Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самаряне. 2 страница



Остров Кипр только в течение некоторого времени не был управляем проконсулами. Одна надпись, открытая в Ефесе Дж. Вудом, показывает, что в царство­вание императора Адриана на острове Кипре был пропретор, вероятно вследствие волнений, произведенных восстанием иудеев, но вскоре остров опять был возвращен в ведение сената, потому что несколько времени спустя, в царствование императора Севера, в 198 году, он вновь находился под управлением про­консула. О существовании в эллинистическом мире апостольского времени общин "боящихся Бога", к которым обращается апостол Павел в том же своем путешествии (Деян.XIII,16) есть следующие археологические свидетельства: из Киликии дошла надпись в честь архисинагога, поставленная от имени коллегии почитателей "Бога субботы"; надписи общин "Бога высочайшего" в Малой Азии, во Фракии, на Боспоре говорят о том, что они сосуществовали тогда с иудейскими общинами, причем имена их членов - как иудейские, так и неиудейские.

Археологическое подтверждение получило также именование Дееписателем г. Филиппы колонией (Деян. XVI,12): на монете времени императора Клавдия город назван Colonia Augusta Julia Philippensis (рис.117).

Долгие споры вызывало именование Дееписателем правителей Фессалоники политархами (городскими начальниками (Деян.XVII,6)). Причина спора заключалась в том, что у классических писателей встречается титул полиарх, но не политарх. Над­писи I-II вв. по Р.Х. показывают, что власти, стоявшие во главе Фессалоник действительно носили название политархов. Первая известная надпись, где мы читаем это слово, была найдена в середине XIX в. в Салониках английским путешественником Ричардом Пококком. Вот этот текст: " При политархах, Сосипатре, сыне Клеопатры, и Луцие Понтие Секунде, Публие Флавие Сабине, Димитрие, сыне Фавста, Димитрие Никопольском, Зоиле, сыне Пармениона, называемого также Миниском, Гай Агиллее Потите, квесторе города, Тавре, сыне Аммии, называемого также Реглом, гимназиархе, Тавре, сыне......... называемом также Реглом...". Эта надпись находилась на древних воротах, известных под названием ворот Вардарских существовавших до 1874 года, когда они был уничтожены турками. Вторая известная надпись, где также встречается название политархов, была привезена в 1746 году из Фессалоник в Париж французским консулом Жерменом. На одном мраморном обломке значилось следующее: "При политархе Марке".

Нашли свое подтверждение и слова апостола Павла о множестве идолов в Афинах, и о существовании в этом городе жертвенника, посвященного Неведомому Богу (Деян. XVII, 23). Античные писатели действительно сообщают об огромном строительстве статуй богов в Афинах - согласно Плинию, их было около трех тысяч. Павсаний же сообщает об алтаре, который был посвящен "неизвестному богу" и находился на пути, ведущем из порта к городу.

Одно время вызывало вопросы сообщение о серебреннике Димитрии, делавшем серебряные храмы Артемиды - последние были неизвестны. Раскопки XIX века показали, что Дееписатель имел в виду изготовление серебряных медальонов с изображением храма Артемиды в Эфесе, десятками тысяч расходившихся по Римской империи в I-IV вв. (рис.118).

Слова Дееписателя о том, что всякий иностранец, который проникал в священную ограду храма Иерусалимского, нака­зывался смертью (Деян. XXI-XXIV), было подтверждено Клермоном Ганно, открывшим в Иерусалиме в 1871 году одну из плит, стоявших по свидетельству Иосифа Флавия на границе Двора язычников в храме Ирода. Греческая надпись на ней гласила следующее: "Ни один чужеземец да не проникает за средостение, окружающее храм, в ограду. Кто же проникнет, сам будет повинен в [наказании], которое последует: смерти."

Сообщение Дееписателя о том, что начальник Мальты назывался „Первым на острове", или по-гречески protos (Деян.XXVIII,7) подтверждается находкой на острове греческой надписи следующего содержания: „Л(юций), сын Кл(авдия), племени Квир(инскаго), Прудент, всадник римский, протос мальтийский".

