Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самаряне. 3 страница



Нельзя не заметить, что выражение: "Брат Иисуса, называемого Христом" могло быть понятно читателям Иосиф Флавий лишь в связи с ранее нами цитированном местом этого труда, где Флавий объясняет, кто именно был Христос, и может, поэтому служить новым аргументом в подтверждение того, что означенное место находилось в оригинале.

Тацит.

Повествуя в XV книге Анналов, написанных около 115 г., о гонении, которому христиане подверглись в царствование Нерона, Тацит слепо верит тем нелепым слухам, которые уже в его время распространялись о христианах как о вредных и преступных фанатиках и непримиримых врагах общественного строя. Описав пожар и меры, принятые для его тушения, Тацит говорит: "Но ни помощь, оказанная [посланными Нероном] людьми, ни щедроты самого Кесаря, ни религиозные це­ремонии не могли остановить позорных [для Нерона] слухов о том, что пожар возник по его приказанию, и вот, чтобы рассеять эти слухи, Нерон объявил виновниками пожара так называемых христиан, возбуждавших своими пороками общую к себе ненависть, и предал их изыскан­ным карам. Тот, от которого произошло это название, - Христос был при императоре Тиберии предан смерти. Временно [после этого] подавленное пагубное суеверие стало снова распространяться, и не только по Иудее, где оно возникло, но и в самом Риме, где самые возмутительные и постыдные заблуждения, приносимые отовсюду, встречают горячих поклонников. Итак, сначала были схвачены те, которые сами сознавались [в принадлежности к этой секте], а потом по их указаниям - огромное множество [их единомышленников]. Все они были обличены не столько в поджоге города, сколько в ненависти к человеческому роду. Казнь их сопровожда­лась издевательствами: одних, покрытых шкурами диких зверей, отдавали на растерзание псам, других распинали на крестах, третьих, обреченных на сожжение, обращали при наступлении темноты в горящие ночные факелы. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады и давал представления в цирке, то находясь среди толпы, одетый возницей, то сам, управляя колесницей. Поэтому эти люди, хотя и преступные и заслуживающие примерного наказания, возбуждали чувство жалости, как гибнущие не ради общественной пользы, а для удовлетворения дикой прихоти одного человека" (Анналы, XV, 44).

Говоря о Таците, нельзя обойти молчанием еще и другое место его Анналов, в котором обыкновенно видят указание на обратившуюся в христианство знатную рим­лянку. Здесь речь идет о жене полководца Плавтия, вернувшегося при Нероне в Рим после одержанной им победы над бриттами. Место это гласит следующее:

"Помпония Грецина, знатная женщина, жена Плавтия, который с почестями возвратился из Британии, и обви­ненная в чужестранном суеверии, была предана суду своего мужа. Он же, произведя, по древнему обычаю, в присутствии близких расследова­ние, от которого зависели ее жизнь и доброе имя, признал ее невиновною. Долгие годы прожила потом Помпония, неизменно погруженная в печаль" (Анналы, XIII, 32).

В Помпонии следует признать одну из тех римских патрицианок, посредст­вом которых христианство начало проникать в высшие слои римского общества и даже в среду, близкую к импе­раторскому дому, где уже при жизни Апостола Павла числились последователи нового учения, как это видно из заключительных слов послания к Филиппийцам: "Привет­ствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома" (IV, 22).

Светоний.

Весьма краткие сведения о христианах встречаются у другого римского историка, современника Тацита, Светония. В его известном труде "Жизнеописание 12 цезарей" указано два важных для нас события. Первое имело место в царство­вание императора Клавдия (41-54) и отмечено следую­щим образом: "Иу­деев, под влиянием Хрeста упорно волновавшихся, он (Клавдий) изгнал из Рима".

