Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Системное рассмотрение общества невозможно вне анализа духовной стороны общества. Духовная сторона общества основывается на различных формах, видах, состояниях, уровнях общественного сознания. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, поэтому его проявления в обществе многообразны, а анализ общественного сознания может осуществляться с разных сторон и в разных аспектах.
Общественное сознание не только отражает общественную жизнь, но и непосредственно связано с бытием людей, их реальным существованием в обществе. Оно бытийственно и поэтому может трактоваться как духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества – этожизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением. Для человека очень важно не просто жить, а жить насыщенной духовной жизнью. Духовная жизнь предстает именно как жизнь, включающая в себя непосредственное общение людей, коммуникацию, обмен информацией, формирование и удовлетворение духовных потребностей. Удовлетворение духовных потребностей предполагает функционирование духовного производства.
Духовное производство – вид общественного производства, результатом которого выступают идеи, взгляды, теории, ценности, т.е. общественное сознание во всем его многообразии. Компоненты общественного сознания определенным образом создаются, воспроизводятся, распространяются. Этот процесс может осуществляться спонтанно, стихийно, опираясь на традиции и другие устоявшиеся механизмы духовной деятельности. Но в современном мире все большее значение приобретает процесс целенаправленного производства идей, ценностей, т.е. духовное производство.
Специфика духовного производства в том, что создаваемые в нем предметы потребления хотя и имеют соответственное материальное выражение (книги, картины, кинофильмы и т.д.), но оно выступает лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства. Самым развитым видом духовного производства является наука как профессиональная деятельность ученых по производству знаний. Моральное сознание не стало особым видом духовного производства в системе общественного разделения труда. Производство нравственных принципов, норм, оценок, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами рождается в самом процессе жизнедеятельности общества. Есть профессиональная деятельность ученых, идеологов, художников, священнослужителей, но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей («профессиональных моралистов»), нет.
Таким образом, категории «духовная жизнь общества», «духовное производство» раскрывают важные грани, качества общественного сознания, духовной стороны жизни общества. Этой же цели служит еще одна категория – «духовная сфера общества», она опирается на две вышеотмеченные.
Духовная сфера общества – это целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь людей. Духовная сфера общества связана со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Элементами духовной сферы являются: наука, искусство, идеология, религия, образование, воспитание. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками. Во-первых, они основываются на соответствующих формах общественного сознания (дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм общественного сознания и включает ее в себя). Во-вторы х, элементы духовной сферы не просто отдельные формы общественного сознания, но и сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, т.е. наука, идеология, искусство и т.д. стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. В-третьих, они выступают как институализированные подсистемы общества, предполагают функционирование таких социальных институтов как школы, научные учреждения, театры, храмы и т.д. Т.о, для элементов духовной сферы характерна органическая взаимосвязь, слитность форм общественного сознания с профессиональной деятельностью по их производству и с общественной институализацией этой деятельности.
Не всякая форма общественного сознания выступает элементом духовной сферы. Например, мораль не стала особым видом духовного производства, социально оформленным общественным институтом. И потому она не является элементом духовной сферы жизни общества. Что не означает недооценки морали как особой формы общественного сознания. Более того, именно мораль, нравственное сознание является сердцевиной человеческой духовности.
В общественной жизни складываются сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества – с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера – это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. Таким образом, в сложной взаимообусловленности развиваются в обществе составные грани единой духовной жизни общества – общественное сознание и духовная сфера.
Общественное сознание и его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Общественное сознание возникло вместе с обществом, общественным бытием. Общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом. Обязательной стороной общественного бытия являются идеи, взгляды, настроения и т.д. Без общественного сознания общественное бытие мертво, оно перестает быть общественным. Нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Важно помнить, что любые реформы в обществе, не подкрепленные осознанием их смысла и необходимости, внедренные сугубо экономически, без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам.
Когдаговорят об общественном сознании, то имеют в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь общества. При этом отвлекаются от всего индивидуального, личного и исследуют взгляды, идеи, настроения, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное образование, имеющее свои особенности и законы развития. Общественное сознание выходит за пределы каждого индивидуального сознания и образует особый вид надличностного бытия – духовно-идеальную реальность, с требованиями которой (социальными нормами, духовными ценностями и установками) индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными, материальными явлениями. Однако эта духовная реальность обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Между общественным и индивидуальным сознанием существует органическая взаимосвязь и постоянное взаимодействие.
