Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 18 страница



КОММЕНТАРИЙ: В действительности, каждое живое существо по своему

предназначению должно жить в соответствии с волей Верховного Господа, который

пребывает в сердце каждого в виде Параматмы. Когда ум введен в заблуждение

внешней иллюзорной энергией, человек завязает в материальной деятельности.

Поэтому, когда ум контролируется с помощью одной из систем йоги, следует

считать, что человек уже достиг своего предназначения. Поэтому каждый должен

жить в согласии с высшими наставлениями. Когда ум человека сосредоточен на

высшей природе, у него уже не остается иного выбора, кроме как следовать

указаниям Всевышнего. Ум должен принять некое высшее руководство и следовать

ему. Результатом контроля над умом является то, что человек естественно будет

следовать указаниям Параматмы, или Сверхдуши. Так как человек, находящийся в

сознании Кришны, сразу достигает этого трансцендентного состояния, преданный

Господа не подвержен влиянию двойственности материального существования, а

именно: горю и радости, холоду и жаре и т.д. Это означает осуществление на

практике состояния самадхи, т.е. погружения во Всевышнего.

джнана-виджнана-триптатма кута-стхо виджитендрийах

йукта итй учйате йоги сама-лоштрашма-канчанах

джнана - благодаря обретенному знанию; виджнана - и

реализованному знанию; трипта - удовлетворенное; атма - живое существо;

кута-стхах - духовно расположеное; виджита-индрийах - контролирующее

чувства; йуктах - способное к самоосознанию; ити - таким образом;

учйате - сказано; йоги - мистик; сама - уравновешенный;

лоштра - галька; ашма - камень; канчанах - золото.

Человек считается достигшим самоосознания и именуется йогом,

(мистиком), когда он полностью доволен своим положением, благодаря

приобретенным знанию и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и

полностью владеет собой. Он не видит различия между галькой, камнем и

золотом.

КОММЕНТАРИЙ: Книжное знание без постижения Высшей

истины - бесполезно. Это утверждается в следующем стихе:

атах шри-кришна-намади на бхавед грахйам индрийаих

севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах

“Никто не в состоянии понять трансцендентную природу имени, формы,

качества и развлечений Шри Кришны посредством своих чувств, оскверненных

материалистическим восприятием. Только после того, как человек духовно

обогащается трансцендентным служением Господу, имя, форма, качества и игры

Господа раскрываются ему” (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234).

“Бхагавад-гита” есть учение о сознании Кришны. Никто не может

обрести такое сознание, просто будучи сведущим в мирской науке. Это удается

только тем счастливым людям, которые могут общаться с личностью, пребывающей в

чистом сознании. Человек в сознании Кришны обретает знание милостью Кришны, ибо

он находит удовлетворение в чистом преданном служении. Благодаря этому знанию,

человек достигает совершенства, он тверд в своих воззрениях, тогда как имеющий

обычные академические знания легко сбивается с толку и обманывается кажущимися

противоречиями. Тот, кто достиг самоосознания, действительно контролирует себя,

ибо он полностью отдался на волю Кришны. Такой человек трансцендентен, так как

он не имеет никакого отношения к мирской учености. Для него мирская наука и

умственные спекуляции представляют не большую ценность, нежели галька или

камни, тогда как другие люди приравнивают их к золоту.

сухрин-митрарй-удасина- мадхйастха-двешйа-бандхушу

садхушв апи ча папешу сама-буддхир вишишйате

су-хрит - благожелателями по природе;

митра - благодетелями; ари - врагами; удасина - сохраняющими

нейтралитет между воюющими сторонами; мадхйа-стха - посредниками между

воюющими сторонами; двешйа - завистливыми; бандхушу - родственниками и

благожелателями; садхушу - благочестивыми; апи - так же, как;

ча - и; папешу - грешниками; сама-буддхих - имеющий равный разум;

вишишйате - развитый духовно.

Человек считается стоящим на еще более высокой ступени

духовного развития, если его ум одинаково рассматривает честных благожелателей,

любящих благодетелей, нейтральных, посредников, завистников, друзей и врагов,

грешников и праведников.

йоги йунджита сататам атманам рахаси стхитах

экаки йата-читтатма нирашир апариграхах

йоги - трансценденталист; йунджита - должен

сконцентрироваться в сознании Кришны; сататам - постоянно; атманам - сам

(телом, умом и душой); рахаси - в уединенном месте; стхитах - будучи

расположен; экаки - один; йата-читта-атма - всегда внимательный в уме;

нираших - не будучи привлеченным чем-либо еще; апариграхах - свободный

от чувства собственности.

