Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 11 страница



Прямые археологические свидетельства подтверждают эту картину: осадный пандус, построенный у юго-западного угла города из огромного числа камней наваленных перпендикулярно стене и по высоте сравнявшиеся с вершиной последней; скопление здесь пращевых камней и железных наконечников стрел; мощные слои золы и обгоревших строительных остатков; тяжелые каменные глыбы, низвергнутые из города на врагов; фрагментированная цепь, предназначенная для улавливания и остановки тарана; сооруженный защитниками города контрпандус на одной линии с ассирийским пандусом; массовые захоронения жертв штурма в пещере за пределами города.

Впоследствии Лахиш в полном смысле слова встал из пепла: восстановленный в VII в. до Р.Х. он прожил еще более столетия вплоть до окончательного разгрома Иудеи вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до Р.Х. Прежнего своего величия в этот период Лахиш не достиг, фортификации его после восстановления были слабее и проще, они ограждали жилые кварталы и хранилища, точных сведений о реконструкции дворца-форта нет, хотя подиум его сохранился и использовался в более поздний период.

С финальным периодом жизни города связаны так называемые лахишские письма - остраконы с боевыми приказами и донесениями, найденные между сгоревшими внешними и внутренними воротами, в слое золы, на полу штабного помещения. Всего остраконов 18, из них 7 содержат достаточно четкие и пространные тексты, остальные - лишь отдельные изречения и слова. Все документы являются письмами. Часть их направлены командиром укрепленного аванпоста близ Лахиша Хоша'ягу губернатору Лахиша Я'ушу. В письмах содержатся военные донесения, в частности о связи форта с Лахишем и прекращении связи с Азеком: "мы не видим огневых сигналов из Азека". Это письмо несомненно относится к тому моменту войны, который описан у пророка Иеремии. " Между тем войско царя Вавилонского воевало против Иерусалима и против всех городов иудейских, которые еще оставались, против Лахиса и Азеки, ибо из городов Иудейских сии только оставались, как города укрепленные" (Иер. XXXIV, 7). Когда Хоша'ягу говорит, что он "не видит огневых сигналов из Азека", он, возможно, имеет в виду, что этот город был уже захвачен неприятелем и поэтому больше не может подавать световых сигналов. Это, в частности, показывает, что в VI в. до Р.Х. существовала сигнальная система, а характер и тон писем отражают смятение в осажденной стране. Предполагают, что все письма датируются 588 годом. В письме № 10 имеются слова "девятый год". Очевидно, речь идет огоде правления царя Седекии, т.е. о том годе, когда Навуходоносор прибыл в Палестину, чтобы начать ее покорение (см. Иер. XXXIX, 1).

Письмо № 3 указывает, что в это время надежда на помощь еще не угасла и иудейское командование слало к нему помощь Египта: "А твоему слуге было донесено следующее: командир войска Хония, сын Эльнатана, пришел для того, чтобы идти в Египет, и он послал к Годавии для того, чтобы получить... от него... " Далее Хоша'ягу продолжает: "а что касается письма Товии, слуги царя, который пришел к Шаллуму, сыну Яддуии, через пророка сказать: "Берегись!" - то твой слуга послал это твоему господину". Кто был тем пророком, который исполнял роль передатчика письма, неизвестно. Но из документов ясно, что важные письма широко распространялись. В письме № 16 есть еще одна ссылка на "пророка", но полностью имя его не сохранилось. Осталось лишь окончание Ягу. Это обычное окончание тех имен, которые в русском переводе оканчиваются на "ия". По мнению Райта, этого пророка можно отождествить с Урией (евр. Уриягу), о котором говорится у Иеремии (Иер. XXIII), но это сомнительно, так как Урия был казнен Иоакимом еще до первой осады Иерусалима в 597 году. Более вероятно, что речь идет о самом пророке Иеремии, хотя точно доказать это невозможно. В письме № 6 царские чиновники обвиняются в "ослаблении" рук армии и народа, т.е. в том, в чем они сами упрекали Иеремию.

