Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самаряне. 1 страница



Самаряне лишь вскользь упоминаются в книгах Ездры и Неемии и, в основном, представлены как яростные противники восстановления Иудейского государства. Самаряне считали себя законными членами еврейской общины, и у них были для этого веские причины: во-первых, единство Закона, во-вторых, кровное родство. Однако, по-другому смотрели на самарян палестинские евреи. Они не признавали за первыми ни кровного родства, которое было утрачено при смешении с иноплеменниками, ни единоверия, т. к. самарянский культ не был полностью свободен от языческого наследия. На основе этого во времена священника Ездры между самарянами и евреями возник конфликт, который привел к полному разрыву родственных некогда народов. Отказ иудеев от помощи кутийцев, или как их еще называли "прозелитов львов", привел к приобретению мощного врага в лице самарянского народа.

Окончательно порвав отношения с иудеями, они решили построить свой храм. В скором времени он был воздвигнут на горе Гаризим и повторял по своему виду Иерусалимский. Как ни странно, но первым первосвященником в нем стал Манассия, который был отлучен от общины Израиля за отказ развестись с женой-самарянкой - в Самарии нашли пристанище многие, кто был несогласен с духовными преобразованиями, происходившими вИерусалиме. Этот момент очень важен, т. к. именно они коренным образом повлияли на развитие как догматики, так и культа самарянской религии. По сути они возглавили религиозную жизнь самарян. Их заслугами была восстановлена иерархия, составлен чин богослужений, введен синагогальный институт, упорядочено вероучение. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что самарянская религия, как целостная система возникла в период Второго Храма. О дальнейшем развитии этой религии и народа история оставила очень немного сведений. Известно, что храм на горе Гаризим впоследствии был разрушен Иоанном Гирканом. Сам город Самария был разрушен, и лишь при Ироде Великом был отстроен вновь. Ожидание Мессии и желание скорейшего Его пришествия послужило поводом к восстанию против Рима. Однако, как и для соседей-евреев, для самарян это предприятие окончилось плачевно. Из уцелевшей от римского оружия большая часть народа была выселена за пределы страны, образовались небольшие колонии самарян в Египте, Сирии, Антиохии и других местах.

Наиболее известный православный исследователь самарянства, профессор КДА Рыбинский, отмечал: "Самарянское вероучение никогда не представляло цельной, законченной системы, проникнутой глубиной мысли и объединенной одной идеей. Не выдвинув ни одной личности с печатью религиозного гения,...самаританизм на протяжении всей истории является простым конгломератом отдельных учений".

Основанием вероучения самарян является Священное Писание, состоящее из Пятикнижия Моисея, факсимиле которого представлено на рис.110,

и книги Иисуса Навина. Сохранилось письмо самарянского деятеля Мешаимы, жившего после разрушения Иерусалимского храма. Он пишет: "Мы веруем только в Ягве, в Моисея, сына Амрама, Его служителя, и его святой закон, в гору Гаризим, дом Божий и в день отмщения и воздаяния".

Основным моментом в учении о Боге является строгий монотеизм. Для того, чтобы подчеркнуть эту идею и оградить себя от языческого влияния самаряне, как утверждает Рыбинский, подкорректировали текст Пятикнижия. Так, например, в Быт. XX, 13; XXI, 53; XXXV, 7; Исх. XXII, 9. множественное число сказуемого при elohim исправлено на единственное, с целью устранения всякого намека на политеизм. Почти все самарянские гимны, дошедшие до нашего времени, содержат слова: "Нет Бога, кроме Единого", "Ты един, нет Тебе союзника, нет другого, нет соучастника" - гласит один из древних гимнов. "Кого не удержит страх пред Тем, Который без рук держит мир" - воспевает один из самарянских богословов Амрам Дар. Как и в иудейской догматике, имя Ягве считалось священным и не произносилось вслух (кроме первосвященника).

