Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 7 страница



Результаты всех исследований двояки: с одной стороны отходит в область преданий повествование о многочисленных разрушениях, произведенных Иисусом Навином, а также свидетельство о трехмиллионном числе участников Исхода (все население египетской Дельты эпохи Нового Царства не превышало 3 миллионов человек, а население раннеизраильских поселений эпохи Судей - 200 - 300 тыс. чел.). С другой стороны, мы получили археологическое подтверждение прихода в XIII в. до Р.Х. израильтян.

Археология объяснила также сообщение книги Иисуса Навина о важности присоединения к Израилю жителей города-государства Гаваона с подвластными ему поселениями. Город этот назван “город большой, как один из царских городов” (Ис. Нав. X, 2), то есть египетских центров в их азиатских владениях. И действительно, Гаваон, судя по раскопкам - большой город, центр виноделия: археологи нашли глубокую водяную шахту, внутри которой было найдены множество ручки от амфор. На каждой надпись - Гаваон и имяпроизводителя. История с Гаваоном - не единственный случай милостивого отношения израильтян к своим противникам - ведь они не столько уничтожали ханаанеев,сколько изгоняли их. Нравы же того времени были куда более жестокими. Ашшурназирпал так описывает свой поход:

"Мне принесли известие,

Что город Сури возмутился

Колесницы и войско собрал я.

С возмутившейся знати

Я содрал их кожи, и сделал трофей из них.

Некоторых я оставил в куче для гниения,

Некоторых я посадил на кол на вершине холма.

Некоторых я положил рядом с кучей убитых

В порядке на кольях.

Я ободрал многих в виду моей земли

И развесил их кожи по стенам...

Я приблизился к Тиле

Я осадил этот город и сделал приступ.

Многих воинов я взял в плен живыми.

У некоторых я отрубил руки и ноги

У других я отрезал носы и уши

И выколол глаза многим

Я воздвиг холм, когда они еще были живы"

рис. 36

и 37.

Как мы знаем из Священного Писания, повеление об изгнании или уничтожении жителей Ханаана объясняется тем, что исполнилась мера беззакония этих народов, от следования обычаям которых предостерегает Сам Господь (Втор. XVIII, 9-13 и др.). О том, например, что такое проводить "сына своего или дочь свою через огонь" (Втор. XVIII, 10) мы теперь знаем благодаря археологическим раскопкам не только во Святой Земле, но и в крупнейшем государстве финикийцев - Карфагене. Еще в начале XX в. Зеллин в Тааннеке (Фаанах) нашел у алтаря, вырубленного в скале, 20 больших сосудов, горлышко которых было закрыто другим или глиняной миской, и которые содержали просеянную землю и скелеты младенцев, большею частью новорожденных, но иногда и возраста нескольких месяцев, не свыше двух лет.

Подобные находки были сделаны и в других местах, (например, Макалистером в Гезере). Кроме этого, найдены доказательства существования у хананеев общего весьма многим народам обычая человеческих жертвоприношений при основании городов, зданий и т.п. Одни объясняют их как жертвы духу местности, другие - как средство дать новому сооружению духа-покровителя. В Библии встречается долго бывшее непонятным известие об основании Иерихона Ахиилом: (3 Цар. 16, 34 "с Авирамом, первенцем своим, он положил ворота его") объясняют его находки, подобные сделанной в Тааннаке, где у ворот городского укрепления, под плитой из такого же материала, что и стены, был найден скелет мальчика с глиняными предметами. Подобные находки сделанны также в Гезере и в Мегиддо.

Израильтянам и позже были прекрасно известны тофеты (4 Цар. XVI, 3; 2 Пар. XXVIII, 3) - типичные для финикийского (ханаанского) поселения кладбища для ритуальных захоронений младенцев, сожженных в честь верховного божества. Особенно хорошо, в том числе и на основании античных источников, описаны тофеты Карфагена.

