Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, политико-правовой, духовной и социальной жизни принято называть сферами общественной жизни. Сфера общественной жизни – это оформленная, устойчивая область человеческой деятельности, удовлетворяющая определенные общественные и личные потребности. Основными сферами общественной жизни являются: материально-производственная, социальная, политическая, духовная.
Материально-производственная сфера общества. Материально-производственную сфера общества включает в себя наряду с материальным производством и материальную сторону жизни людей вне производства: социальную инфраструктуру здравоохранения, науки, искусства, быта и т.д. Например, научная деятельность связана с использованием сложных приборов, экспериментальных устройств; художественное творчество опирается на тиражирование печатной продукции; материальная сторона быта связана с обеспечением населения мебелью, бытовой техникой и т.д. Роль социальной инфраструктуры в современном обществе непрерывно возрастает, анализ ее позволяет получить более объемное и глубокое знание материальной жизни общества. Вместе с тем следует понимать, что сама эта инфраструктура является результатом производственной деятельности, поэтому оправданной является оценка материального производства как основополагающего компонента материально-производственной сферы общества.
Материальное производство выступает как фундаментальное условие жизни людей. Это важнейший элемент общественного производства в целом, которое включает в себя наряду с материальным производством еще и духовное производство, а также воспроизводство самого человека.
Материальное производство, труд как его основа. Чтобы жить, люди должны обладать средствами к существованию. Человек не может довольствоваться тем, что дает природа. Своим трудом он создает материальные и духовные блага и этим удовлетворяет потребности, первоначально простейшие – в еде, одежде, жилище, а затем и более сложные духовные (эстетические социальные (в общении, образовании, информации и т.д.). Материальное производство – это процесс трудовой деятельности людей, направленный на создание материальных и духовных благ с целью удовлетворения человеческих потребностей.
Потребность – это нужда в том, чего нет, но что необходимо для функционирования и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом. Потребности выступают побудительной силой к деятельности. Без потребностей нет производства. Так, в основе создания текстильной промышленности лежит потребность в одежде, строительной – в жилье и т.д. С другой стороны, само производство формирует потребителя с его потребностями: создавая предметы потребления (к примеру, мобильные телефоны), пробуждает у людей в них потребность. Удовлетворяясь (угасая) в результатах материально-производственной деятельности, потребности имеют тенденцию возрождаться на более высоком уровне. Это движет материальное производство вперед.
Основой материального производства является труд. Труд – это материальная, чувственно-предметная, целесообразная деятельность людей, направленная на преобразование материальных систем в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Труд, по К.Марксу, - это «всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой, вечное естественное условие человеческой жизни». Труд как общественное явление нельзя сводить только к его технико-экономическому аспекту. Он является комплексным социальным образованием, пронизывает все сферы общественной жизни, все его грани, уровни, представляет собой многокачественное и многоаспектное явление.
Исследуя труд как комплексное социальное явление можно выделить ряд его характеристик.
1. Труд есть процесс созидания. Результатами трудовой деятельности являются, прежде всего, материальные блага. Это продукты питания, жилье, транспорт, одежда, услуги, без которых немыслима человеческая жизнь. Но продуктами труда являются и духовные блага. К ним принадлежат достижения науки, искусства и т.д., которые удовлетворяют духовные потребности людей. Хотя производство духовных ценностей (духовное производство) специфично и многое здесь зависит от таланта, индивидуальных качеств человека, все же трудовой источник духовных благ не вызывает сомнений. Производство духовных ценностей требует от человека (композитора, художника и т.д.) величайшего физического напряжения, мускульных усилий, порой не меньших, чем от рабочего, создающего материальные блага.
2. Труд охватывает многообразные виды деятельности: производственную, культурную, управленческую, организаторскую, педагогическую и т.д. В связи с этим трудящимися считаются не только люди, занятые физическим трудом, участвующие в материальном производстве, но и все те, кто вносит свой вклад в создание совокупного богатства общества, культуры во всей ее многогранности. Созидательно-культурологическое понимание труда не преуменьшает значение его экономической трактовки. Труд в сфере материального производства обеспечивает функционирование других многообразных видов труда: художник, музыкант, управленец должны иметь пищу, одежду, краски, инструменты и многое другое из того, что является результатом материально-производственной деятельности. Нельзя не признавать основополагающей роли труда в сфере материального производства, но при этом следует видеть своеобразие и важность для развития общества других видов труда.