Вторым по важности моментом учения является учение о Моисее. Этот пророк почитался вслед за Богом и ангелами. По отношению к этому святому самаряне используют самые возвышенные слова: "Вершина мира, солнце, свет и венец его..., ради него был создан мир". Почитание Моисея было настолько велико, что ему приписывалось предсуществование. Вот что гласит самарянский гимн Абдалы бен Соломона: "Тело для Моисея уготовано было из частиц света, который передавался путем эманаций из поколение в поколение и потом проник в утробу Иохаведы". Рождение и жизнь пророка самаряне окружили небывалыми легендами и сказаниями. Но больше всего они выделяли два эпизода в его жизни, считая их моментами наибольшего прославления, - это явление при купине и дарование закона на Синае. С целью возвеличивания Моисея самаряне опять воспользовались методом коррекции Священного Писания. Так вместо "Моисей вышел на встречу тестю своему, и поклонился ему, и целовал его, и после взаимного приветствия они вошли в шатер" (Исх. XVIII, 7) у самарян читаем "и вышел Моисей на встречу тестю своему, и он поклонился Моисею и целовал и ввел его в шатер".

Одной из отличительных особенностей самарянской догматики является учение о горе Гаризим. Для них это священная гора, место жилища на земле Самого Бога. С горой Гаризим самаряне связывали все важнейшие мировые события. Они утверждали, что на этом месте или по крайней мерее вблизи него, Бог создал человека, насадил здесь рай, на этой горе молился Адам, Авель приносил жертвы и т. д. Гора Гаризим имеет 13 названий. Культ поклонения этой горе возник не сразу и связан с построением на ней храма, подобного Иерусалимскому. С этих пор начался процесс искусственного возвеличивания горы Гаризим. С этой целью самаряне опять-таки прибегли к методу корректировки Священного Писания. Вместо "Когда перейдете Иордан, поставьте камни те, как я повелеваю вам сегодня, на горе Гевал..." (Втор. XXVII, 4) появляется "на горе Гаризим" и добавлено "против Сихема". Евангелие представляет это учение как вполне сформировавшееся. Женщина самарянка, обращаясь к Спасителю, говорит: "Отцы наши поклонялись на этой горе" (Ин. IV, 20). В одном из своих писем самарянский богослов Марка пишет: "Мы никогда не молимся иначе, как по направлению к Гаризиму, жилищу Божию".

Храм построенный на горе Гаризим, не уступал по размерам Иерусалимскому (о чем свидетельствуют раскопки на месте его нахождения). Утром богослужение начиналось перед восходом солнца, а вечернее после его захода. "В то время, как жертва полагалась на алтаре, священник трубил на вершине горы благословения, а другие священники потом повторяли по всем местам". После разрушения Гаризимского храма самаряне продолжали совершать жертвоприношения на священной горе. Отличительной особенностью самарянского священства было то, что его представители не утратили роли духовных вождей и окормителей народа, как это произошло в Израиле. С появлением синагог самарянские священники возглавили внехрамовый культ.

Представления самарян о Мессии были схожи с иудейскими. Имелся, конечно, и целый ряд особенностей. Во-первых, учение о Мессии было тесно связано с такими важнейшими понятиями, как рехут и панут. Рехут - это период Божественной милости к богоизбранному народу. Он длился от дарования закона на Синае до разрушения десятиколенного Израильского царства. Вслед за рехутом наступил панут, что в переводе означает отвращение. Это время бедствий и несчастий, продолжающееся до наших дней. Однако, как утверждали самарянские богословы, основываясь на книгах пророка Моисея, рехут должен опять возвратиться. Этот процесс должен осуществить Мессия, который именуется Таэбом (т. е. восстановитель). Он должен "восстановить исчезнувшую скинию свидения со всеми ее сосудами и разъяснить сокровенное значение закона Моисеева". Как и фарисеи, самаряне приписывали Мессии не только роль учителя, но также победоносного царя, который подчинит Себе и Своему народу весь языческий мир. После восстановления Таэбом рехута наступит день, который носит название Великий. Для грешников это будет день отмщения, плача и трепета, между тем как для праведников - день воздаяния, радости и ликования. Вслед за этим последует воскресение мертвых, и завершится все Всеобщим Судом.

Новозаветная археология.

А)Исторические сведения.

