Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 10 страница



Около 735 г. до Р.Х., когда Иудей­скому царству угрожали Сирия и Израиль, царь Ахаз заключил дого­вор с Тиглатпаласаром III (см. Ис.VII,2; 4 Цар.XVI, обещавшим защищать Иудею при условии, что та не станет всту­пать в сношения с врагами Ассирии и будет платить ежегодную дань. Как и следовало ожидать, Дамаск и Самария пали. Ассирийцы захватили и несколько филистимских городов (см. Ис.XX).

После падения Самарии Иудейское царство просуществовало еще 140 лет, причем более половины этого срока оно находилось в зависимо­сти от Ассирии. Но ассирийцы в це­лом не вмешивались во внутренние дела государства, довольствуясь данью, о которой Тиглатпаласар III говорит так: "Дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, железо и ткани. Дамаск я разрушил, Рецина покорил. Его начальников я посадил на кол. Я искоренил его сады и не оставил ни одного дерева" (см.4 Цар. XVI; Ис. VII).

Однако после гибели в бою ассирийского царя Саргона II (705 г. до Р.Х.) царь Езекия, сын Ахаза, решил, что настало время осво­бодить Иудею из-под власти Асси­рии. Он захватил в плен царя филистимского города Экрона, союзника ассирийцев, и принял послов от Мардук-апла-ид-дина (Меродах Валадана), вавилон­ского царя и вождя антиассирий­ской коалиции. Синаххериб (Сеннахирим) ("Син (Бог луны) заменил мне (умерших) братьев"), новый царь Ассирии, представленный на рис.82,

разгромив ва­вилонян и других мятежников, по­вернул на юго-запад.

Он опустошил Иудею и пытался принудить Езекию к капи­туляции. Вот как об этом повествуют анналы Синаххериба: "А Цидку, царя Аскалона, что не склонился под ярмо мое, богов дома отца его, его самого, его жену, сыновей, дочерей, братьев, родичей я забрал и переселил в Ассирию. Шаррулудари, сына Рукибти, прежнего их царя, я поставил над народом Аскалона и принесение дани, союзнического дара моему величию, наложил на него, и он влачил ярмо мое. А у наместников, князей и людей города Экрона, которые Пади, их царя, принесшего союзническую присягу стране Ашшур, бросили в железные оковы и выдали его Хизкии, иудею, поступив враждебно и грешно, устрашились сердца их. Города Альтакку и Тамну я осадил, взял, захватил их добро. Я подступил к Экрону, правителей и князей, которые согрешили, я убил, и трупы их повесил на кольях вокруг города. Сыновей города, совершивших грех и преступление, причислил к полону. Остатки их, не несущие на себе греха и преступления тех, кто повинен, я велел пощадить. Пади, их царя, из Иерусалима я вывел и на трон владычества над ними посадил, и дань моему владычеству наложил на него. А Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо – 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, придвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200150 человек, от мал до велика, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным. Города его, которые я захватил, отделил я от его страны и Метинти, царю Ашдода, Пади, царю Экрона, и Цилли-Белу, царю Газы, отдал и уменьшил его страну. К уплате прежней дани ежегодную подать их, союзнический дар моему владычеству, я прибавил и наложил на них. Он же, Хизкия – ужасные блески моего владычества ниспровергли его, и вспомогательных воинов и войска его лучшие, которые для укрепления Иерусалима, его царского города, он собрал, и они захотели мира. Вместе с 30 талантами золота, 800 талантов отборного серебра, сурьмой, большими украшениями из камня, ложами из слоновой кости, высокими тронами из слоновой кости, кожами слонов, слоновой костью, эбеновым деревом, самшитом – всем, что есть, знатным богатством, также и дочерей его, наложниц его дворца, певцов и певиц в Ниневию, мою столицу, за мной он прислал, и для уплаты дани и исполнения службы направил своего гонца". Маршрут этого похода изобажен на рис.83.

Иерусалим уцелел во многом благодаря системе водоснабжения, усовершенствованной Езекией (рис.84).

Ис­точник Гихон (ныне Фонтан Девы) находился за пределами городских стен. Понятно, что враг мог быстро сломить сопротивление осажден­ных, преградив доступ к источнику. Еще во времена хананеев из города к источнику провели не очень удо­бную - временами почти верти­кальную - шахту, но вряд ли ее можно было использовать в услови­ях осады.

