Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 2 5 страница. Когда в сентябре 1915 года Шаляпин вернулся в Петроград, обстановка в столице была далеко не мирной



Когда в сентябре 1915 года Шаляпин вернулся в Петроград, обстановка в столице была далеко не мирной. Улицы заполнены беженцами, нищими, ра­стут цены, возникают перебои с продуктами, горо­жане спешат запастись на зиму дровами... В эти тре­вожные дни Шаляпин не скрывал своих настроений и не боялся выражать их публично. Так он вел себя, например, и на официальном банкете 4 мая 1916 года в ресторане «Контан». В зале собрались видные общественные деятели, французские министры Р. Вивиани и А. Тома, произносились торжественные верноподданнические речи. Однако казенно-офици­альная программа вечера была нарушена выступле­нием музыкантов. «Какие-то три господина встали со своих мест, — писал репортер журнала «Русская ста­рина», — и направились к эстраде, на которой было два рояля. Эти господа были Шаляпин, Глазунов и Зилоти... Шаляпин запел «Марсельезу» на француз­ском языке...»

С. К. Маковский, один из деятелей «Мира ис­кусства», издатель журнала «Аполлон», воспринял пение Шаляпина как символическое: «Песнь Руже де Лиля в устах Шаляпина на этом петербургском торжестве у Контана за год приблизительно до крушения империалистической России прозвучала каким-то пророческим предвестием революции. В этот год она висела в воздухе. Когда запел Шаля­пин, революционная буря ворвалась в залу и мно­гим не по себе стало от звуков этой песенной бури».

ПЕСНЬ РЕВОЛЮЦИИ

Февральскую революцию 1917 года Шаляпин встретил с надеждой и радостью. Многие в эту пору были охвачены романтическими надеждами и счас­тливой эйфорией. В письмах друзьям и родным ар­тист поздравлял всех «с великим праздником сво­боды в дорогой России». В эти дни Шаляпин часто виделся с Горьким, оба они верили в переустрой­ство жизни и хотели по мере возможности содей­ствовать ему. «Человеком, оказавшим на меня в этом отношении особенно сильное, я бы сказал — решительное влияние, — подчеркивал Шаляпин, -был мой друг Алексей Максимович Пешков — Максим Горький. Это он своим страстным убежде­нием и примером скрепил мою связь с социалиста­ми, это ему и его энтузиазму поверил я больше, чем кому бы то ни было и чему бы то ни было дру­гому на свете».

Шаляпин энергично включился в общественную жизнь. 4 и 5 марта 1917 года в квартире Горького со­брались известные художники и архитекторы А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, К. С. Петров-Водкин, И. А. Фомин, В. И. Шухаев, E. E. Лансере, певец И. В. Ершов, М. Ф. Андреева и другие. Был здесь и Шаляпин. Намечалось организовать Комиссию по делам искусств. «Необычайный переворот заставил очень сильно зашевелиться все слои общества, и, конечно, кто во что горазд начали работать хотя бы для временного устройства так ужасно расстроенно­го организма государства, — сообщал Федор Ивано­вич дочери в Москву. — Вот и я тоже вынужден по­чти ежедневно ходить по различным заседаниям -пока я состою в Комиссии по делам искусств и на днях вступлю в общество по изучению жизни и деятельности декабристов, проектов для возведения им памятников и проч., и проч. Кроме того, я, слушая, как народные массы, гуляя со знаменами, плаката­ми и прочими к моменту подходящими вещами, поют все время грустные похоронные мотивы старой рабьей жизни, задался целью спеть при первом моем выступлении в новой жизни свободы что-нибудь бодрое и смелое. Но, к сожалению, не найдя ничего подходящего у наших композиторов в этом смысле, позволил себе написать слова и музыку к ним сам». Певец неточен: в песне частично использован гимн гарибальдийцев, и потому на ее обсуждении в Мариинском театре композиторы А. К. Глазунов и H. H. Черепнин высказались против ее исполнения, считая музыку дилетантской и несамостоятельной. Однако Шаляпин все же спел «Песню революции» на сцене Мариинского театра на концерте-митинге. Торжественно звучали хор и два оркестра — Мариинского театра и духовой Преображенского полка. Шаляпин, одетый в широкий сверкающий плащ. пел:

К оружию, граждане, к знаменам! Свободы стяг неси вперед! Во славу русского народа Пусть враг падет, Пусть враг падет!

Припев подхватывал хор. И зрители, и исполни­тели испытывали необычайный подъем. Публика ап­лодисментами долго приветствовала певца.

После трудных месяцев, насыщенных творче­ством и общественной работой, Шаляпин отдыхал с семьей летом 1917 года в Крыму. В Севастополе, прямо на набережной, артист организовал боль­шой концерт с участием матросского хора и оркес­тра. В программе романсы, народные песни, но главное — «Песня революции». «Выходит Ф. И. Ша­ляпин, он в матросской рубахе, — описывала выс­тупление певца газета «Крымский вестник». — Ему дают красное знамя, его окружают старшины клуба матросов и солдат, участники концерта. Оркестр играет «Марсельезу». После поцелуев и речей и пр. он поет. Наконец, финальный номер — «Песня ре­волюции».

Федор Иванович любил Крым. С этим благосло­венным краем связана его мечта о Замке искусств, который он хотел построить на Пушкинской скале. В 1915 году Шаляпин приобрел участок земли в Суук-Су (ныне «Артек»). Тогда же архитектор И. А. Фомин выполнил проект замка. Певец мечтал открыть в нем свою школу, объединяющую «даровитую и серьез­ную молодежь». К сожалению, как и многие другие проекты Шаляпина, этот замысел не осуществил­ся — остался «воздушным замком»...

Осенью 1917 года Шаляпин возвратился в Пет­роград. Пора безвластия и разброда чувствовалась во всем. Продолжалась непопулярная жестокая война, с фронта в столицу тянулись эшелоны с ранеными и беженцами. Февральская революция не оправдала возлагавшихся на нее радужных надежд...

Американский журналист Джон Рид в книге «Де­сять дней, которые потрясли мир» так описывал Петроград: «Повсюду под ногами густая, скользкая и вязкая грязь, размазанная тяжелыми сапогами и еще более жуткая, чем когда-либо, ввиду полного развала городской администрации. С Финского зали­ва дует резкий, сырой ветер, и улицы затянуты мок­рым туманом. По ночам — частью из экономии, частью из страха перед цеппелинами — горят лишь редкие скудные уличные фонари; в частные кварти­ры электричество подается только вечером, с 6 до 12 часов, причем свечи стоят по 40 центов штука, а ке­росина почти нельзя достать. Темно с 3 часов дня до 10 утра. Масса разбоев и грабежей. В домах мужчины по очереди несут ночную охрану, вооружившись за­ряженными ружьями». Так было при Временном правительстве...

Разумеется, театры были открыты ежедневно, не исключая и воскресений. В Мариинском шел новый балет с Карсавиной, и вся балетоманская Россия являлась смотреть на нее. Пел Шаляпин. В Александ­рийском была возобновлена мейерхольдовская по­становка драмы Алексея Толстого «Смерть Ивана Грозного».

В 10 часов утра 25 октября Военно-революцион­ный комитет в воззвании «К гражданам большевис­тской России» объявил Временное правительство низложенным..





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 228 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...