Единственное современное свидетельство, подтверж­дающее факт изгнания евреев из Рима в царствование Клавдия, содержится в XVIII главе Деяний Апостолов, где мы читаем, что Апостол Павел, прибыв во второе свое путешествие в Коринф, остановился у иудея Акилы, неза­долго до того пришедшего с женою своею Прискиллой из Италии, так как "Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима" (Деян. XVIII, 2). В числе этих евреев были, без сомнения, и последователи нового учения, как упомяну­тые Акила и Прискилла. Правда, мы не имеем прямых указаний современников на то, что во время правления Клавдия умершего в 54 г., между поселившимися в Риме евреями уже были лица, исповедующие Христа. Но из вышеприведенного свидетельства Тацита о том, что при преемнике Клавдия - Нероне - число христиан, под­вергшихся гонению, было очень велико, следует заключить, что уже при Клавдии в Риме было немало евреев, принявших христианство.

Другое упоминание о христианах встречается у Светония в главе XVI биографии Нерона (54-68). Там, перечисляя некоторые полезные меры, принятые в царствование этого кесаря, Светоний между прочим говорит: "Были подвергнуты мукам христиа­не - люди, исповедующие новое и зловредное суеверие".

Плиний Секунд Младший.

От него остались Панегирик императору Траяну и сбор­ник писем в 10-ти книгах. Последняя книга сборника содер­жит письма, или донесения, посланные им императору Траяну во время его управления Понтийской провинцией, а также и ответы Траяна. Письмо за № 97 касается вопроса о христианах, число которых быстро росло в управляемых Плинием областях, и особенно в Вифинии, лежавшей вбли­зи тех местностей, где 55 лет перед тем проповедовал апостол Павел. Встретив там многочисленных последователей нового уче­ния, с которыми ему перед этим не приходилось, как он признается, иметь дело, Плиний сначала прибегает по отношению к ним к самым суровым мерам, не останавливаясь ни перед пытками, ни перед смертной казнью. Но так как эти ме­ры оставались малодействи­тельными, то в нем зарождается сомнение в правильности проводимой им политики, и вот он обращается за инструк­циями к самому императору. "Считаю своим священным долгом, Государь, доклады­вать тебе обо всем, в чем я сомневаюсь, ибо, чем можно лучше устранить мои колебания или рассеять мое невеже­ство? Я никогда не участвовал в процессе над христиана­ми и потому не знаю, какие их действия и в какой степени подлежат немедленному наказанию и какие требуют рас­следования. И немало я колебался, спрашивая себя, над­лежит ли принимать во внимание возраст обвиняемого, или должно одинаково относиться к юноше и старцу; надлежит ли простить раскаявшегося, или следует счи­тать, что тот, кто раз сделался христианином, отречением искупить вины уже не может; наконец, что именно требу­ет наказания. Само ли название христианина даже при отсутствии преступления или только преступления, прису­щие названию? А тем временем я придерживался по отношению к тем, которых ко мне приводили в качестве христиан, следующего образа действия; я спрашивал их самих, христиане ли они? Признавшихся расспрашивал во второй и третий раз, угрожая им муками; упорствующих приказывал казнить. Ибо я не сомневался в том, что, каковы бы ни были их признания, уже самые их упорство и упрямство подлежат, во всяком случае, наказанию. Дру­гих, одержимых таким же безумием, но состоящих рим­скими гражданами, я предназначил к отправке в столицу. Вскоре с распространением преступной секты ее проявле­ния, как это обыкновенно бывает, сделались разнообраз­нее. Появилась анонимная книжка, содержащая имена многих причастных к христианству, но [допрошенные] они это отрицали, заявляя, что никогда не были христиа­нами и, следуя моему примеру, призывали богов и чтили твое изображение (которое я по этому случаю велел принести вместе со статуями богов) курением фимиама и возлиянием вина; при этом они злословили Христа, к чему, как говорят, никак нельзя принудить тех, кто на самом деле христиане. Поэтому я счел возможным их освободить. Некоторые, указанные доносчиками и сперва признавшие себя христианами, стали после утверждать, что они перестали быть таковыми, кто за три или более лет, кто даже за 20 лет перед этим. Все они преклонились перед твоим изображением и статуями богов и отвергли Христа. Впрочем, они утверждали, что вся их вина, все их заблуждение заключались лишь в том, что в назначен­ный день на рассвете они сходились, поочередно обраща­лись с молитвами к Христу как к Богу и не только не делали чего-либо преступного, но, наоборот, давали обет не присваивать себе чужого, не предаваться блуду, не обманывать, не злоупотреблять чьим-либо доверием. Пос­ле этого они расходились и потом снова собирались для принятия пищи, общей для всех и самой простой. Они уверяли, что и от этого отказались после моего эдикта, которым, согласно твоему приказанию, я воспретил вся­кие сборища. Однако я счел необходимым подвергнуть пытке двух служанок, о которых мне донесли как о церковнослужительницах, чтобы узнать от них всю прав­ду. Но я ничего нового не узнал: их показания лишь утвердили во мне убеждение в зловредности и чрезмернос­ти этого суеверия. Поэтому, отложив дальнейшие рассуж­дения, я решил обратиться за указаниями к тебе. Дело это требует, как мне кажется, всестороннего обсуждения, особенно ввиду опасности, которая угрожает, и будет угро­жать весьма многим, независимо от возраста, состояния и пола, так как означенное суеверие, подобно заразитель­ной болезни, распространяется не только в городах, но и в деревнях. Впрочем, возможно еще, казалось бы, с этой заразой бороться и ее приостановить, ибо не подлежит сомнению, что храмы, почти было опустевшие, теперь стали опять наполняться молящимися, что торжественные жертвоприношения, давно уже не совершавшиеся, начали снова привлекать народ, что отовсюду стали вновь приво­дить жертвенных животных, на которых в последнее время весьма редко встречались покупатели. Из сего мож­но заключить, что люди и в массах способны исправиться, если только дать им возможность раскаяться".