Рабочие Езекии пробили горизо­нтальный туннель, по которому во­да отводилась в подземный резерву­ар, расположенный в 500 м от ис­точника, на противоположном склоне холма. Туннель нигде не вы­ходил на поверхность, и воздух по­ступал в него через специально про­битые вентиляционные колодцы. Высота потолка по всей длине под­земного хода превышала человеческий рост. Туннель очень извили­стый - может быть, древние строители обходили находившиеся здесь царские гробницы.

Над­пись, оставленная на скале, говорит: "Постройка туннеля завершена. Вот ее история каменщики еще взмахивали своими кирками с противоположных сторон и когда они были еще на расстоянии 5 локтей - они уже услышали друг друга. Наконец они встретились, ударяя киркой о кирку и немедленно потекла вода из источника в купель". Со временем потолок резервуара обвалился. В новозавет­ную эпоху оставшийся без крыши резервуар обнесли аркадой и превратили в бассейн, известный как Силоамская купель.

Для библейской археологии важен следующий момент: сын Синаххериба, Ассархаддон, на­значенный наместником Вавилонии, уже стал отстраивать город, когда в 681 году Синаххериб был убит, по Библии, своими сыновьями Адрамелехом и Шарецером во время молитвы в доме своего бога Ницроха. По данным клинописи убийцей был действительно сын, по-видимому, старший, Арад-Белит, обиженный предпочтением, оказанным его брату Асархаддону. Убийцы царя бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войском явились к Мелитене. Здесь их и разбил Асархаддон (Ашшур-аха-иддин, 681 - 668). Это сообщение полностью подтверждает библейское повествование, истинности которого было ранее высказано множество сомнений.(см.4 Цар. XIX, 36, 37). Среди прочих сведений об Асархаддоне интерес вызывает следующее его сообщение: "Я повелел 22 царям Западных земель приготовить для меня строительный материал для моего дворца". Так как среди перечисляемых вассалов встречается имя царя иудейского, то справедливо будет предположить, что после похода Синаххериба Езекия уже не пытался восстановить самостоятельность, довольствуясь ролью подданного ассирийского царя. О походах же Асархаддона против непокорных говорит представленная на рис.85 стела, где он изображен держащим побежденных сидонского царя Авдимилкута (стоит), и фараона Тахарку за веревки, продетые через их губы.

В историческом плане падение Иудеи было связано с падением Ассирии и возвышением Вавилонии. В 615г. до Р.Х. мидийцы во главе со своим царем Киаксаром захватили ассирийскую провинцию Аррапха и потом двинулись по направлению к Ниневии и окружили этот город. Ниневию взять не удалось, но мидийцы осадили и захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии, и истребили его жителей. Затем вавилоняне и мидийцы заключили военный союз против Ассирии.

Вскоре объединенные силы мидийцев и вавилонян осадили Ниневию и через три месяца, в августе 612 г. до Р.Х., город пал и подвергся разграблению и полному разрушению. Причем исполнилось пророчество сказанное за двадцать лет до того пророком Наумом: из-за поставленной осаждавшими плотины уровень воды поднялся и смыл часть стены. Разрушение Ниневии было таким сильным, что через 200 лет, когда Ксенофонт проходил здесь с войском, ему не дали ответа - что это за развалины.

Лишь части ассирийского войска удалось пробиться в Верхнюю Месопотамию, и там оно под руководством Ашшур-убаллита II продолжало войну. Тем временем мидийцы с львиной долей добычи вернулись к себе домой, предоставив вавилонянам завершение войны с ассирийцами. Вскоре после этого (ок. 608 г. до Р.Х.) ассирийцы прекратили сопротивление, и многовековая борьба халдейских племен за освобождение Вавилонии, наконец, увенчалась победой.

В результате разгрома Ассирийской державы мидийцы захватили коренную территорию Ассирии и область Харран. Вавилоняне же захватили Месопотамию и готовились установить свой контроль над всеми областями к западу от Евфрата. Но фараон Египта Нехо также претендовал на территории Сирии и Палестины. Таким образом, на всем Ближнем Востоке остались только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет. С этого времени обостряется их борьба за Сиро-Палестинский регион. Жертвой этой борьбы и стала Иудея, разум правителей которой был, по словам пророков, помрачен из-за увлечения язычеством.

