Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Различных периодов Священной истории. 5 страница



Подтверждение истории о патриархе Иосифе данными египтологии началось со времени зарождения этой науки.

Основной мыслью исследователей XIX в., таких как проф. Д. И. Введенский, проф. В. Шпигельберг было то, что вся история об Иосифе носит ярко выраженный египетский характер, исторически достоверна и содержит сведения об эпохе, о которой более поздним поколениям было известно так мало, что они не могли быть ее составителями. Акцентирование этой мысли было вызвано известными в XIX в. так называемыми мифологическими гипотезами. Согласно мнению Винклера, история Иосифа - эпическое произведение эпохи Судей, в котором патриарх Иаков - воплощение лунного бога, а патриарх Иосиф - солнечного. Согласно же гипотезе Фельтера патриарх Иаков - на самом деле бог Хеб, а Иосиф - Осирис. Соответственно истолковывались и иные персонажи этого повествования.

Особо важным аргументом в пользу историчности повествования о патриархе Иосифе является то, что все события происходили во время так называемого гиксосского владычества в Египте, когда только лишь и было возможным подобное возвышение пришельца-азиата.

Несмотря на то, что египтяне давно находились в тесных отношениях с жителями Азии, относились они к ним и с презрением, и с опасением - зная их нравы. Гераклеопольский царь в поучении своему сыну Мерикару (XXII в. до Р.Х.) говорит следующее: "Смотри, вбит пограничный столб для азиатов... Там находятся поселения, полны они лучшими людьми со всей земли до границ ее, чтобы отражать азиатов". "Подл азиат, плохо место, в котором он живет - бедно оно водой, трудно проходимо из-за множества деревьев, дороги тяжелы из-за гор". "Охраняй Дельту. Наполнена сторона ее водой вплоть до соленых озер. Смотри, там центр кочевников".

Подозрительное отношение к азиатам оказалось небезосновательным: они все-таки захватили Египет. Об этой трагической странице в своей истории египтяне особо не распространялись: до XIX в. о гиксосах знали лишь по цитировавшемуся Иосифом Флавием сочинению египетского жреца Манефона (кон. IV - нач. III вв. до Р.Х.). Притом сведения эти были полуфантастическими: по Манефону, это были прокаженные, изгнанные из Египта, и основавшие впоследствии Иерусалим. Однако этимология имени "гиксосы", приводимая Манефоном, близка к истине: он их называет царями-пастухами, и действительно на скарабеях они именуются "хека хасут" - "цари иноземных стран". Такое наименование есть еще в более раннем "Рассказе о Синухете". В Бени-Хассане, в гробнице времени XII династии, изображаются 37 азиатов, принесших дары - их предводитель в сопроводительной надписи назван "хека хасут". Судя по контексту упоминаний о "хека хасут" на скарабеях - это обычный термин для обозначенияцарьков Святой Земли. Для нас же древнеегипетские сообщения о племенных царьках Сиро-Палестины интересны еще и тем, что в двух случаях - в текстах амарнского архива (ок. 1350 г. до Р.Х.) и в «текстах-проклятиях» (ок. 2000 г. до Р.Х.) местные царьки носят имя Иов (Iyyob), что еще раз говорит об исторической достоверности библейских повествований.

В XIX в. из папируса Салье уже знали о гиксосском фараоне Апопи II, современнике патриарха Иосифа, и его противнике, египтянине Секеннире, погибшем в бою (это, кстати, подтвердила и находка его мумии - с разбитой головой). Тогда же найдены были и скарабеи с именами гиксоских правителей, носивших кроме египетского имени Уесер-Ра (возлюбленный Ра), семитское имя (Якеб-эль). Сейчас наши знания о владычестве гиксосов значительно расширились: так о борьбе с ними и их изгнании из Египта сообщают табличка Карнарвона, стела фараона Камоса (нач. XVI в. до Р.Х.), и жизнеописание участника этих событий - начальника гребцов Яхмоса, осаждавшего столицу гиксосов - Аварис (XVI в. до Р.Х.).

