Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фарисеи



Впервые упоминание о секте фарисеев относится к временам правления Гиркана I (135-105 до Р.Х.), хотя истоки этого движения берут начало в 4 веке.

Предшественниками фарисейства были два религиозно - национальных течения: книжники, которые просуществовали до конца послепленного периода, и хассидеи - ревностные хранители отеческой веры.

Еще с древних времен, книжники или "соферы" пользовались особым уважением в еврейском народе - основным занятием "соферов" была перепись Священного Писания, что придавало этому роду деятельности характер священнодействия, кроме того, соферы, кроме чисто технической переписи Закона занимались также ее толкованием.

Книжники исполняли обязанности правоведов и выступали на судах, как знатоки права. Они старались общие предписания Закона применить к частным случаям, выводя часто при помощи казуистики разнообразные правила из общих положений. В других случаях, не указанных в Законе, книжники поступали так: возводили в закон простой обычай. Эти и другие положения были восприняты фарисеями и легли в основу их деятельности. Книжничество просуществовало до разрушения Второго Храма, после чего его функции восприняли раввины.

Возникновение хассидейства относится к периоду греческого господства в Палестине. В то время, как правящие классы склонялись к эллинизму, было с самого начала много и таких людей, которые всеми силами крепко держались за иудейство, основанное на законе. За свою ревность следования отеческим традициям и закону они получили название "хасидим" - благочестивые. Однако это не была секта, а скорее некая направленность в еврейском народе. Во время вспыхнувшего восстания хасидим примкнули к Маккавеям (хотя часть из них, поддерживая душой это событие, отказалась от участия в нем, считая, что во всем надо полагаться на Бога). Но связь с Маккавейским родом продолжалась недолго - пока в маккавейских войнах дело шло о восстановлении религии, хасидим действовали заодно с их вождями и образовали собою ядро если не активного, то пассивного сопротивления. Когда же Хасмонеи стали препятствовать восстановлению законного первосвященнического рода, то они отделились от них и выступили в качестве строго законнической партии. Это отделение послужило новому названию движения - "перушим", т. е. отделенные, в греческом переводе - "фарисеи".

В отличие от хасидеев, фарисеи выступают уже как религиозная партия, имеющая огромное влияние на народ и несущая функции духовных вождей. Отстраненные от светской власти, они все свои усилия направили на достижение реальной духовной власти. Ко времени пришествия Иисуса Христа, секта являлась наиболее многочисленной, а влияние ее было почти повсеместным. Разрушение храма в 70 г. не привело к исчезновению секты, наоборот, иудаизм, лишенный своей исторической родины и святыни - храма, воспринял фарисейское мировоззрение, основанное как на Священном Писании, так и на "предании старцев".

Право возведения обычая в ранг закона фарисеи основывали на том, что Бог на Синае не ограничился десятью заповедями. Потенциал, заложенный в Синайском законодательстве, должен раскрываться в течение всей истории сообразно требованиям времени. Сохранилась древняя талмудическая легенда (III в. по Р. Х.), повествующая о том, как произошло дарование Израилю Закона. На горе Синай, будущий законодатель Моисей увидел Бога, приделывающего маленькие короны к буквам Торы. Изумленный и смущенный, Моисей спросил разъяснения. Тогда Бог сказал ему, что через много поколений на свет явится человек по имени Акиба бен Иосеф, который сможет вывести "груду законов" из каждой буквы и каждого значка в Торе. Основным принципом в деле "примирения" Закона с жизнью для фарисеев становится казуистика. Вот один из ярких примеров. В Библии сказано "глаз за глаз" (Исх. 21. 24). Довольно ясное и прямое установление Закона, в устах раввинов превращается в противоречивое, нуждающееся в детальном объяснении. В раввинском трактате "Бава Кама" говорится: "Если Реувен выбил глаз Шимону, следует ли за это выбить глаз Реувену? Сказано в другом месте "...он платить должен быка за быка" (Исх. 21. 36). Там быка за быка, здесь глаз за глаз. Не следует ли из этого, что Реувен должен платить Шимону выкуп, который назначит суд?...Может случиться так, что мы лишим Реувена глаза, а он от этого умрет. И, выйдет, что мы отберем "глаз и душу за глаз", что запрещено". Благодаря такому толкованию, фарисеи довольно успешно исполняли внешнюю, формальную сторону закона, обходя внутренний смысл заповедей. Вот, например, как фарисеи разрешили древнюю проблему - нежелание людей прощать долги в юбилейные года (Втор. 15. 1-2). Известный учитель Гиллель поставил Храм посредником между должниками и кредиторами. Таким образом, сохранялись и библейские предписания и экономическая стабильность.