В случае особенно торжественного события наподобие закладки города или нависшей опасности, карфагеняне в жертву приносили новорожденных младенцев, порой, как сообщают античные авторы, сотнями. Размах этого обряда засвидетельствован находками многочисленных тофетов в том числе и в самом Карфагене. Порой они имеют до тысячи могил, где помещены сосуды с пеплом и полусожженными костями младенцев, обычно не достигших и недельного возраста - иногда по нескольку в одном сосуде, иногда - вместе с костями ягненка или птицы. Судя по вотивным надписям над захоронениями, "хозяином тофета" мыслился Ваал Хаммон. Захоронения идут от имени частных лиц из самых различных сословий, даже рабов. Обряд носил название "молк", которое встречается в Библии, однако в позднихправках текста, делавшихся во времена, когда подобный культ исчез, "молк" было принято за имя божества "Молох".

Период Судей.

(Первая фаза Раннего Железного века (1200-1050 гг. до Р.Х..)).

В этот период Святая Земля была разделена на три нестабильных сферы влияния: филистимлянскую, сохранившихся мощных ханаанейских городов, противостоявших как филистимлянскому, так и израильскому давлению, и израильских племен, прочно обосновавшихся и сплотившихся в значительные группы (рис.38).

Сохранилось и египетское присутствие в крупных городских центрах, таких как Беф-Шан, Лахиш, Мегиддо, Тел Мор, Тел Сера, Тель эль-Фара. Основной из них - Беф-Шан, разрушенный в конце XIII в. до Р.Х., - был вскоре восстановлен, причем новый храм его, построенный на месте предыдущего, имеет специфические черты египетских планировки и архитектурного декорума, так же как и расположенное близ него здание, служившее, возможно, резиденцией египетского чиновника. Близки к описанной были и судьбы Мегиддо, Лахиша, Тел Серы: разрушение в конце XIII в. до Р.Х., восстановление в начале XII в. до Р.Х., наличие египетских элементов в архитектуре, керамике, прочих изделиях, погребальном обряде (включая глиняные антропоморфные саркофаги), наконец, египетские надписи, содержавшие имена фараонов XIX и XX династий. Кроме того, египетские памятники этого времени дают изображения, представляющие принесение фараону дани жителями Ханаана (рис. 39).

Среди народов Палестины того времени упоминаются также хананеи, хеттеи, аморреи, ферезеи, евеи и иевусеи. "Хананеи" является неточным термином, иногда используемым в широком смысле для обозначения всех, кто проживал в Ханаане. Когда израильтяне стали преобладать в Палестине, центр хананейского населения переместился на территорию современного Ливана, и в отношении их применяется термин "финикийцы".

Рис.40 представляет ханаанеев, вернувшихся с победой из сражения(резьба по слоновой кости из Мегиддо). Перед сидящим на престоле царем стоят виночерпий и музыкант, а победители ведут пленных воинов.

Об аморреях вавилонский источниксообщает, что народ с таким названием пришел из земли Амурру, и столицей которого был город Мари на Евфрате. Они вторглись в южную Месопотамию, а в самом начале второго тысячелетия основали аморрейскую династию в Исине и Ларсе. Аморреи основали первую царскую династию Ва­вилона, самым знаменитым представителем которой был Хаммурапи (1792-1750 гг. до Р.Х. - он покорил Мари, а вскоре после этого хетты положили конец этой династии. Как известно из амарнских писем, аморреи также занимали города-государства в Сирии и присутствовали как в Палестине, так и Заиорданье (Суд. X, 8; XI, 19 и далее).

О других народах существуют еще меньше данных. Иевусеи проживали в Иерусалиме (Суд. I, 21). Ферезеи упоминаются много раз, однако о них ничего неизвестно. Возможно это название обозначало тех, кто не жил в укрепленных городах. Хетты проживали у горы Ливан, горы Ермон (Ис. Нав. XI, 3), вдоль пути из Сидона в Вирсавию (2 Цар. XXIV, 7) и в Гаваонских городах (Ис. Нав. IX, 7; XI, 19).