Интересно также использование в теофорных именах полного именования Бога Израилева, что опровергает более позднее, акронимическое понимание четырехбуквенного Имени Божия - Тетраграмматона. Также в Лахишских письмах упоминаются люди, упоминаемые в Библии: "Гемария", военачальник Седекии (Иер. XXIX, 3); "Иезания", военачальник Навуходоносора (4 Цар. XXV, 23); "Матфания" - первоначальное имя царя Седекии (4 Цар. XXIV, 17); "Ниргий", отец пророка Варуха (Иер. XLIII, 3).

Последствия осады были для Лахиша катастрофичными: форт был разрушен полностью: масса кальцинированных в пожаре кирпичей покрывает его каменные основания. Расположенные вблизи дворца хранилища заполнены самими различными товарами - сосудами с зерном, ткацким оборудованием, прочими ремесленными инструментами и изделиями, брошенными после штурма, который пресек работы по сооружению грандиозной четырехугольной шахты со стороной 24,38 м, доведенной до глубины 21,34 м и предназначавшейся, очевидно, для системы водоснабжения. За пределами города найдено огромное скопление человеческих скелетов - свыше 2 тыс. Они были помещены в древнюю пещерную гробницу. Очевидно, это было вызвано очисткой остатков города после вавилонского погрома. Часть черепов носит следы травм и - что особенно интересно - трепанаций, связанных, возможно, с попытками спасти раненых, с полевой хирургической практикой.

Еще одним важным городом Иудеи был Арад – небольшая квадратная крепость IX в. до Р.Х. со стороной 50 м, сменившая скромную деревню X в. до Р.Х. и превратившаяся далее - в VIII в. до Р.Х. - в оплот Иудеи на путях к Вади Араба, Моаву и Эдому. Крепость занимала вершину холма, на котором вырос город со сплошной стеной, воротами и башнями, жилыми постройками, хранилищами, большими центральными дворами и святилищем.

Арадские остраконы чрезвычайно богаты различными данными относительно исторической географии региона, роли крепостей, иудейской военной иерархии, лингвистической специфики, структуры частных имен Иудеи, количества пищи, потребляемой войсками, и аспектов повседневной жизни, таких как чиновная система, меры весов, метрология и пр. Большинство писем составляли архив военчальника, руководившего крепостью на последней фазе ее существования. И касаются они не только местных дел. Есть письмо от одного из последних иудейских царей, связанное с международными событиями и упоминающее египетского фараона.

Помимо Арада в Северном Негеве возник или целый ряд укрепленных поселений, таких как Беэр-Шева (Вирсавия), реконструкция которой представлена на рис.91,

Ароер, Хурват Уза и многих других. Они охраняли пути на юг, показывая роль Северного Негева в международной торговле. Об активности торговли свидетельствуют находки эдомских, ассирийских, кипрских, эгейских, греческих изделий - прежде всего керамики.

В отличие от Северного Негева центральная и южная его части после разгрома Шешонком поселенческих систем времен царя Соломона оставались слабо заселенными: здесь известны лишь единичные поселки, сохранившиеся от упомянутых систем или восстановленные после определенного - иногда достаточно длительного - перерыва. В их материальной культуре отмечается комбинация традиций обоих царств. Судьба же их была предельно изменчивой: они разрушались в ходе войн с идумеями и кочевниками IX - VII вв. до Р.Х., возрождались и, наконец, были окончательно уничтожены вавилонским нашествием 586 г. до Р.Х.

На юго-западе опорным пунктом Иудеи была небольшая крепость в Кадеш-Барнеа (Кадес - Варни). Восемь башен приходится на периметр порядка 100 м. Стены невысокие, казематные, жилые. Внутри - тесно расположенные жилые помещения. В крепость попадали по приставной лестнице.

Не так давно недалеко от Иерусалима была раскопана резиденция царей Иудейских (совр. Рамат Рахель). Там большая территория для прогулок, окруженная стеной, огромный дворец с большим залом, близ него - снова большая площадь, внутренняя казематная стена и много мелких сооружений.