Особый египетский колорит имеет и рассказ о жизни Иосифа в доме Потифара (Пади-па-Риа - данный Ра). Различные и последовательные наименования Иосифа имеют массу египетских параллелей: так, надписи в гробницах чиновников, говоря об одном человеке, перечисляют в качестве действующей титулатуры все должности, когда-либо им занимавшиеся. Так, например, именуется сановник Метен, живший в конце III-й, начале IV-й династии: "писец на складе, заведующий складами, начальник округа, начальник стражи, начальник царских льнопрядилен, правитель области, глава совета Верхнего Египта". Похожую надпись можем видеть и в Бени-Хассане, в гробнице Хнумхотепа, важного сановника времен XII династии.

Такой же египетский колорит имеет и рассказ о возвышении Иосифа. Имя данной Иосифу жены - Асенефа - (Асу-Нейт - принадлежащая Нейт, т.е. богине-покровительнице Дельты, где и происходили все события). Сама обстановка возведения на важнейшую должность - вполне египетская: облачение в новые одежды, возложение золотого ожерелья (Быт. XLI, 42) - все это мы можем видеть на египетских изображениях подобного же события (рис. 22).

Интересно, что такой же чести-награды золотыми ожерельями удостоился при Аменхотепе III, фараоне XVIII династии Хаемхет, главный смотритель хлебных запасов всей страны. О том же, что вместительные государственные хранилища зерна были в обычае для Египта, можем удостовериться из множества надписей - см. также рис. 23

и 24,

где изображено наполнение таких хранилищ. Важность же должности хранителя этих житниц подтверждается наличием в Абидосе гробниц подобных сановников.

Интересным фактом является находка Ч. Э. Вильбуром в 1889 г. района первого порога Нила так называемой "Стелы голода". В надписи говорилось о семилетнем голоде, постигшем Египет при Фараоне III династии - Джосере (ок. 2700 г. до Р.Х.) и прекратившемся лишь после того, как фараон пожертвовал земельный участок местному богу Хнуму. Форма и очертания иероглифов указывали на более позднее происхождение надписи: как оказалось, она была подделкой жрецов Хнума, составленной во II в. до Р.Х. для закрепления за храмом спорного участка земли. Для нас важно то, что для достижения своей цели жрецы Хнума апеллируют к народной памяти, хранившей предание о жестоком семилетнем голоде, поразившем плодороднейший Египет, не будет ошибкой соотнесение этого голода с повествованием о патриархе Иосифе. Не менее ярким подтверждением повествования книги Бытия о многолетнем голоде в Египте является надпись в гробнице сановника Бабы, жившего во времена фараона Апопи и таким образом являвшегося современником Иосифа, о сборах зерна, вызванного голодом.

Сомнения египтологов XIX в. вправдивости сообщения книги Бытия о том, что лишь в результате деятельности Иосифа вся земля в Египте стала собственностью фараона, опровергаются тем, что речь идет лишь о землях, бывших во власти гиксосов - то есть о Дельте, где многие правовые традиции предыдущего периода были нарушены вторжением азиатов.

В Быт. XLI, 43, говорится, что по повелению фараона, когда Иосиф ехал на колеснице, возглашали: "преклоняйтесь!". В древнееврейском тексте стоит египетское слово "Абрех", да и памятники египетские донесли до нас немало изображений преклонения народа перед различными сановниками.

Безусловно египетской обстановкой вызвано сообщение о гробе Иосифа, принесенном впоследствии во Святую Землю израильтянами: мы сейчас знаем немало случаев хранения в древнеегипетских домах саркофагов с мумиями (бальзамирование изображено на рис.25).

Сто десять лет жизни Иосифа - обычная для древнего Египта формула продолжительной, полновесной жизни. Так, надпись XIV в. до Р.Х. из Британского Музея говорит: "Благодарение... даровавшему мне покой во гробе после ста десяти лет жизни на земле". Статуя верховного жреца Амона, жившего в царствование фараона Сети (XV в. до Р.Х.) сохраняет молитву о том, чтобы "Амон даровал ему жизнь до 110 лет". В папирусе Анастази есть обращение к одному сановнику: "Ты приближаешься к прекрасному месту упокоения без дряхлости, без ослабления, ты живешь 110 лет на земле, но члены твои еще сильны". Сановник Птаххотеп (IV династии) пишет о своем отце: "достиг 110 лет жизни при дворе фараона, среди вельмож земли".

Эпоха плена Египетского и Исхода.

(Поздний бронзовый век (1550 - 1200 гг. до Р.Х.).)