Трансценденталист должен всегда вовлекать свое тело, ум и

душу во взаимоотношения со Всевышним; он должен жить один в уединенном месте и

всегда тщательно контролировать свой ум. Он должен освободиться от желаний и

чувства собственности.

КОММЕНТАРИЙ: Постижение Кришны происходит на различных уровнях: на

уровне Брахмана, Параматмы и Верховной Личности Бога. Сознание Кришны означает

постоянное трансцендентное любовное служение Господу. Но те, кого привлекает

безличный Брахман или локализованная Параматма, также частично осознали Кришну,

потому что безличный Брахман является духовным лучом Кришны, а Параматма есть

всепроникающее частичное воплощение Кришны. Таким образом, имперсоналист, а

также занимающийся медитацией, косвенным образом сознают Кришну. Человек,

находящийся непосредственно в сознании Кришны, является наивысшим

трансценденталистом, потому что такой преданный знает, что подразумевается под

Брахманом или Параматмой. Его знание Абсолютной истины совершенно, в то время,

как имперсоналист и йог, занимающийся медитацией, обладают несовершенным

сознанием Кришны.

Тем не менее всем таким людям здесь дается наставление

неотступно следовать к стоящим перед ними целям, для того, чтобы рано или

поздно прийти к высшему совершенству. Первым делом трансценденталист должен

постоянно сосредоточивать свой ум на Кришне, он должен непрерывно думать о

Кришне, не забывая о Нем ни на мгновение. Концентрация ума на Всевышнем

называется самадхи, или трансом. Для того, чтобы сосредоточить ум, нужно

оставаться в уединенном месте и избегать будоражащего действия внешних

объектов. Нужно особенно тщательно избегать всех неблагоприятных условий,

могущих повлиять на процесс самоосознания, и принимать благоприятные. И с

полной решимостью человек должен отказаться от ненужных материальных предметов,

которые, вызывая в нем чувство собственности, сковывают его.

Все эти совершенства и меры предосторожности осуществляются в

полной мере, когда человек непосредственно обращается к сознанию Кришны, ибо

непосредственное сознание Кришны означает самоотречение, при котором почти

отсутствуют возможности возникновения чувства материальной собственности. Шрила

Рупа Госвами характеризует сознание Кришны таким образом:

анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах

нирбандхах кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате

прапанчикатайа буддхйа хари-самбандхи-вастунах

мумукшубхих паритйаго ваирагйам пхалгу катхйате

“Если человек не имеет привязанности ни к чему, но в то же время

принимает все, что имеет отношение к Кришне, он стоит выше чувства

собственности. С другой стороны, отречение того, кто отвергает все, не зная о

связи его с Кришной, не так полно” (Бхакти-расамрита-синдху, 2.255-256).

Человек, находящийся в сознании Кришны, ясно понимает, что все

принадлежит Кришне, и, таким образом, он всегда свободен от чувства личной

собственности. Он не домогается чего-либо для своих личных целей. Он умеет

принимать то, что полезно для сознания Кришны и умеет отвергать то, что

неблагоприятно для сознания Кришны. Он всегда в стороне от материального, так

как пребывает на трансцендентном уровне, и всегда одинок, так как не имеет

общих интересов с людьми, не находящимися в сознании Кришны. Поэтому человек,

обладающий сознанием Кришны, является совершенным йогом.

11 - 12

шучау деше пратиштхапйа стхирам асанам атманах

натй-уччхритам нати-ничамчаиладжина-кушоттарам

татраикаграм манах критва йата-читтендрийа-крийах

упавишйасане йунджйад йогам атма-вишуддхайе

шучау - в святом; деше - месте;

пратиштхапйа - помещая; стхирам - твердое; асанам - сиденье;

атманах - свое собственное; на - не; ати - также;

уччхритам - высокое; на - не; ати - также; ничам - низкое;

чаила-аджина - мягкой тканью и шкурой оленя; куша - трава куша;

уттарам - покрывая; татра - с тех пор; эка-аграм - со вниманием;

манах - ум; критва - делая; йата-читта - контролируя ум;

индрийа - чувства; крийах - и деятельность; упавишйа - сидя;

асане - на сидении; йунджйат - следует исполнять; йогам - практику

йоги; атма - сердца; вишуддхайе - для просветления.