Обострение этой борьбы связывают не только с возвышением Ассирии, но и с восстановлением власти в Египте: после правления Шешонка Дельта распалась на ряд независимых областей, возглавляемых ливийскими князьками, хотя номинально продолжали существовать и ливийские цари, сделавшие своей столицей г. Бубастис в восточной части Дельты (XXII - XXIII династии).

Ослабление власти Египта над Эфиопией и консолидация местных племен привели к VIII в. до Р.Х. к возникновению на южных границах Египта эфиопского государства со столицей Напата у IV нильского порога. В середине VIII в. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому по древней традиции поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. После падения Мемфиса Пианхи вступил в Дельту и взял в плен последнего царя XXIII ливийской династии Осоркона III. После этого была сделана неудачная попытка восстановить египетский контроль над Палестиной, когда войска "Зарая Ефиоплянина были разбиты иудейским царем Асой (2Пар.XIV, 9 - 15). Однако уже через некоторое время вся страна, и особенно Дельта, фактически распадалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 674 - 665 гг. до Р.Х. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. Следующая попытка восстановления египетскогосуверенитета в Сиро - Палестинском регионе связана с известным по Библии фараоном Нехо II (Нехао), символы и имя которого представлены на рис.86.

Он построил судоходный канал между Нилом и Красным морем, при чем погибло 120000 рабочих, потом снарядил флот вокруг Африки, хотел завоевать территорию Ливана. Во время битвы с ассирийцами - 30 сентября 610 г. произошло затмение, устрашившее обе стороны, и был заключен мир. На обратном пути Нехо взял Газу и хотел подчинить и другие княжества Св. Земли однако ему воспрепятствовал Иудейский царь Иосия, который находился в дружественных отношениях с Набопалассаром. Как известно Иосия в произошедшем сражении был убит (4Цар.XXIII, 29-30).

Когда Нехо опять двинулся на Вавилонию, переправился через Евфрат, но в битве при Кархемише был разбит (Иер. XLVI, 1-12).

Весной 607 г. до Р.Х. Набопаласар передал командование вавилонской армией своему сыну Навуходоносору (Набу-кудурри-уцур, "Нево, сохрани права наследования" - титулы его представлены в надписи, изображенной на рис.87), взяв на себя управление внутренними делами государства. Перед Навуходоносором стояла задача захватить Сирию и Палестину. Но сначала необходимо было овладеть городом Каркемиш на Евфрате, где находился сильный египетский гарнизон, часть которого составляли греческие наемники. Весной 605 г. до Р.Х. вавилонское войско перешло Евфрат и одновременно с юга и севера напало на Каркемиш. Еще за городскими стенами началась жестокая битва, и скоро город превратился в пылающие руины, а египетский гарнизон был уничтожен до последнего человека. После этого большая часть Сирии и Палестины, т.е. почти все области между Евфратом и Египтом, без сопротивления подчинилась вавилонянам.

Будучи в Сирии, Навуходоносор в августе 605 г. до Р.Х. получил известие о смерти своего отца в Вавилоне и через месяц стал царем. Иудеей в то время правил Иоаким (Елиаким), упоминаемый на оттисках печати на двух ручках кувшина, обнаруженного в 1928 году в Кириаф Сефере Кейлем и Олбрайтом: "Принадлежит Елиакиму, слуге Иехонии". Вскоре Иоаким, побуждаемый уговорами египетского фараона Нехо, отпал от Вавилонии.(4Цар.XXIV, 1). Навуходоносор осадил Иерусалим и 16 марта 597 г. до Р.Х. взял его. Более 3000 иудеев во главе с царем Иоакимом было уведено в плен в Вавилонию, а царем Навуходоносор назначил Седекию (4Цар.XXIV, 17). В 1939 г. Эрнст Вайдер опубликовал некоторые из 300 табличек, которые были найдены в Вавилоне. В них сообщается о расходах на пленных в 595-570 гг. до Р.Х. Среди получающих довольствие есть "Иаукин - царь Иудейский" т.е. Иоаким. Там же упомянуты пять сыновей царя и еще "восемь лиц из страны Иудейской" (ср. Иер. LII, 54). Возможно, Иехонию содержали в качестве заложника благонамеренности иудеев, и он считался истинным царем, а Седекия - регентом, потому-то в Мф. I, 11-12 родословие идет не через Седекию, а через Иехонию.