Принадлежность Иосифа Флавия к этой секте делает его немногочисленные свидетельства особенно ценными: "Фарисеи слывут точными толкователями закона и учредителями первой секты, они все ставят в зависимость от судьбы и Бога и считают, что хотя большей частью от самих людей зависит поступать честно или бесчестно, но в обоих случаях содействует и судьба. Они считают, что всякая душа бессмертна, но только души добрых переселяются в другие тела, души же дурных людей подвергаются вечным мукам". "Фарисеи говорят, что кое-что, но не все является делом судьбы, а кое-что зависит от самих людей - произойдет ли оно или нет". "Фарисеи относятся с пренебрежением к жизненным благам и не предаются наслаждениям; они следуют руководству разума в том, что он рассудил за благо, считая желательным блюсти его указания. Они относятся почтительно к старшим и не осмеливаются противоречить их указаниям. Считая, что все совершается по велению судьбы, они не отнимают у людей свободы воли, полагая, что по решению Бога происходит смешение воли Божьей с волей людей, направляющее к добродетели или к пороку. Они верят, что души обладают силой бессмертия, что под землей происходит суд и расплата за добродетель или порок, которым предавались при жизни, - одни подвергаются вечному заточению, другим дается возможность воскреснуть. Поэтому они пользуются очень большим влиянием в народе, и все священнодействия, касающиеся молитв и жертвоприношений, совершаются согласно их толкованию. До такой степени городские общины засвидетельствовали их добродетель, их стремление к наилучшему в своем образе жизни и в своем учении".

Учение о бессмертии человеческой души было предметом горячих споров между фарисеями и саддукеями - догматика допленного периода, основываясь на немногочисленных указаниях в Священном Писании о душе, бессмертии и воздаянии, учила, что все человеческие души обладают бессмертием и по разлучении с телом независимо от образа жизни отправляются в "шеол" - подобие ада, где они находятся в полнейшей темноте. Развитие Устной Торы позволило фарисеям несколько иначе рассмотреть эту тему. Они учили, что посмертная участь грешников и праведников не одинакова. Первые по смерти, будучи обличены ангелами, наказываются Богом за свою нерадивую жизнь вечными муками. Душа же праведника может продолжить свое существование на земле в другом теле с целью усовершенствования и, таким образом, взойти на новую высшую ступень святости. Другой причиной перевоплощения может быть помощь другому человеку, более слабому исполнить многотрудные 613 заповедей. И, наконец, причиной к переселению души может послужить нерешенная проблема или задача, которую человек не успел разрешить в одной жизни. Для примера можно взять талмудический эпизод с перевоплощением Мардохея и Амана - действующих лиц книги Есфирь. Согласно иудейским мудрецам, перед Мардохеем стоит задача исполнить заповедь Господа, высказанную через пророка Моисея: "Я совершенно сотру память об Амалике в поднебесье" (Исх. XVII, 14). В этот момент в Моисее жила душа, которая переселилась в Саула, т. к. при законодателе еврейского народа амаликитяне не полностью были уничтожены. Саул одержал победу над этим враждебным племенем, но оставил в живых Агага. Душа Мардохея была в то время душой Саула. И только лишь Мардохею удается покончить с ненавистным амаликитянином Аманом.