Сообщение Св. Писания о том, что "царь Озия построил башни в пустыне и иссек много водоемов" (2 Пар. XXVI, 10) подтверждено раскопками 1954 г. в Хирбет Мирд и в соседнем поселении Букейя. Судя по керамике и остраконам, эти поселения в пустынной части Палестины были основаны в IX в. до Р.Х. В Букейя найдена также глубокая цистерна, что соответствует словам Свящ. Писания. Одним из созданных Озией хозяйств мог быть Хацар Асам, упомянутый в надписи второй половины VII в. до Р.Х., в так называемой "Жалобе жнеца", в которой жалобщик, видимо человек, привлеченный к выполнению трудовой повинности в царском хозяйстве, пишет: "Пусть выслушает господин мой начальник [слово раба своего.] Жал раб твой в Ха [цар Асаме]. И пожал раб твой...", но подвергся произволу со стороны надсмотрщика. Использовавшиеся для учета и контроля меры веса представлены на рис.92: слева - сплющенный шарик из извести - сикль - черточки указывают на количество единиц веса, здесь - два сикля; в центре - медная гирька из Гезера, здесь знак сикля заменен надписью "царское", т.е. соответствует стандарту; справа - известковая гирька с надписью носеф, т.е. довесок Надпись на гробнице самого царя Озии представлена на рис.93.

Плен Вавилонский.

С начала пленения история народа Божия переплетается с историей стран, в которых ему приходилось жить, в данном случае - с историей Вавилонии, могущественного государства, столица которого превосходила по размерам Иерусалим в 30 раз (рис.94).

В 556 г. до Р.Х. царем Вавилонии стал Набонид, именуемый в книге пророка Даниила Навуходоносором, сын одного из вождей арамейских племен. Большое влияние на Набонида оказывала его мать Адда-гуппи, которая ранее жила в Харране и после захвата этого города мидийцами бежала со своим сыном в Вавилон.

Хотя Набонид поклонялся традиционным вавилонским богам Мардуку, Набу, Нергалу, Шамашу и т.д., постепенно он на первое место стал выдвигать культ бога Луны Сина. Бог Луны Набонида в действительности не являлся традиционным вавилонским богом Сином, а был по своей символике и формам поклонения арамейским богом. Проводя такую религиозную политику, Набонид стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя многочисленные арамейские племена Передней Азии, среди которых культ Сина был особенно популярен. Однако религиозные реформы Набонида привели его к конфликту со жречеством древних вавилонских храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке и других городах. В свете этих событий не выглядят удивительными ни прочие его религиозные эксперименты, описанные в книге пророка Даниила, ни признание им могущества Бога Израилева (Дан.IV, 34).

В 553 г. до Р.Х. началась война между Мидией и Персией. Воспользовавшись тем, что мидийский царь Астиаг отозвал из Харрана свой гарнизон, в том же году Набонид захватил этот город и распорядился о восстановлении разрушенного во время войны с ассирийцами в 609 г. до Р.Х. храма бога Сина Эхульхуль.

Пока Набонид был занят активной политикой на западе своей державы, у восточных границ Вавилонии появился могущественный и решительный противник, о котором за долгие годы до плена вавилонского пророчествовал Исаия (Ис.XLIV,28 - XLV,1) - персидский царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооруженную армию, готовился к походу против Вавилонии.

К 546 г. до Р.Х. Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персией. Когда стало совершенно очевидным, что война уже близко, Набонид вернулся в Вавилон и приступил к организации обороны своей страны.

Однако положение Вавилонии стало безнадежно трудным. Весной 539 г. до Р.Х. персидская армия выступила в поход, а осенью того же года вся Месопотамия была уже в руках персов, с этого времени Священная история стала связана с историей Персии, подчинившей себе все области обитания иудеев.

Персы (рис.95) впервые упоминаются в ассирийских источниках начиная с IX в. до Р.Х. В надписи ассирийского царя Салманасара III, составленной около 843 г., говорится об области Парсуа. В 834 г. до Р.Х. ассирийцы получили подать с 27 царьков этой области, находившейся в горах Центрального Загроса. Территория эта примерно совпадала с современной иранской провинцией Фарсистан. Последнее название является арабизированной формой от Парса, обозначавшей как страну и народ персов, так и их древнюю столицу Персеполь.