Сохранился также и любопытный ответ Траяна на письмо Плиния: "Ты держался правильного образа действий, любезный Секунд, при расследовании виновности тех, о которых тебе доносили как о христианах. Ибо по отношению к этим людям нельзя руководствоваться какими-либо твердо установленными правилами. Подробные расследования излишни: если донос подтверждается, наказание обяза­тельно, но с тем, однако, чтобы тот, кто отречется и докажет на деле молитвенным обращением к нашим богам, что он не христианин, мог раскаянием заслужить прощение, какие бы на нем ни лежали подозрения в прошлом. На основании же лишь одних анонимных доно­сов никого осуждать отнюдь не следует, ибо это служило бы весьма дурным примером и не отвечало бы духу нашего века".

Заключение

Предложенное исследование не может, естественно, исчерпать всех проблем, как решенных библейской археологией, так и поставленных ею. Учитывая же необходимость усвоения возрождающейся отечественной богословской наукой результатов трудов как отечественных, так и зарубежных ученых, хотелось бы надеяться, что представленная работа, и в особенности основанное на ней учебное пособие решит эту задачу хотя бы в главнейших чертах. В предисловии в качестве главной задачи исследования называлось описание возникновения и развития библейской археологии, а также изложение археологических открытий, наиболее существенных как для подтверждения истинности священной истории, так и для уяснения исторического фона, на котором они происходили.

Задача эта обширна и трудна: во-первых, из-за объемности материала (так, только энциклопедические справочники по библейской археологии в десятки раз превышают объем нашей книги), во-вторых, из-за своеобразной интерпретации археологического материала исследователями (сейчас лишь небольшая часть ученых является христианами, каковы были В. Олбрайт и Р. де Во), и, в-третьих, из-за постоянно поступающих новых научных данных.