Для занятий йогой необходимо удалиться в уединенное место,

постелить на землю траву куша, накрыть ее шкурой оленя и мягкой тканью. Сиденье

не должно быть ни слишком высоким, ни слишком низким, и должно находиться в

святом месте. Йог должен занять устойчивое положение и погрузиться в йогу, с

тем, чтобы очистить сердце с помощью контроля ума, чувств и деятельности и

концентрации ума на одной точке.

КОММЕНТАРИЙ: “Священное место” означает “место паломничества”. В

Индии йоги, трансценденталисты и преданные покидают дом и поселяются в

священных местах, таких, как Прайаг, Матхура, Вриндавана, Хришикеш, Хардвар, и в

уединении прктикуют йогу там, где текут священные реки Йамуна и Ганга. Но часто

это невозможно, особенно для западных людей. Так называемые общества йоги в

больших городах, может быть, и приносят пользу в материальном плане, но они

совсем не пригодны для настоящей практики йоги. Тот, кто не контролирует себя,

и чей ум беспокоен, не может заниматься медитацией. Поэтому в

“Брихан-нарадийа-пуране” говорится, что в Кали-югу, (в настоящую югу, или

эпоху), когда люди, в основном, живут недолго, медленно развиваются в духовном

плане и всегда пребывают в тревоге разного рода, лучшим средством для духовной

реализации является воспевание святых имен Господа.

харер нама харер нама харер намаива кевалам

калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха

“В этот век вражды и лицемерия единственное средство

освобождения - воспевание святого имени Господа. Нет иного пути. Нет

иного пути. Нет иного пути”.

13 - 14

самам кайа-широ-гривамдхарайанн ачалам стхирах

сампрекшйа насикаграм свамдишашчанавалокайан

прашантатма вигата-бхир брахмачари-врате стхитах

манах самйамйа мач-читто йукта асита мат-парах

самам - прямой; кайа - тело; ширах - голова;

гривам - и шея; дхарайан - держа; ачалам - неподвижный;

стхирах - спокойно; сампрекшйа - глядя; насика - носа;

аграм - кончик; свам - собственный; дишах - все стороны;

ча - также; анавалокайан - не глядя; прашанта - невозбужденный;

атма - ум; вигата-бхих - избавленный от страха;

брахмачари-врате - в обете безбрачия; стхитах - расположенный;

манах - ум; самйамйа - полностью; мат - Мне (Кришне);

читтах - сконцентрированный; йуктах - истинный йог; асита - должен

сидеть; мат - Мне; парах - конечная цель.

Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной

линии, устремив взгляд на кончик носа. Таким образом, контролируя ум, без

страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в

своем сердце и сделать Меня конечной целью своей жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Цель жизни - познать Кришну, который

присутствует в сердце каждого живого существа как Параматма, четырехрукая форма

Вишну. Система йоги предназначена для того, чтобы увидеть эту локализованную

форму Вишну, и не для какой иной цели. Локализованный

вишну-мурти - полное воплощение Кришны, пребывающее в сердце каждого.

Тот, кто не ставит перед собой цель осознать вишну-мурти, занимается некоей

бессмысленной пародией на йогу и, конечно же, попусту тратит свое время.

Кришна - высшая цель жизни, а вишну-мурти, находящийся в

сердце - цель практики йоги. Для того, чтобы осознать вишну-мурти в

сердце, нужно соблюдать полное воздержание в отношении половой жизни; поэтому

надо покинуть дом и жить одному в уединенном месте, сидя в описанной выше позе.

Нельзя стать настоящим йогом, ежедневно наслаждаясь половой жизнью, дома или

где-то еще, и посещая занятия по йоге. Нужно научиться управлять умом и

избегать всех видов удовлетворения чувств, главным из которых является половая

жизнь. В правилах о воздержании, написанных великим мудрецом Йаджнавалкйей,

говорится:

кармана манаса вача сарвавастхасу сарвада

сарватра маитхуна-тйаго брахмачарйам прачакшате

“Обет брахмачарйи предназначен для того, чтобы помочь человеку

полностью воздержаться от потворстования похоти в действиях, речи и

мыслях - во всякое время, при всех обстоятельствах и во всех местах”.

Никто не может правильно заниматься йогой, позволяя себе половые наслаждения.