Через некоторое время новый египетский фараон, Априй(Хофра), решил попытаться установить свою власть в Финикии и захватил Газу, Тир и Сидон, а также уговорил Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительными действиями оттеснил египетское войско обратно к прежней границе и в 587 г. до Р.Х. после долгой осады захватил Иерусалим. Тысячи жителей Иерусалима (главным образом знать и ремесленники) были уведены в плен в Вавилонию, а страна превращена в рядовую провинцию.

О Годолии, поставленном Навуходоносором правителем Иудеи (Иер. XXXIX, 7-16; 4 Цар. XXV, 22-26) свидетельствует найденная в Лахише печать с надписью: "Собственность Годолии, поставленного над Иудеей" (рис.88). В 1932 г. в руинах Массифы, где правил Годолия (Иер. XL, 7) В. Ф. Бейд нашел агатовую печать: "Принадлежит Иезании, слуге царя"(Иезания - военачальник Годолии (Иер. XL, 8; 4 Цар. XXV, 23)). О Годолии говорят и следующие слова хроники Навуходоносора II: "В седьмом году в месяце кислимму царь Аккада созвал свое войско, направился в страну Хатти и осадил город Иудеи и на второй день месяца Аддару захватил город и взял в плен царя. Он назначил туда царя, который был ему по сердцу, получил тяжелую подать и послал ее в Вавилон". (597 г. до Р.Х.)

О последнем периоде существования Иудеи свидетельствуют раскопки Иерусалима, производившиеся Й. Шило - он раскопал остатки не­скольких домов, стоявших на терра­сах или у их подножия. Найдено много предметов обихода и пре­красных керамических изделий; в одном доме Й. Шило нашел более 50 булл - привесных печатей, с более чем 80 древнееврейскими именами. Эти глиняные буллы сохранились потому, что оказались обожжены при вавилонском сожжении Иерусалима. Для библейской археологии они ценны тем, что хозяином одной из них был "Гемария бен-Шафан", упоминаемый в книге пророка Иеремии: на пятом году правления Иоакима (т.е. в 604 г. до Р.Х.), когда Иеремия предсказал разрушение Иерусалима, а Иоаким сжег свиток его пророчеств (Иер. XXXVI, 20-26), "Гемария сын Сафанов, писец" в числе прочих упрашивал царя не сжигать этот свиток (Иер. XXXVI, 10-12; 25). Сами свитки были скорее всего папирусными: именно этот материал чаще всего применялся в Сиро-Палестинском регионе для письма, однако климатические условия в Сиро-Палестине в отличие от египетских не дали возможности сохранения текстов на папирусе, а в допленное время иудеи, находившиеся в зоне египетского влияния пергаментом для письма не пользовались. Этим, кстати, объясняется как то, почему пророк Иеремия повелевает Сераиибросить свиток своих пророчеств в Евфрат, привязав к нему камень (Иер. LI, 63) - ведь кожаный свиток утонул бы безо всякого груза, так и то, почему свиток, виденный пророком Исаией (Ис. II, 10) был исписан с двух сторон - так часто поступали именно с папирусами. В силу этого обстоятельства надписи допленного времени сохранились лишь на более долговечных материалах: глине, камне и даже серебре. В 1979 г. при раскопках Кетеф Гинном (Долины сынов Енномовых) в Иерусалиме были найдены две небольших серебряных пластины VII - VI вв. до Р.Х., содержавших текст священнического благословения (Числ. VI, 24-26), написанного финикийским (палеоеврейским) письмом, что, в частности, подтверждает раннюю фиксацию Закона, а следовательно распространенность в Иудее допленного времени фиксированного Св. Писания.