Например, только в самое последнее время были сделаны самые разнообразные открытия в области библейской археологии. Так, М. Харталем на правобережье Галилейского моря были найдены остатки стадиона, описанного Иосифом Флавием. Интересен он тем, что, будучи расположенным около Тивериады, памятник является очередным подтверждением высокого уровня эллинизации галилейского населения времен земной жизни Спасителя. К юго-западу же от Галилейского моря было обнаружено древнейшее (ок. 20 000 лет) земледельческое поселение, сам факт существования которого почти в два раза увеличил временную протяженность земледельческой эпохи в жизни Святой Земли.

Очередным подтверждением древности рода человеческого стала находка. в Сахаре так называемого черепа Тумая — существа, куда более древнего, чем предполагаемые «предки человека», и более, чем они, на нас похожего. По словам французского палеонтолога М. Брюне, находка поставила под серьезное сомнение ранее существовавшие «сценарии эволюции».

Был также завершен перевод всех кумранских текстов — последний, 37-й, том был представлен в Нью-Йорке международной группой ученых во главе с проф. Э. Товом.

В городе Модиин была обнаружена синагога с многочисленными постройками, сооруженными в I в. до Р.Х., и дающая исчерпывающее представление о синагогах времен Христа.

В журнале «Biblical Archaeology Review» была опубликована статья проф. Д. Якобсона в которой он, на основании измерений храмовой платформы в Иерусалиме, имевшей некогда квадратную форму, устанавливает местонахождение Святого cвятых Второго храма: находилось оно на месте мечети «Цепей», расположенной к востоку от мечети Омара.

Историчность повествования об уничтожении Содома и Гоморры нашла еще одно подтверждение в работе британского ученого Г. Харриса, проведшего сопоставительный анализ геофизических данных региона Мертвого моря и пришедшего к выводу, что гибель этих городов произошла в начале II тысячелетия до Р.Х. вследствие смещения тектонических пластов земли.

Во время раскопок в римском храме св. Павла "Вне Стен" археологи обнаружили каменный саркофаг, внутри которого, по утверждению сотрудника Ватиканских музеев Джорджо Филиппи могут содержаться останки святого апостола Павла. Предполагаемый саркофаг апостола был обнаружен в алтарной апсиде на уровне первоначального пола храма построенного еще в IV веке императором Феодосием.

В ходе раскопок филистимского города Гефа, известного своим воином Голиафом, археологами университета Бар-Илан в был обнаружен фрагмент чаши, с именем этого легендарного воина, побежденного царем Давидом.

В Йемене при раскопках храма около дворца царицы Савской американскими археологами были найдены колонны, многочисленные рисунки и предметы, датируемые 1000-950 гг. до Р.Х., т.е. временем правления царя Соломона, которого посещала правительница сабейского царства.

Ученые Голландского университета подтвердили, что древняя печать, обнаруженная израильскими археологами принадлежала библейской царице Иезавель. Печать, датированная 9 веком до Р.Х., была обнаружена в 1964 году археологом Нахманом Авигадом. Несмотря на присутствовавшее имя "Иезавель" записанное на печати на иврите, ученые сомневались в том, что речь идет о царской атрибутике.

Все эти находки и открытия, сделанные не за такой уж большой отрезок времени, свидетельствуют, безусловно, о том, что библейская археология продолжает оставаться чрезвычайно перспективной, занимательной и, что самое главное,— полезной для Церкви наукой. Хотелось бы надеяться, что наш скромный труд разбудит интерес к этой удивительной науке.

Библиография

Принятые сокращения:

ВАИ - Вестник археологии и истории.

ВВ - Византийский временник.

ВВИ - Вестник всемирной истории

ВДИ - Вестник древней истории.

ВИ - Вопросы истории.

ВР - Вера и разум.

ЖМНП - Журнал Министерства Народного Просвещения.

ИАК - Императорская Археологическая комиссия.

ИАО - Императорское Археологическое Общество.