В 63 г. до Р.Х. римский полководец Гней Помпей включил Иудею в состав римской провинции Сирия на правах автономной области, однако сильно урезал ее территорию. Один из последних Хасмонеев, Гиркан II, был назначен первосвященником и этнархом, но фактическая власть находилась в руках идумеянина Антипатра и его сыновей. Последний из Хасмонеев - Антигон (40-37 до Р.Х.) был отстранен от власти и убит Иродом, самым энергичным и коварным из сыновей Антипатра. Умело использовав сложную обстановку гражданских войн в Риме он стал правителем Иудеи в качестве "союзника и друга римского народа" (37 - 4 гг. до Р.Х.) - его царство показано на рис.111.

Во внешней политике Ирод был ограничен указаниями и контролем Рима, но во внутренней ему была предоставлена почти полная свобода, которой он воспользовался для превращения граждан в безмолвных и безропотных подданных. Ирод отменил наследственное первосвященство, истребил Хасмонеев и другие знатные роды, а конфискациейих имущества пополнил казну. Эти мероприятия сопровождались перераспределением земли: большую часть земель Ирод сконцентрировал в собственных руках, наделяя ею своих родственников и приближенных, что создавало новую, зависимую от царя и угодливо служившую ему верхушку.

Ирод вошел в историю как один из крупнейших градостроителей. При нем были построены новые города-полисы (Кесария Палестинская и др.), крепости и многочисленные дворцы. Города украшались цирками, термами (античными банями), театрами и иными общественными сооружениями. Особенно прославился Ирод начатой им реставрацией Иерусалимского храма. Строительство было начато в 20 г. до Р.Х., освящен Храм был в 10 г. до Р.Х., однако отделочные работы полностью не закончились даже до 63 г. по Р.Х. Храм по линии Север-Юг простирался на 446м, и по линии Восток-Запад на 296 м.

При подготовке реконструкции площадь платформы была увеличена вдвое - особенно к югу: юго-восточный угол возвышался над Кедронской долиной на 45 м. Общая площадь платформы, от которой сейчас осталась лишь западная стена, равнялась 14,4 га. В 1960-х годах при раскопках было найдено, что на многих камнях платформы высечены цитаты из Писания. Только некоторые археологические находки к западу и югу от стены, а также описание у Иосифа Флавия говорят о богатстве здания. Кроме арки Вильсона, к западу от стены сохранилась "арка Робинсона", которую раньше неправильно принимали за элемент моста, соединявшего Храмовую Гору с Верхним Городом. Как доказал Мазар, на самом деле, это - часть аркады, поддерживавшей лестницу, спускавшуюся от Храмовой Горы в Тиропейскую долину. К югу от Храмовой горы находился царский павильон - прямоугольный зал, с четырьмя рядами столбов, похожий на Римскую базилику. К югу отстены Мазар открыл трое ворот на Храмовую Гору. Двойные и тройные ворота, так называемые ворота Олдамы (по имени пророчицы) - времени Ирода. Перед воротами была монументальная лестница времени Ирода шириной длиной 61 м, шириной - 10 м., ведшая от Офела - до двух главных входов для паломников на Южной стороне Храмовой горы.

Остальные постройки Ирода и его преемников носят отчетливо римский характер, это в первую очередь относится к таким памятникам как Гробница Патриархов в Хевроне, городские ворота в Кесарии, Севастии и Тивериаде, платформа Храма Иерусалимского, дворцы Ирода в Иерусалиме, Иродиуме, Масаде, Иерихоне и Махероне, здания в Тивериаде, Сепфорисе, Вефсаиде - Юлии, построенной сыновьями Ирода - и многое другое.

При Ироде происходит заметная эллинизация иудейской жизни: достаточно вспомнить построенные им театры в Кесарии и Иерихоне, а также упоминаемые Иосифом Флавием ипподромы в Иерусалиме и Магдале. Сам же Ирод часто посылал щедрые дары Афинам, Спарте, другим эллинистическим городам.

При Ироде Иерусалим достигает вершины своего развития: к этому времени его площадь достигла 180 гектаров, а население - 100.000 человек (рис.112).