Последние события из жизни апостолов Петра и Павла также нашли некоторое археологическое подтверждение: середине ХХ века в соборе св. апостола Петра проводились раскопки, в ходе которых под престолом обнаружились замурованные в стене кости и рядом с ними обломок с надписью по-гречески "Петр находится здесь". Они после долгих исследований были признаны в 1968 году подлинными мощами первоверховного ученика Спасителя и размещены в двенадцати прозрачных ковчежцах под главным соборным престолом. Над могилой св. апостола Павла в соборе его имени сохранилась плита, положенная в IV веке императором Константином, и сообщающая о пребывающем здесь теле св. апостола Павла.

Б).Туринская Плащаница.

Плащаница - ку­сок льняного полотна, которое евреи использовали для заворачи­вания тела перед погребением. Святая Плащани­ца - погребальный саван, в который, согласно трем синоптичес­ким Евангелиям, было завернуто тело Спасителя перед положением в гроб.

В 1898 г. в Париже проходила международная выстав­ка религиозного искусства. На нее привезли и Плащани­цу из Турина, представив ее как плохо сохранившееся творение древних христианских художников. Плащаницу повесили высоко над аркой, а перед закрытием выставки решили сфотографировать. 28 мая археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа сделал два снимка. Один негатив оказался испорченным, а другой, размером 60х50 см, ве­чером того же дня он опустил в проявитель в результате чего на темном фоне негатива выявлялся позитивный фото­графический портрет Христа Спасителя.

Позже Туринскую плащаницу многократно снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфрак­расного излучения. Изучением ее занимались кримина­листы, судебно-медицинские эксперты, врачи, искусство­веды, историки, химики, физики, ботаники, палеобота­ники, нумизматы. Созывались международные синдологические конгрессы (от слова Svundonos, что значит плаща­ница). Кто-то назвал Туринскую плащаницу "Пятым Евангелием". Среди доказательств истинности Плащаницы в первую очередь необходимо сказать о следующих.

1. Первым фактом, однозначно говорящим в пользу древнего ближневосточного происхождения Плащаницы, является сама ткань – это льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготовлялись на Ближнем Востоке, в частности в Сирии в течение II-I вв. до Р. X. и до конца I в. по Р. X. и получили название "дамаск". В более ранние и поздние времена они неизвестны. Они стоили дорого. Использование для Плащаницы дамаска свидетельствует о состоятельности Иосифа, что отмечено в Евангелии ("богатый человек из Аримафеи" – Мф. 27:57), и его уважении к Распятому. Кроме льна, в соста­ве ткани обнаружено несколько волокон хлопка переднеазиатского вида.

2. В пользу подлинности Плащаницы свидетель­ствуют отпечатки монет, которыми были покрыты глаза Покойного. Это очень редкая монета, "лепта Пилата", чеканившаяся только около 30-го г. поР. X., на которой надпись "император Тиберий" (ТIВЕРI0У КАIСАРОС) сделана с ошибкой: САIСАРОС. Монеты с такой ошиб­кой не были известны нумизматам до публикации фото­графии Туринской плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях обнаружено пять подобных монет. "Лепта Пилата" определяет наиболее раннюю дату погребения - 30 г. по Р. X. Кроме того, были обнаружены две маленькие монеты, отчека­ненные в период времени, близкий к той эпохе, в которую жил Иисус, на задней внутренней части двух черепов, найденных на ев­рейском кладбище в Иерихоне. Была также найдена монета Агриппы I (рис.119)

в погребальной пещере семьи первосвященника Каиафы. Эти археологические находки подтвердили обычай класть монеты на глаза усопших.

3. Свидетельствует о древности Плащаницы и деталь­ная точность соблюдения обряда римской казни через распятие и еврейского похоронного ритуала, которые стали известны в результате археологических раскопок лишь последних десятилетий. В 1968 году израильские археологи исследовали ос­татки древнего еврейского кладбища в Иерусалиме, открытого благодаря раскопкам в районе Дамасских ворот. Там были и ос­танки казненных римлянами во время восстания 70 года. Среди них была братская могила, где находился скелет распя­того мужчины. Его имя было написано по-арамейски: Иоханан Бен Хагекеваль. Ступни его были пронзены найденным там же гвоздем длиной в 17 см, икры и ступни вывернуты так, чтобы можно было прибить их к кресту. Израильский патологоанатом, доктор Хаас, кроме того, отметил, что один гвоздь был вбит чуть повыше запя­стья, между лучевой и локтевой костями и кое-где лучевая кость повреждена вследствие того, что тело постоянно вздрагивало при вздохах. Было отмечено еще, что берцовые кости ног перебиты в соответствии с тем, что говорится в Евангелии о разбойниках.