В Ветхом Завете Хеттеи упоминаются еще в патриархальную эпоху, однако, не существует каких-либо данных об их переселении в Сирию вплоть до двенадцатого века. Тем не менее, термин "Хеттеи" требует уточнения, так как первоначальные хетты (хатти или прото-хетты) и поздние хетты (рис.41), которые вторглись в землю хатти около 2000 г. до Р.Х., не являются одним и тем же народам. Кроме того, проникновение гиксосов в Египет (около 1700 г. до Р.Х.) было осуществлено смешанным народом, часть которого составляли индо-европейцы (коими являлись и хетты). Когда гиксосы были изгнаны из Египта (около 1370 г. до Р.Х.) вполне вероятно, что они обосновались в Палестине.

Упоминаемые в качестве жителей Палестины хорреи (Быт. XIV, 6; XXXVI, 20) жили на горе Сеир и были из­гнаны оттуда потомками идумеями. Еврейское название хорреев - хори -ранее истолковы­валось как "обитатели пещер" или отождествлялось с хару, египетским обозначением жителей Сирии и Палестины. В настоящее время хорреи отождествляются с хурритами, выходцами из Закавказья, родственными носителям адыго-абхазской группы северокавказской языковой семьи (рис.42).

Около 2400 г. до Р.Х. хурриты вторглись в Северную Месопота­мию, и позднее слились с ас­сирийцами. Памятники хурритской пись­менности, обнаруженные при раскопках в Телль-Амарне, Богазкёе, Рас-Шамре и Мари, дали много нового и интересного для исто­рической науки. Важнейшие для понимания библейских текстов хурритские источники пред­ставлены глиняными табличками из города Нузи, в Северной Месопотамии - они относятся к XV в. до Р.Х., и позволяют по-новому взгля­нуть на многие подробности из жизни пат­риархов.

Общая картина периода Судей имеет вполне хорошее археологическое обоснование. Израиль, упомянутый Мернептахом не как государство, а как один из народов Палестины, создал во время Судей амфиктионию с центром в Силоме. О том, как функционировали подобные священным союзы у других народов древности мы знаем немало, особенно хорошо известна амфиктиония этрусков, бывшего, возможно, одним из Народов моря, впоследствии осевшим на Аппенинском полуострове, и передавшим свою культуру Древнему Риму.

Амфиктиония этрусков - “двенадцатиградье“ - как в Пелопонесе и Малой Азии - это объединение скорее религиозного, чем политического характера, предоставляло каждому из участников союза автономию не только во внутренних, но и во внешнеполитических делах: конфедерация была настолько непрочным объединением, что даже во время внешних войн города редко действовали заодно. Каждую весну главы 12 городов собирались в святилище божества Вольтумны в Вольсиниях, чтобы обсудить назревшие вопросы и совершить совместные жертвоприношения. К этим собраниям были приурочены общенародные игры, подобные общегреческим играм в Олимпии, Дельфах и Коринфе. И точно также, как на греческих праздниках, в дни торжеств проходили многолюдные ярмарки. Функции главы союза были в основном религиозными. Если и вели общие войны, то не избирая общего главнокомандующего: войско каждого города возглавлял собственный военачальник. Имеет исторические параллели в других семитических культурах и существование института Судей - правителей народа. В Карфагене, жители которого называли себя "кнааним" (т.е. ханаанеи), центром законодательной деятельности был Высший совет, состоявший из аристократов. На нем председательствовали суффеты (судьи) - так же, как и в метрополии - в Тире. Их было двое, избирались из аристократических фамилий, и могли быть избраны неограниченное число раз.

Из раскопанных раннеизраильских поселений эпохи ясудей наиболее важное - Избет-Сартах, так как может быть идентифицировано с известным израильским поселением. Он имеет только три уровня, все - XIII - X вв. до Р.Х., они почти полностью раскопаны. Уровень III, конца XIII - нач. XI вв. до Р.Х. - представляет “овальное поселение внутреннего двора”, что может восходить к стоянке кочевников. Уровень II - поселение из 100 или более дворов с четырехкомнатными домами - конец XI в. до Р.Х. Уровень I - начало X в. до Р.Х. Поселение основано мирно, хотя в конце каждой фазы оставлялось жителями - но без разрушений. Уровни III - II - с ханаанской посудой, что в очередной раз показывает, на каком уровне стояли бежавшие из Египта «царские люди», не имевшие даже собственных традиций изготовления простейших бытовых вещей, и потому не оставившие серьезных археологических следов в Египте.