ИО - Историческое обозрение.

ИИ - Исторические Известия.

ИППО - Императорское Православное Палестинское Общество.

ИРАО - Императорское Русское Археологическое Общество.

КДА - Киевская Духовная Академия

КСИВ - Краткие сообщения Института Востоковедения АН СССР.

МАИ - Московский Археологический институт.

МАО - Московское Археологическое Общество.

МДА - Московская Духовная Академия.

НВ - Новый Восток.

ПВ - Петербургское востоковедение.

ППС - Православный Палестинский Сборник

ПС - Палестинский сборник.

ПСТБИ - Православный Свято-Тихоновский Богословский институт.

СА - Советская археология.

СВ - Советское востоковедение.

СПбДА - Санкт- Петербургская Духовная Академия.

ТКДА - Труды Киевской Духовной Академии.

ТСЛ - Троице-Сергиева Лавра.

ЦИАО - Церковно-историческое и археологическое общество при Киевской Духовной Академии.

ЭВ - Эпиграфика Востока.

AION - Annali dell`istituto Orientali di Napoli (Napoli).

AASOR - Annual of the American Schools of Oriental Research (Winona Lake).

AfO - Arсhiv fur Orientforschung (Graz).

AJA - American Journal of Archaeology (Boston).

AOS - American Oriental Series.

ASTI - Annual of the Swedish Theological Institute.

BA - Biblical Archaeologist (London).

BAR - Biblical Archaeology Reader.

BARev - Biblical Archaeology Review.

BASOR - Bulletin of the American Schools of Oriental Research (Philadelphia).

BBSA - Bulletin of British School of Archaeology in Jerusalem(Jerusalem).

BeO - Biblia e Oriente(Bornato).

BSOAS - Bulletin of the School of Oriental and African Studies (London).

EAEHL - Encyclopedia of Archaeology Excavations in the Holy Land. NY-Jerusalem. 1975-78, vol. I-IV.

HSM - Harvard Semitic Monographs(Cambridge, (Mass)).

HTR - Harvard Theological Revue (Cambridge, (Mass)).

IEJ - Israel Exploration Journal /1950-2000/ - ежегодник (Jerusalem).

IOS - Israel Oriental Studies(Jerusalem).

JANES - Journal of the Ancient Near Eastern Society of Columbia University(NY).

JAOS - Journal of the American Oriental Society.

JBL - Journal of Biblical Literature.

JEA - The Journal of Egyptian Archaeology.

JNES - The Journal of Near Eastern Studies (Chicago).

JSOT - Journal for the Study of the Old Testament(Sheffield).

NEA - Near Eastern Archaeology.

NEAEHL - New Encyclopedia of Archaeology Excavations in the Holy Land. NY-Jerusalem. 1975- 78, vol. I-V.

OEANE - Oxford Encyclopedia of Archaeology in the Near East. NY-Oxford, 1997,vol. I-V.

OrAnt - Oriens antiquus(Roma).

PEQ - Palestine Exploration Quarterly (London).

PSBA - Proceedings of the Society of Biblical Archaeology (London).

QDAD - Quarterlies of the Department of Antiquities of Palestine (Jerusalem). /1932-1936/

RB - Revue biblique(Paris).

SBLMS - Society of Biblical Literature Monograph Series(Chico,CA).

WMANT - Wissenschaftliche Monographien zum Alten und Neuen Testament (Neukirchen).

WA - World Archaeology.

ZAW - Zeitschrift fur die Alttestamente Wissenschaft(Berlin).

ZDPV - Zeitschrift des deutschen Palastina-Vereins.

1. Августин (Никитин), архим. Русская библейская археология (введение в историю открытий русских ученных в Палестине). "Мир Библии", 1998, № 5,102-111.

2. Авдиев В.И. Военная история древнего Египта. Изд. АН СССР. 2 Т. М., 1959.

3. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа. 1972.