Согласно раскопкам Авигада Нахмана, в новозаветное время особым великолепием отличался Верхний город, где проживало богатое население, и где находились резиденции царя и первосвященника. Эти кварталы процветали не только за счет поборов с простого населения, но и благодаря тому, что со всего мира сюда стекалась храмовая подать - ежегодные полсикля со взрослых мужчин-иудеев. Это составляло около миллиона сестерциев в год - на 10.000 жителей Верхнего города - такой концентрации средств не знал даже Рим того времени. Верхний город отличался хорошей планировкой и великолепными строениями с мозаичными полами, со стенами, украшенными фресками и лепниной. Внутри зданий найдены остатки всех известных Древнему миру предметов роскоши: осколки прекрасной стек­лянной посуды, каменные кубки и чаши. В одном доме наслаждались вином, привезенным из Италии, о чем свидетельствуют найденные амфоры с латинскими клеймами. Полы в некоторых комнатах вы­ложены мозаикой. Красные, чер­ные и белые камни составляли кра­сивые геометрические рисунки. Штукатурка на стенах раскрашива­лась под мрамор. Во дворах - под­земные цистерны; дождевая вода стекала в них с крыш. В домах ванные комнаты, некоторые приспо­соблены для омовения по иудей­скому обряду. На небольшой ка­менной гирьке, найденной в одном из домов, сохранилось имя ее вла­дельца - Бар Катрос. Именно в такой роскоши жили богачи, обличаемые в Евангелиях. Резкий контраст с Верхним городом представляют бедные кварталы Нижнего города, где обитало большинство населения, где находились все мастерские и где шла вся городская торговля.

В северо-западном углу Верхнего Города Ирод построил роскошный, укрепленный дворец, от которого ничего не осталось. Подобно Храму, он был построен на платформе, 300-350 м. По линии Север - Юг, и 60 м. По линии Восток - Запад. С севера дворец примыкал к цитадели, на западе и юге - к построенным турками городским стенам. Восточная граница неизвестна. Остатки фундамента дворца были найдены при раскопках 1975 г. Багатом и Броши у юго-западного угла современной стены Старого Города.

В северной части дворца были три башни, названные в честь брата Ирода - Фасаила, некоего Гиппика и Мариамны - хасмонейской жены Ирода.

В 37-35 гг. до Р.Х. Ирод построил у северо-западного угла Храмовой платформы крепость названную им Антонией, в честь своего покровителя Марка Антония. Крепость была построена для охраны храма: Тит разрушил ее в 70 г. - как и храм. Здесь и был Преторий, и Суд над Христом. От этого места и начинается Via Dolorosa - Крестный путь. Однако так называемый "лифостротон" в монастыре сестер Сиона и арка Ecce Homo (Ин. XIX, 5-13) на самом деле, как в 1952 г. показал стратиграфически П. Бенуа, являются частью маленького форума времени императора Адриана (ок. 135 г.).

Постоянно нуждаясь в больших средствах, Ирод резко увеличил налоговое обложение населения. Даже при его преемниках, правивших значительно урезанной территорией, ежегодные поступления в казну достигали 1000 - 1200 талантов. Многочисленные налоги и поборы крайне обременяли страну и вызывали массовое недовольство, усиленное несовместимыми с ветхозаветной религией нововведениями царя. Так, например, все подданные должны были присягать римскому императору и лично Ироду. На беспрерывные народные выступления и восстания Ирод отвечал массовыми кровавыми репрессиями, не щадя даже членов собственной семьи. Болезненно недоверчивый и мстительный тиран казнил жену, шурина, троих сыновей, что побудило римского императора Августа сказать, что "лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном".

Смерть Ирода в 4 г. до Р.Х. послужила сигналом для новых массовых выступлений, которые нарастали после преобразования Иудеи в императорскую провинцию с центром в Кесарии, где и проживал римский префект (рис.113).

После этого преобразования Иерусалим утратил статус столицы - им правил первосвященник и Синедрион, а префект появлялся лишь во дни величайших праздников, когда Иерусалим наполняли толпы народа, относившегося к римской власти отнюдь не благосклонно. Римским префектом во дни Спасителя, как известно был Понтий Пилат, само существование которого рационалистами подвергалось сомнению на том основании, что в Евангелии он именуется прокуратором, а в Иудее тогда были префекты. Теперь известно, что в большинстве греческих текстов I - II века титулатура не имеет единообразия, и человек, официально именовавшийся префектом, в греческих источниках часто именовался epitropoV - (т.е. прокуратор).