Еще больше учение о душе изменилось после разрушения Второго Храма. Идея вечного наказания для грешников преобразилась в очистительное жжение пламени ада не более двенадцати месяцев. "Правом" переселения душ могут пользоваться все евреи независимо от прежней жизни. Праведники же из язычников в награду могут родиться евреями и начать цикл исполнения заповедей. Души тех праведников, которые не смогли исполнить заповеди связанные с Храмом, который был во время их жизни разрушен, будут воплощаться в дни Мессии, когда тот будет восстановлен.

Искажение богооткровенного учения о Мессии началось еще в период зарождения фарисейства. Одной из основных причин этого является горделивое, надменное отношение "благочестивых" к другим народам. Та часть закона, где говорилось о любви к язычникам и их участии в Царствии Божием, была совсем оставлена без внимания. Последовательно развивая эту идею, фарисеи пришли к образу Мессии как всемогущего Царя, который восстановит Царство Израиля, где евреям будут предоставлены права властителей всего мира. Мессианское царство представляется материально и, хотя называется "величайшим царством царя бессмертного", но помещается в Палестине, владеет всем миром, язычники покоряются. Согласно представлениям фарисеев, овладение всем миром должно произойти путем войны с язычниками. В данном случае это были римляне. Вот почему в период предшествовавший пришествию Иисуса Христа нам известны из истории массовые восстания евреев против могучих поработителей.

Кроме царственной, фарисеи приписывали Мессии пророческую роль. "Пророческая роль Мессии заключается в том, что Он издаст новый Закон для народа", - пишет исследователь раввинистической эсхатологии Ристо Сантала - даже в мессианской эпохе фарисеи видели царство закона. Вот что пишет о Мессии один из самых известных иудейских богословов Рамбам: "Царь помазанный будет сидеть на своем царственном престоле и писать Книгу Закона вдобавок к той Книге, которая была дана нашим отцам...Он заставит Израиль выполнять эти заповеди".

Еще одна роль Мессии по взглядам фарисеев, - это роль священническая. Мессия-Первосвященник должен руководить всей духовной жизнью еврейского народа. И что самое интересное, священнические обязанности Мессия будет исполнять вечно, ибо царство, которое Он же устроит не будет иметь конца. С приходом Мессии фарисеи связывали воскресение тел.

В отличие от саддукеев фарисеи признавали существование ангелов. В Священном Писании Ветхого Завета сатана упоминается не раз. Фарисеи же, принявшие на себя функции окормителей и духовных вождей еврейского народа, занимались изгнанием бесов.

Усилиями фарисеев в послепленный период получило широкое распространение синагогальное богослужение. Согласно иудейскому преданию, первая синагога (слав. "сонмище") в Вавилоне была построена из камней Храма Соломонова, которые евреи взяли с собой. По своей форме синагоги не отличались от простых домов. Чаще всего этот дом состоял из одной большой прямоугольной комнаты. В некоторых синагогах существовали перегородки, разделяющие мужскую и женскую половины. Иногда с этой целью для женщин пристраивались балконы или пределы. В центре комнаты находилось возвышение (подобие кафедры), на котором происходило чтение Торы. В стене, обращенной к Иерусалиму, была выемка для шкафа, в котором содержались свитки книг Священного Писания. Однако, с постройкой Второго Храма синагоги не утратили своего значения духовных центров - даже при Иерусалимском храме, в его дворе, существовала синагога, а в самом городе во времена Спасителя их насчитывалось до 460. Причиной этому - изменившееся отношение к закону, которое повлияло на развитие внехрамового богослужения, в основе которого лежало изучение Торы. С появлением синагогального культа связано также появление параллельного жреческого института. Как известно, главой синагоги был не священник, а раввин. Зачастую последние пользовались большим уважением и почетом. Раввин (в переводе "учитель") отличался блестящим знанием Закона и, что самое главное, мог применить его к любым жизненным обстоятельствам. Другими словами, раввины были хранителями "преданий старцев". Авторитет их был очень высок. Еврейские письменные источники сохранили легенды и сказания о жизни и деятельности многих раввинов. Их высказывания и труды легли в основу Устной Торы - Талмуда. У раввинов, как и у священников, существовало преемство. Если последние принимали священство в виду причастности к колену Левиину, то преемство раввинов осуществлялось через рукоположение. Этот обряд, называемый смиха, впервые появляется в период Второго Храма. Хотя, как утверждали фарисеи, первая смиха была совершена еще пророком Моисеем над Иисусом Навином.