По мнению Мазара, Стагера, Коллоуэя, Фриту и Финкельштейна социальный уклад времени Судей вполне отражен этими поселениями и группировкой их домов и расположением самих поселений: гебер (семья) 4-5 чел. (дом); группы из 2 - 3 домов - бейт-аб (фамилия) ≈ 20 чел. Это - большие отцовские семьи, состоявшие из трех-четырех поколений потомков одного отца, владевшие родовой землей, отвечавшие за преступления, совершаемые их членами, и т.д. Каждый индивид был неразрывно связан со своей большой семьей, родом и племенем, и поэтому полное обозначение свободного человека состояло из личного имени, отчества, названия большой отцовской семьи, названий рода и племени. Деревня -30 - 300 чел. - мишпаха (клан), или отцовский род, в коллективной собственности которого была земля. Род имел общие празднества и общее место захоронения, его члены были связаны обязанностью кровной мести и взаимопомощи, земельное имущество должно было оставаться в роду, непременным атрибутом которого была общая генеалогия. Группа поселений - шебет (колено).

Раннеизраильские поселения этого времени были малы и не были укреплены особыми стенами. На раннем этапе лишь Гило имел оборонительную стену, состоявшую из отдельных сегментов и охватывавшую часть большого поселка. Кроме того, вне укрепленной части найдено основание отдельно стоящей массивной боевой башни: подобный вид фортификационных сооружений до этого не встречался. Специфичны и внутренние каменные стены, разделяющие поселение на ряд крупных участков, в которых тоже можно видеть загоны с примыкающими к ним домами. В конце периода - в XI в. до Р.Х. начинают вырабатываться и собственные израильские формы фортификационной архитектуры. Здесь характерны квадратные крепости с "казематными стенами" (двойные стены с длинными узкими помещениями между ними, часть помещений замурована камнями и землей, другие служили кладовыми) толщиной от 1,5 до 4,5 м.

Найденные в ранних израильских городах и поселках хозяйственные сооружения, такие как цистерны и зернохранилища, продолжали традицию, выработанную в Ханаане еще в среднем бронзовом веке. Развитие земледелия документировано свидетельствами крупных зерновых запасов и создания специальных террас на склонах с их расчисткой, сопровождавшейся сведением лесов.

Для керамики характерно заметное обеднение репертуара форм, ограниченного теперь сугубо бытовыми сосудами, прежде всего большими пифосами для воды, меньшими кувшинами для вина или масла, кухонными горшками и незначительным числом прочих форм. Представляется, что вначале собственно керамической традиции у израильских групп не было, и они заимствовали необходимую керамику у ханаанеян, далее стали производить очень ограниченное число форм, также используя ханаанейские прототипы.

Сведения о культовой практике израильтян этого периода скудны. Даже на местах, где библейские тексты отмечают наличия святилищ или алтарей, остатки их либо не сохранились, либо представлены достаточно неопределенными находками. Так центральная часть Силома, где после завоевания Ханаана была поставлена скиния завета, разрушена эрозией и поздней застройкой. Но здесь засвидетельствовано существование святилища начиная с позднего бронзового века - А. Мазар предполагает, что эта традиция могла обусловить избрание Силома как религиозного центра израильтян периода Судей. Им же рассмотрен дискуссионный вопрос об остатках необычных конструкций со следами возможных жертвоприношений на горе Гевал. Автор этих раскопок А. Церталь идентифицировал сооружения как алтарь, воздвигнутый Иисусом Навином (рис.43).

В центре израильских поселений на Самарийских холмах найдено открытое культовое место в виде кольца из камней около 20 м диаметром. Центр свободен и предназначен, возможно, для священного древа. У восточного края кольца крупный "стоячий камень", против него - мощеная площадка для жертвоприношений. На ней уникальная находка - бронзовая статуэтка длиной 18 см, бык - может быть, реминисценция золотого тельца, упоминаемого в Библии в связи с Исходом и храмами, воздвигнутыми в Вефиле и Дане. Статуэтки быка известны в ханаанейской культуре (в Асоре и Угарите), скорее всего, и упомянутый экземпляр отлит в ханаанейской мастерской, но использовался израильтянами северных Самарийских холмов. То же можно сказать о бронзовой статуэтке сидящей богини ханаанейского типа, найдено на ритуальной площадке XI в. до Р.Х. в Асоре.