Так, префект Юлий Альпин Классициан назван эпитропом, т.е. прокуратором Британии при Нероне, а префект Клавдий Сатурий в 78-80 гг. назван прокуратором Реции. Теперь же новозаветное повествование нашло и археологическое подтверждение: в 1961 г. во время итальянских раскопок в Кесарии Иудейской (или Палестинской, современный Эль-Кайзарит) - административном центре провинции Иудеи и местонахождении римского гарнизона - при расчистке остатков театра IV в. по Р.Х. была найдена фрагментированная латинская надпись, содержащая имя Понтия Пилата. Камень, на котором вырезана эта надпись, был вторично использован как ступень лестницы у северной части орхестры. Для этой цели поверхность камня была с левой стороны немного подтесана, что и уничтожило часть надписи, выглядящей сейчас так:

....S TIBERIUM

..... TIUS PILATUS

.... ECTUSIVDA...E

(см. рис.114)

восстановленная же надпись должна выглядеть так:

CAES · TIBERIUM

PONTIUS · PILATUS

PRAEFECTUS · IUDAEAE

Теперь нам известно, что Понтий Пилат, был префектом Иудеи в 26-36 гг., улучшил снабжение Иерусалима водой, построив новый акведук от "прудов Соломона", расположенный между Вифлеемом и Хевроном. Правление его тем не менее отличалось жестокостью и массовыми казнями без суда. Избиение самарян в 36 году послужило причиной его отзыва из Иудеи.

Один из его преемников - Гессий Флор, последний из Римских префектов Иудеи, вызвал еврейское восстание против Римлян в 66 г., крадя средства Храма.

В 70 г. Тит напал на Иерусалим с севера, построил вокруг города ограду, вал, чтобы никто не убежал. После предсказанной Христом и пророком Даниилом трехлетней осады город был взят и разрушен, в память чего была выпущена монета с надписью Judea capta - Иудея взята (рис.115).

С 70 по 132 гг. в городе стоял 10 легион, вернулась и часть христиан. Оставались и евреи, молившиеся на Храмовой платформе. При императоре Адриане на месте прежнего Иерусалима, на западном холме в пределах современного еврейского квартала Старого города основан римский город Элия Капитолина (Элия - второе имя императора Адриана, Капитолиды - триада римских божеств - Юпитер, Юнона, Минерва). Этот новый, неокруженный стеной город был типичной римской колонией, копирующей римский лагерь: квадратная форма, разделение на четыре квартала двумя улицами - Кардо (Юг - Север) от Дамасских ворот до Ворот Сиона, Декуманус (Восток - Запад) - от Львиных ворот к Яффским. На месте гроба Господня был сооружен храм Афродиты, а на Храмовой платформе - храм Юпитера Капитолийского. В ответ на это вспыхнуло второе еврейское восстание под руководством Бар-Кохбы (132 - 135 гг.), окончание которого стало началом совершенно особого периода в истории Святой Земли, изучаемого в рамках иных исторических и богословских дисциплин.

Б).Находки общего характера.

Как было сказано в разделе об отечественной библейской археологии, одним из важнейших открытий ИППО было археологическое подтверждение нахождения Храма Гроба Господня вне стен библейского Иерусалима. Ранее проблема идентификации этого места заключалась в том, что Храм находится внутри стен Старого Города, а согласно Священному Писанию, тело Богочеловека было положено "вне стен" (Ин 19:20; Евр 13:12), поскольку кладбища находились за чертой города. Данное обстоятельство давало основания скептикам сомневаться в подлинности этой святыни: протестанты и поныне показывают в Иерусалиме место, которое, по их мнению, с большей вероятностью можно назвать местом погребения Спасителя. Благодаря раскопкам ИППО проблема разрешилась следующим образом: начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным) при раскопках на участке Русской миссии в 1883 было сделано открытие фрагмента второй Иерусалимской стены, проходившей, как и оджидалось, южнее Храма Гроба Господня, и потому место его нахождения в новозаветное время действительо было вне городских стен. Достоверность выводов архим. Антонина была подтверждена недавними раскопками несколько ниже Лютеранской церкви Спасителя, в 40 метрах к югу от Храма Гроба Господня, где также были обнаружены части этой стены.