Поэтому брахмачари воспитывают с детства, когда человек еще не знаком с этой

стороной жизни. Детей в пятилетнем возрасте посылают в гуру-кулу, или в дом

духовного учителя, и учитель учит маленьких мальчиков строгой дисциплине

брахмачари. Без такой практики не может быть прогресса ни в какой йоге, будь

то бхакти, джнана или дхьяна-йога. Тем не менее того, кто следует правилам

и предписаниям семейной жизни, имея половые отношения только со своей женой (в

установленных рамках), тоже называют брахмачари. Такой воздержанный

семьянин-брамхмачари может быть принят в школу бхакти, однако в школу

джнана или дхйана его не допустят, так как там требуется полное

воздержание, без компромиссов. В школе бхакти семьянину-брахмачари

позволяется контролируемая половая жизнь, поскольку сила бхакти-йоги

настолько велика, что человек автоматически теряет половые влечения, будучи

занятым высшим служением Господу. В “Бхагавад-гите” (2.59) говорится:

вишайа винивартанте нирахарасйа дехинах

раса-варджам расо 'пй асйа парам дриштва нивартате

В то время, как другие йоги должны силой ограничивать себя в

удовлетворении чувств, у преданных Господа это получается само собой, благодаря

обретенному вкусу к более высоким наслаждениям. Только преданным знаком этот

высший вкус.

Вигата-бхих. Человек не может быть бесстрашным, пока он

полностью не обретет сознание Кришны. Обусловленная душа испытывает страх из-за

того, что память ее искажена, из-за того, что она забыла о своей вечной связи с

Кришной. В “Бхагаватам” (11.2.37) говорится: бхайам двитийабхинивешатах сйад

ишад апетасйа випарйайо 'смритих - сознание Кришны - единственная

основа неустрашимости. Поэтому для человека в сознании Кришны возможна

совершенная йога. И поскольку конечная цель занятия йогой - увидеть

Господа внутри себя, то человек в сознании Кришны - уже лучший из всех

йогов. Принципы системы йоги, упоминаемые здесь, отличаются от тех, которым

учат в так называемых школах йоги, имеющих широкое распространение.

йунджанн эвам садатманамйоги нийата-манасах

шантим нирвана-парамаммат-самстхам адхигаччхати

йунджан - практикуя; эвам - как упомянуто выше;

сада - постоянно; атманам - тело, ум и душу;

йоги - мистик-трансценденталист; нийата-манасах - контролирующий ум;

шантим - мир; нирвана-парамам - прекращение материального

существования; мат-самстхам - духовное небо (царство Господа);

адхигаччхати - достигает.

Практикуя таким образом постоянный контроль тела, ума и

деятельности, трансценденталист-мистик, контролируя свой ум, достигает царства

Господа (обители Кришны) путем прекращения материального существования.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно объясняется конечная цель занятий йогой.

Система йоги не предназначается для достижения каких-либо материальных благ,

наоборот, она приводит к прекращению материального существования. Тот, кто

стремится к улучшению здоровья или желает других материальных совершенств, не

является йогом согласно “Бхагавад-гите”. Прекращение материального

существования также не влечет за собой вхождение в “пустоту”, это только миф. В

творении Господа нигде нет пустоты. Напротив, прекращение материального

существования дает возможность подняться на духовное небо, в обитель Господа.

Царство Господа ясно описывается в “Бхагавад-гите” как место, где не нужны ни

солнце, ни луна, ни электричество. Все планеты в духовном царстве озаряются

собственным светом, подобно солнцу в материальном небе. Царство

Господа - везде, и в то же время духовное небо и планеты называются

парам дхама, или “высшие обители”.

Истинный йог, достигший совершенства в понимании Господа Кришны,

как это ясно сказано здесь (мат-читтах, мат-парах, мат-стханам) Самим

Господом, может обрести истинный покой и в конечном итоге достичь Его высшей

обители, Кришна-локи, называемой Голока Вриндавана. В “Брахма-самхите” (5.37)

определенно утверждается (голока эва нивасатй акхилатма-бхутах), что, хотя

Господь и пребывает всегда в Своей обители, называемой Голокой, Он также

является вездесущим Брахманом и локализованной Параматмой благодаря Своим

высшим духовным энергиям. Никто не может достичь духовного неба (Ваикунтхи) или

войти в вечную обитель (Голоку Вриндавана) Господа без настоящего понимания

Кришны и Его полной экспансии, Вишну. Следовательно, человек, действующий в

сознании Кришны, является совершенным йогом, поскольку его ум всегда погружен в

деяния Кришны (са вай манах кришна-падаравиндаяйох). Из Вед

(Шветашватара-упанишад, 3.8) мы также узнаем: там эва видитвати мритйум

эти - “Вырваться из круговорота рождения и смерти можно только благодаря

пониманию Кришны, Верховной Личности Бога”. Другими словами, совершенство йоги

состоит в освобождении от материального существования, а не в умении выполнять

магические трюки и гимнастические фокусы для обмана невинных людей.