В самом начале XVI в. до Р.Х., Египет, возглавляемый новой фиванской династией, находился на подъеме. Яхмос I, первый царь Нового царства, успешно завершил начатую его предшественниками войну с гиксосами. Египетский военный флот по каналам подступил к самым стенам Авариса, и после нескольких сражений на суше и воде столица гиксосов пала. Преследуя отступающего противника, египтяне вторглись в Южную Палестину, где в течение трех лет осаждали укрепленный город Шарухен, ставший, вероятно, последним оплотом гиксосов вблизи границ Египта. Изгнание из Египта "властителей стран" фараоном Яхмосом I в первой половине XVI в. до Р.Х. знаменовало начало Нового царства, времени "мирового" египетского государства. Однако современники вряд ли сознавали, что стоят на пороге нового времени, поры невиданных завоеваний. Если судить по речи, вложенной в уста предшественника Яхмоса, фиванского царя Камоса, то желания последнего не шли дальше безграничного господства над всем Египтом, не деля власти с "сирийцем" на севере и "эфиопом" на юге. В действительности же в результате военных походов первых двух царей Нового царства Египет достиг рубежей периода расцвета Среднего царства - от Синайского полуострова на севере до II нильского порога на юге (рис.26).

Для библейской археологии важен тот факт, что во время Нового царства, т.е. во время плена египетского, рабовладение в государственном, царском и храмовом хозяйствах достигло широких масштабов. Здесь основным источником рабской силы были победоносные войны и дань людьми с покоренных стран.

Какое огромное количество пленных угонялось в Египет, показывает надпись Аменхотепа II, найденная подле древнего Мемфиса. Из одного только похода в Сиро-Палестину царь привел свыше 100 тыс. пленных: 217 царьков, 179 братьев царьков, 3600 апиру (хапиру), 15200 шас (палестинских кочевников), 36300 хури (сирийцев), 15070 нухашше (жителей Нухашше) и 30652 члена их семей - всего 101218 человек. Аменхотеп II из другого своего похода в Сиро-Палестину привел оттуда только 2015 пленных. Во вторую половину Нового царства, а может быть, и раньше, пленных порой клеймили, как скот, калеными печатями с царским именем. Значительная часть пленных поступала в храмы, преимущественно Амона, главного бога, покровителя и защитника египетской державы и египетского войска (рис. 27).

Привод пленных для заполнения ими его служб - общее место в тогдашних надписях. По-видимому, за короткий промежуток времени после своего первого похода в Сиро-Палестину Тутмос III пожертвовал Амону 1588 сиро-палестинских пленных и еще какое-то количество эфиопов. Второй царьXX династии Рамсес III отдал Амону 2607 сиро-палестинских и эфиопских пленных, а храму Птаха - 205. В середине XVIII династии (время Исхода) пленных было полно также и в ткацких мастерских Амона, где ткали разные виды полотна - от плотного до тончайшего. Подневольным ткачам выдавали на год вперед умащения и одежду, что говорит о наличии у каждого из них семьи и жилища. К рабам в точном смысле этого слова можно причислить и тех пленных, которые при XVIII династии использовались в храме Амона для изготовления кирпича-сырца и на строительстве.

На изображении времени Тутмоса III показано, как пленные изготовляют кирпич и кладут стены в службах храма Амона под надзором надсмотрщиков, вооруженных палками (рис.28).

Вещественным примером обращения с подневольной рабочей силой может служить находка, сделанная подле красивейшего поминального храма фараона-женщины Хатшепсут - тяжелое кнутовище, надписанное именем корабельщика строителя этого храма временщика Сененмута. От постоянного употребления оно внизу вылощилось и почернело. Некогда это был бич о двух широких ременных хвостах. Им, надо полагать, корабельщик подгонял подчиненных, когда те тащили к храму привезенный ими камень (как такими бичами подгоняли гребцов на судах, показано на тогдашних изображениях). Чего стоили «мирные» походы в каменоломни, можно судить по тому, что за один такой поход (в Вади-Хамамат) при третьем представителе XX династии Рамсесе IV из 8000 с лишним участников умерло 900.

