Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 3 страница



Путешествие Авраама с семейством в Египет (Быт. XII, 10-20) было в то время делом вполне обычным: это подтверждается изображением времен XII династии (время Авраама), на нем как раз и представлены кочевые семиты, переселяющиеся на голодные годы в Египет.

Пещера Махпела (т.е. двойная), где были похоронены Авраам и Сарра, находится в Хевроне: Вениамин Тудельский, видевший ее в 1163 г., сообщал, что тогда еще сохранялись на ней надписи времен Второго Храма.

Упоминавшиеся ранее правовые нормы взаимоотношений человека с домоправителем - приемным сыном, существовавшие во времена патриархов в Междуречье напоминают также историю Иакова и Лавана, а присвоение Рахилью терафимов своего отца (Быт. XXXI, 19), объясняется другой традицией того времени: зять, обладавший терафимом тестя, пользовался одинаковым правом с его сыновьями на наследство: таким образом претензии к Иакову Лавана, а тем более его сыновей, становились беспочвенными.

История равноправного положения сыновей Иакова, как рожденных от жен, так и от наложниц, так же находит свое объяснение в Законах Хаммурапи, гласящих: "Если человеку его супруга родила сыновей и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: "Мои сыновья", и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги, и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца".

Начиная с эпохи Патриархов Священная история неразрывно связана со Святой Землей, о которой необходимо сказать подробнее. Геродот называет эту область "Филистимской Сирией", а впоследствии греки делали различие между "Филистимской Сирией" и "Внутренней Сирией". От грече­ского слова "Палайстина" произошло и латинское слово "Палестина". Название "Палестина" вошло в употребление только после V в. до Р.Х. и в Ветхом Завете не употребляется. Часто эта территория называется "землей Ханаанской", потому что основное население составляли хананеи. Она также известна как "земля обетованная", земля обещания, данного Богом Аврааму. После ее покорения израильтянами она также стала называться "Израилем" или "землей Израильской". Название "Святая земля" вошло в употребление в средние века. В общепринятом значении Палестина обычно предпола­гает земли "от Дана до Вирсавии". Территория ее простирается от южных склонов горы Ермон до окраин южной пустыни Негев, омывается на западе Средиземным морем, а на востоке проходит по Иорданской равнине. В греческие и римские времена это название включало в себя и территорию на восток от Иордана, или "Заиорданье". Особого внимания заслуживает и долина Иордана.

Исходя из политического деления страны во времена Израильского царства, северную часть можно назвать Самарией, а южную - Иудеей, особо выделяются также две области на крайнем Юге и Севере - Галилея и Негев.

Название Галилея происходит от еврейского слова "окрестность" и, несомненно, является словом из фраз "округи Филистимские" (Иоиль III.4). Естественной северной границей Галилеи является узкое ущелье реки Литани на северо-западе и гора Ермон на юго-востоке. Южную границу образует горная цепь Кармила на юго-западе и Гильбоа (горы Гелвуйские) на юго-востоке. Северная часть Верхней Галилеи гориста, горы достигают 914 м. Южная часть Нижней Галилеи представляет собой холмистую местность с широкими долинами, спускающимися на юг к широкой Изреельской долине.

Название Самария происходит от названия горы, на которой Амврий построил город и сделал его своей столицей. Ассирийцы, покорив Самарию, изгнали большинство израильтян и заселили освободившиеся земли пленными из других народов. От смеше­ния их с израильтянами, оставшимися в Самарии, произошло смешанное население, которое стало называться самарийским. Северной границей Самарии является Изреельская долина, восточной - река Иордан и западной - Средиземное море, хотя прибрежная равнина редко контролировалась израильтянами. На юге нет четкой естественной границы, хотя известно, что Вефиль находился на южной границе. Большая часть Самарии представляет собой гористую местность, возвышенности которой достигают 610 м. Широкие долины орошались главным образом дождями. Западная часть Самарии представляла собой прибрежную равнину, до недавнего времени изобиловавшую болотами и дюнами. Бесплодная восточная ее часть резко спускается к реке Иордан.