Первостепенным источником культурных воздействий являлась здесь ханаанейская культура. Она продолжала развиваться в Приморской равнине под филистимлянским контролем, причем и сами филистимляне достаточно многое из нее заимствовали. Представлена она и в двух районах Северной Палестины: в долине Изреель - вплоть до Беф-Шана на востоке, и в долине Акра - к северу от горы Кармел. В первом это документируется материалами Мегиддо и Беф-Шана, восстановленных в XI в. до Р.Х. Специфическая ветвь ханаанейской культуры развилась на Финикийском побережье в особый феномен финикийской культуры (финикийцы - греческий термин для обозначения потомков ханаанеян в Тире и Сидоне). В долине Акра исследованы ранние финикийские города Ахзив, Тель Кейсан, Тель Абу Хавам и др. В ряде случаев можно говорить о взаимодействии ханаанейских и филистимлянских (ахейских) традиций с определенным взаимным обогащением. Ханаанейские города-государства, подчиненные и в ряде случаев восстановленные израильтянами (Мегиддо, Сихем, Апек, Гезер, Иерусалим и др.), явились значительным импульсом для адаптации последних в условиях городских систем, а далее и для их собственного городского строительства. При этом широко использовались исконные ханаанейские архитектурные каноны как в планировке и фортификационных системах, так и в планах, строительных приемах и деталях конкретных комплексов, прежде всего храмов (рис.44).

Отмечая крайне ограниченное число найденных до сего времени древнееврейских надписей, относящихся к рассматриваемому периоду, А. Мазар тем не менее справедливо подчеркивает их значение для представлений о развитии алфавитного письма в начале железного века. Им рассматриваются следующие конкретные памятники.

Остракон с прорезной надписью из Избет Сартаха - скорее всего, детское упражнение, в одной из строк которого перечислены буквы алфавита (с некоторыми упущениями и ошибками), в других представлены невразумительные комбинации знаков.

Надпись на сосуде из Южной Филистии, содержащая два ханаанейских имени, носящая посвятительный характер и относящаяся к XII в. до Р.Х.

Печать с надписью "Принадлежащее Абе", выполненной, как и предыдущая надпись, алфавитным шрифтом этого периода, найденная близ Экрона. Две последние находки свидетельствуют о том, что ханаанейская алфавитная система использовалась филистимлянами наряду с нерасшифрованной до сего времени линейной системой, известной по печатям из Ашдода.

Находят археологическое подтверждение и некоторые отдельные эпизоды книги Судей.

Суд. VI, 3-11 сообщает о том, что из опасения грабителей - мадианитян заиорданские колена прятали свой урожай. Сообщение подтверждается находкой в заиорданском Кириаф-Сефере подземного зернохранилища времени Судей.

Разрушение Авимелехом Сихема за сокровища, взятые из святилища Ваала, (Суд. IX, 4, 45) подтверждается раскопками Зеллина (1913-1914 и 1926-1928 гг., в ходе которых было обнаружено, что Сихем действительно был сожжен ок. 1100 г. до Р.Х.

Раскопки ведшиеся в 1922 - 1923 гг. В.Ф. Олбрайтом подтвердили факт сожжения Гивы Вениаминовой в середине XII в. до Р.Х. (Суд. XX, 37-38).

По мнению того же Олбрайта хорошим примером достоверности является список левитских городов в Ис. Нав. XXI и 1 Пар. VI, который Велльгаузен, а за ним и большинство критиков считали искусственным продуктом воображения некоторых послепленных писателей. Внимательное изучение списка в свете известных археологических фактов установило, что он более древний - ни один город из этого списка не был основан после середины X в. до Р.Х., хотя некоторые относятся к более раннему времени. Карта этих городов представлена на рис.45.