3. Субъектом труда является человек. В трудовой деятельности человек не просто производит материальные и духовные блага, но и утверждает себя как родовое существо. Посредством труда человек реализует свои цели, удовлетворяет потребности и интересы, развивает свои способности и дарования. Труд не только создал человека, он его непрерывно развивает и совершенствует.
Данное положение не опровергает то обстоятельство, что конкретные условия накладывают свой отпечаток на содержание и характер труда. Труд может быть тяжелым, изнурительным, подневольным, нетворческим и это свидетельство общественно-исторической природы труда, его детерминированности системой общественных отношений.
4.Труд, будучи материальной, чувственно-предметной деятельностью, имеет и идеальную сторону, связанную с его осознанным, целесообразным характером. Как писал К.Маркс, «самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально». Идеальное через живую деятельность человека материализуется, воплощаясь в результатах труда. С другой стороны, материальные факторы труда непрерывно отражаются в сознании субъекта, отливаясь в новые формы целеполагания.
5.Труд неразрывно связан с социальной структурой общества. Есть особенности труда применительно к классовому, профессиональному делению общества. Труд раба отличается от труда фермера, семейный труд имеет черты, которых нет у труда в профессиональном коллективе и т.д. Интересные моменты выявлены при рассмотрении взаимодействия труда и национально-этнических особенностей. Бесспорно, черты, свойственные национальному характеру немцев, итальянцев, русских и т.д. влияют на их трудовую деятельность.
6.Трудовая деятельность тесно переплетается с политико-управленческой сферой общества. Государство, политические институты через различного рода механизмы (хозяйственный, правовой, идеологический) влияют на организацию и функционирование общественного труда.
7.Труд обретает конкретный вид, черты под воздействием определенных, в том числе экстремальных ситуаций. Скажем, исторические особенности первых десятилетий советской власти повлияли на формирование, функционирование общественного труда (вспомним страницы книги А.Платонова «Котлован»). Точно также, например, состояние войны обусловливает изменения общественного труда, его ритм, интенсивность и т.д.
8.Труд связан с общественным сознанием, духовной жизнью общества многими нитями. Наука, будучи непосредственной производительной силой общества, влияет на все элементы труда: субъект труда, орудия и предметы труда. Успехи познавательной деятельности отражаются на многообразных видах и уровнях общественного труда. Еще одну грань взаимосвязи труда и общественного сознания демонстрирует эстетическое начало в трудовой деятельности рабочего, крестьянина, педагога и т.д. Творчество по законам красоты характерно для мастера своего дела в любой сфере. Нет резкой грани между трудовой деятельностью и моралью. На нравственный аспект труда обратил внимание М.Вебер. Протестантская этика, по его мнению, стала теоретико-нравственной основой труда в капиталистическом обществе. А русский философ С.Н.Булгаков не только глубоко поставил вопрос о хозяйстве как проявлении науки, но для него проблема хозяйства была гранью проблемы смысла жизни. Сам труд, хозяйство С.Н.Булгаков понимал как созидательную деятельность разумных существ, основой которой является свобода, творчество. В хозяйстве творится культура, его пронизывает духовность как определяющий момент.
Таким образом, труд сопрягается со всеми сторонами жизни общества. В своем универсальном качестве трудовая деятельность выступает как важнейшая характеристика культуры общества. «По степени большего или меньшего уважения к труду, - писал Н.А.Добролюбов, - и по умению оценивать труд более или менее соответственно его истинной ценности можно узнать степень цивилизованности народа».
Структура материального производства. Традиционно в структуре материального производства выделяют производительные силы и производственные отношения.
Производительные силы включают в себя:
Первый элемент - работники производства. Это люди во всем богатстве их физических и духовных способностей, главная производительная сила (или, как еще говорят, личный элемент производства).
Второй элемент - средства труда. Это орудия труда (инструменты, механизмы, машины, компьютеры и т.д.) и предметы труда. К предметам труда относят естественные богатства, искусственно созданные материалы, результаты предшествующего труда, (земля, нефть, пластмассы и т.д.), т.е. все то, на что направлен труд. Это так называемый вещественный элемент производства.