Область между южной границей Самарии и Негевом обычно называ­ется Иудеей - оно происходит от имени Иуды, главы колена, от которого произошла династия Давида. Гористая часть Иудеи несколько выше и, как правило, более скалистая, чем в Самарии; долины ее узкие, часто бесплодные и покрыты большими камнями. На востоке горы обрываются у Мертвого моря, образуя Иудейскую пустыню. На западе, однако, они постепенно переходят в нагорье с холмами и долинами, которые дают много плодов, фруктов и овощей. За нагорьем лежит широкая прибрежная равнина.

Библейский Негев представляет собой область на юг от Вирсавии. Это огромная пустыня, где из-за почти полного отсутствия дождей растительности очень мало. Орошалась она главным образом за счет грунтовых вод рос. Люди все же селились в Негеве, как, например, набатейцы.

На территориях между Негевом и Синаем обитали амаликитяне - потомки Амалика, внука Исава, сына Елифаза и его наложницы Фамны (Быт XXXVI, 12). Вскоре после Исхода амаликитяне нападают на отставших израильтян, а затем терпят поражение от Иисуса Навина при Рефидиме (Исх XVII, 8-16; Втор XXV, 17-19). С тех пор между Израилем и амаликитянами существовала вражда. Во времена Судей ама­ликитяне в союзе с моавитянами и мадианитянами вторгались на Израильскую землю, учиняя грабежи и опустошения (Суд III, 12). В результате побед Саула (1 Цар XV, 7) и Давида (1 Цар XXVII), их мощь оказывается слом­ленной, а сами они подвергаются значитель­ному истреблению. Во времена Езекии 500 человек из колена Симеона уничтожили ос­таток амаликитян у горы Сеир (1 Пар IV, 42).

ЗАИОРДАНЬЕ. Область между Иорданской равниной и Сирийской пустыней, по-видимому, никогда не имела своего названия. Заиорданьем назвали эту область люди, жившие на западном берегу реки Иордан. Новозаветная Перея означает то же самое. Заиорданье представляет собой плато, южную часть восточной горной цепи. Оно резко подымается от Иорданской равнины на 610 м над уровнем моря, а затем постепенно опускается до Сирийской и Аравийской пустынь. Хорошо орошается сложной системой рек и ручьев, которые прорезали глубокие ущелья на своем пути к Иорданской равнине, образуя естественные границы. Заиорданье обычно разделяли на следующие земли: Васан, Галаад, Аммон, Моав, Едом (Идумея).

Васан охватывает северную Ярмукскую равнину, восточную часть Верхнего Иордана и Галилейское море. Горы здесь, главным образом, вулканического происхождения и поэтому местность эта исключительно плодородна.

Галаад, юг Ярмука, характеризуется множеством долин с прекрасными пастбищами и горами, покрытыми лесистыми холмами. Южная граница Галаада не четко определена. Некоторые ученые считают, что она проходила по Арнону (Вади-Маджиб), но большинство склоняются в пользу потока Иавок (Вади-Зерка).

Аммон занимал область между Иавоком и Арноном, на запад от Иордана. Его столица Раббат-Аммон - это современный город Амман. Царство Сигона, XIII в. до Р.Х., находилось между Аммоном и Иорданом. Аммонитяне - потомки Бен-Амми, т.е. сына Лота и его младшей дочери. Этот народ находился в близком родстве с моавитянами. Как показывают сохра­нившиеся названия, их язык был близок еврейскому. Ранее место их обитания заселяли замзумимы, народ, который был изгнан аммонитянами (Втор.II,19-21). Когда израильтяне овла­девали землей обетованной, то пощадили аммонитян. (Втор. II, 19), но, превратив Иавок в его верхнем течении в границу колена Гадова и тем самым от­резав земли Аммонитян от Иордана, они вызвали вра­ждебность с их стороны. После па­дения Вавилона аммонитяне попадают под власть пер­сов, позднее - греков, а с 64 г. до Р.Х. - рим­лян, и их страна становится частью римской про­винции Сирии. Во времена Маккавеев они вместе с сирийцами сражались против иуде­ев. Ориген обозначает их вместе с моавитя­нами и идумеями одним названием "ара­бы". Археологами было найдено несколько печатей и надписей, выполненных на неизвестном ханаанском диалекте, который может оказаться языком аммонитян. В ассирийских текстах упоминается цари аммонитян: во времена Салманасара Ш был разбит Вааса; Тиглатпаласар III получает дань с Санипу, Асархаддон - с Пудуилу, Ашшурбанипал - с Амминадби. Богом аммонитян называили Милхома или Молоха (3 Цар. XI, 5,7,33), а ко времени Судей также и моавитского бога Хамоса (Суд. XI, 24).