ТЕКСТ 16

натй-ашнатас ту його 'сти на чаикантам анашнатах

на чати-свапна-шиласйа джаграто наива чарджуна

на - никогда; ати - слишком много;

ашнатах - того, кто ест; ту - не; йогах - связующий со Всевышним;

асти - есть; на - не; ча - также; экантам - слишком;

анашнатах - воздерживаться от еды; на - не; ча - также;

ати - слишком много; свапна-шиласйа - того, кто спит слишком много;

джагратах - или того, кто слишком долго бодрствует ночью; на - не;

эва - когда-либо; ча - и; арджуна - о Арджуна.

Если человек ест слишком много или слишком мало, спит слишком

много или слишком мало, ему невозможно стать йогом, о Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь йогам дается указание регулировать режим

питания и сна. Есть слишком много означает есть больше, чем требуется для того,

чтобы поддерживать душу в теле. Людям не нужно употреблять мясо животных,

поскольку существует достаточное количества злаков, овощей, фруктов и молока. В

соответствии с “Бхагавад-гитой” такая простая пища относится к гуне

добродетели. Животная пища - для тех, кто находится под влиянием гуны

невежества. Поэтому те, кто позволяют себе есть животную пищу, принимать

спиртные напитки, курить, употреблять пищу, которая не была вначале предложена

Кришне, будут страдать от кармических последствий, так как вся их пища является

нечистой. Бхунджате те тв агхам папа йе пачантй атма-каранат. Каждый, кто ест

ради чувственного удовольствия или готовит только для себя, не предлагая Кришне,

ест один лишь грех. Тот, кто ест грех и кто ест более того, что ему выделено,

не может заниматься совершенной йогой. Лучше всего, если человек ест только

остатки пищи, которая предварительно была предложена Кришне. Пребывающий в

сознании Кришны не ест ничего, что не было сначала предложено Кришне. Поэтому

только тот, кто действует в сознании Кришны, может достичь совершенства в

занятиях йогой. Практиковать йогу не может также и тот, кто искусственно

воздерживается от пищи, придумывая свой собственный вид поста. Человек же в

сознании Кришны соблюдает посты, как рекомендуется в писаниях. Он не постится и

не ест больше, чем требуется, и таким образом может заниматься йогой. Тот, кто

ест больше, чем следует, будет видеть много снов и, соответственно, должен

будет спать дольше, чем требуется. Не следует спать более шести часов в сутки.

На того, кто не придерживается этой нормы, несомненно, оказывает влияние гуна

невежества. Человек под влиянием гуны невежества ленив и склонен много спать.

Такой человек не может заниматься йогой.

йуктахара-вихарасйа йукта-чештасйа кармасу

йукта-свапнавабодхасйа його бхавати духкха-ха

йукта - регулирование; ахара - еды;

вихарасйа - восстановления сил; йукта - регулирование;

чештасйа - работы для поддержания сил; кармасу - при выполнении

обязанностей; йукта - регулирование; свапна-авабодхасйа - сна и

бодрствования; йогах - практикование йоги; бхавати - становится;

духкха-ха - уменьшающиеся боли.

Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может

облегчить все свои материальные страдания, занимаясь йогой.

КОММЕНТАРИЙ: Неумеренность в еде, сне, защите и совокуплении,

являющихся потребностями тела, может быть препятствием для прогресса в занятиях

йогой. Регулировать прием пищи можно будет только тогда, когда человек

приучится потреблять прасад, освященную пищу. Согласно “Бхагавад-гите” (9.26)

Господу Кришне предлагают овощи, цветы, фрукты, злаки, молоко и т.п. Поэтому

человек в сознании Кришны автоматически привыкает не принимать пищу, не

предназначенную для людей, или ту, которая не принадлежит к гуне добродетели.

Что же касается сна, то следует отметить, что человек в сознании Кришны всегда

пребывает в готовности исполнять свои обязанности в служении Господу и потому

считает великой потерей излишнее время, отдаваемое сну. Авйартха-калатвам:

преданный Кришны не может вынести, чтобы хоть одна минута его жизни прошла вне

служения Господу. Поэтому его сон сведен к минимуму. Его идеал в этом

отношении - Шрила Рупа Госвами, который был всегда занят служением Кришне,

не мог спать больше двух часов в сутки, а иногда и меньше. Тхакура Харидаса не

принимал даже прасада и не спал ни мгновения, не окончив свое ежедневное чтение

мантры, состоявшее из трехсот тысяч святых имен. Что касается работы, то

человек в сознании Кришны не делает ничего, что не было бы связано со служением

Господу и, таким образом, его действия всегда упорядочены и не связаны с

удовлетворением чувств. Так как перед ним не стоит проблема чувственного

удовлетворения, он не тратит свое свободное время на занятия материального

характера. Поскольку его работа, речь, сон, бодрствование и всякая другая

физическая деятельность упорядочены, для него не существует материальных

страданий.