При крупнейшем фараоне XVIII династии Тутмосе III (1479 - 1425 гг. до Р.Х.) египетское владычество распространилось на значительную часть Сиро-Палестинского региона, а список 119 ханаанейских городов, объединенные силы которых были разбиты египтянами при Мегиддо, был выбит на стене одного из карнакских храмов. Через Палестину проходили египетские армии, направлявшиеся в Сирию и Месопотамию, где они сражались с хурритами и государством Митанни. Фрагмент одной из египетских победных стел найден на западном берегу Тивериадского озера.

Особое внимание правителей Египта к Ханаану документируется многочисленными письмами правителей ханаанейских городов, найденных во дворце знаменитого фараона XVIII династии Аменхотепа IV (Эхнатона) (1359 -1336 гг. до Р.Х.), поклон­нике Атона, которого он объявил Единственным Богом, видимым проявлением Которого был солнечного диск. Фараон принял имя Эхнатон ("угодный Атону"), оставил Фивы и построил новую столицу Ахетанон недалеко от современной Эль-Амарны. Здесь, в 1887 году были найдены амарнские письма. Будучи, по-видимому, частью официаль­ного придворного архива, привезенного и Фив в новую столицу, таблицы включают письма Аменхотепам III и IV от наиболее важных государств того времени, включая Вавилон, Ассирию, Митанни и царство хеттов. Однако в основном корреспонденция принад­лежит египетским «вассалам» в Палестине, царям Гевала, Мегиддо и Сихема. Письма эти, выполненные аккадской клинописью на глиняных табличках, детально освещают отношения городов-государств Святой Земли с Египтом и общую ситуацию в рассматриваемом регионе. Господство египтян осуществлялась через ряд административных центров, расположенных прежде всего в приморской долине - на основном пути юг-север. Среди них во Святой Земле должны быть отмечены Газа (резиденция египетского правителя), Яффа, Беф-Шан. Основные элементы ханаанейской структуры автономных городов-государств были сохранены, но, естественно, в рамках верховного египетского владычества. Амарнская переписка позволяет определить значительное число таких городов, среди них: во Святой Земле - Лахиш, Гезер, Сихем, Мегиддо, Аскалон, Иерусалим, Таанах, Рехов, Шимрон, Пелла, Асор и другие; в Заиорданье - Атароф, Кенаф и Безер, северные - в Сирии и Ливане - Библ, Тир, Сидон, Бейрут, Арвад, Дамаск, Кадеш, Катна и многие другие. Все города были обложены значительными налогами в пользу египетских правителей. Амарнские письма свидетельствуют об утере Египтом контроля над азиатскими владениями, продлившегося до Рамсеса I, который перенес свою столицу в Аварис, расположенный в северо-восточной Дельте. Его сын, Сети (Сутайа) I сам повел армию в большой азиатский поход, приведший к восстановлению власти Египта вплоть до Мегиддо. Совершив затем карательную экспедицию вглубь Нубии и разгромив к западу от Дельты ливийские племена, Сети I вновь отправился в Азию. На этот раз египетские войска вторглись в долину Оронта и продвинулись к г. Кадеш (Кинза), уже давно ставшему одним из опорных пунктов хеттов в Передней Азии.

В начале XIII в. до Р.Х., после смерти Сети I, во главе окрепшей египетской державы стал его 22-летний сын Рамсес II (тронное имя Усер-маат-Ра-сотеп-Ра), процарствовавший 67 лет (1290-1224 гг. до Р.Х.) (рис. 29).

Лишь после пятнадцатилетней тяжелой борьбы Рамсесу II удалось вытеснить хеттов из Южной Сирии, захватить Кадеш и многие другие города. Северная же часть бывших владений Тутмоса III осталась за хеттами. На 21-м году царствования Рамсеса II (ок. 1296 иди 1270 г. до Р.Х.) между ним и хеттским царем Хаттусили III был заключен мирный договор, скрепленный позже женитьбой египетского царя на дочери царя хеттов.

Во время правления Рамсеса II Египет также столкнулся с постоянным давлением Народов моря, эгейско-критских племен, которые начали надвигаться с запада в первые годы царствования Рамсеса II. Это движение, несомненно, связано с тем, которое испытывали хетты в Малой Азии. Однако в основном, последние годы царствования Рамсеса были временем мира и колоссальной строительной деятельности. В великой битве при Кадеше на пятом году царствования Рамсеса II, как египтяне, так и хетты использованы наемные войска, состоящие из тех самых "Народов моря", с которыми они позднее столкнулись, защищая свои империи. Эти группы были лишь "передовыми отрядами" обширного нашествия народов, вскоре затопившего побережье Малой Азии, Палестину и Египет, перед которым не устояли хетты.