Третий элемент – технология производственного процесса. В самом общем (традиционном) смысле под технологией понимается набор и последовательность операций, выполняемых с помощью техники в каждом данном определенном производственном процессе. Есть, скажем, технология получения серной кислоты, технология выплавки стали, выпечки хлеба, изготовления обуви и т.д. В современном смысле технология представляет собой сложную развивающуюся систему, которая включает в себя не только производственные операции и процессы, но и ресурсные источники, подсистемы управления, финансирования и т.д. Каждое производство работает по своей технологии, и в большинстве случаев эта технология состоит из суммы технологий различных производственных процессов. В развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информационные технологии, а в последнее время внимание ученых приковано к разработке нанотехнологий, у которых большое производственное будущее.
Четвертый элемент – производственно-экономическая инфраструктура, к которой относят транспорт, железные и шоссейные дороги, производственные здания, т.е. все то, что необходимо для нормального функционирования производства в качестве его вспомогательных элементов, условий, факторов.
Пятый элемент – научное знание. Еще К.Маркс отмечал, что наука в XIX веке становится непосредственной производительной силой общества. Каждое общество всегда опиралось на знания, но только в наше время результаты научных исследований становятся основой таких наукоемких отраслей промышленности как электронная, производство компьютеров, полимеров, оптической техники. Наука как производительная сила воплощается не только в технике, но и профессиональных знаниях работников.
Производственные отношения – это связи, в которые вступают люди в процессе производства. Составными элементами этого комплекса отношений являются:
1) отношения собственности,
2) отношения обмена результатами деятельности,
3) отношения распределения продуктами производства,
4) отношения потребления.
Данный комплекс отношений в литературе иногда определяется как производственно-экономические отношения или производственные отношения в узком смысле. Ключевое место в них занимают отношения собственности, которые бывают разных видов – владения, совладения, пользования, распоряжения. В самом начале развития общества с учетом того, что люди вынуждены были кооперировать свои средства и усилия при охоте, рыболовстве, земледелии, была собственность «общинная», «родоплеменная». В дальнейшем при совершенствовании орудий труда, разделении труда возрастала производительность труда, появлялись излишки производимых материальных благ, что послужило основой возникновения частной собственности, в первую очередь, на средства производства. Собственники средств производства (работодатели) и работающие вступают в сложные взаимоотношения, в том числе и конфликтные, антагонистические, о чем свидетельствует история борьбы рабов и рабовладельцев, крестьян и феодалов, рабочих и капиталистов.
Частнособственнические отношения стали экономической основой для складывания целой гаммы трудовых мотиваций. В классово-антагонистических обществах у трудящихся, которые не владеют средствами производства, это мотив нужды, вытекающий из потребности жить, кормить свою семью и т.д. и лишь отчасти мотив творческого созидания. Для господствующих классов – это мотив побуждения к труду других (создание условий для их максимально эффективной работы), организации наиболее выгодного функционирования своей частной собственности, модернизации производства. Таким образом, мотивационный аспект частной собственности обусловливает развитие производительных сил и на определенном этапе оказывается исторически прогрессивным. Что не исключает противоположности и даже антагонизма социальных субъектов при частнособственнических отношениях как в доиндустриальных, индустриальных, так и в постиндустриальном обществах.
Производственные отношения в широком смысле включают в себя, помимо производственно-экономических, еще и производственно-технические отношения, обусловленные потребностями технологии, разделения труда, организации производства. Разделение труда не только внутри предприятия или даже отрасли производства, но и между регионами, зависящее от многих факторов (климатических условий, природных ресурсов, культурных традиций и т.д.), обусловливает своеобразие экономических отношений между производственными объединениями.
Диалектика производительных сил и производственных отношений. Исторически конкретное, качественно определенное производство в единстве производительных сил и производственных отношений характеризуется понятием способа производства. Развитие способа производства подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
Производительные силы – наиболее подвижный элемент в материальном производстве. Их развитие связано в первую очередь с совершенствованием орудий труда, с прогрессом техники. В этом процессе развивается и сам человек – совершенствуются его потребности, растет производственный опыт, повышается квалификация, углубляется специализация. Прогресс производительных сил детерминирует развитие производственных отношений в направлении их соответствия характеру и уровню развития производительных сил. Производственные отношения – это форма развития производительных сил, она активно воздействует на производительные силы. Если она соответствует характеру и уровню развития производительных сил, то производственные отношения ускоряют процесс развития производительных сил. Но производственные отношения не могут постоянно соответствовать производительным силам. Из-за опережающего развития производительных сил достигнутое соответствие нарушается и возникает противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое требует своего разрешения. В рамках одного способа производства оно разрешается через сознательную перестройку отдельных элементов производственных отношений, реформирования форм собственности, совершенствования хозяйственного механизма, системы оплаты труда, ценообразования, налоговой системы и т.д. Переход от одного способа производства, с исторически исчерпавшими себя производственными отношениями, к другому, дающему простор для развития производительных сил, осуществляется, по К.Марксу, через социальную революцию.