Моав находился между Арноном и Вади-Гаса, но иногда его границы пере­двигались на север от Арнона. "Равнины Моавитские", между Вади-Нимрин и Мертвым морем, постепенно поднимались к Гизбану и Мадебе. Маовитяне были родственны аммонитянам, и оба эти народа состояли в родстве с Израилем. Они изгнали эмимов и заняли их территории (Втор. II, 10,11). Однако ко времени по­явления израильтян в Заиорданье аморреи во главе с Сигоном, царем Есевона оттеснили моавитян и аммонитян, отняв у них земли между Арноном и Иавоком (Числ. XXI, 13, 26-30). При разделении Ханаа­на и Заиорданья между коленами Израиля ко­лено Рувима получило в удел часть земель моавитян. Моавитяне были язычниками, главным их божеством был Кемош (Хамос). На камне Меши, по­мимо Кемоша упоминается Аштар-Кемош - вероятно, верховная богиня. С тече­нием времени моавитяне были поглощены арабами.

Едом (Идумея) обычно считается областью на востоке пустыни Араба, между Мертвым морем и заливом Акаба, но в ветхозаветные времена он располагался по обеим сторонам пустыни. Высокий горный хребет, называемый Сеир, был центром идумейской территории со столицей Села (Петра). Название земли происходило от имени населявшего ее народа идумеев - потомков Исава, получившего прозвище Эдом (красный) за рыжий цвет волос, а также за то, что он про­дал свое первородство за чечевичную похлеб­ку, имевшую красноватый цвет (Быт. XXV, 25, 30). Поскольку Едом был с трех сто­рон окружен пустынями, то идумеи для расширения своей территории были вынуждены продвигаться на север, что привело к войне с коленом Иуды. Со времени Давида Идумея была подчинена Израильскому царству, однако жители ее постоянно пытались восстановить независимость, что вело к постоянной вражде идумеев с израильтянами и иудеями. Кульминацией этой вражды стало деятельное участие идумеев в разрушении Иерусалима (Пс. CXXXVI, 7). После этого они овладели всей южной Палестиной. С образованием Набатейского государства большая часть территории Идумеи вошла в его состав. Западный Эдом с частью Иудеи в эллинистическое время представлял собою самостоятельное идумейское царство со столицей в Хевроне. В конце второго века до Р.Х. Идумея была завоевана Иоанном Гирканом, насильно обратившим идумеев в иудейство. Потомком этих невольных прозелитов и был Ирод Великий, своим воцареним отнявший "скипетр от Иуды" (Быт. XLIX, 10). До этого времени идумеи были язычниками, особенности их культа стали понятны в результате раскопок святилища в Петре. Вблизи Восоры были также найдены гли­няные фигурки богини плодородия. Из лич­ных имен божеств идумеев исследовате­лям удалось установить имя бога Коса.

ДОЛИНА ИОРДАНА. Если мерять напрямую, то расстояние от Галилейского до Мертвого моря составляет 97 км. Но из-за извилистости Иордана его длина насчиты­вает около 325 км. Обильные источники ниспадают со склонов горы Ермон, образуя притоки Верхнего Иордана. В библейские времена они составляли болоти­стую равнину, переходящую в Хула, лукообразное озеро около 16 км длиной. Сейчас болота и озеро высохли, и Верхний Иордан переходит в Средний Иордан, из которого река впадает в Галилейское море (208 м ниже уровня моря). Галилейское море называется еще Генисаретским, и Тивериадским, а также Киннерефом (от евр. Киннор - арфа). Оно имеет 21 км. в длину и 13 км. в ширину, по своей форме напоминая арфу. Море расположено между Галилейскими горами и Голанскими высотами Заиордан­ского плато. Климат там субтропический, но подвержен внезапным и сильным штормам. На юго-западном берегу находится знаменитая и ранее плодородная Гиносарская равнина. Иордан приносит довольно много соли в Мертвое море - самое соленое море на земном шаре, достигающее 396 м. глубины ниже уровня моря, а самое глубокое место - около 765 м. ниже уровня моря. Длина его 77 км., ширина - 14 км. в самом широком месте. Оно еще называется "море Соленое" и "море восточное".