После смерти Рамсеса II, ему наследовал Мернептах (Мар-ни-Птах). На пятом году своего царст­вования, приблизительно в 1220 г. до Р.Х. он столкнулся Народами моря, которым нанес поражение и отметил это событие победным гимном, начертанным на стеле. Этот гимн, отмечая также ранее проведенный поход в Палестину, содержит первое внебиблейское упоминание об Израиле. Мернептах умер в 1211 г. до Р.Х., и девятнадцатая династия прекратила свое существование. Египетское владычество над Палестиной фактически прекратилось, что промыслительно и дало созможность занятия Святой Земли израильтянами.

Упадок Египта в конце девятнадцатой династии был преодолен Рамсесом III (около 1183-1152гг. до Р.Х.). Однако между 5-м и 11-м годами своего царствования он столкнулся с продолжающимся натиском Народов моря, которых ему удалось разбить. Истощенный борьбой и измученный внутренними раздорами при преемниках Рамсеса III, Египет ослаб, что промыслительно дало возможность народу израильскому создать свою державу на замлях, тысячелетиями принадлежавших Египту.

Вопрос археологического подтверждения истории Исхода напрямую связан с датировкой этого события Священной истории. Проблема заключается в том, что библеисты XIX в., пытавшиеся это сделать, исходили из убеждения, что Исход произошел ок. 1450 г. до Р.Х. во время правления Аменхотепа (Аман-Хатпи) II. В этом случае они основывались на буквальном понимании 3 Цар. VI, 1, где было сказано, что основание Храма Соломоном (ок. 970 г. до Р.Х.) произошло на четыреста восьмидесятом году после Исхода. Исследователями не было принято во внимание, что подобная дата, исчисленная при Ездре, возникла вследствие механического суммирования округленных лет деятельности судей Израилевых и царей Саула, Давида и Соломона. Причем не учитывалось, что многие судьи, или иноземные поработители Израиля, чья деятельность длилась согласно книге Судей по сорок, двадцать либо восемьдесят лет, часто были современниками, обитавшими в разных частях Святой Земли.

Ошибочная датировка создавала для исследователей XIX в. неразрешимые проблемы: ведь если пребывание израильтян в Египте длилось 430 лет (Исх. XII, 40), то временем их переселения в Египет должен быть 1850 г. до Р.Х. - то есть во времена XII династии, когда не было зафиксировано ни великого голода, ни общенародных бедствий, и когда к власти ни как не мог прийти чиновник-азиат. Дата Исхода в этом случае также вызывала серьезные сомнения - к этому времени еще не существовали города Пифом (Пер-Итом) и Раамсес (Пер-Риа-масэ-са) (ср. Исх. I, 11), а также царства Едома и Моава (Числ. XX, 14-21). В этой ситуации были возможны лишь полуфантастические предположения, изложенные у проф. А. П. Лопухина, считавшего Моисея воспитанником царицы Хатшесуп (Хи-шапсауа), возглавлявшим египетское войско в эфиопском походе, а фараоном Исхода - Тутмоса (Дхут-маси) III, который в действительности покорил всю Сирию-Палестину и разгромил митаннийцев за Евфратом.

Сейчас все эти возражения сняты, так как датой Исхода, в силу приводимых ниже соображений большинство ученых считает 1270 - 1250 гг. до Р.Х. (рис. 30).

Во-первых, в этом случае, поселение израильтян в Египет должно было произойти ок. 1700 - 1680 г. до Р.Х. - а это как раз время правления гиксоса Апопи (Апапи) I, когда наиболее возможно было возвышение Иосифа.

Во-вторых, упомянутые Пифом и Раамсес были сооружены Рамсесом II (1290 - 1224 гг. до Р.Х.), который скорее всего и был фараоном Исхода.

В-третьих, конец XIV - нач. XIII вв. до Р.Х. был временем сложения государств идумеев и моавитян, в обход которых были вынуждены двинуться израильтяне (Числ. XX, 14-21).

В-четвертых, имеются основательные археологические подтверждения завоевания израильтянами Ханаана именно во второй половине XIII в. до Р.Х.