Техника. В составе производительных сил значительное место занимает техника. Термин техника происходит от греч. techne – мастерство, искусство.
Понятие техники имеет два смысла. Техника в первом смысле – это совокупность различных устройств, созданных человеком (инструментов, машин, строений, транспортных средств и т.п.), предназначенных для преобразования окружающей среды, выступающих как средства труда для создания других средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Таким образом, техника есть результат и одновременно средство человеческого труда.
Техника во втором смысле представляет собой совокупность различных навыков, устойчивых образцов деятельности, особого рода умений (например, техника рисования, техника программирования и т.д.). Оба смысла понятия «техника» тесно связаны. Те или иные устройства, созданные человеком – артефакты – могут применяться лишь при наличии определенных навыков, умений. И наоборот, навыки, умения определяются уровнем развития артефактов.
Техника по своей природе двойственна. С одной стороны, технические устройства диктуют приемы и способы их применения (из лука стреляют, молотком забивают гвозди и т.д.), они приспособлены к взаимодействию человека с внешним миром. С другой стороны, они учитывают физиологические, психологические, социальные и культурные особенности человека и приспособлены к человеческой руке, человеческому глазу, коллективной деятельности и т.д.
Выделяют производственную и строительную технику, технику транспорта и связи, военную технику, технику культуры и быта и т.д. Пассивная техника включает производственные помещения, железные дороги, мосты, телефон, радио, ТV и т.д. Активная техника состоит из орудий труда (инструментов), машин, аппаратуры управления технологическими, социально-экономическими процессами и т.д.
История техники может быть подразделена на 3 основных этапа: 1)орудия ручного труда (инструменты), 2)машины (на уровне механизации), 3)автоматы (машины на уровне автоматизации). Вектор эволюции техники направлен от замены машинами мускульной, физической силы человека к передаче машинам интеллектуальных операций.
Техники в прямом значении этого слова не было при первобытно-общинном строе. Трудовые операции там сопровождались природными же средствами труда (палки, камни, сила ветра, воды и т.д.). В рабовладельческом, а затем и феодальном обществах усиливается специализация и кооперация труда, возникают и разнообразятся инструменты по обработке материалов, производству товаров ремесленниками, земледельцами. Промышленная революция XVIII века сопровождалась появлением паровой машины (паровоза, парохода), прядильной машины, ткацкого станка и последствия этого были не только экономические, но и социальные, культурные: меняется социальная структура общества, возникает необходимость в подготовке инженеров в профессиональных школах, появляется новое качество коммуникационных связей между людьми, населенными пунктами. В последующих веках техника совершенствовалась, в производство внедрялись системы машин, роботы, были изобретены полупроводники, создан компьютер, появились лазеры. Развитие современной техники обусловлено опережающим развитием науки. Если в XVIII веке – первой половине XX века наука в основном помогала технике решать поставленные ею проблемы, то с середины XX столетия новые технические средства и технологии стали создаваться на базе научной теории. В свою очередь, потребности развития техники стимулируют и направляют современные научные исследования.
Развитие техники совершается под сильным воздействием творческой, конструктивной и проективной деятельности человека. Если для научного творчества, естественных наук характерны открытия, то для технического творчества, технических наук – изобретение, конструирование. Ученый изучает то, что существует, а инженер создает то, чего еще никогда не было. Если в науках о природе важно достижение истины, то в технических науках – обладание не просто истинным знанием, но знанием, эффективным в контексте инженерных разработок.
Техника была предметом философского анализа уже в древности, во времена Аристотеля. Первые попытки систематического исследования техники с философских позиций относятся к последней трети XIX века, а формирование философии техники как особого направления произошло во второй половине XX века. Выражение «философия техники» было введено немецким философом Э.Каппом (1808-1896), автором труда «Основы философии техники». Философские аспекты техники анализировали в своих работах такие немецкие мыслители как М.Хайдеггер (1880-1976), Ф.Дессауэр (1881-1963), К.Ясперс (1883-1969), французский философ и социолог Ф.Эллюль (1912-1994), русский философ Н.Бердяев (1874-1948) и другие. Русский инженер П.К.Энгельмейер (1855-1942) один из родоначальников философии техники в России, еще в начале XX века написал работу «Философия техники». Оригинальные концепции техники предложены американским философом Х.Сколимовски, немецким философом Х.Ленком.