История древнейших обитателей Святой Земли имеет некоторые, лишь только ей присущие особенности, рассматривать которые следует согласно общепринятой археологической периодизации.

КАМЕННЫЙ ВЕК. ПАЛЕОЛИТ.

Ранний палеолит принято отсчитывать от начала существования человека. Во Святой Земле древнейший известный памятник - это Убедийя (~300 тыс. лет).

Средний палеолит, начавшийся здесь около 120 тыс. лет до Р.Х., в основном закончился к 35 тыс. лет до Р.Х. Обряды погребения очень разные. Есть обычное трупоположение с инвентарем: орудиями, останками животных, "мелками" из охры и пр. (Схул, Кафзех), есть и без инвентаря (Схул, Табун, Кебара). Встречаются расчлененные погребения (Схул), погребения без черепов (Кебара), захоронения отдельных черепов (Кафзех) - духовная культура здесь была весьма и весьма сложной. Одна группа людей хоронила в одном районе по разным обрядам в рамках одного, пусть и длительного периода.

Поздний палеолит и эпипалеолит (период непосредственно после палеолита) во Святой Земле длился сравнительно недолго - от 35 до 14 - 12 тыс. до Р.Х.

По традиционной археологической периодизации должен был наступить мезолит, однако вместо него начался докерамический неолит, обладающий всеми признаками европейского неолита, но без керамики, и рядом признаков европейского позднего бронзового века.

Выделяют три докерамических периода: докерамический неолит (ДКН А) - 8300-7600 гг. до Р.Х., докерамический неолит Б (ДКН Б) - 7600-6600 гг. до Р.Х., и, наконец, переходный период к керамическому неолиту - 6600-6000 гг.

ДОКЕРМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ А (ДКН А) - 8300-7600 гг. до Р.Х.).

Важнейшим следствием этого периода стал переход от жизни за счет собирательства и охоты к сельскому хозяйству называемый неолитической революцией. Все те злаки (пшеница, ячмень, просо, чечевица), которые впервые стали культивировать в Х-VIII тыс. до Р.Х. в горах Загроса, Анатолии, в юго-западном Иране и Иерихоне, выращивают и ныне. До сих пор мы едим хлеб, «изобретенный» в мезолите - неолите. Все те животные, которые были одомашнены в библейских странах в период неолита - коза, овца, корова, бык, свинья - эти животные разводятся и сегодня. Первыми были одомашнены собаки – в мезолите, потом овцы и козы, крупный рогатый скот и несколько позднее – свиньи. Каждое из первых домашних животных было одомашнено в различной области: овца - на высокогорье Турции и Ирака, коза - в Загросских горах в Иране, крупный рогатый скот - на Анатолийском плато в Турции. Период одомашнивания завершился между 9000-7000 г. до Р.Х. Лошадь была одомашнена в степях и лесостепях южного Приуралья и северного Понто-Каспия в VI тыс. до Р.Х. В IV—III тыс. до Р.Х. были здесь уже коневодческие поселения (Ботай). На Ближнем и Среднем Востоке лошадь появляется лишь во II тыс. до Р.Х.

Эта же революция породила цивилизацию, которая могла появиться только тогда, когда появился какой-то устойчивый излишек продуктов сверх необходимого прожиточного минимума, и только земледелие со скотоводством давали возможность создания такого излишка. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, прежде всего монументальные сооружения. В южном Междуречье они появляются уже с начала V тыс. до Р.Х. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться 5 лет,- для этой стройки было затрачено 1700 тыс. человеко-дней. Для того чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продовольствия. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины. Население Джейтуна, по подсчетам В. М. Массона, составляло 150-180 человек. Согласно нормам расходования зерна в год в Шумере в III тыс. до Р.Х. мужчине в месяц выдавали в среднем 36 кг зерна, а женщине - 18 кг. Исходя из этих норм можно легко подсчитать, что, для того чтобы прокормить весь поселок Джейтун, требовалось 4,4 т. зерна, Вырастить такое количество при самых примитивных орудиях каменного века можно было, если двое взрослых от каждой семьи будут трудиться всего один месяц в году.