К атрибутам культа, введенным фарисеями, относятся следующие предметы: тфилин, талит и мезуза. Тфилин - это две небольшие коробочки, внутри которых находились цитаты из Пятикнижия. Во время молитвы тфилин, по-гречески филактерии, привязывались специальными кожаными ремешками ко лбу и правой руке. Этот обычай фарисеи основывали на следующем тексте Священного Писания: "И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем (и в душе твоей); и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими" (Втор. VI, 6 - 8). Как раз о тфилин говорил Спаситель фарисеям: "Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих" (Мф. XXIII, 5). Хранилищами названы тфилин, а одеждами - талит, вошедший во всеобщее употребление еще в персидские времена, как показывает изображение из Персеполя (рис.109).

Это небольшое покрывало или шаль, которыми фарисеи покрывали свою голову во время молитвы. Окаймляло это покрывало бахрома из белой и голубой нити сплетаемой в кисти - цицит, которые можно видеть на упомянутом изображении. Использование этой части одежды основано опять-таки на буквальном понимании Священного Писания, в частности, книги Чисел. "Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти" (Числ.XV, 38). Воскрилиями в Евангелии названы как раз эти кисти. На основе иудейского буквализма основано использование мезузы продолговатый футляр, в который вложен пергамент с текстом Св. Писания - "И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих" (Втор. VI, 9). Мезузы прибивали как к наружным косякам дома, так и к внутренним.

Ессеи.

Вплоть до середины 20 века сведений о движении ессейства было ничтожно мало, что связано с замкнутым, скрытым образом жизни сектантов. И только лишь благодаря трудам Филона Александрийского и Иосифа Флавия, который, кстати, согласно его жизнеописанию, в молодости принадлежал к ессейству, последующие религиоведы могли изучать это направление иудаизма послепленной эпохи. Однако открытие свитков Мертвого моря, принадлежавших этойобщине, позволило по-новому взглянуть на них.

Возникновение секты ессеев относят к 197-196 годам до Р.Х. - в это время в хасидейской сфере появляются два течения: одни активно включаются в процесс создания Устного Учения, имеющие целью приспособить древние предписания Пятикнижия к новым реалиям жизни, другие, вдохновленные апокалиптическими сочинениями третьего века до Р.Х., призывали сограждан немедленно отрешиться от всего мирского, покаяться и принять участие в приготовлении пути Господу в мир. Характеристика второго течения относится к зарождающемуся ессейству. Возглавил это движение некий муж, о имени которого нигде не упоминается. Судя по сохранившимся документам, он проправил около 20 лет и был убит (скорее всего по проискам фарисеев).