Одновременно с Олбрайтом вели исследования во Святой Земле и датские археологи. В 1922 - 1931 годах они раскопали Силом, где во время Судей находился духовный центр израильских колен (Суд. I-IV). Эти раскопки пояснили, почему после смерти первосвященника Илия Самуил ушел из Силома, а служение, возможное лишь в скинии Завета, совершалось в священническом городе Номве (1 Цар. XXI, 1-6). В XI в. до Р.Х., то есть во время событий войны с филистимлянами, и взятия ими ковчега Завета город был полностью сожжен. Эта находка объясняет и следующие слова пророка Иеремии: "Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени моему, и посмотрите, что сделал Я с ним за нечестие народа Моего Израиля" (Иер. VII, 12).

Неоднократные указания книги Судей и Первой книги Царств о том, что во времена Судей и в начале правления царя Саула железными орудиями во Святой Земле владели лишь филистимляне, были подтверждены в 1930-х - 1940-х годах раскопками Дж. Райта и Н. Глюка, показавшими, что вплоть до XI в. до Р.Х. железо хотя и было известно в Палестине, но подавляющая часть его находок сделана на территории филистимлянского пятиградия, а со времени утверждения державы Саула оно входит во всеобщее употребление - от времени ранее Давида нам известно лишь одно железное израильское изделие – кирка из цитадели Гар-Адира в Верхней Галилее.

Тот же Дж. Райт нашел археологическое объяснение свидетельства Св. Писания о том, что во времена Судей “кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья. И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить” (1 Цар. XIV, 6). В 21-м стихе стоит слово "пйм" смысл которого ранее был неизвестен. Дж. Райтом были найдены филистимские гирьки с надписью "пйм". Вес гирек - 2/3 сикля. Таким образом, "пйм" - плата серебром, которую израильтяне давали кузнецам филистимским. Сумма в 2/3 сикля серебра (ок. 7,5 г) была довольно-таки большой, и потому можно утверждать, что израильтяне находились не только в политическом, но и экономическом подчинении у филистимлян.

Нашло свое подтверждение именование кн. Судей Ваалов и Астарт во множественном числе (Суд. II, 13). Ханаанеи почитали множество проявлений Ваала, изображавшегося в виде конического камня, посвященного Солнцу, и устанавливавшегося на «высотах». Рядом с высотой Ваала находилось обычно роща его Астарты, символом которой была Луна. Этим также объясняются обличения пророками израильтян за приверженность к высотам и рощам. На рис.46

представлено изображение Ваала из Рас-Шамры, на рис.47 - изображение Астарты.

В истории судьи Аода стало понятно, почему никто не помешал ему убить моавитского царя Еглона в “прохладной горнице, которая была у него отдельно” (Суд. III, 20): на древнем Востоке летний дом - алийя - устраивался чаще всего над входными во двор воротами и с отдельным выходом на улицу. Это было мужское помещение с окнами, для бесед и важных дел - никто из посторонних входа туда не имел.

Период Царей.

(Вторая фаза Раннего Железного Века (1050-586 гг. до Р.Х.)).

А).Держава Давида и Соломона.

Предшествовавшая Давиду держава Саула мало оставила после себя археологических памятников: и в силу своей недолговечности, и в силу того обстоятельства, что народ Израиля все еще оставался союзом бедных земледельческих племен. Единственными серьезными находками, относящимися к этому времени являются следующие.

В 1922 году В. Ф. Олбрайт нашел в пяти километрах к северу от Иерусалима развалины Гивы, столицы Саула. Раскопки показали, что это была мощная крепость, простая и строгая по конструкции, но достаточно неприступная (рис. 48).

Ее защищали угловые башни и две линии стен из каменных блоков. Среди развалин нашли огромное количество бронзовых наконечников стрел и каменных снарядов для пращей. Ученые установили, что развалины относятся ко второй половине XI века до Р.Х., т.е. ко времени правления первого царя Саула.

В 1921 - 1933 годах археологи Пенсильванского университета раскопали развалины города Беф-Сана, где филистимляне глумились над телом царя Саула. Согласно Библии (1 Цар. XXXI, 10), они поместили голову убитого царя в храме Дагона, его доспехи - в храме Астарты, а туловище повесили на городской стене. В слое, предположительно относящемся к эпохе Саула, обнаружены развалины двух расположенных рядом друг с другом храмов - Дагона и Астарты.