Предметное поле философии техники чрезвычайно широко: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического развития, рассмотрение специфики технического знания, анализ нравственно-этических проблем в индустриальном мире, изучение перспектив развития техники, ее влияния на природу, взаимосвязи техники с различными сферами общественной жизни и общественного сознания и другие вопросы входят в него.
Значение техники для общества и человека. Техника, являясь ядром производительных сил, влияет на область труда: сокращает затраты труда, усиливает его интенсивность, освобождает человека от бремени тяжелого физического труда и предоставляет возможности для творчества, для свободного развития человеческих способностей. При этом автоматизация труда имеет и отрицательную сторону - обостряются проблемы занятости и безработицы, а однообразие, монотонность одних и тех же операций на конвейере утомляет, вызывает усталость.
Однако значение техники не сводится к тому, что она является ядром производительных сил. Она многообразно влияет на человека, его мировоззрение, образ жизни, ценностные ориентации и т.д. Техника оказывает воздействие на различные сферы общественной жизни – не только материально-производственную, но и политическую, культурную и т.д. Оценка этого влияния неоднозначна.
В технократических концепциях акцент сделан на позитивные аспекты социальной роли техники, предлагается, в основном, оптимистический сценарий будущего под воздействием научно-технического прогресса, в связи с компьютеризацией, информатизацией общества.
Но есть и противоположный взгляд, в рамках которого на первый план выходят негативные последствия техники для человека, общества и всего человечества. Среди таких последствий можно отметить следующие:
- созданная человеком техника пытается подчинить себе человека, человек все больше превращается в придаток машины;
- техника, крупное машинное производство дегуманизирует труд, в нем исчезает радость индивидуального созидания, теряется перспектива труда, его цель и смысл;
- научно-технический прогресс разрушает естественную среду обитания, пагубно воздействует на природу, порождает экологические проблемы;
- техника преобразует мышление, весь склад души человека, которые делаются все более «технарскими», лишенными гуманитарно-гуманистического начала, душевно-эмоциональная сторона жизни угасает в современной технической цивилизации;
- личность в условиях массового производства и потребления нивелируется, подавляются индивидуальность и свобода человека, одиночество в технически оснащенном мире не исчезает, а обретает новые формы;
- современная информационная техника разрушает традиционную культуру: компьютер вытесняет книгу, делает излишней необходимость самостоятельно мыслить, на смену действительному миру приходит виртуальная реальность, погружение в которую несет с собой разрушение культуры межличностного общения, негативные последствия для психики человека;
- Интернет, в значительной степени расширяя возможности приобщения человека к разнообразной информации, в то же время служит распространению банальной, пустой информации, далекой от образцов высокой культуры, и даже дает простор для порнографии и насилия.
Сегодня человечество все больше оказывается зависимым от последствий технического развития. Никогда прежде человек не обладал такой технической мощью, чтобы быть в состоянии уничтожить жизнь не только на Земле, но и в глобальном масштабе. Демоническое, т.е. злое, разрушительное начало техники, по мнению ряда пессимистически настроенных мыслителей, неустранимо, все мы движемся к неминуемой катастрофе. Действительно, техника несет с собой наряду с безграничными возможностями и опасности, но не сама по себе, а как воплощение человеческого разума и воли, которые не являются аксиологически нейтральными. Это означает, что сегодня, как никогда ранее, возрастает ответственность ученых, инженеров, конструкторов перед человеческой цивилизацией за результаты научно-технического прогресса. Современная техника и технология требуют в высшей степени ответственного отношения к себе, они должны разрабатываться с сознательным учетом экологических и гуманистических требований. Сегодня нельзя пренебрегать этическим аспектом деятельности ученого и инженера. Чем дальше будет продвигаться технический прогресс, тем в большей степени проблемы управления этим прогрессом будут приобретать этический характер.