Эта находка, совпадающая с описанием казни у Тацита, под­тверждает точность евангельского рассказа о распятии. Но архео­логи сделали и другие открытия.

Исследование раскопок еврейского кладбища на вилле Торлония в Риме (I век) позволило установить еврейские погребальные обычаи с использованием благовоний, которые клали в могилу вокруг тела. Возможно, эти благовония были представлены, помимо алоэ и мирры, также нардовым маслом. Такими знаниями в сред­ние века, конечно, не обладали. Некоторые детали пред­ставлялись в средневековье иначе; в частности, вбивание гвоздей не в ладони, как это изображается на иконах, в том числе и средневековых, а в запястье. Отметим, что след от гвоздя на Плащанице по форме и размеру точно соответствует форме и размерам гвоздя, хранящегося в церкви Святого Креста в Риме и по преданию являю­щегося одним из гвоздей, которыми был распят Христос.

4.Противники древнего происхождения Плащаницы обычно апеллируют к якобы отсутствию каких-либо до­стоверных исторических упоминаний о Плащанице до 1353 г., когда она была выставлена в храме местечка Лирей. Однако в Византии в отличие от Западной Европы о ней хорошо знали и относились к ней как к величайшей святыне. Об этом свидетельствуют многочисленные исто­рические документы.

В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: "Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и видели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес".

По преданию Плащаница какое-то время хранилась у святого апостола Петра а затем передавалась от ученика к ученику. В сочинениях доконстантиновой эпохи она практически не упоминается, ибо это была слишком большая святыня и сведения о ней могли бы послужить поводов для поисков ее языческими властями и привести к ее уничтожению. При частых тогда гонениях уничтожа­ли все предметы христианского культа, особенно книги и в первую очередь Евангелия, которые прятались в потаенных местах и вносились для чтения в молитвенные собрания только на краткое время.

После торжества христианства при императоре Кон­стантине упоминания о Плащанице довольно многочис­ленны.

Известно, что сестра императора Феодосия II святая Пульхерия в 436 г. поместила Плащаницу Христа в бази­лику Пресвятой Богородицы во Влахерне, близ Констан­тинополя.

В 640 г. Арнульф, епископ Галльский, в описании своего паломничества в Иерусалим упоминает Святую Плащаницу и дает ее точное измерение. О пребывании Святой Плащаницы в Иерусалиме в первых годах IX в. свидетельствует Епифаний Монако. Возвращение Святой Плащаницы и Константинополя в Иерусалим в VII в. связано, видимо с развитием в Византии иконоборчества (635-850 гг.) и опасностью ее уничтожения.

В концеXI в. вновь появляются сведения о Святой Плащанице из Константинополя. Император Алексий Комнин в письме к Роберту Фландрскому упоминает, что "среди наидрагоценнейших реликвий Спасителя у него находятся Похоронные Полотна, найденные в Гробу после Воскресения". Упоминание об "окровавленной Плащанице Христовой" имеется и в "Каталоге Царьградских Реликвий" настоятеля исландского монастыря Николая Сомундарсена за 1137 г. По свидетельству епископа Вильгельма Тирского, в 1171 г. император Мануил Комнин показывал ему и королю Иерусалимскому Аморину I Святую Плащаницу Христову, хранившуюся тогда в бази­лике Буклеона в Константинополе.

Особую ценность имеет сообщение Николая Мазарита, спасшего Святую Плащаницу от огня во время бунта императорской гвардии в 1201 г. "Похоронные Ризы Гос­подни. Они из полотна и еще благоухают помазанием; они воспротивились разложению потому, что закрывали и одевали нагое, миррой осыпанное, Тело Бесконечного в смерти". Мазарита поразило то, что Христос на Пла­щанице совершенно нагой - такой вольности не мог себе позволить никакой христианский художник.