Немного сведений о событиях, предшествовавших воцарению Давида принесли и исследования Иерусалима. Всего более известен "канал иевусеев": библейский рассказ о взятии Иерусалима говорит, что Иоаву, полководцу царя Давида, удалось взять неприступную крепость хитростью. Возможно, он проник туда по какому-то потаенному каналу и напал на иевусеев с тыла. В 1867 году Чарльз Уоррен, осматривая Иерусалим нашел канал, который шел сначала горизонтально, а затем - по вертикали. Пройдя весь подземный ход, Уоррен оказался внутри древних стен города. Тоннель был создан в конце второго тысячелетия до Р.Х. и явился скорее всего тем самым каналом, по которому Иоав с воинами проник в город. Первоначально ко времени Давида и Соломона относили обводную стену, шедшую вдоль восточного гребня Офела вместе со связанной с ней массивной башней. Но дальнейшие исследования показали, что относится эта стена не к X в. до Р.Х., а к концу I тыс. до Р.Х. Подлинно же древняя стена, функционировавшая и при иевусеях и при Давиде, более того, повторявшая линию стены среднего бронзового века (почти полностью разрушенную эрозией), была обнаружена английской экспедицией в 50 м восточнее первой и 29 м ниже ее по склону. На этой позиции она препятствовала захвату сооружений системы водоснабжения и в то же время не уступала по уровню холмам противоположной стороны долины, где мог появиться неприятель. Прослежены также западная и северная стены этой системы. Вместе они ограждали площадь около 4,4 га. Около XIII в. до Р.Х. была проведена значительная перепланировка, основу которой составляло сооружение целой серии террас, как базы для гораздо более активной застройки. При Давиде террасы были отреставрированы и расширены, что заметно улучшило условия застройки по сравнению с крутым склоном.

На крутом восточном склоне холма, над источником Гихоном, открыто массивное сооружение, условно отнесенное к X в. до Р.Х. Оно представляет собой гигантскую опорную стену, сохранившуюся на высоту 16,5 м и поддерживавшую в основном разрушенную монументальную конструкцию, причем возможна идентификация последней как иевусейской "крепости Сиона", взятой при штурме Иерусалима и ставшей "городом Давидовым" (1 Пар. XI, 5). Расположение ее на вершине холма над Гихоном характерно именно для времени Давида, поскольку при Соломоне сместился к северу, при дальнейшем же распространении города к восточным склонам холма эта огромная опорная стена была заброшена.

Временем Давида могут быть датированы скромные поселки, возникшие на руинах им же разрушенных ханаанейских и филистимских городов. В Мегиддо в этот период, последовавший за большим пожаром 1000 г. до Р.Х., возникший поселок не имел особой фортификационной системы. Дома располагались по периметру верхней площадки холма, сплошная линия внешних глугих стен имела оборонительное значение, как и у некоторых поселков предыдущего периода Судей

(рис. 49 представляет план раскопанной части Мегиддо времени Давида и Соломона. 1 - ворота; 2,3 - дворцы; 4 - жилой квартал. ). Не было не только фортификаций, но и крупных общественных построек.

Близкая картина и в Тель-Квазиле, где большие участки внутри также лишенной фортификаций территории филистимского города оставались свободными от застройки. Все же названные памятники являются индикаторами начавшегося освоения городов израильтянами. Очень близкая картина возникновения израильских поселков на руинах предшествующих им разгромленных городов железного века II зафиксирована раскопками Тель Бейт Мирсима и Тимны. В основных районах интенсивного животноводства - прилегающих к пустыням окраинах Заиорданья и юга Иудеи - сложилась своеобразная форма поселения - хацер (огороженное пространство), - сочетавшая полуоседлое животноводство с земледелием. Жизнь жителей подобных поселений хорошо иллюстрирует "гезерский календарь" - известняковая плита, найденная археологами в 1908 г. Начертанный на ней стих гласит:





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 552 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...