Теперь история трех иерусалимских стен, упоминаемых Иосифом Флавием, выглядит следующим образом. В 536 г. до Р.Х. царь Кир разрешил иудеям вернуться и восстановить разрушенный Иерусалим. Но новую стену было разрешено возвести только в 445 г. до Р.Х., при Артаксерксе, по ходатайству Неемии - согласно Флавию она имела четырнадцать башен, и окружала весь город. После возведения второй стены при Неемии и до пришествия на землю Спасителя вокруг Иерусалима никакой другой внешней стены не возводилось. О внутренней стене пишет Иосиф Флавий: она относится к Хасмонейскому периоду (ок. 100 г. до Р.Х.), и была укреплена шестьюдесятью башнями. Третья из упоминаемых Иосифом Флавием стен Иерусалима была сооружена чтобы защитить Иерусалим с севера, и имела 90 башен. Начата была постройка Иродом Агриппой (41-44 гг.), и окончена во время Иудейской войны (66-70 гг.). Некоторые, в том числе К. Кеньон считают, что она соответствует современной северной стене Старого города. Раскопки Э. Л. Сукеника в 1925 и 1927 гг. подтвердили, что стена эта проходила еще севернее. Бен-Арье в 1972 г. и Нецер в 1974 г. продолжили эти раскопки, найдя остаткинепрерывной стены из валунов и частично обработанного камня. Как показывют результаты исследования этой стены, при ее возведении в городскую черту вошли предместья Везефа и те места, где был распят, погребен и воскрес Господь Иисус Христос, и которые до того времени находились вне городской черты.

Что касается нынешней иерусалимской стены, то она была построена, как гласит об этом надпись на Яффских воротах, лишь между 1534 и 1542 гг. при султане Сулеймане, причем Голгофа и Гроб Господень вторично вошли в черту новой городской стены.

Современные раскопки в Хирбет Шема, Мегироне, Гуш Халаве, и Набратейн (все - Верхняя Галилея) всесторонне осветили жизнь в галилейских поселениях новозаветного периода. Кроме всего прочего, были сделаны следующие выводы: во-первых, плотность населения в Иудее Нового Завета была самой высокой в Римской империи и во всем тогдашнем мире, во-вторых, уровень урбанизации опроверг прежнее представление оСвятой Земле, как патриахальной окраине Древнего мира. Так, например, стали известны города с римской планировкой - Магдала-Тарихе, Капернаум, Хоразин; Тиверия - огромный для тех времен город с городом-спутником Гаммат; Сепфорис - город, в топархию которого входил новозаветный Назарет - регулярный римский город с большим числом еврейского населения; крупные даже по римским меркам города - Кесария Филиппова, Антипатрида, Азот (Ашдод).

Еще одним достижением новозаветной археологии стало открытие наличия в Палестине того времени большого количества поселений с греческим населением: это, например, Вифсаида (Юлия Романа), Авила, Филадельфия (Амман), Гераса, Боцра (Восор), Гадара, Пелла, Филиппополис, Гиппос-Сусита, Гаммат-Гадер (там же - огромный банный комплекс на восточном берегу реки Ярмук), Петра, Флавия Неаполис (Сихем), Элевтерополис (Бейт-Гурвин), Севастия (Самария), Дора, Дионисиас-Соада, Легио, Маюм, Сепфорис. Крупнейший эллинистический город - Скифополь (Бейт-Шеан) раскапывается с 1986 г. (храмы Диониса и Зевса). Раскопки в Гурват-Адумим показывают большой эллинистический город, существовавший до Византийского периода, и т.д. Кроме того, существовало и чисто греческое Десятиградье, в котором, как и в вышеупомянутых городах проживали греки со своими гимнасиями, театрами, термами, школами, храмами и ипподромами.

Для нас этот факт чрезвычайно важен как свидетельство тесных контактов иудеев новозаветной Палестины с языческим, грекоязычным населением. Этот же факт обосновывает и более ранние предположения о том, что рыбари из "Галилеи языческой" вполне могли говорить по-гречески и даже быть знакомыми с Септуагинтой. Еще одним важным свидетельством двухъязычия в древней Палестине являются эпитафии на гробницах иудеев того времени. Хотя они и были предназначены для семейства, но писались обычно на греческом, хотя известны эпитафии на иврите, арамите и других языках.