В IX в. до Р.Х. персы еще не были объединены и находились под предводительством своих многочисленных, независимых друг от друга вождей. До начала 40-х годов VII в. до Р.Х. они находились в зависимости от эламских царей и затем на короткое время стали данниками ассирийцев. По-видимому, в VII в. до Р.Х. персы составляли племенной союз, который возглавлялся вождями из рода Ахеменидов. Основателем династии традиция считала Ахемена. Около 646 г. до Р.Х. царем персов стал Кир I, потомок Ахемена. Постепенно при Кире I и последующих царях персидские племена заняли большую часть Иранского плато. Приблизительно с 600 по 559 г. до Р.Х. в Персии правил Камбиз I, который находился в вассальной зависимости от мидийских царей. В 558 г. до Р.Х. Кир II, сын Камбиза I, стал царем оседлых персидских племен, среди которых главенствующую роль играли пасаргады. Когда Кир II (рис.96) стал царем Персии, на всем Ближнем Востоке оставались четыре крупные державы, а именно Египет, Вавилония, Мидия и Лидия.

В 553 г. до Р.Х. Кир поднял восстание против мидийского царя Астиага, в вассальной зависимости от которого находились до того времени персы. Война длилась три года и окончилась в 550 г. полной победой персов. Экбатаны, столица бывшей Мидийской державы, теперь стала одной из царских резиденций Кира. Покорив Мидию, Кир формально сохранил Мидийское царство и принял официальные титулы мидийских царей: "великий царь, царь царей, царь стран".Около 549 г. до Р.Х. вся территория Элама была захвачена персами. В 1549-548 гг. до Р.Х. они подчинили своей власти страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы, а именно Парфию, Гиркаиию и, вероятно, Армению.

Между 545 и 539 гг. до Р.Х. Кир подчинил Дрангиану, Маргиану, Хорезм, Согдиану, Бактрию, Арейю, Гедросию, среднеазиатских саков, Саттагидию, Арахосию и Гандхару. Таким образом, персидское господство достигло северо-западных границ Индии, южных отрогов Гиндукуша и бассейна р. Яксарт (Сырдарья). Только после того, как ему удалось достигнуть самых дальних пределов своих завоеваний в северо-восточном направлении, Кир выступил против Вавилонии.

Весной 539 г. до Р.Х. персидская армия двинулась в поход и начала наступать вниз по долине р. Дияла. В августе 539 г. до Р.Х. у г. Опис близ Тигра персы разгромили вавилонское войско, которым командовал сын Набонида Бел-шар-уцур (Валтасар). Затем персы переправились через Тигр к югу от Описа и окружили Сиппар. Оборону Сиппара возглавил сам Набонид. Персы встретили лишь ничтожное сопротивление со стороны гарнизона города, а сам Набонид бежал из него. 10 октября 539 г. до Р.Х. Сиппар оказался в руках персов, а через два дня войско персов без боя вступило в Вавилон. Чтобы организовать оборону столицы, туда поспешил Набонид, но город был уже во вражеских руках, и вавилонский царь попал в плен. 20 октября 539 г. до Р.Х. в Вавилон вступил и сам Кир, которому была устроена торжественная встреча. После захвата Вавилонии все страны к западу от нее и до границ Египта добровольно подчинились персам, а в 539/538 г. до Р.Х., был обнародован эдикт Кира II, содержащий разрешение желающим из иудеев, переселенных вавилонянами в Междуречье, возвратиться в Иудею и восстановить разрушенный храм в Иерусалиме.

После гибели Кира в 530 г. до Р.Х. царем Персидской державы стал его старший сын Камбиз II(529-522) (м.б. Артаксеркс, остановивший построение храма (Ездр. IV, 7-23)). Вскоре после восшествия на престол он начал готовиться к нападению на Египет.

После долгой военной и дипломатической подготовки, в результате которой Египет оказался в полной изоляции, Камбиз выступил в поход. Весной 525 г. до Р.Х. произошла единственная крупная битва. В ней обе стороны понесли тяжелые потери, а победа досталась персам. Остатки египетского войска и наемников в беспорядке бежали в столицу страны Мемфис.