В-пятых, вплоть до упоминания на известной стеле фараона Мернептаха, египтяне в Палестине не знают никакого народа с именем Израиль.

Основываясь на всем этом, датой Исхода многие считают 1270 - 1250 гг. до Р.Х., фараоном Исхода - Рамсеса II, а фараоном-угнетателем - свирепого и кровожадного воина Сети I (1305 - 1290 гг. до Р.Х.).

Исходя из этого, мы можем привести немало и других подтверждений Исхода - ведь прямых свидетельств бегства государственных рабов мы вряд ли когда либо найдем. Подтверждения историчности повествования об Исходе следующие.

Во-первых, твердая убежденность всех последующих поколений израильтян в том, что их предки сотни лет были «царскими людьми» в Египте. Возникновение подобной ложной общенародной истории не имеет никаких параллелей в истории, и гипотеза о ее ложности должна быть отвергнута.

Во-вторых, наличие в древнееврейском языке следов пребывания в Египте: Нил называется "Йеор", то есть просто "река"; месяц "адар" - это египетский "атайр", египетские по происхождению названия допленных мер весов и объемов; по египетски именуется и корзинка Моисея - "теба". Египетскими являются имена многих израильтян - современников Моисея. Даже его имя, впоследствии истолкованное как "Мау-ше" - "из воды", возможно есть лишь осколок теофорного египетского имени - в древнеегипетском языке слово мосе оз­начает "сын", "дитя" (это слово входит состав­ной частью в имена фараонов Тутмоса (Дхут-маси), Яхмоса (Ах-маси), Рамсеса (Риа-масэ-са). Любопытно, что среди родоначальников родов колена Асирова упоминается лицо с египетским именем Хорнефер, и почти нет лиц с типично яхвистскими израильскими именами - это, кстати, и свидетельство о степени ассимиляции различных колен. В свете этого считается вполне возможным, что знамена колен израилевых, упомянутые в истории исхода, идентичны знаменам египетским (рис.31).

В-третьих, ненависть к израильтянам, потомкам и пособникам гиксосских поработителей, вполне объяснима во времена XVIII династии, начавшей свое правление с их изгнания.

В-четвертых, правление Рамсеса II - время грандиознейшего строительства по всему Египту и Эфиопии - остатки этих сооружений и сейчас сохраняют свои размеры. Известна широкая строительная деятельность царя в Фивах, Абидосе, Нубии, где по его приказу был вырублен в отвесной скале огромный пещерный храм с гигантскими статуями самого фараона, изваянными в той же скале по обеим сторонам от входа в скальное святилище. И сейчас знаменитый Абу-Симбельский храм, распиленный на части и восстановленный затем над разлившимися водами большого ассуанского водохранилища, поражает своим величием. В то же время известно, что для их сооружения привлекались тысячи семитских рабов - хапиру. Тогда же были построены Пифом и Раамсес. Найденный в 1922 г. обелиск Рамсеса II прямо говорит о построении Раамсеса рабами-азиатами, что подтверждает библейское повествование (Исх. I, 11). Интересно, что в качестве дополнительной рабочей силы использовались далеко не все пленные, а почти исключительно азиаты, как и во времена Среднего царства (рис.32).

Так, Рамсес III в своем завещании говорит: "Я ниспроверг машауашей, ливийцев, себетов, кикешей, шаитепов, хесов, бекенов, повергнув их в кровь, сделав из них горы трупов... привел я тех, кого оставил я живыми... Их жены и дети - в количестве десятков тысяч, их скот числом в сотни тысяч. Поселил я их вождей в крепостях, названных моим именем. Приставил я к ним начальников отрядов и глав племенных, причем они превращены в рабов и заклеймены моим именем, с их женами и детьми было сделано то же самое". Найдены египетские тексты с нормами, установленными для бригад по выработке кирпичей (ср. Исх. V, 8). В одном из таких текстов, относящимся ко времени Рамсеса II упоминаются хапиру, занимавшиеся добычей камня для царского дворца в Мемфисе, и потому могущими быть отождествленными с израильтянами - потомками ибрим - западных семитов, переселившихся через Евфрат в Сиро-Палестину.