В ходе раскопок, но на этот раз в Финикии, было подтверждено еще одно место в книге пророка Иеремии, вызывавшее ранее возражения. Так, он говорит о "царях Тира и царях Сидона" (Иер. XXV, 20; XXVII, 3), однако Сидон был разрушен филистимлянами. Сейчас известно, что Сидон был к тому времени восстановлен, более того, выражение "царь Сидонян" было общим для правителей всей Финикии, которыми со времен Хирама I были правители Тира. Его царь выступал в первую очередь как "царь сидонян" (так он именуется в анналах ассирийских царей и в посвятительной надписи царского наместника), но столицей его был Тир. Известно, что имя упоминаемого в книге прор. Иеремии священника Пасхора, найдено было и на черепках храма в Араде.

Кроме этого неканонического святилища и множества "высот" в Иудее и в Иерусалиме в конце допленного периода стали появляться и настоящие языческие капища - как об этом и говорит Св. Писание (4 Цар. XXI, 2-7). Так, при раскопках Э. Штерна в Иерусалиме (1993 г.) было исследовано святилище Тель Дор (VIII - VI вв. до Р.Х.). Найденное в нем изображение финикийского корабля говорит о языческом, ханаанейском характере совершавшегося в нем культа. О языческих симпатиях царя Озии, желавшего самому приносить жертвы в храме Соломоновом (2 Пар. XXVI, 16-20) говорят раскопки его загородного дворца, в котором он жил, будучи поражен проказой: во дворе этого массивного сооружения были в большом количестве найдены изображения Астарты. Такие же изображения, а также зооморфные статуэтки и антропоморфные сосуды, характерные для ханаанейских культов были найдены при раскопках города Давида Й. Шило как раз в слоях относящихся к VII в. до Р.Х., т.е. ко времени разделенных царств.

Свидетельство Св. Писания о том, что во времена царей иудейских был обожествлен медный змий, сделанный Моисеем (4 Цар. XVIII, 4), подтверждается тем, что на жертвеннике одного из неканонических святилищ того времени был также изображен змей. Нашло также археологическое объяснение и сообщение о "конях, которых ставили цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень" (4 Цар. XXIII, 11): именно такие изображения коней с солнечным диском во лбу были найдены в сирийских храмах бога Солнца. Примечательно, что устанавливались они обычно на таком возвышенном месте, чтобы на них падали первые лучи восходящего солнца: для Иерусалима это была Храмовая гора. Так как вход в ветхозаветный храм был с восточной стороны, то ранее свет восходящего солнца падал на порог притвора, и шел далее ко Святому святых, при нечестивых же царях с рассвета освещались лишь поставленные у входа кони. Поэтому язычествовавшие цари Иудейские именно здесь поставили изображение посвященных солнцу коней, изображение, сожженное впоследствии царем Иосией (4 Цар. XXIII, 11). По мнению некоторых исследователей реформы царя Иосии были связаны с ослаблением Ассирии, и возникшей таким образом надеждой на воссоздание прежних порядков, существовавших в державе Давида и Соломона.

Раскопки Иерусалима дали очень интересное археологическое подтверждение уничтожения языческих культов царем Иосией (4Цар.ХХII, 1-20). В нижней части восточного склона, уже за линией городских стен, обнаружена небольшая пещера середины восьмого века до Р.Х., огражденная массивной стеной и содержавшая многочисленные сосуды. Выше ее располагалось небольшое помещение с двумя вертикально поставленными камнями - культовыми символами. Этот комплекс с уверенностью можно интерпретировать как святилище не принявших реформы Иосии: пещера была хранилищем приношений, малое помещение - алтарем. В состав святилища следует включить и еще одну - заметно большую - пещеру, расположенную в 10 м южнее и отмеченную еще более значительным скоплением находок - сосудов, курильниц, статуэток, как антропоморфных (прежде всего фигурок богини-матери), так и зооморфных (лошадей с дисками на лбу - "солнечных коней"). Примечательно что рядом находится долина сыновей Енномовых - место средоточия языческих капищ иерусалимлян этого периода (Иер.VII, 28-34).

О глубине проникновения в народное сознание языческих представлениий могут свидетельствовать находки в крепости в Кунтиллет Аджруд (восточная часть Синайского полуострова). Здесь найдено множество граффити и вотивные изображений культового характера, включая изображение на большом сосуде двух фигур: египетского божества Беса, женщины настуле, а также древнееврейской надписью: "Самарийский Ягу и его Ашера". То есть религиозное сознание человека того времени считало вполне нормальным приписывать Богу Израилеву супругу - Астарту.