Производительность труда при орошаемом земледелии в Месопотамии в III тыс. до Р.Х. была вдвое выше, следовательно, если земледелец в Месопотамии работал так же, как и в Джейтуне, 60 дней в году, то половина его труда уходила на создание прибавочного продукта. Развивающееся скотоводство давало возможность еще проще накапливать богатства в виде огромных стад скота. Владелец стад мог заставить на себя работать неимущих, а это и привело не только к расслоению человеческого общества, но и к возникновению государства, культуры и цивилизации.

Во Святой Земле период неолита отмечен необычайным феноменом - возникновением древнейшего города - Иерихона. В 1868 г. Чарльз Уоррен открыл остатки города. Под развалинами храма на глубине почти 40 м были обнаружены остатки строений VIII тыс. до Р.Х. Удивительно то, что они были окружены огромной, толщиной почти в три метра стеной, сложенной из камня. Высота ее точно неизвестна, но сейчас она сохранилась на четыре метра. Перед стеной был вырублен в скале ров шириной 8,5 м. и глубиной 2,1 м. Рядом со стенами возвышались две массивные, сплошь из каменных плит башни диаметром 10 м. - сейчас раскопана одна из них. Сохранилась она на 8 м высоты, но в древности была выше. Внутри башни шла под углом 30° лестница из 28 каменных ступеней. Перекрытие сделано из квадратных плит толщиной 0,5 м., а длиной и шириной 1 м. - столь мощные укрепления предполагают серьезного противника. Сооружение делалось из каменных блоков размером 2м. на 3 м., которые весили по несколько тонн. В основании холма открыто стоявшее у источника прямоугольное сооружение 6,5 на 3,5 м, огражденное стенами из камней и столбов. Платформа, составлявшая его основание, тщательно очищена. Вертикальные отверстия в камнях предназначались, очевидно, для высоких шестов, может быть, для крепления флагов или каких-то символов. Предполагается, что сооружение исполняло функции святилища. Материал же внутри него относился к XI - X тыс. до Р.Х. Если начинать историю Иерихона с этого святилища, то общая ее длительность превысит 11 тысяч лет.

Чтобы построить такие огромные сооружения, нужно было располагать большой рабочей силой. А для того чтобы прокормить столько рабочих, не занятых добычей пищи, нужно было иметь много запасов пищи. Следовательно, это был настоящий город как социальное и экономическое образование с единой властью, запасами и подчиненной территорией, в городе был ее социальный, политический и экономический центр. Внутри крепости, охваченной стеной, на площади 2,5 га. тесно стояли круглые хижины, в которых жило около трех тысяч человек. Такое количество жителей для VIII тыс. до Р.Х. было до сих пор неизвестным. Ведь самые большие общины в Европе в то время насчитывали от 100 до 200 человек, на Среднем Востоке - до 500. Единственное, что могло обеспечить надежно пищей людей Иерихона, - это сельское хозяйство.

Иерихон заслуживает наименование "древнейшего города мира. Отсутствие же в Иерихоне того времени письменности в очередной раз подтвердило тот факт, что бесписьменные общества в состоянии передавать свои традиции (предание) в полном объеме и в течение многих поколений.

Чрезвычайно важны находки, освещающие духовную жизнь создателей поселения - часть из них, безусловно связана с поклонением сверхъестественным силам, от которых зависели основные виды хозяйства, обеспечивавшие благосостояние этой процветавшей общины. Как вотивные пожертвования могут рассматриваться глиняные статуэтки животных, значительно реже - людей: в целом эта традиция во получит в дальнейшем широкое распространение и очень длительное развитие. Для земледельческого круга характерны глиняные женские статуэтки - изображения богини-матери.

В погребальном обряде сохранились основные черты ритуала предшествующего этапа. Получает широкое распространение известный ранее обычай отделения черепов. Особый же интерес представляют найденные в ряде случаев черепа, которым с помощью глиняной или гипсовой обмазки, а иногда и натуральной краски, придано подобие голов с моделировкой щек, бровей, губ, инкрустацией глаз морскими раковинами и имитацией волос битумом.

Культовый характер этих замечательных находок не вызывает сомнений. По мнению некоторых исследователей подобный обычай должен был отражать веру в продолжение жизни и свидетельствовал о культе предков и о сохранении души в черепе.

ДОКЕРМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ Б (ДКН Б: 7600-6600/6000 гг. до Р.Х.).

В докерамическом Иерихоне Б известны три вида небольших святилищ. Конструкция святилища первого вида весьма проста - прямоугольное помещение, напротив входа стоял жертвенный камень, на котором совершались возлияние божеству - подобную хананейскую традицию можно проследить вплоть до истории патриарха Иакова в Вефиле, воспользовавшегося способом жертвоприношения, известного во Святой Земле еще со времени преобладания прамонотеизма. В подтверждение данного мнения приводится тот факт, что в древнейших храмах Святой Земли не было изображений, а отдельно стоящий камень воспринимался как жертвенник Пра-Богу. В это же время появляются первые менгиры - отдельно стоящие камни, обычно необработанные, порой связанные вплоть до библейского периода с погребениями (Быт. XXXV, 20) и с жертвенниками (Быт. XXVIII,18; XXXV, 14.; Иc. Нав. XXIV, 26). Порой они образуют целые аллеи. В этом слое найдена целая группа из трех антропоморфных статуй (мужчины, женщины, ребенка), выполненных почти в натуральную величину из глины на камышовой основе. Все они, особенно головы, сильно уплощены. Волосы и борода мужчины отмечены красной краской, фигура же (как и у двух других статуй) несколько приплюснута. Свыше 50 подобных статуй найдены в Айн-Гхасале.

Некоторые исследователи считают, что обычай больших человеческих изображений в виде глиняных статуй, характереный для этого периода, свидетельствовал о выраженной в Книге Бытия и нашедшей свое отражение в древних мифах шумеров и египтян веру в создание человека из глины (на рис. 16 показано, как египетский бог Хнум и богиня Сехет вливают жизнь в сделанных ими из глины первых людей).

Поселения второго этапа докерамического неолита в Иерихоне, а фактически и на прочих крупных поселениях, прекратили существование внезапно, что, очевидно, связано с очень значительным катаклизмом.

КЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ А (6000-5000 лет до Р.Х.).

Фиксируется явный и резкий культурный регресс - фундаментальные каменные сооружения сменяются примитивными жилищами - своего рода жилыми ямами с легкой наземной конструкцией из глины и мелких камней. Сооружения интерьера ограничиваются открытыми очагами. Поселки немногочисленны, кратковременны, остатки их соответственно однослойны и резко отличаются от теллей. Памятники с несколькими последовательными слоями единичны (Хурват-Минха). Наиболее технологически развитый район Восточного Средиземноморья в это время - территория, прилегающая к правому берегу р. Иордан. Наиболее крупное поселение – все тот же Иерихон.

КЕРАМИЧЕСКИЙ НЕОЛИТ Б (5000 лет до Р.Х.) Поселки столь же примитивны, как и на этапе А, более того, "жилые ямы" последнего переиспользовались, реконструировалась лишь наземная их часть. Укрепления Иерихона этого времени достаточно мощные. Продолжали хоронить в домах, культ предков по-прежнему доминировал. В кремневом и каменном инвентаре преобладают земледельческие орудия: мотыги и лезвия серпов, тогда как число наконечников стрел сокращается, что свидетельствует об уменьшении роли охоты. Керамика значительно совершеннее предшествующей. Распространены небольшие оседлые, но крайне примитивные деревни со скромной земледельческой экономикой. По сравнению с предшествующей культурой ранненеолитических центров - Иерихона 1 - 2 этапов и его аналогов - они бедны и невыразительны. Культ антропоморфного божества - богини-матери - укрепляется и охватывает все новые территории. Зерновые и костные остатки свидетельствуют о дальнейшем расширении спектра культивированных растений. Охота совершенствовалась, принимая специализированный загонный характер. Широко распространяются соответствующие охотничьи устройства, состоящие из двух сложенных из камней длинных стен (до 2,5 км), сходящихся в виде воронки, огражденной стенами с позициями для стрельбы. Они именуются "коршунами пустыни" и предназначались прежде всего для охоты на газелей. Общая длина перегораживавших пустыни стен "коршунов" достигает нескольких тысяч километров.

ЭНЕОЛИТ. (4200/3800-3300/3200 гг. до Р.Х.)