Раскопки 1979 года Манфреда Байтака в Пифоме (совр. Тель эль-Машкута) и Раамсесе (совр. Тель-эд-Даб'а) дали новые подтверждения истинности библейского повествования. Эти поселения были одними из немногих участков Дельты, заселенных во время Среднего Царства выходцами из Палестины. Более того, Раамсес находился на месте Авариса, гиксоской столицы, разрушенной в 1540 г. до Р.Х. и был заселен семитами при его восстановлении Рамсесом II.

В-пятых, особенность библейского рассказа об Исходе, соотносящая все его события с местностью следуя традиции предшественников, Рамсес II выбрал местом своего постоянного пребывания Нижний Египет; на востоке Дельтыим возводится роскошная царская резиденция, город, носивший имя Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»).

В-шестых, чисто египетское объяснение имеют стенания бывших «царских людей», вспоминавших о том, что в Египте они "сидели у котлов с мясом... ели хлеб досыта" (Исх. XVI, 3), и говоривших в пустыне: "Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок; а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших" (Числ. XI, 5-6). Практика прокормления «царских людей» для Египта была общей. Так, Кенуамон пишет заведующему конюшнями: "дай продовольствие солдатам и хапири, которые тащат камни для Ра, а именно для Ра Рамсеса-Мери-Амон в южном квартале Мемфиса".

Кроме того, известно множество других памятников, подтверждающих тот факт, что "царские люди" в древнем Египте были на государственном обеспечении. Так, в одной из гробниц VI династии обнаружено изображение, названное "распределение рыбы". Здесь изображено шествие рыбаков со всевозможной рыбой на шестах, на плечах, в руках, в корзинах, в связках. Писец делает запись рыбы, другой делает запись выдаваемой рыбы. Двое мужчин уносят рыбу со словами "Мы накормлены!"

Похожее изображение было обнаружено и в одной из гробниц периода V династии. Примерно такое же изображение имеется и из быта ткацких мастерских. На изображении сельскохозяйственных работ - большие корзины с хлебом, сосуды с пивом и овощами. На некоторых изображениях показана доставка пива и еды в мастерскую медников.

Интересно, что последние сообщения о египетских хапири относятся ко времени Рамсеса IV - надпись сообщает, что среди участников экспедиции в каменоломни Хамамат были 800 хапири - лучников из местности Анут. Проф. В. В. Струве считал их частью израильтян, вернувшихся в Египет - недаром как раз ко времени Рамсеса IV относится остракон из Фиванского некрополя, восхваляющий возвращение беглецов после окончания смут.

В-седьмых, преследование беглецов было делом обычным для древнего Египта, делом государственного престижа. Заботясь об этом, за 30-50 лет до Исхода мирный договор между Рамсесом II и хеттским царем Хаттусилисом предписывает:

"Если знатные люди убегут из Египта в страну правителя хеттов... то не должен правитель хеттов их брать. Должен правитель хеттов повелеть, чтобы их доставили... великому властителю Египта, их владыке. Либо если человек, или два человека, люди незначительные, убегут из Египта... то не оставят их в стране хеттов, а доставят... великому властителю Египта".

Еще о преследовании рабов, бежавших в Палестину сообщает иератический папирус конца эпохи Нового Царства: "Начальник лучников Какемур из Чеку начальнику лучников Ини и начальнику лучников Бакенптаху:... мне было приказано... преследовать этих двух рабов... когда мое письмо достигнет вас, пришлите мне описание всего случившегося с ними, кто найдет бежавших, какая стража найдет бежавших, какие люди преследуют их... Да пошлете вы многих людей за ними".

В повествовании об Исходе особого внимания заслуживает история дарования Закона на Синае. В прежнее время, в XVIII - XX вв. было немало выдвинуто возражений как против фиксации Закона во времена Исхода, так и против гуманности его содержания. Некоторые из библеистов прошлого, такие как Велльгаузен, отрицали даже допленное происхождение таких библейских книг как Левит - данное мнение, впрочем, было опровергнуто находкой в Вади Мурабба'ат фрагмента этой книги написанного палеоеврейским или "финикийским" письмом и датируемого С. Бирнбаумом не ранее VI в. до Р.Х. Интересно, что традиционные датировки книги Екклесиаста и книги пророка Даниила были также подтверждены свитками этих книг III в. до Р.Х., найденными в Кумране в четвертой пещере.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 507 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...