Свидетельство об исчезновении Плащаницы из Кон­стантинополя во время разгрома города в 1204 г. кресто­носцами даст летописец IV Крестового похода Робер де Клари: "И среди других был монастырь, известный под именем Пресвятой Девы Марии Влахернской, где храни­лась Плащаница, которой наш Господь был обернут. Каждую пятницу эта Плащаница была выносима и под­нималась для поклонения так хорошо, что было возмож­но видеть Лик нашего Господа. И никто, будь то грек или франк, дальше не знал, что случилось с этой Плаща­ницей после разгрома и расхищения города".

После исчезновения Плащаницы из Константинополя ее история полна событиями. То она оказывалась в без­вестности, то появлялась неизвестно откуда; ее похища­ли, она неоднократно горела. Все перипетии ее судьбы в настоящее время подробно прослежены историками. После 1353 года история хорошо документирована. В 1578 году Плащаницу перевезли в Турин, и впоследствии она в основном оставалась там, за исключением ше­сти лет Первой мировой войны, когда ее перевезли в отдаленное аббатство Монтеверджине (Авеллино).

Последняя часть истории началась в 1898 году, когда фотогра­фу Секондо Пиа разрешили сфотографировать ее, и оказалось, что изображение на самом деле - негатив (оптическое явление, конеч­но, неизвестное предполагаемому художнику XIV в.). Это откры­тие положило начало внушительной исследовательской работе, увенчавшейся Проектом Изучения Туринской Плащаницы (в 1978 г.), с последующим определением времени ее происхожде­ния с помощью радиоуглерода в 1978 году.

5. Состав пыльцы, собранной с ткани Ту­ринской плащаницы подтверж­дает пребывание ее в Палестине и пе­реносы в Византию и Европу. Швейцарский криминалист и специалист по ботанике Макс Фрей в 1973 году получил разрешение взять образцы спор при помощи специальных клейких ленточек, и в результате интенсивной работы в течение нескольких месяцев сумел сфотографировать и классифицировать споры 57 различных растений. Некоторые из них часто встречают­ся в Европе, но 33 - растут в Палестине (встречаются очень ха­рактерные для Негева и окрестпостей Мертвого моря), в Южной Тур­ции или окрестностях Стамбула. Поскольку с 1353 года Плащаница не покидала Европы, мож­но сделать вывод, что она когда-то была в Палестине, в Турции или в Константинополе - что в точности совпадает с исторически­ми данными. Собранные М. Фреем образцы позже были исследованы док­тором Ури Барухом из Израильского института древности, специ­алистом по израильской флоре. Он классифицировал 165 разно­видностей цветочной пыльцы, причем оказалось, что 45 из них, в подтверждение гипотезы М. Фрея, - с растения Gundelia Tourneforti, которое растет только на Ближнем Востоке и цветет с февраля по май. Другие исследования, представленные на Турин­ском Конгрессе в 1998 году, подтвердили открытие Фрея.

Это открытие было потом сопоставлено с другими открытия­ми, сделанными бельгийским профессором Жильбером Росом, экс­пертом текстильной технологии, проведшим в 1973 году анализ не­скольких вытянутых из полотна нитей. Он объявил, что эта ткань типична для Ближнего Востока в I веке, и между волокнами полот­на можно обнаружить следы хлопка, который тогда культивиро­вался в Азии, но не в Европе. Это открытие, подтвержден­ное итальянским египтологом Сильвио Курто, вновь доказало, что полотно сделано во времена Христа.

6.Паталогоанатомическое описание Плащаницы точно соответствует евангельскому повествованию о Страстях Христовых. Первым врачом, который тщательно изучил изображение на ткани, был профессор Сорбонны Ив Делаж. Он провел это ис­следование в сотрудничестве с врачом Виньоном в 1902 году. Бу­дучи убежденным агностиком, он громогласно заявил во Француз­ской Академии, что признает тождество отпечатка на Плащанице с Иисусом Нового Завета. Вот главные медицинские факты, установленные учеными (в числе которых - П.Л. Байма-Боллоне и С. Роданте).

