии общественного прогресса: 1)степень осознания свободы (Гегель); 2)степень развития разума, интеллекта (просветители); 3)рост солидарности, равенства (концепция эгалитаризма); 4)увеличение счастья (Н.К.Михайловский); 5)увеличение добра и уменьшение зла (Н.Бердяев); 6)степень развития производительных сил, которая проявляется в уровне, темпах роста производительности труда (марксистская концепция).

Развитие производства, уровень развития производительных сил играет важную роль в определении степени прогрессивности общественной системы по сравнению с другими критериями. Этот критерий в снятом виде содержит в себе и показатель развития науки, и достижения в сфере управления, а также состояние образования, здравоохранения и других сфер общества. Но самое важное – человек как главный элемент производительных сил в этом критерии также присутствует. Поэтому рост производительности труда – это показатель роста экономического, политического, нравственного сознания человека, следствие совершенствования дисциплины, культуры труда, изменения всего образа жизни человека. «Развитие производительных сил – это развитие всего богатства человеческой природы как самоцель» (К.Маркс). Таким образом, если не рассматривать данный критерий узко – как технико-экономический, а трактовать его диалектически, учитывая в оценке исторического прогресса человека, его место в обществе и уровень его развития, то данный критерий вполне приемлем.

В современной литературе превалирует комплексный критерий прогресса, допускающий для каждой сферы общества (экономической, политической, нравственной и др.) наличие своего специфического критерия, и только в совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими. В этот комплекс входят: степень компьютеризации, информатизации общества, темпы роста производства товаров и услуг, уровень демократизации общественной системы, расширение сферы действия морали, реализация социальной справедливости и др. При этом в общем комплексе критериев общественного прогресса ведущее место занимает гуманитарный критерий, связанный со свободным, гармоничным развитием человека, возможностью его самореализации, увеличением добра и человеческого счастья. По отношению к гуманитарному критерию все остальные есть либо его конкретизация, либо условия и предпосылки.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 4072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...