Археологические исследования погребальной практики также объяснили выражения о "плаче на гробе" и о стражниках у "дверей гроба": возле гробниц тогда устраивалась особая площадка для траура. Сам "гроб" представлял собою пещеру, иногда с каменными ложами для усопших - как мы и видим в Храме Гроба Господня, и как представлено на реконструкции одной из таких гробниц на рис.116.

Исследования погребальных традиций новозаветного времени важны и в силу того обстоятельства, что их данные привлекались для доказательства истинности Туринской Плащаницы.

О том, что представляла рыбная ловля в Галилейском море говорит находка в его иле лодки времен Иисуса Христа. Сложная техника кораблестроения свидетельствует не только о развитии кораблестроительного ремесла, но и о высокотоварном рыболовстве: стоимость такой лодки была столь высока, что хозяин ее не мог быть человеком даже среднего достатка. Это и материал для понимания социального статуса галилейских рыбаков, владевших, судя по тексту Евангелия собственными лодками.

Часть находок новозаветного времени имеет важнейшее значение не столько для библейской, сколько для церковной археологии: прежде, как защитниками иконопочитания, так и его противниками считалось, что традиция украшения мест богослужебных собраний свяценными изображениями возникла в христианской среде, и потому ее правомочность либо возводилась к апостольской традиции, либо наоборот, отвергалась, как недопустимое новшество. Раскопки синагог новозаветного времени, когда богооткровенная религия Моисеева еще не подверглась коренной ломке, последовавшей за разрушением Второго Храма и собором в Ямнии, свидетельствуют о повсеместном существовании во времена Спасителя традиции украшения мест богослужебных собраний священными изображениями. Синагоги, послужившие, судя по раскопкам, архитектурным прототипом христианских церквей, были украшаемы ими, и первые христиане сохранили эту традицию, искоренить которую пытались древние и новые иконоборцы. Особо интересным памятником является древняя синагога в Бейт-Альфа, раскопанная в 1929 году Э.Л. Сукеником: в ней прекрасно сохранились различные мозаичные изображения библейских сюжетов, в том числе жертвоприношения Авраама, ничем не отличающегося от росписей христианских церквей.

Особое значение археология имела для подтверждения правдивости повествований книги Деяний Апостольских: слишком много претензий против ее историчности выдвигалиисследователи античности.

В Деян. IX, 24 упоминается пра­витель Дамаска Арета (см. Также 2 Кор. XI, 32) - его правление Дамаском в середине первого века по Р.Х. подтверждается монетами того времени. Нашло археологическое подтверждение именование Дееписателем правителя о. Кипра Сергия Павла проконсулом (Деян.XIII,7). Критики Библии предполагали, что здесь явная ошибка или даже анахронизм, свидетельствующий о позднем написании книги Деяний автором не знавшим реалий I-го века по Р.Х. Ведь если Страбон, упомянув о делении провинций империи между императором и сенатом, прибавляет, что император оставил остров Кипр за собою, то отсюда заключали, что правитель Кипра во время ап. Павла должен бы носить титул пропретора.

Сенат обыкновенно отдавал две большие провинций, азиатскую и африканскую, двум старым консулам предшествующих лет, а остальные провинции, находившиеся в его заведовании, он поручал прежним преторам; но все сена­торские правители, а, следовательно, и правитель острова Кипра, как и другие, но­сили титул проконсула, какие бы обязанности в других отношениях ни испол­няли они. Это факт подтверждается античными монетами, сообщающими имена трех из правителей этого острова времени царствование Клавдия, в 51 и 52 годах. Они называются Кай Юлий Корд, Луций Анний Басс и Коминий Прокл и носят титул проконсулов. На аверсе одной из лучше сохранившихся - изображение увенчанной лавровым венком головы императора Клавдия, с латинской надписью: (CL)AUDIUS CAESA(R AUG). На обороте греческая надпись: EPI KOMINIOU (PROKL)OU ANQUPA(TOU) KUPRION. Т.е.: „(Монета) киприотов, при Коминие Прокле, проконсуле".





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...