4. Авдиев В.И. Советская наука о Древнем Востоке за 40 лет. /АН СССР Институт Востоковедения. Изд. "Восточной литературы". М., 1958.

5. Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1967.

6. Авдусин И.Д. Основы археологии. Высшая школа. М., 1989.

7. Авраменко Н. Блаженный Иероним как библейский археолог. Кандидатское сочинение /МДА/. 1909.

8. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. и Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. ТСЛ, 1994.

9. Аллегро Д.М. Сокровища Медного свитка. М.,1967.

10. Амальрик А.С. и Монгайт А.Л. Что такое археология? 2-е изд. М., 1959.

11. Амусин И.Д. Денежно-весовая система обращения в древней Палестине в первой половине I-го тыс. до Р.Х.. В кн.: Древний Восток. Города и торговля (III-I тыс. до Р.Х.). Ереван, 1973. С. 136-148.

12. Амусин И.Д. Документы из Вади-Мурабба`ат. ВДИ, 1958, № 1. С. 104-124.

13. Амусин И.Д. Жребий последних защитников Масады. ВИ, 1965, № 8. С. 218-235.

14. Амусин И.Д. и Гельцер М.Л. Надпись из Мецад ХашавЯгу. ВДИ, 1963, № 13. С. 118-125.

15. Амусин И.Д. "Избранник Бога" в кумранских текстах. ВДИ, 1966, № 1. С. 28-39.

16. Амусин И.Д. К определению идеологической принадлежности Кумранской общины. ВДИ, 1960, № 1. С. 3-22.

17. Амусин И.Д. Клятва ессеев. ВДИ, 1975, № 1. С. 151-158.

18. Амусин И.Д. Кумранская община. / АН СССР Институт Востоковедения. Наука. М., 1983.

19. Амусин И.Д. Кумранские комментарии. ВДИ, 1968, № 4. С. 91-110.

20. Амусин И.Д. Кумранский антифарисейский памфлет. ВДИ, 1986, № 3. С. 133-140.

21. Амусин И.Д. Кумранский комментарий на Наума. ВДИ, 1962, № 4. С. 101-110.

22. Амусин И.Д. Кумранский комментарий на Осию. ВДИ, 1961, № 3. С. 82-87.

23. Амусин И.Д. Кумранский фрагмент "молитвы" вавилонского царя Набонида. ВДИ, 1958, № 4. С. 104-105

24. Амусин И.Д. "Народ земли" (К вопросу о свободных земледельцах древней Передней Азии). ВДИ, 1955, № 2. С. 14-31.

25. Амусин И.Д. Находки у Мертового моря. "Наука". М., 1964.

26. Амусин И.Д. Негражданское население в иудейском обществе в первой половине I-го тыс. до Р.Х.. В кн.: Проблемы социальных отношений и форм зависимости на Древнем Востоке. М., 1984. С. 128-165.

27. Амусин И.Д. Новые отрывки кумранского комментария на Наума. ВДИ, 1964, № 1. С. 35-47.

28. Амусин И.Д. О возможной кумранской реминисценции у Псевдо-Киприана. ВДИ, 1977, № 1. С. 196-205.

29. Амусин И.Д. Проблемы социальной структуры общества Ближнего Востока (I-го тыс. до Р.Х.) по библейским источникам. Сборник статей /РАН Институт Востоковедения. Наука, изд. "Восточная литература". М., 1993. С. 1-152.

30. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961.

31. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. Доклад по опубликованным работам на соискание ученой степени доктора исторических наук. Л., 1965. С. 1-43. (ЛГУ).

32. Амусин И.Д. Термины, обозначавшие рабов в эллинистическом Египте, по данным Септуагинты. ВДИ, 1952, № 3. С. 46-67.

33. Андреевский И.Е. О задачах Археологического института. Русская старина, 1888, № 2. С. 506-517.