Общественное сознание, хотя и надличностно, но оно не внеличностно. Оно не витает независимо от бытия людей, а порождается людьми, в них и через них живет. Идеи рождаются сначала в голове того или иного человека, а затем начинают жить в общественном сознании. Индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия с помощью языка, знаков, символов, в которых опредмечивает, объективирует свое содержание, а также посредством особого механизма, которым является процесс общения. Индивидуальное сознание связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное – с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов. Сознание индивида живет и умирает вместе с ним, но оно может обрести бессмертие в общественном сознании, объективируясь в языке, функционируя в системе общения.
Сущность общественного сознания можно выразить следующим его определением. Общественное сознание – это совокупность взглядов на природную и социальную реальность, характерных для данного общества в целом или для определенной социальной группы, выраженных в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, включенных в контекст социального общения.
И хотя общественное сознание питается индивидуальным, разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в состав общественного. Личные идеи и убеждения участвуют в созидании духовной жизни общества, когда они обретают общественную ценность, выходят за пределы только лично значимого. Одно дело – идеи, сознание великой исторической личности, и другое – тривиальные мысли заурядного человека.
Взаимодействие общественного и индивидуального сознания осуществляется в сфере общения, коммуникационной сфере. Чтобы мыслить, каждый человек должен освоить накопленное обществом духовное богатство. Индивидуальное сознание постоянно соотносится с миром духовной культуры: исторически выработанные обществом нравственные нормы, эстетические представления, социальные ценности духовно питают личность, формируют его убеждения, установки, взгляды, ориентации. Сознание каждого человека, начиная с раннего детства, вбирает в себя знания, опыт, убеждения, верования, оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.
К витающим в атмосфере общественного сознания идеям индивидуальное сознание относится избирательно: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает. Можно говорить о двух ярких реакциях индивидуального сознания на общественное сознание. Во-первых, догматической, когда индивид обожествляет однажды воспринятую систему общественных идей, относится к ней некритически, как к истине в последней инстанции. И, во-вторых, волюнтаристской, при которой общественное сознание игнорируется в пользу индивидуального, субъективным идеям придается статус объективных, непогрешимых. Догматизм и волюнтаризм представляют собой крайности в реализации сложной взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.
Структура общественного сознания. В структуре общественного сознания принято выделять виды, уровни, формы сознания.
К видам общественного сознания можно отнести массовое сознание и общественное мнение.
Массовое сознание выделяется на основе особенностей его носителя – массы. Массовое сознание – это сознание различных типов и видов масс. Масса – это множество индивидов, объединенных каким-то действительным (хотя бы и кратковременным) социальным процессом, осуществляющих общую деятельность, демонстрирующих совместное, подобное поведение. Масса отличается разнородным, смешанным социальным составом. Примеры масс: участники политических движений, болельщики футбольной команды, поклонники эстрадных «звезд» и т.д. Массовое сознание представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступные массовому восприятию. В структуре массового сознания переплетаются разнообразные элементы в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Свойства массового сознания: текучий, открытый, не завершенный до конца характер его содержания; разорванность, противоречивость его структуры; способность к быстрым изменениям, переменам в одних отношениях и «окостенению», стереотипизации в других.
Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выражается в оценочных (негативных или позитивных), аналитических, конструктивных суждениях. Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего являются результатом целенаправленного воздействия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т.д. Общественное мнение может быть в большей или в меньшей мере адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержать в себе истинное или ложное представление о действительности. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.
Уровнями общественного сознания являются обыденно-практический и теоретический.
Обыденно-практический уровень включает в себя повседневное, несистематизированное сознание, которое формируется стихийно и отражает мир, чаще всего, на уровне явлений, а не его существенных связей. В обыденном сознании могут содержаться ошибочные оценки, поверхностные суждения, а иногда оно стоит ближе к объективной истине, чем теоретическое сознание, испытывающее на себе влияние идеологии. Обыденное сознание обладает таким качеством как полнота и цельность мироощущения. Оно ближе, чем теоретическое сознание, стоит к потоку жизни, поэтому в нем полнее отражается действительность во всех ее деталях и смысловых нюансах.
Теоретический уровень содержит в себе идеи, подвергнутые систематизации и рациональной обработке. На теоретическом уровне отражаются внутренние, существенные связи и закономерности действительности. Теоретический уровень отражения присутствует во всех формах общественного сознания, но преимущественно выражен в науке.