К концу августа 525 г. Камбиз был официально признан царем Египта. Он основал новую, XXVII династию фараонов Египта. Как свидетельствуют официальные египетские источники, Камбиз придал своему захвату; характер личной унии с египтянами, короновался по египетским обычаям, пользовался традиционной египетской системой датировки, принял титул "царь Египта, царь стран" и традиционные титулы фараонов "потомок [богов] Ра, Осириса" и т.д. Он участвовал в религиозных церемониях в храме богини Нейт в Саисе, приносил жертвы египетским богам и оказывал им другие знаки внимания. На рельефах из Египта Камбиз изображен в египетском костюме. Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о рождении Камбиза от брака Кира с египетской царевной Нитетидой, дочерью фараона. Между 519-512 гг. до Р.Х. персы покорили своей власти Фракию, Македонию и северо-западную часть Индии. Это было временем наивысшего могущества Персидской державы, границы которой стали простираться от р. Инд на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до Эфиопии на юге. Таким образом возникла мировая держава, объединившая под властью персидских царей десятки стран и народов в том числе и Палестину- на рис.97

показана реконструкция дворца персидского наместника в Лахише.

Дарий I разделил государство на административно-податные округа, которые назывались сатрапиями (рис.98).

Как правило, сатрапии по своим размерам превосходили провинции более ранних империй, и в ряде случаев границы сатрапий совпадали со старыми государственными и этнографическими границами стран, входивших в состав Ахеменидской державы (например, Египет). Святая Земля была включена в состав пятой сатрапии (Заречье), которая охватывала все азиатские территории к югу от Малой Азии и к западу от Евфрата. По Геродоту, вся эта сатрапия платила персам подать в 350 талантов серебра. В дальнейшем среди множества отдельных областей, входивших в состав Заречной появилась созданная по ходатайству Неемии Иудея.

В связи с осуществлением новых реформ был создан большой центральный аппарат во главе с царской канцелярией. Центральное государственное управление находилось в административной столице Ахеменидской державы - Сузах, где, как известно, происходили события, описанные в книге Есфирь.

Как ранее упоминалось, насильственное переселение колен Израилевых в Междуречье никак нельзя считать рабством, подобным египетскому, хотя часть пленных использовалась на общественных работах (рис.99),

а пленники из Лахиша были вынуждены воспевать перед победителями "от песней Сионских" (рис.100):

захватившие северные, израильские земли ассирийцы со времен Тиглатпаласара III обычно поселяли пленных на "царских землях".

Еще лучшей была участь уцелевших воинов - согласно одной ассирийской надписи Саргон II включил из числа пленных израильтян 50 человек в состав привилегированной части ассирийского войска - колесничих. Синаххериб 30000 лучников взятых в плен в ходе многих его походов включил в состав своего войска. Известно, что результатом такой политики было то, что в ассирийских войсках были целые полки, сформированные по национальному признаку, и представлявшие собою части войск тех государств, что были ранее ассирийцами захвачены.

Не худшей была участь людей знатных - согласно ассирийским традициям их часто воспитывали при дворце, создавая себе, таким образом, покорную туземную знать. Так Сеннахерим в свих анналах сообщает: "Белибни, сына одного вавилонского вельможи, воспитанного при моем дворе, я поставил царем Шумера и Аккада". Книга Товит упоминает мудреца Ахикара, известного на Востоке - "Ахикар же был и виночерпий и хранитель перстня, и домоправитель и казначей, и Сахердан поставил его вторым по себе" (Тов. I, 22). Существовавшая с древних времен "Повесть об Ахикаре и племяннике его Надаве", известная, кстати, Демокриту и Страбону, долгое время считалась не имевшей под собой фактической основы. Однако в книге Товит говорится о нем как о реальном человеке из колена Неффалимова, который вначале был при дворе Синаххериба, а затем был поставлен Асархаддоном "над всею счетною палатою царства своего и над всем домоправлением" (Тов. I, 21).