34. Антонов Е.В. К проблеме функций печатей ранних земледельцев Востока. СА, 1984, № 4. С. 26-34.

35. Ардашев И.И. Кафедра археологии и топографии Москвы памяти И.Е. Забелина при Московском археологическом институте. М., 1909.

36. Археология зарубежной Азии. Г.М. Бонгард-Левин и др. Высшая школа. М., 1986.

37. Арциховский А.В. Основы археологии. 2-е изд. Госполитиздат. М., 1955.

38. Ассемани Я. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М.,1999.

39. Ассиро-Вавилонские памятники и Ветхий Завет. ВиР, 1905, Т. 1, Ч. 1. С. 533-552, 1903, № 8, Ч. 2. С. 394-402, 1905, Т. 2, Ч. 1.

40. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. Л., 1925.

41. Баскакова Т.А. Модели религиозного развития древних ближневосточных обществ. ВДИ, 1999, № 2. С. 3-32.

42. Берлев О.Д. Стоимость раба в Египте эпохи Среднего Царства. ВДИ, 1966, № 1. С. 28-39.

43. Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. / АН СССР Институт Востоковедения. Наука. М., 1972.

44. Библейская энциклопедия. Сост. Архим. Никифор. 2-е изд., М., 1990.

45. Библия и научные открытия на памятниках древнего Египта. Странник, 1884, № 3,4,8-12.

46. Бикерман Э. Хронология Древнего Мира: Ближний Восток и античность. М.,1979.

47. Бобринский А. Из эпохи зарождения христианства: свидетельства нехристианских писателей I-II вв. о Господе нашем Иисусе Христе. 2-е изд., М., 1995.

48. Боголепов Н. Археологический комментарий к современному еврейскому календарю. Кандидатское сочинение /МДА/. 1907.

49. Богословская И.В. Одежда оседлых народов Ханаана по древнеегипетским изображениям. ВДИ, 1980, № 3. С. 117-140.

50. Богоявленский Н. Моисей (по данным Библии и общей истории). Кандидатское сочинение /МДА/. 1914.

51. Бузескул В.П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Пг., 1923.

52. Варшавский А.С. Рукописи Мертвого моря. М., 1960.

53. Василий (Родзянко), еп. Теория распада вселенной и вера отцов. М., 1996.

54. Введенский Д.И., проф. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914.

55. Введенский Д.И., проф. Блуждающая гипотеза (К вопросу о "панвавилонизме"). СПб., 1911. С. 15.

56. Введенский Д.И., проф. Патриарх Иосиф и Египет (опыт соглашения Библии и египтологии). Докторское сочинение. Сергиев Посад, 1914.

57. Вайнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I-го тыс. до Р.Х.. Наука – изд. Восточная литература. М.,1993.

58. Вигуру Ф. Новый Завет и новейшие археологические окрытия. Странник,1891,№№1-4,6-7,9.

59. Винников Н.И. Эпитафия Ахирама Библейского в новом освещении. ВДИ, 1952, № 4. С. 141-151.

60. Владимирский А.П., прот. Клинообразные надписи в отношении к библейской ветхозаветной истории. ПС, 1909, № 9. С. 10-33.

61. Волков А. Иудаизм и христианство: история размежевания. ААС. М., № 3, 1999. С. 55-63.

62. Воронов Е., свящ. Лекции по Библейской археологии за 1909-1910 гг. Сергиев Посад, 1910.

63. Всемирная история. 10 Т.. Изд. АН СССР, М., 1957.

64. Всемирная история. 24 Т. А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. 2-е изд. М., 2000. Т. 1 Ч. Каменный век, 523 С. Т. 2 Ч. Бронзовый век, С. 1-507.

65. Вулли Л. Ур халдеев. М.,1961.

66. Геллей Г. Библейский справочник. СПб,1999.