После мужа, который еще именовался священником, общину возглавил Учитель Праведности, ставший главным идеологом секты. Вот как сами кумраниты описывают это событие: "Двадцать лет, как слепые, нащупывали дорогу, блуждая во тьме, пока Бог не поставил...Учителя Праведности, чтобы направить их по пути Своего сердца и чтобы он известил последующие поколения о том, что Он сделал последующим поколениям отступников". В кумранских рукописях он именуется еще священником, избранником, взыскующим закона, но нигде не упоминается его настоящего имени. В книгах Маккавейских ничего не говорится о деятельности этого человека, что объясняется тем, что Учитель Праведности, как и все хасидеи с недоверчивостью относился к Маккавеям. Частично их интересы совпадали лишь в период так называемых "священных" войн, имевших целью очистить храм от языческих мерзостей. С укреплением власти Хасмонеев Учитель Праведности вовсе отмежевался от них. По мнению ессеев Хасмонеи, освободив народ от власти Селевкидов, сами затем уподобились язычникам-деспотам. Резкой критике подвергались также саддукеи, занимавшие высокие должности в государстве. В толковании на пророка Аввакума можно найти такие высказывания в адрес правителей и первосвященников: "Осквернители храма", - их обвиняли в "ограблении имущества бедных.., насилии над страной". Естественно, что такая позиция по отношению к властям не могла не привести к ответным действиям последних. В 150-140 г.г. до Р. Х. Учитель Праведности был арестован. На суде кроме представителей власти обвинителями его были фарисеи, которых ессеи укоряли в недостаточном "фарисеизме". Учитель был отправлен в ссылку, где в скором времени подвергся смертельной опасности. В День очищения, когда кумраниты пребывали в покое "дом общины подвергся нападению нечестивого священника, который пришел поглотить их, чтобы помешать им в день субботы покоя их". Не менее проблем доставил Учителю Праведности некий "человек лжи"(вероятно из среды кумранитов), который расколол общину и возглавил довольно большую часть ессеев. Вот как описывается это событие в Гимнах, составленных Учителем: "Люди моего согласия возмутились против меня и растоптали тайну, которую Ты открыл мне, они оклеветали меня перед сынами нечестия". Затем Учитель Праведности с верным ему остатком людей удалился в Кумран, после чего это место становится центром ессейского движения. Свою жизнь лидер кумранской общины окончил в период правления Симона Маккавея (142-134 г.г. до Р.Х.). Он был распят за мессианские претензии, а также за призыв к перестройке, обновлению храма, культа и священства. Смертный приговор был принят Великим Синедрионом, в основном состоящим из саддукеев. Согласно кумранским свиткам, гробница Учителя находилась вблизи от южного угла Портика храма.

Личность Учителя Праведности настолько была почитаема в среде ессеев, что они верили во второе его пришествие. Учитель был не просто лидер. Несомненно, он пользовался почестями пророка, что видно из кумранских документов. "Бог возвестил ему все тайны слов Его рабов - пророков, на Учителя Праведности Бог "возложил Свой Святой Дух". Сам Учитель Праведности составил большинство кумранских писаний, внушительная часть из которых является толкованием на Священное Писание. Признание его как пророка было обязательным для всех членов секты, ибо идеология общины строилась на основе откровений Учителя Праведности. Кроме пророческого служения Учитель заключал в себе функции "Вразумляющего", "Обучающего". В гимнах Учитель именует себя "Передающим знание", "Истолкователь знания", которому Бог открыл чудесные тайны.

С личностью Учителя Праведности связано учение кумранитов о двух Торах (т. е. о двух законах), согласно которому Бог даровал Моисею две книги закона. Первый закон или письменная Тора был написан пророком по повелению Божию и является руководством в духовной жизни еврейского народа, а второй написан был Самим Богом и до времени был сокрыт в ковчеге Завета. Эту мысль ессеи подтверждали текстами из Священного Писания, касающимися дарования Синайского законодательства. На основе этой идеи и развивалась вера сектантов в Божественное происхождение кумранской Торы. Автором данного документа скорее всего является сам Учитель Праведности. По содержанию книга Торы напоминает настоящую. В ней описывается пребывание Моисея на Синае, дарование закона, описывается храм и, естественно, приводится список заповедей. Сам стиль текста также близок к тексту Пятикнижия. Разница лишь в том, что в кумранском варианте книга написана от лица Самого Бога, что придает ей особый авторитет. Божественное происхождение Храмового Свитка (научное название кумранской Торы) обязывало ессеев с особым благоговением изучать его. Первоначально Тора Учителя Праведности и Моисеева считались равнозначными, но со временем кумранский вариант стал преобладать. Веро- и нравоучение ессеев стали сообразовываться в основном с Храмовым Свитком, а Моисеево Пятикнижие отошло как бы на второй план, хотя полностью не утратило своего значения.