В реальной жизни уровни общественного сознания переплетены, взаимосвязаны. Под воздействием научно-технического прогресса на повседневном уровне оперируем такими понятиями, как «вирус», «электрон» и т.д. Обыденное сознание, испытывая на себе влияние теоретического, видоизменяется, «онаучивается», но в перспективе совсем исчезнуть не может. Повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на научно-теоретическом уровне. Использование в быту электрических приборов, телевизора, компьютера и других технических устройств вполне возможно без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.
В структуре общественного сознания принято выделять общественную психологию и общественную идеологию. Их выделение пересекается с вышеозначенным подразделением общественного сознания на уровни.
Общественная психология есть частичный аналог обыденно-практического уровня сознания, в котором представлены общественные чувства, эмоции, настроения, переживания, волеизъявления и т.д., складывающиеся в результате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. Общественная психология зависит от реального положения дел в обществе, она испытывает на себе воздействие теоретического сознания, общественной идеологии. Общественная психология (такие, свойственные группам людей, нации в целом, состояния как стыд, гнев, апатия, разочарование и т.д.) может как замедлять, так и ускорять общественные преобразования. Власть должна учитывать особенности общественной психологии в социальном управлении, изучать настроения людей, прогнозировать психологическую реакцию на политические события.
Общественная идеология – это теоретическое, систематизированное сознание, выражающее интересы классов, социальных групп, общностей. Если для научно-теоретического сознания главным является отражение объективных законов при отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Можно сказать, что идеология – это социально ангажированное сознание. В идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориентиров, программ деятельности. Существует идеология политическая (тоталитарная, консервативная, либеральная и др.), национальная, религиозная. Идеология разрабатывается целенаправленно, специальными людьми – идеологами, которые теоретически выражают то, к чему класс приходит практически.
Формы общественного сознания. Структурными элементами общественного сознания являются его различные формы: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное, философское, научное. В ходе истории происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются основания для выделения экономической формы общественного сознания. Отличаются формы общественного сознания друг от друга по ряду критериев.
1. По предмету отражения. Так, предметом философии является всеобщее в системе мир-человек, наука изучает объективные законы как природной, так и социальной реальности, политическое сознание интересуют властные отношения, отношения между классами, партиями, государствами и т.д.
2. По способу отражения. Наука отображает реальность в теоретико-понятийной форме, искусство, которое основано на эстетическом освоении действительности, – в художественных образах, политическое сознание – через политические программы и декларации, нравственное сознание – в моральных заповедях и т.д.
3. По соотношению в них объективных и субъективных моментов. Наука стремится элиминировать субъективное начало, а в искусстве, например, оно максимально выражено. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика субъективного и объективного.
4. По выполняемым социальным функциям. Некоторые формы выполняют сходные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, в науке на первый план выходит познавательная. Регулятивная функция свойственна нравственному сознанию, а искусству – функция катарсиса, воспитательная функция и т.д.
5. По степени зависимости от общественного бытия. Наиболее тесно связаны с общественным бытием, материально-производственной сферой политическое и правовое сознание, а зависимость философского, эстетического сознания от уровня экономического развития общества более отдаленная, опосредованная другими факторами.
6. По соотношению в них обыденно-практического и теоретического уровней. Если в научном сознании доля житейского, опытно-практического знания минимальна и содержание науки определяется теоретическим уровнем отражения, то в религиозном сознании наряду с догматами, вероучением большую роль играют религиозные чувства, эмоции, настроения, обряды и традиции.
Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, проникают друг в друга и влияют друг на друга. Для каждого исторического этапа характерен особый тип взаимодействия его форм. Например, в Средние века доминирующей формой общественного сознания была религия, и все другие формы сознания подчинялись ей, сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В эпоху Нового времени на первый план выходят такие формы как политическое, правовое сознание, наука. На современном этапе несомненным лидером среди всех форм общественного сознания является наука, которая проникает во все сферы общественной жизни, многообразными нитями связана с философией, религией, нравственным, политическим, правовым сознанием.
И в заключении следует заметить, что общественное сознание не только отражает, оценивает, осмысливает бытие, зависит от него, но и может активно влиять на бытие через практическую деятельность людей. В истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-политические, опережают наличное состояние общества и тем самым способствуют его перестройке. Сознание может и отставать от общественного бытия, в нем могут содержаться ошибочные оценки тех или иных событий, а значит, и тормозить, задерживать развитие общественного бытия. В этом проявляется относительная самостоятельность в развитии общественного сознания, отсутствие жесткой, однозначной зависимости от общественного бытия, его активно-творческая природа.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 3245 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!