На Плащанице изображен мужчина с бородой. Волосы длин­ные, сзади образуют пучок, как бы от растрепанной косицы. Рост примерно 1,78 м. Возраст - около 30-35 лет, вес - при­близительно 79 кг, сложение пропорциональное, мускулистое, ли­цо семитского типа.

Различные следы на теле свиде­тельствуют о насильственной смерти. С точки зрения медицины и анатомии можно корректным образом идентифи­цировать раны, описываемые в Еванге­лии те, что были нанесены Христу. На изображении видны также синяки и ссадины. Брюшная полость вздута, что указывает на смерть от удушья, как обычно бывает при распятии.

На теле есть признаки "окоченения трупа", но нет признаков разло­жения. Среди множества ран разной степени тяжести, покрывавших все тело, некоторые имеют след в виде двух кружочков, соединенных одной линией. По форме и размеру они соответствуют римскому флагруму - бичу из нескольких ремней с наконечниками (рис.120).

Обнаружено от девяноста до ста двадцати ран, нанесенных этим орудием. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина, один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охва­тывали тело, а, одергиваясь с него, рвали кожные покро­вы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздерну­тые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По мнению римского врача Луиджи Малантрукко, руководите­ля радиологической лаборатории в Фатебенефрателли, смерть бы­ла вызвана кровоизлиянием в сердечную сумку, наступившим вследствие инфаркта. Эта патология стала результатом сильнейшего стресса, спрово­цировавшего разрыв сердечной мышцы. За несколько часов по­лость перикарда (мембраны, окружающей сердце) была заполнена кровью, вплоть до образования тромба, который мог блокиро­вать деятельность важнейшего жизненного органа. Диагноз подтверждает текст Еванге­лия, в котором описаны Страс­ти Христовы. Лучшее объяснение обильного исте­чения крови и сыворотки из раны в груд­ной клетке, следы которых видны на изо­бражении, особенно при просвечивании в ультрафиолетовых лучах, предоставля­ет гипотеза о произошедшем вследствие инфаркта кровотечении в перикард, что послужило причиной смерти.

На изображении ясно видно, что че­ловек был ранен в правый бок (рана размером 4,5 см х 1,5 см между пятым и шестым ребрами нанесена орудием, похожим на римское копье), что повлек­ло за собой истечение сыворотки и кро­ви. Также видны три раны, полученные в результате распятия: спереди на левом запястье и сзади - на обеих ступнях. На правом запястье, прикрытом левой рукой, видна только кровь, вытекшая из раны. 3апястья были прибиты гвоздями к горизонтальной планке, что позволяло телу принимать на кресте две позиции - напряжения и расслабления - для произведения вдо­ха и выдоха. Когда это становилось невозможным, наступала смерть от удушья, поэтому, чтобы ускорить смерть перебивали кости ног, после чего телу, было, невозможно напрячь колени и удерживать собственный вес.

У Человека, изображенного на Плащанице, ноги не были раз­дроблены, поскольку Он уже умер. Об этом можно прочитать у евангелиста Иоанна, который говорит о жажде и о последних сло­вах Христа.

Рана на запястье указывает на то, что гвоздь был вбит выше ладони, иначе ткани не выдержали бы вес тела и были бы разорваны. Последующие исследования подтверди­ли, что, если тело не поддерживалось верев­ками или грубой перекладиной, гвоздь вби­вали обычно чуть выше ладони. На лице видны следы побоев и отеки, один из которых почти деформировал пра­вый глаз, другой указывает на то, что, воз­можно, была перебита переносица. Видно также, что часть бороды вырвана. Наконец, мы находим следы более ха­рактерные. Они со­стоят из бесчисленных ран на коже головы, которые могли быть нанесены колпаком с острыми шипами. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу. Плащаница запечатлела глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физиче­ски измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы. Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекра­тился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лим­фы и т. д. была бы существенно иной. К сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неуз­наваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения. Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жид­кости, не потревожив ни одного из них. Каждый врач знает, как трудно отделяются бинты от присохших ран, Христос же вышел из Плащаницы, не развернув ее.