Для библеистов XIX века это, казалось бы, неразрешимое противоречие, считалось достаточным основанием для сомнений в историчности повествования книги Товит. Однако в середине XX в. библейская археология в очередной раз подтвердила истинность Св. Писания: документ W-20.030,7 из Урука, найденный при раскопках 1960 г. гласит: "Асархаддон... ученый Аба-Энлиль-дари, которого арамеи называют Ахикаром". Как известно из пространных списков ученых, служивших при дворе последних ассирийских царей, они, подобно ученым Средневековой Европы, имевшим латинские фамилии, носили, кроме личных имен, еще и шумерские псевдонимы, начинавшиеся со слова "Аба". Согласно этим спискам Аба-Энлиль-дари имел еще и ассирийское имя: Манну-кима-Эллиль-хатин. Столь вычурное и искусственное имя вполне мог принять мог ученый-чужеземец, желавший влиться в элиту тогдашнего общества. Вполне возможно, Ахикар, которого книга Товит называет виночерпием и есть тот виночерпий (Раб-шаке, Рабсак) Сеннахерима, который, будучи израильтянином, высказывал по-еврейски вслух жителей Иерусалима упреки не только за союз с Египтом, но и за разрушение жертвенников Богу Израилеву на высотах (4 Цар. XVIII, 19-25). То, что Рабсак - виночерпий был, подобно Неемии, израильтянином, подтверждается не только преданием Ветхозаветной церкви, поддержанным в свое время блаж. Феодоритом Кирским, но и самой речью Рабсака: во-первых, указание на слабость Египта и вред союза с ним даже по букве напоминает слова прор. Иезекииля (Иез. XXIX, 6-7), а по мысли вполне соответствует словам прор. Исаии (Ис. XXX, 1-7); во-вторых, только из уст жителя Северного царства, чтившего Бога Израилева, но на высотах и в святилищах тельцов, могли звучать обвинения в том, что разрушение высот осуждается пророками, навлекает гнев Бога Израилева, по воле которого, как мыслит Рабсак, он и пришел к Иерусалиму вместе с Рабсарисом (Раб-сарис - начальник евнухов) и Тартаном.

О дальнейшей участи Ахикара, бывшего подлинным ассирийским царедворцем (чего стоит одна лишь его жестокая расправа с племянником Надавом (Натаном)), мы знаем, что проживал он впоследствии в Ниппуре, и подобно большинству пленников из десяти колен слился с языческим морем - об этом свидетельствуют документы его потомков, клявшихся языческими богами, и носившими вполне языческие имена: Нинурта-шум-иддин, Нинурта-Ах-ушабши, и т.д.

Там же, в Ниппуре, то есть неподалеку от канала Ховар - места поселения иудеев - располагался центр иудейского торгового дома Мурашу, члены которого занимались торговыми и ростовщическими операциями в Междуречье и Иране.

Так, например, согласно контракту, составленному в 420 г. до Р.Х., представитель делового дома Мурашу обратился к управляющему посевными полями царя, расположенными по берегам нескольких каналов, с просьбой сдать ему в аренду сроком на три года одно поле. Арендатор обязался платить ежегодно в качестве арендной платы 220 кур ячменя (1 кур = 180 л), 20 кур пшеницы, 10 кур эммера, а также одного быка и 10 баранов. В окрестностях Ниппура дом Мурашу арендовал царские каналы, который отдавал, в свою очередь, в субаренду коллективам мелких землевладельцев. Например, в 439 г. семь землевладельцев заключили контракт с тремя арендаторами царского канала, в числе которых был и дом Мурашу. По этому контракту субарендаторы получили право орошать свои поля в течение трех дней ежемесячно водой из канала. За это они должны были платить 1/3 часть урожая.

В Нововавилонском царстве отношение к пленным было практически таким же, как и в Ассирии: пленные иудеи были поселены на царских землях вдоль канала Ховар, а знатные были приняты во дворец - сейчас даже найдены архивы этой придворной школы для детей пленных аристократов. В том же архиве, в 1933 году были найдены записки управляющего дворцом о выдаче продовольствия различным резидентам, находящимся у царя на иждивении. В списке числится царь Иудеи Иехония, пять его сыновей и восемь человек прислуги (см. 4 Цар. XXV, 28-29). Все пленники получали вавилонские имена. Так пророк Даниил получил имя Валтасар (Бел да покровительствует его жизни), а его совоспитанники Анания, Азария и Мисаил - Авденаго (служитель (бога) Набу), Мисах (кто как (бог) Аку), Седрах (повеление (бога) Аку).

Все исторические события времени Плена, наиболее подробно описанные в книге пророка Даниила, имеют серьезные подтверждения данными библейской археологии.