Одним из основных в ессейской догматике было учение о Мессии. Эсхатология сектантов обуславливала во многом их нравственную сторону и вообще порядок в общине. Апокалиптические настроения послужили поводом к полному удалению, отрешению от мира и ведению строго аскетического образа жизни.

Согласно кумранскому документу "Устав общины" правоверные должны следовать предписаниям Торы вплоть до "прихода пророка и Мессий Аарона и Израиля". Что касается Мессии жреческого, то кумраниты учили, что он должен выйти из среды общинников за сорок лет до наступления конца дней. В книгах сектантов Мессия от Аарона изображен первосвященником, имеющим непосредственный контакт с Богом, вследствие чего ему приписываются посреднические свойства между небом и землей. Вместе с Богом он вершит судьбы мира. До пришествия светского, жреческий Мессия будет обладать правами как духовного, так и гражданского властелина, т. е. главы всего еврейского общества. С появлением Мессии от Давида, Первосвященник отходит от государственных дел и приступает к созданию Иерусалимского храма. Задачу светского Мессии кумраниты видели в освобождении Иудеи от захватчиков. Сохранившийся документ "Свиток войны" подробно описывает планы будущего потомка Давида. Во главе с ним кумраниты должны были создать империю с центром в Иерусалиме. В борьбе с врагами будут участвовать не только кумраниты, но и бесчисленные полки небесного воинства, что естественно обеспечит победу ессеям. Кроме функций военного правителя давидический Мессия должен стать судьей народа.

Что касается взаимоотношений двух Мессий, то ессеи первенствующее место отдавали Первосвященнику. Приоритетное положение жреческого Мессии в обществе подчеркивается в "Уставе" и тем, что на так называемой Трапезе Мессии именно он благословляет начатки хлеба и молодого вина и первым протягивает руку свою за хлебом, и лишь затем протягивает руку свою за хлебом Мессия Израиля. Идея о доминировании духовного Мессии возникла на самых ранних периодах ессейства. Уже в таких ранних документах, как "Завещание Иуды" говорится о том, что "Первосвященник благословляет раньше Князя". Далее в ессейских книгах повествуется о том, что вся деятельность Мессии Израиля будет контролироваться Первосвященником.

Исследуя многочисленные свитки кумранитов ряд ученых пришел к выводу, что жреческого Мессию можно ассоциировать с Учителем Праведности. В пользу этого говорит учение о втором пришествии Учителя. Эта идея возникла в среде ессеев уже после его смерти и основывалась на том, что Учитель не успел осуществить намеченные планы: Иудея была во власти римлян, храм занимали нечестивцы, светский Мессия, которого так ожидали, так и не пришел. Еще одним из оснований данной теории послужило учение о бессмертии и воскресении. Однако, воскреснуть могут не все, а только праведники, души же грешников так и останутся пребывать в шеоле.

Воскресение Учителя Праведности кумраниты ожидали в конце времен. Вместе с архангелом Уриилом ему предстоит довершить намеченный план и приготовить ессеев к наступлению конца времен. Воскресение Учителя должно быть предвозвестником всеобщего воскресения кумранитов, в совершении которого вместе с Богом будет участвовать сам Учитель Праведности, только теперь в роли мистического Мессии-Первосвященника.

Видное место в ессейской догматике занимает учение о предопределении. В "Свитке войны" Учитель Праведности пишет: "И я познал через Твой Разум, что не в руке плоти праведность, и что не господин человек своему пути... Только Ты один сотворил праведного и уже от чрева его матери утвердил его для назначенного времени Благоволения.., дабы высвободить его стесненную душу для вечного спасения... И Ты сотворил нечестивых для времени Твоего гнева, и от чрева Ты предназначил их для Дня Убиения". Учение о предопределении у кумранитов распространялось не только на людей. По их понятиям, Бог изначально распределил ангельский мир на последователей Князя Света и Ангела Ненависти, первый из которых должен быть постоянным помощником людям в постижении и служении Истине, а второй - чинить всевозможные препятствия роду человеческому. Явный знак предызбранности ко спасению кумраниты усматривали в отречении от мира и вступлении в секту. Акт вступления в общину настолько почитался ессеями, что мог изменить его посмертную участь. Доказательством этой идеи служат дошедшие до нашего времени ессейские гороскопы, составлявшиеся в основном для людей, предрасположенных ко греху - учитывалось время рождения, социальное положение и многое другое. По итогам данных гороскопов кумраниты определяли возможность спасения данной души, и вместе с тем не отрицали наличия свободной воли у человека, что приводило к логическим казусам.