О духовной жизни того времени говорят и другие находки: по многим высотам сохранялись рогатые жертвенники, а в Араде находился даже особый храм, подобный Иерусалимскому, с двором, Святым и Святым святых. Внутри Святого - жертвенник размером 5 локтей ´ 5 локтей. Святое Святых - помещение меньше 2 кв. м, с высоким полом, ведут к нему ступени, на которых стояли два сосуда для курений, каждый высотой около 0,5 м. Внутри Святого Святых находились два маленьких жертвенника - с остатками сожженного вещества, в котором содержался животный жир. Жертвенник располагался и в центре прямоугольного внутреннего двора. На черепках, найденных в задней комнате храма, написаны имена. Среди них оказались два имени, известных по Ветхому Завету: это имена жреческих родов Меремофа и Пасхора. Черепки, по-видимому, использовались в качестве жребия для определения очередности проводивших службу.

Кроме служения Боге Израилеву не в храме Соломоновом, а на высотах (см. 3 Цар. III, 3), в быту появилось и настоящее язычество: в домах того времени находят изображения Астарты и других женских богинь, например глиняные пластинки из Тель Бейт-Мирсима. Кроме того, в городе Соломона масса рогатых алтарей, подставок для курильниц, жаровен и чаш, найденных на месте малых святилищ, что подтверждает справедливость пророков обличавших иерусалимлян за то, что, что жертвенников у них столько же, сколько и улиц.

Период между падением Израиля и падением Иудеи был временем чрезвычайной концентрации населения в Иерусалиме, который, оправившись от разгрома Шешонком, резко вырос на протяжении IX - VII вв. до Р.Х., охватив площадь до 60 га (рис.89),

тогда как второй по размерам город Лахиш занимал 8 га, а все прочие не превышали 2-3 га с населением от 10 до 20 тыс. человека. Согласно исследованиям М.Броши, рост города происходил следующим образом: Иевус - 5 гектаров - 1000 чел.; время Давида - 6 гектаров - 2000 чел.; время Соломона - 13 гектаров - 5000 чел.; время Езекии - 50 гектаров - 25000 чел.; время Седекии - 60 гектаров - 40000 чел.

В VIII в. до Р.Х. Иерусалим был заметно расширен к востоку, в VII в. до Р.Х. - к западу. Новая мощная оборонительная стена на восточном склоне была построена значительно ниже первоначальной, существовавшей с XVIII в. до Р.Х. и неоднократно подвергавшейся перестройкам. Тем самым значительно увеличилась площадь застройки укрепленного города за счет южных участков склона. При этом созданная в X в. до Р.Х. ступенчатая структура была упразднена и перекрыта новой густой застройкой, в ходе которой крыши массивов смежных домов определяли уровень полов верхнего ряда. Началась застройка и восточного склона Давидова города за пределами городской стены, что засвидетельствовано как скоплениями строительных остатков, так и следами использования естественных пещер. В других направлениях стены, как и на восточном склоне, заметно отошли от первоначальных своих линий, что, помимо расширения площадей застройки, диктовалось и необходимостью контроля над источником Гихоном. Остатки старых построек в пределах Офела между Давидовым городом и Храмовой горой были разобраны, дабы освободить место для новых. Сохранилась лишь часть большого общественного сооружения в нижней части склона холма. Оно было прикрыто мощной боевой башней и включало остатки четырехкамерных ворот и обширного хранилища, внутри которого найдены многочисленные пифосы, один из которых помечен титулом официального лица.