7. Плащаница отражает такие анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. На­ ней нет следов красок, свя­занных с изображением. Только в одном месте с краю она была слегка испачкана краской, может быть, тогда, когда Альбрехт Дюрер писал с нее копию в 1516г.Окончательно исключили возможность создания Плащаницы художником проведенные в ноябре 2000 году итальянским ученым Паоло Соардо исследования оборотной ее стороны. После того как монахини, реставрировавшие святыню в 1534г. после пожара, подшили к ней подкладку, исследования оборотной стороны Плащаницы не проводились. Паоло Соардо поместил плоский сканер между Плащаницей и подкладкой, и сделав снимки обратной стороны древней ткани, определил, что на ней имеются следы человеческой крови.

8. В рамках исследования Туринской Плащаницы в 2005 году был сделан сравнительный анализ крови на этой святыне, на тунике Спасителя, хранящейся в монастыре св. Дионисия Ареопагита в пригороде Парижа, а также на сударе, из собора Спасителя в испанском городе Овьедо. Все эти святыни содержат многочисленные следы крови. Их анализ показал, что кровь принадлежит редчайшей группе АВ, а ее носители проживают в основном на территории Ближнего Востока. Группа АВ настолько редкая, что сегодня, например, из всего населения Земли ее имеют менее 1,5 миллионов человек. Это стало еще одним аргументом в пользу подлинности святыни.

9. Еще одно из важное сообщение из области новозаветной археологии было сделано в 2005 году на страницах итальянского научного журнала "Термокимика акта". В опубликованной им работе американского химика Реймонда Роджерса, участвовавшего в исследовании Туринской Плащаницы, утверждается, что ученые, проводившие в 1988 году ее радиоуглеродный анализ, использовали неверные пробы. По словам Роджерса, исследователи взяли пробы волокон материала из мест, где Плащаница была повреждена в пожаре 1532 года и затем починена монахинями - что возраст этой материи действительно насчитывает не более 800 лет, однако возраст самой Плащаницы может быть от 1300 до 3000 лет. Свое утверждение американский исследователь обосновывает тем, что в волокнах полотна Плащаницы отсутствует ванилин, обнаруженый в заплатках. Содержание ванилина в материале падает со временем, что дает возможность оценить возраст волокна в зависимости от процентного содержания этого вещества в нем. Так как в пробах, взятых из мест, неповрежденных пожаром, ванилина не было, то согласно кинетике распада ванилина, возраст Плащаницы по подсчетам Роджерса должен быть между 1300 и 3000 лет.

В). Палеографические свидетельства о Христе и Ранней Церкви.

Письмо БарКохбы.

Найдено в Вади-Мурабба`ат и адресовано одному из его военачальников по имени Иешуа, сын Галголы. Вот его текст: "От Симона, сына Косибы, Иешуе сыну Галголы и людям крепости привет. Беру против себя в свидетели, если исчезнет из галилеян, которые у вас хоть кто-нибудь, то я наложу оковы на ваши ноги, как это сделал...сыну Афлула..."

Большинство исследователей, опираясь на сообщения церковных авторов о преследовании Бар-Кохбой христиан, отождествляют "галилеян" письма Бар-Кохбы с христианами.

Иосиф Флавий.

С точки зрения интересующего нас вопроса его сочине­ния заключают в себе несколько любопытных и ценных отрывков: в одном говорится об Иоанне Крестителе, в другом - о смерти Иакова, брата Господня, и в третьем - о жизни Самого Спасителя. Хотя в первом отрывке Иосиф, говоря об Иоанне Крестителе, не связывает его имя и учение с именем и учением Христа, тем не менее, этот отрывок входит в предмет настоящего исследования, как относящийся к историческому лицу, стоящему на рубеже истории Ветхого и Нового Завета, после встречи, с которым на берегу Иордана Христос приступил к своей деятельности как Мессия.

Первый из отрывков находится в восемнадцатой главе "Древностей иудейских". В означенном месте речь идет о войне, которую царь Ирод Антипа вел против Ареты, царя Петры (в Аравии), и в которой войска Ирода потерпели поражение. Война была вызвана тем известным нам из Евангелия фактом, что Ирод решил развестись со своей женой, дочерью Ареты, чтобы вступить в брак с Иродиадой, женой своего брата Ирода Филиппа. Отвергнутая же дочь Ареты удалилась в крепость Махерунт.