Нравственность ессеев на первый взгляд кажется совершенно отличной от нравственности других еврейских сект. Во-первых, они выделялись необычным образом жизни. Жесткая аскеза и уединенность от мира были чужды мировоззрению израильтян, а в ессействе это нашло широкое распространение. В своих общинах кумраниты держались строгого порядка, который, по всей видимости, был введен Учителем Праведности. Они носили белые одежды в знак чистоты и удаления от греха, что нашло отражение в названии "сыны света", которое усвоили себе сектанты. "Чувственных наслаждений они избегают, как греха, и почитают величайшей добродетелью умеренность и порабощение страстей", - пишет Иосиф Флавий. Далее тот же автор повествует о том, что кумраниты живут коммуной, где все кроме толкователей закона трудятся на различных работах. (Кроме воспитательного характера труд имел целью прокормить людей, находящихся в секте, полностью оторванной от мира). Все имущество общее и всякий, вступивший в общину, должен внести в нее все свое состояние. "Друг другу они ничего не продают и друг у друга не покупают, а каждый из своего дает другому то, что тому нужно, равно как получает у товарища все, в чем сам нуждается, даже без всякой взаимной услуги каждый может требовать необходимого от кого ему угодно". Существовала система наказаний, отличавшаяся необычайной строгостью. Перебивающий речь товарища наказывался отлучением на 10 дней, за сон во время собрания - на 30 дней, за трехкратную и беспричинную отлучку с заседания без разрешения - на 10 дней, а за отлучку вопреки запрету - на 30 дней, за плевок на пол на месте собрания - на 30 дней. За обнажение тела (если виновный не является тяжело больным) - на шесть месяцев. За непочтительное обращение с священниками - на один год, если же эта непочтительность - результат заблуждения, а не сознательного оскорбления - на шесть месяцев. За гнев и раздражительность, проявляемые в обращении с другими членами общины, - на один год. За произнесение неприличного слова - на три месяца. За клевету на товарища - на один год. За несправедливую жалобу на товарища - на шесть месяцев. За утайку своих знаний - на шесть месяцев. За жалобы на устои общины - полное отлучение от общины. То же наказание - за произнесения проклятия. За малодушие и измену устоям общины - отлучение на два года. Если же нарушитель совершил это преступление после десятилетнего пребывания в общине, он исключается без права восстановления. Особенно тщательно ессеи подходили к заповедям о чистом и нечистом, общинники обязаны были ежедневно проходить обряд очищения. Все делалось не иначе, как с разрешения глав общины.