В сообщении об истукане на поле Деире (Дан. III) долгое время не было понятно, что означает это "поле Деира"? Деир или Дур было обычным обозначением "крепости" в Двуречьи. Таким образом речь могла идти об обширной городской площади внутри самого Вавилона. Таких площадей было две: одна на севере города, а другая - перед огромным храмом Эсагилой. Скорее всего, идол был поставлен именно на площади Эсагилы под сенью храмов. На площади господствовал храм белого цвета с вычерненным цоколем и голубыми зубцами, стоявший среди зелени, в глубине двора, обнесенного массивной стеной. По сторонам ворот возвышались башни, как у врат Иштар. Вход в храм находился прямо против площади и посетитель сразу мог увидеть в глубине ниши, против входа идола. Он был поставлен так, чтобы первые лучи в день весеннего равноденствия могли упасть прямо на лицо. Изваяние было позолоченным.

Остатков самой статуи не сохранилось, но все же археология дает о ней представление. Найденные в Вавилоне печати с посвятительными надписями IX в. до Р.Х. описывают Бел-Мардука в длинном одеянии, украшенном звездами, на шее у него ожерелье, уши необыкновенно велики (у древних вавилонян именно уши считались вместилищем разума и духа). На голове Мардука высокий головной убор с короной из перьев. В правой опущенной руке он держит топор, в левой - символы власти: жезл и кольцо. Ноги Мардука погружены в первозданный океан. Рядом с ним стоит дракон Вавилона (рис.101). Примерно так и выглядел идол на "поле Деире". Такого идола видел еще Геродот, называвший Бел-Мардука Зевсом.

Еще одно событие времени Плена, умопомрачение Навуходоносора, становится понятным после опубликования рукописей 4-й пещеры Кумрана, где имеется несколько отрывков на арамейском языке, отнесенных к "циклу Даниила":

"Слова молитвы, которую произнес Набонид, царь Ассирии и Вавилона, царь великий, когда был поражен злой проказой по велению бога небес. В Тейме городе злой проказой я был поражен в течение семи лет и скоту был подобен я... и грех мой простил ясновидец, а он муж иудейский из сыновей вавилонского изгнания, и он разъяснил и написал, чтобы были возданы почесть и величие имени бога небес. И так он написал: когда ты был поражен проказой злой по велению бога небес в Тейме городе в течение семи лет молился ты богам из серебра и золота, меди и железа, дерева, камня, глины, потому что ты был убежден, что боги они..."

Этот отрывок, содержащий интересные сведения о пребывании царя Набонида (556-538) в аравийском г. Тейме позволяет устранить ряд несоответствий, связанных с заменой имени Набонида, постепенно изгладившегося из памяти поколений, именем его более знаменитого предшественника Навуходоносора: как известно, Набонид завоевал также область Тейма в северной части Центральной Аравии и захватил караванный путь по пустыне через оазис Тейма в Египет. Этот путь имел большое экономическое значение для Вавилонии, поскольку к середине VI в. до Р.Х. Евфрат изменил свое течение, и морская торговля через Персидский залив из гаваней Ура стала невозможной. Набонид перенес в Тейму свою резиденцию, поручив правление в Вавилоне своему сыну Бел-шар-уцуру (Валтасар). Это-то удаление царя из столицы в Аравийскую пустыню, скорее всего и является отображением событий, описанных в четвертой главе книги пророка Даниила.

Подтверждает это и цилиндр Кира, говорящий о Набониде следующее: "злой дух изменил его", "его выражение лица изменилось", "никто в стране его не видел".

Для библеистов XIX века большой проблемой было то, что до 1853 г. имя Валтасара, упоминавшегося в книге пророка Даниила, не было найдено в Вавилонских таблицах, и Набонид (555-538) считался последним вавилонским царем. Но в 1853 г. найдена была надпись в угловом камне храма, построенного Набонидом в Уре: "Да не согрешу я, Набонид, царь вавилонский против тебя. И пусть мое почтение тебя живет в сердце Валтасара, моего первородного и любимого сына". Далее выяснилось, что Набонид значительную часть жизни прожил вне Вавилона, которым правил Валтасар. Поэтому Даниил и фигурирует в свой книге как "третий властелин в царстве" (Дан. VI, 29).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 617 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...