Застройка VIII - VII вв. до Р.Х. охватила и находившийся ранее за пределами города так называемый Западный холм, расположенный к западу от долины Тиропеон и ограниченный с юга долиной Енном. На вершине холма были найдены остатки мощных фортификаций. Особенно примечательна здесь стена, которая имела толщину 7 м, то есть была наибольшей из всех сооружений подобного рода, известных в железном веке Палестины. Это - одно из оборонительных сооружений Езекии при подготовке к очередному ассирийскому нашествию (Сенаххериба), толщина стены определена необходимостью противостоять ассирийским стенобитным орудиям. Фортификационное строительство конца VIII в. до Р.Х., осуществлявшееся царем Езекией, прежде всего в связи с ассирийской угрозой, засвидетельствовано и рядом других массивных сооружений. Таково северно-западное укрепление, запиравшее спускавшийся к долине овраг. От него сохранились остатки стены и восьмиметровая башня с четырехметровыми стенами из грубо обтесанных камней. Эта башня, являлась частью монументальных ворот, возможно, Средних ворот Иерусалима, упоминаемых пророком Иеремией (Иер. 39, 3). В них, по его словам, расположились "все князья царя Вавилонского", через сто с лишним лет после Езекии ворвавшегося в Иерусалим. И именно у этих ворот засвидетельствованы последствия тотальных разрушений, значительные скопления золы и обгоревших строительных остатков, среди которых найдены наконечники стрел VI в. до Р.Х. вавилонского типа. Н. Авигад считает, что эти стрелы остались после штурма города Навуходоно­сором в 586 г. до Р.Х. Проломы в нижних стенах, образовавшиеся в ходе финальных штурмов, привели к обвалу опиравшейся на них системы террас, а следовательно, и стоявших на этих террасах сооружений. Внешний край системы рухнул вместе с поддерживавшей его стеной. На некоторых участках свидетельства погрома в дальнейшем уничтожила эрозия: обрушившиеся камни были обнаружены у подножья склона; частично их использовал Неемия при строительстве новой стены по возвращении из вавилонского пленения. В других районах следы трагедии 586 г. до Р.Х. стерты возникшей на этом месте каменоломней. Многие прочие города Иудеи постигла та же судьба: они были полностью разграблены и сожжены. Остатки населения продолжали жить в немногих сохранившихся районах больших городов, фактически превратившихся в деревни жизни (Гива, Вефиль и др.). Остатки эти составляло прежде всего крестьянство. В полной мере коснулось это и города Мицпы (Массифы), куда временно был перенесен центр Иудеи, превращенной в вавилонскую провинцию.

Лахиш - второй по размеру город Иудеи, раскапывавшийся с 1973 г. Д. Усышкиным. Начало этого города уходит еще во времена Единого царства, когда он был застроен лишь частично и не имел укреплений. Расположение на важнейшем пути из южной приморской долины решающе способствовало его развитию в IX - VIII в. до Р.Х. вплоть до захвата его Сенаххерибом в 701 г. до Р.Х. (слои IV - III). Город был окружен двумя стенами. Внешняя шла в центральной части склона холма, внутренняя, достигавшая шестиметровой толщины и состоявшая из кирпичной кладки на каменном основании, ограждала его вершину. Сложный комплекс ворот включал соответствующие сооружения, связанные как с внешней, так и с внутренней стенами. Особой мощностью отличались шестикамерные внутренние ворота, превосходившие по размерам подобные конструкции Мегиддо, Асора и Гезера. Улицы дренажировались особым каналом. В северной части города располагался район административных построек, отделенный от остального города специальной стеной. Большой интерес представляет здесь дворец-форт, стоявший на высоком подиуме и неоднократно перестраивавшийся: были выделены три фазы этого сооружения, отмеченные последовательным его увеличением от квадрата 32×32 м до прямоугольника 36×76 м, явившегося самой большой конструкции железного века, известной пока в Палестине. Подиум, на котором она стояла, достигал 6 м. Огороженный дворцовый участок включал также массивные прямоугольные хранилища, подобные открытым в Меиддо. Застроен город был чрезвычайно густо, и жилые кварталы распространялись за пределы укреплений.

Слой 3-го ар­хеологического уровня связан штурмом и разгромом Лахиша Сенаххерибом в 701 г. до Р.Х.: здесь найден гребень ассирий­ского шлема, наконечники стрел и камни для пращей.

На скульптурном фризе из дворца Сенаххериба в Ниневии изображен штурм Лахиша (рис.90):

лучники стреляют в обороняющих город, стенобитные орудия разбивают сте­ны, а воины карабка­ются вверх по приставным лестни­цам; защитники города бросают в своих врагов камни и горящие фа­келы.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 568 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...