В корне отличался от иерусалимского ессейский культ. Прежде всего необходимо сказать, что кумраниты отказались от еврейского календаря - в отличие от лунного они придерживались солнечного, вынесенного из Египта, который употреблялся до плена. Поводом к разрыву с Иерусалимским Храмом стало учение Учителя Праведности о том, что некогда святое место было осквернено нечестивыми иудейскими священниками. Ессеи ждали пришествия Мессии, с помощью которого они воздвигли бы новый храм, в котором и будет совершаться богослужение. А до этого они совершали свои ритуалы в пустынных пещерах. До нас дошли сведения о богослужении ессеев, содержащиеся как в трудах историков, так и в кумранских рукописях. Вот как описывает его Иосиф Флавий. "До восхода солнца они воздерживаются от всякой обыкновенной речи; они обращаются тогда к солнцу с известными древними по происхождению молитвами, как будто испрашивают его восхождения". У кумранитов сохранилось разделение на утреннее, дневное и вечернее богослужение. Вышеописанный эпизод соответствует утренним молитвам. Далее Флавий пишет, что кумраниты расходились каждый на свою работу. "Поработавши напряженно до пятого часа, они опять собираются в определенном месте, опоясываются холщовым платком и умывают свое тело холодной водой". После этого члены секты приходили в столовую. "Здесь они в строжайшей тишине усаживаются вокруг стола, после чего пекарь раздает всем по порядку хлеб, а повар ставит каждому посуду с одним единственным блюдом. Священник открывает трапезу молитвой, до конца которой никто не должен дотронуться к пище; после трапезы он опять читает молитву". Это центральное место в ессейском культе и поэтому совершалось с большим благоговением. После этого общинники опять отправлялись на работу. Вечером совершался обряд, в точности соответствовавший дневному. Флавий описывает лишь схему ессейского богослужения. К этому можно добавить сведения Филона Александрийского и Евсевия, согласно которым трапезы кумранитов начинались речью главы секты по какому-либо месту Священного Писания. После этого либо сам глава, либо член секты пропевали гимны. Далее совершалось вкушение пищи в том порядке, который описал Флавий. В александрийских общинах ессеев, которые просуществовали до конца первого века по Р. Х., были некоторые особенности. Терапевты (так называли александрийских ессеев) использовали при богослужении антифонное пение, которое сопровождалось приплясыванием и жестикуляцией.

Исходя из этого описания, можно сделать вывод, что ессейская община была построена по монастырскому принципу. Однако, за внешним благолепием и аскетизмом ессеев скрывалась все та же гордыня и лицемерие, присущая послепленным иудеям. В доказательство можно привести следующие факты. Во-первых, членом общины не мог стать человек с физическими недостатками. Во-вторых, в ессействе, как и в фарисействе, присутствовала идея двойной морали, отвергнутая пророками и Самим Спасителем. Так кумранский "Устав" основанный на Второзаконии запрещал какое бы то ни было общение с "сынами тьмы", под которыми понимались все неессеи. С последними нельзя было иметь даже деловые отношения. "Любить всех сынов света, каждого сообразно его жребию в Совете Божием, и ненавидеть всех сынов тьмы, каждого по его прегрешениям", - призывает "Устав общины". В-третьих, учение кумранитов о браке полностью противоречило Божественному откровению. Они отвергают брак, желая "оградить себя от распутства женщин". В-четвертых, понимание праведности. Для ессеев праведность - это формальное исполнение заповедей как Священного Писания, так и устава общины.

Идеи общинников пользовались уважением среди народа. Они чтились людьми как праведники, святые. Тема скорого пришествия Мессии привлекала в ессейство многих и многих верующих евреев. Как сообщает Филон Александрийский, к началу I века по Р. Х. поселения ессеев существовали "повсюду.., ибо надлежало приобщиться совершенной добродетели и Элладе и варварам". Последнее замечание Филона дает повод думать, что под словом "повсюду" подразумевалась не только Палестина, но и вся еврейская диаспора. По данным этого же автора, количество последователей секты насчитывало 4000 человек. Этот факт подтверждает и Иосиф Флавий. (Если сравнить эту цифру с количеством последователей фарисейства (6000) - самой распространенной и многочисленной партии - то можно сделать вывод, что ессеи не намного уступали в "популярности" своим соперникам). Благополучное развитие секты в первом веке по Р. Х. частично можно объяснить благожелательным отношением к ним Ирода Великого и его сына Ирода Архелая, при которых ессеи пользовались уважением и покровительством. Отказ ессеев от вооруженной борьбы против римлян объяснялся тем, что они считали бесполезным вести какую-либо войну до пришествия Мессии - одержать победу возможно лишь с Его помощью. Однако, такой взгляд не всеми разделялся - как известно, небольшие ессейские группировки участвовали в военно-террористических актах сикариев, за что были жестоко наказаны - в 70-х годах римские войска разрушили поселения кумранитов.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...