Для этого периода характерно сочетание металлургии с каменной индустрией: камень был доступнее и дешевле металла и еще многие столетия сохранял значение основного материала для целого ряда видов орудий и прочих изделий. В силу этого сам период получил наименование энеолита или халколита - "медно-каменного века". С открытием и все более массовым использованием орудий из металла технический прогресс пошел неизмеримо быстрее. Как следствие, развивается экономика обществ, знакомых с металлом, растет численность населения, усложняется социальная структура. Восстановленный облик населения позволяет говорить о людях, еще не знавших металла, но уже оседлых земледельцах и скотоводах. С уверенностью можно говорить о наличии как святилищ и храмов внутри крупных поселков (Телейлат-Гхассул), так и о самостоятельных культовых памятниках, непосредственно с поселениями не связанных. К последним должен быть отнесен прежде всего храм над оазисом Эн-Геди на западном берегу Мертвого моря. Он располагался во глубине большого двора размерами 28×20 м., обрамленного каменной оградой со своего рода пропилеями - двойными воротами, ведущими через прямоугольную конструкцию со скамьями вдоль стен. Двор может рассматриваться как священный участок. В центре его располагался круглый церемониальный бассейн, а в восточной части - вспомогательная прямоугольная постройка и дополнительный выход. Сам храм занимал почти всю северную часть двора и представлял собой "широкий дом" 5×20 м. со входом в середине южной длинной стороны. Против входа, примыкая к северной стене, располагалось подковообразное сооружение, ограждавшее вертикально поставленный священный камень. Это уже оформленный алтарь, по сторонам которого расположены скамьи и целая система круглых ям с костями животных - следами жертвоприношений.

Однако вызывало недоумение полное отсутствие в храме Эн Геди каких-либо предметов культа и находок вообще. Именно в этой связи особый интерес представляет замечательное открытие, сделанное к югу от храма, на высоком кряже Иудейских гор - скрытые в горах, труднодоступные пещеры этого района могли служить убежищем от врагов. И в одной из таких пещер под названием Нахал Мишмар был найден клад из 429 предметов, завернутых в соломенные циновки и спрятанных между валунами. Часть их составляли тщательно выполненные изделия из камня (в том числе навершия булав), слоновой кости и костей прочих животных. Наиболее же значительна огромная коллекция медных изделий. Следует подчеркнуть, что тогда, в начальный период возникновения металлургии, они представляли особую ценность. Находки их в слоях поселений чрезвычайно редки. Подлинным исключением считались два медных топора самой простой клиновидной формы, найденные в самом Телейлат-Гхасуле. В Нахал Мишмаре же среди сотен медных изделий наряду с многочисленными орудиями и предметами вооружения (булавами, долотами, топорами и проч.) представлены безусловно церемониальные объекты, поражающие сложностью и высоким уровнем технологии изготовления. Таковы своего рода "короны", по краям которых располагались изображения птиц и высокие геометрические фигуры, а также богато орнаментированные навершия жезлов и скипетров. Предполагается, что эти драгоценности принадлежали храму в Эн-Геди и были скрыты в пещере Нахал Мишмар при угрозе вражеского вторжения.

В энеолитическом периоде в Палестине появились первые некрополи - "поселки мертвых". Ранее умершие погребались внутри поселков живых. Этот обычай сохранился и в некоторых энеолитических поселениях, где найдены погребения под полами домов. Но они стали уже исключением. При большинстве поселений, прежде всего самых значительных, открыты вынесенные за их пределы кладбища. И сразу же фиксируется многообразие погребальных сооружений. В прибрежной же долине Саронской разрозненные кости одного - двух человек помещались в глиняные оссуарии, часто выполненные в виде домов с окнами и двускатными крышами, размеры их в среднем 55×30×45см. Отверстия для помещения костей - в торцовых стенках. Некоторые из этих изделий стоят на четырех ножках, которые, возможно, имитировали сваи жилищ - прототипов оссуариев, что естественно на заболоченных участках долины. Фасады таких домообразных оссуариев часто покрывались красно-коричневой росписью, среди мотивов которой наиболее обычны человеческие глаза и нос, изображения животных и птиц, а также орудия труда, что подтверждает веру в загробную жизнь.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...