В контексте осознания социальной ответственности по новому может быть сформулирован технический императив. Техническое развитие достигло такого уровня, что, в принципе, человек может осуществить свое любое желание, все меньше невозможного остается для человека, оснащенного техникой. Но поскольку последствия вторжения техники в социум многообразны и даже непредсказуемы, то нужно задуматься над следующими вопросами. Должен ли человек делать все, что он может? Нужно ли делать все, на что способен его технический гений? Нужно ли осуществлять все свои технические потенции? Технический императив – создавать то, что возможно, что позволяет научно-технический прогресс – сегодня должен быть подчинен императиву человеческому: создание не должно быть направлено против человека, его духовности, против всего остального творения. Возможно, формула технического императива сегодня должна звучать так: общество не должно без предварительной экспертизы производить то, что может производить, не должно делать все то, что оно может делать, и делать сразу же, после открытия новых технических возможностей.
Научно-технический прогресс. Долгое время научный и технический прогресс были двумя, хотя и опосредованными, но относительно самостоятельными направлениями человеческой деятельности. С XVI века можно говорить о научно-техническом прогрессе – едином, поступательном и взаимообусловленном развитии науки и техники – научно-техническом прогрессе.
1 этап научно-технического прогресса охватывает XVI-XVIII вв., когда в условиях мануфактурного производства научно-теоретическая и техническая деятельность начинают сближаться. Г.Галилей, И.Ньютон, Э.Торричелли, а затем Д.Бернулли. Э.Мариотт, Л.Эйлер и др. создали науке репутацию «служанки производства».
2 этап научно-технического прогресса охватывает конец XVIII – нач. XIX вв., когда в условиях машинного производства открываются практически неограниченные возможности для технологического применения науки. Наука и техника взаимно стимулируют развитие друг друга во все ускоряющихся темпах. Возникают прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, производственные исследования.
3 этап научно-технического прогресса связан с современной научно-технической революцией (нач. 40-х гг. XX в.). Под ее воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентированных на развитие техники. Научно-исследовательская и конструкторская деятельность включается как непосредственное звено в структуру производственного процесса. В решении технических задач участвуют не только математики, физики, но и биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. Возникают целые отрасли производства вслед за научными открытиями: микроэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство ЭВМ, компьютеров, лазеров и др. Научно-технический прогресс охватывает не только промышленность, но и сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Единство науки и техники воплощается в освоении космоса.
Научно-техническая революция. Как уже было ранее отмечено, научно-техническая революция - это особый этап научно-технического прогресса. Она связана с коренным качественным преобразованием производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Начало научно-технической революции относится к 40-м годам XX в., бурное развертывание – ко второй половине XX столетия.
Основные черты научно-технической революции: 1)превращение науки в непосредственную производительную силу; 2)качественное преобразование на этой основе всех элементов производительных сил – предмета труда, средств производства, самого работника; 3) комплексная автоматизация и компьютеризация производства, контроля и управления производством; 4)изменение характера и содержания труда, возрастание в нем роли творческих элементов; 5)появление новых наукоемких технологий (информационных, биотехнологий, нанотехнологий); 6)открытие нового источника энергии – внутриатомной энергии и создание новых искусственных материалов с заранее заданными свойствами; 7)проникновение в мега- и микромир; 8)повышение роли и значения информации, гигантское развитие средств массовой коммуникации; 9)комплексное (при взаимодействии разных наук) исследование сложных проблем, возрастание роли социально-гуманитарных наук; 10)интернационализация (глобализация) человеческой деятельности в масштабе планеты; 11)возникновение экологических проблем и в связи с этим регулирование системы «общество – природа».
Технологический детерминизм. Направление западной общественной мысли XX в., для которого характерно абсолютизирование роли техники в развитии общества, получило название технологического детерминизма. Его представители возлагают надежды на решение социальных проблем с помощью научно-технического прогресса. Технологический детерминизм лежит в основе многих современных теорий: «технократии» Т.Веблена, «революции управляющих» Б.Бёрнхема, «стадий экономического роста» У.Ростоу, «индустриального общества» Р.Арона, «нового индустриального общества» Д.Гэлбрэйта, «постиндустриального общества» Д.Белла, «третьей волны» О.Тоффлера, «технотронного общества» З.Бжезинского, «информационного общества» Е.Масуды и др.
Все многообразие теорий в рамках технологического детерминизма можно представить как разновидности двух концепций: 1) концепции индустриального общества и 2) концепции постиндустриального общества.