67. Гельцер М.Л. Значение раскопок в Библе для истории древнего Востока (обзор археологических материалов и письменных источников). ВДИ, 1962, № 2. С. 149-159.

68. Гельцер М.Л. Надпись Бен-Адада I, царя Дамаска и международные отношения в передней Азии в начале IX в. до Р.Х.. ЭВ, вып. 12, 1958. С. 16-22.

69. Гельцер М.Л. Новые исследования по истории Финикии. ВДИ, 1955, № 4. С. 95-103.

70. Гельцер М.Л. Новые тексты из древнего Алалаха, их значение для социально-экономической истории древнего Востока. ВДИ, 1956, № 1. С. 14-27.

71. Геннинг В.Ф. Объект и предмет науки в археологии. Киев, 1983.

72. Геннинг В.Ф. Структуры археологического познания: Проблемы социального исторического исследования. / АН УССР Институт Археологии. Наукова думка. Киев, 1984.

73. Гладкий В.Д. Древний мир: энциклопедический словарь: 2 Т. Донецк, МП «Отечество», 1997. Т. 1 [A-O], 1997. С. 1-510 с илл.; Т. 2 [П-Я], 1997. С. 1-478 с илл.

74. Глубоковский Н. Хронология Ветхого и Нового Завета. ТКДА, 1910, № 6. С. 239-270.

75. Гомеров Н. Гробница св. ап. Петра в Риме. Странник, 1905, № 6. С. 870-901.

76. Гордеевский В. Тридцатипятилетие Востоковедческой комиссии. Восток, 1924, № 4. сс. 169-175.

77. Дандамаева М.П. Как Халдеи стали прорицателями. ВДИ, 1998, № 1. С. 56-60.

78. Дандамаев М.А. Государство и религия на древнем Ближнем Востоке. ВДИ, 1985, № 2. С. 3-9.

79. Даньшин Д.И. Фанагорийская община иудеев. ВДИ, 1993, № 1. С. 59-72.

80. Деопик Д.В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. М., ПСТБИ, 1998.

81. Деопик Д.В. История древнего Востока. М., ПСТБИ, 1998.

82. Дзичковский Г., диак. Библейские события во времена Иисуса Навина и пророка Самуила в свете современных научных данных. Курсовое сочинение 1971, МДА.

83. Диваков Н., прот. Иерусалимский храм в свете современных археологических данных. 1990, МДА, Кандидатская диссертация.

84. Десятилетие ВК ИМАО. Известия Калужской ученой Архивной комиссии, № 1, 1898. С. 26-31.

85.

86. Дмитриевский А.А. ИППО и его деятельность за истекшую четверть века (1882-1907). СПб., 1907.

87. Донини А. Рукописи из окрестностей Мертвого моря и происхождение христианства. ВДИ,1958,№2,с.114-132.

88. Драницын Н.И. Нижегородское отделение МАИ. Действия Нижегородской губ. Учебной архивной комиссии. Т. 12, вып. 1, 1912. С. V-VII.

89. Древние цивилизации /С.С. Аверинцев, В.Г. Ардзинба и др., под общей редакцией Г.М. Бонгард-Левина. Мысль. М., 1989.

90. Древний Восток и античный мир: сборник статей посвященных проф. В.И. Авдиеву / под редакцией В.И. Кузищина. Изд. МГУ. М., 1972.

91. Древний мир.Сб. статей. М., 1962.

92. Древняя Эбла: Раскопки в Сирии. Сборник. М., 1985.

93. Дьяконов И.М. Люди города Ура. / АН СССР, Отделение истории, Институт Востоковедения. Наука. М., 1990.

94. Дьяконов Н.М. К вопросу о судьбе пленных в Ассирии и Урарту. ВДИ, 1959, № 1. С. 90-100.

95. Елизарова М.М. Ветхозаветная апокрифическая литература и кумранские находки. ПС, Л., вып. 28 (91), 1986. С. 62-68.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 460 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.035 с)...