"Некоторым Иудеям казалось, говорит Иосиф Фла­вий, что виновником гибели Иродова войска был сам Бог, справедливо карающий за смерть Иоанна, называе­мого Крестителем. Ибо Ирод умертвил этого праведного мужа, призывавшего евреев, отличавшихся добродетелью, справедливостью и благочестием, принять крещение; Иоанну казалось, что крещение полезно не для искупле­ния каких-либо грехов, а для очищения тела, после того как душа уже очистилась праведною жизнью. И так как к Иоанну обращались и другие и приходили в возбуждение от его пылких речей, то Ирод, боясь, чтобы Иоанн своим внушением не вызвал в народе восстания, и видя, что последователи Иоанна готовы ему беспрекословно повиноваться, счел наилуч­шим, в предупреждение грозящей опасности и пока обсто­ятельства позволяют, схватить Иоанна и предать его смерти. И вот Иоанн был арестован по приказанию подо­зрительного Ирода и отправлен в вышеуказанную крепость Махерунт, где и был убит. Иудеи же были убеждены, что гибель Иродова войска была Божиим наказанием за смерть Иоанна".

Этот отрывок заслуживает интереса в некоторых от­ношениях. Во-первых, Иосиф Флавий - единственный нехристианский писатель, упоминающий об Иоанне Крес­тителе, и этого достаточно для опровержения предположе­ния некоторых исследователей, что Иоанн - личность легендарная, долженствовавшая оправдать пророчества о том, что приходу Мессии будет предшествовать появление Предтечи. Во-вторых, заключение в темницу и казнь Иоанна объясняются не тем, что он обличал Ирода в преступном браке, как это указано в евангельском повествовании, а мотивами чисто политическими: опасением Ирода, что проповедь Иоанна приведет народ к восстанию против римского владычества. В-тре­тьих, Иосиф Флавий указывает на крепость Махерунт как на то место, где был казнен Иоанн Креститель, и где у Ирода, как мы узнаем из другого места произведения Иосифа Флавия, был роскошный дворец, построенный его отцом Иродом Великим.

Второй отрывок относится к личности Самого Спасите­ля и содержится в той же книге: "Появляется около этого времени Иисус, человек муд­рый, если его должно называть человеком. Он творил чудеса, учил тех, кто с радостью приемлют истину, и увлек за собой многих иудеев и многих из эллинов. Это был Христос. И после того, как Пилат по доносу старей­шин нашего народа присудил его к распятию, те, которые вначале его полюбили, не перестали его [чтить], ибо он им явился на третий день [после смерти] снова живым, согласно предсказаниям божественных пророков, предвестивших как это [чудо], так и многое другое относительно него, достойное удивления. Еще поныне не прекратилась секта христиан, названных так по его имени". Слова, выделенные курсивом отсутствуют в некоторых редакциях "Древностей" и в цитировании этого места у некоторых раннехристианских авторов. Данное обстоятельство, хотя и подтверждает факт более поздних христианских интерполяций, свидетельствует и об аутентичности самого текста, подтверждающего устами ортодоксального фарисея историчность личности Спасителя.

И в самом деле, если Иосиф говорит в других местах об убийстве Иоанна Крестителя и о мученической смерти Апостола Иакова, мог ли он умолчать о крестной смерти Спасителя, которая ему, фарисею, родившемуся и долго жившему в Иерусалиме, не могла не быть известна?

В третьем из отрывков говорится об умерщвле­нии Апостола Иакова, которого Апостол Павел называет в послании к Галатам (I, 19) братом Господним. В этом отрывке сообщается, что после смерти правителя Иудеи Феста (62 г.) на его место был назначен Альбин, а в первосвященники был поставлен Аннан, человек энергич­ный и решительный. "Этот Аннан, - говорит Иосиф, - пользуясь тем для него благоприятным обстоятельством, что Фест умер, а Альбин еще не прибыл в Иудею, собрал синедрион и, приведя на его суд брата Иисуса, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, как нарушителей закона, предал их избиению камнями".





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...