Концепция индустриального общества. Термин «индустриальное общество» предложил французский философ К.А.Сен-Симон, который нарисовал утопический план будущего общества как «промышленной системы». Дальше эту теорию развивали Р.Арон, У.Ростоу и другие западные философы. В 1963 г. Р.Арон опубликовал курс лекций под названием «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе». Эту публикацию правомерно считать исходным пунктом теории индустриального общества. Несмотря на имеющиеся различия между взглядами сторонников этой теории, можно выделить ряд положений, которые объединяют их авторов:
- самые значительные изменения в обществе связаны с переходом от традиционных «аграрных» обществ к «индустриальным», основанным на машинном производстве, фабрике, дисциплине труда, национальной системе хозяйства и рынка;
- существует определенная «логика индустриализации», которая ведет к сходству социальных институтов «индустриальных обществ»;
- переход от традиционного к индустриальному обществу – это прогресс, разрушение традиционных привилегий, равенство гражданских прав, возрастание социальной мобильности, равенство возможностей, рост демократизма;
- по мере развития индустриального общества снимается напряжение классовых конфликтов путем расширения трудовых соглашений и коллективных договоров, расширения политических и гражданских прав;
- по мере роста индустриального общества укрепляется национальное либерально-демократическое государство.
Концепция постиндустриального общества. Данная концепция продолжает и развивает идеи индустриального общества, анализируя то общество, к которому движется человечество. Называться оно может по разному: «информационное», «компьютерное», «технотронное», «общество досуга» и т.п., но понятие «постиндустриальное общество» оказывается наиболее приемлемым. Термин «постиндустриальное общество» применил в 1958 году Д.Рисман и соотносил его с будущим «обществом досуга». Разрабатывалась концепция постиндустриального общества Д.Беллом, Дж.Гэлбрэйтом, З.Бжезинским, О.Тоффлером, Е.Масудой и другими авторами. Согласно этой концепции:
- выделяется три этапа истории общества: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный;
- становление постиндустриального общества характеризуется переходом от товаропроизводящей экономики к обслуживающей экономике (от производства товаров к производству услуг);
- в постиндустриальном обществе преобладают не машинные, как в индустриальном, а интеллектуальные, информационные технологии;
- теоретическое знание в постиндустриальном обществе выступает основным источником богатства и власти («осевым принципом общества», по Д.Беллу);
- постиндустриальным обществом управляют организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором общественной жизни выступают научные центры;
- для постиндустриального общества характерно не классовое, а профессиональное деление;
- место класса капиталистов занимает, по Беллу, правящая элита, отличающаяся уровнем образования и знания.
Д.Белл (род. в 1919), которого считают подлинным основоположником концепции постиндустриализма, выделил 11 черт нового общества. В числе базисных он называет возрастающую роль науки и экспансию производства услуг и информации. Главной детерминантой общественного развития он рассматривает технологию. Д.Белл отмечает: «Если индустриальное общество основано на машинной технологии, то постиндустриальное общество формируется под воздействием технологии интеллектуальной. И если капитал и труд – главные структурные элементы индустриального социума, то информация и знание - основа общества постиндустриального».
О.Тоффлер (род. в 1928) – автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Он считает, что историческую эволюцию можно уподобить океану, через который время от времени перекатываются огромные волны – цивилизационные перемены. В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют 4 сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет техносфера. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. В зависимости от характера такой революции определяется и сущность возникающей на ее основе цивилизации. В результате развертывания первой технологической революции – аграрной – возникла гигантская волна сельскохозяйственной цивилизации. Основу экономики, семейной и политической организации, культуры этой цивилизации составляет земля. На смену этой цивилизации на гребне Второй волны приходит новая, индустриальная цивилизация. Основу этой цивилизации составляет индустриально-заводской тип производства, а главным двигателем выступает мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины. В пределах индустриальной цивилизации во второй половине XX века возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических трансформаций. Она была вызвана повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникаций, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информация, творчество и интеллектуальная технология. Столкновение Второй и Третьей цивилизационных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий нарождающейся индустриальной и сельскохозяйственной цивилизации возникли многочисленные революции, контрреволюции и войны второй половины XVIII-XX веков, то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе, информационное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы, широкое распространение психических заболеваний. Чем активнее и целеустремленнее человечество станет вовлекаться в глобальную революцию Третьей волны, несущую с собой, по мнению Тоффлера, подлинно гуманную цивилизацию, тем эффективнее будут разрешаться возникающие в процессе этого перехода противоречия и конфликты.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 8144 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!