йада винийатам читтам атманй эваватиштхате

нисприхах сарва-камебхйо йукта итй учйате тада

йада - когда; винийатам - особенно

дисциплинированный; читтам - ум и его деятельность; атмани - на

трансцендентном уровне; эва - непременно; аватиштхате - поднимается до;

нисприхах - лишенный желания; сарва - ко всякого рода;

камебхйах - материальным чувственным наслаждениям; йуктах - достигший

высокого уровня в йоге; ити - таким образом; учйате - сказано, что;

тада - в то время.

Когда йог в процессе занятий йогой обуздывает свою умственную

деятельность и поднимается до трансцендентного уровня, не имея больше никаких

материальных желаний, тогда считается, что он достиг высокой ступени йоги.

КОММЕНТАРИЙ: Йог отличается от обычного человека тем, что он лишен

всех видов материальных желаний, главным из которых является половое желание.

Совершенный йог настолько хорошо контролирует действия своего ума, что его

больше не могут волновать никакие материальные желания. В “Шримад-Бхагаватам”

(9.4.18 - 20) утверждается, что этой совершенной ступени можно автоматически

достичь, находясь в сознании Кришны:

са ваи манах кришна-падаравиндайор

вачамси ваикунтха-гунануварнане

карау харер мандира-марджанадишу

шрутим чакарачйута-сат-катходайе

мукунда-лингалайа-даршане дришау

тад-бхритйа-гатра-спарше 'нга-сангамам

гхранам ча тат-пада-сароджа-саурабхе

шримат-туласйа расанам тад-арпите

падау харех кшетра-паданусарпане

широ хришикеша-падабхивандане

камам ча дасйе на ту кама-камйайа

йатхоттама-шлока-джанашрайа ратих

“Царь Амбариша вначале занял свой ум мыслями о лотосных стопах

Господа Кришны, затем он последовательно отдал свою речь описанию

трансцендентных качеств Господа, свои руки - мытью храма Господа, свои

уши - слушанию о деяниях Господа, свои глаза - созерцанию

трансцендентных форм Господа, свое тело - соприкосновению с телами

преданных, свое обоняние - наслаждению запахом цветов лотоса,

предложенных Господу, свой язык - вкушению листьев туласи, сложенных к

лотосным стопам Господа, свои ноги - посещению мест паломничества и

храмов Господа, свою голову - поклонению Господу и свои

желания - исполнению миссии Господа. Все эти трансцендентные действия

совершенно подобают чистому преданному Господа”.

Тот, кто следует по пути имперсонализма, не может привести свое

сознание на этот трансцендентный уровень, однако он легко достижим и реален для

человека в сознании Кришны, как это явствует из приведенного выше описания

занятий Махараджи Амбариши. Если человек не фиксирует свой ум на лотосных

стопах Господа, постоянно помня о нем, то эти трансцендентные занятия

бесполезны. Поэтому в преданном служении Господу такие предписанные действия

называются арчана, что означает “вовлечение всех чувств в служение Господу”.

Чувства и ум требуют постоянного занятия. Простое их подавление не приводит к

реальным результатам. Поэтому для основной массы людей, особенно для тех, кто

не ведет жизнь в отречении, описанное выше трансцендентное вовлечение чувств и

ума в служение Господу является совершенным способом достижения духовного

уровня. В “Бхагавад-гите” это называется йукта.

йатха дипо нивата-стхо ненгате сопама смрита

йогино йата-читтасйа йунджато йогам атманах

йатха - как; дипах - лампа; нивата-стхах - в

безветренном месте; на - не; ингате - мерцает; са - это;

упама - сравнение; смрита - рассматривается; йогинах - йога;

йата-читтасйа - чей ум контролируется; йунджатах - постоянно занят;

йогам - медитацией; атманах - о трансцендентности.

Как светильник не мерцает в безветренном месте, так и

трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда остается спокоен, устремив свой

внутренний взор на духовную сущность.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, поистине пребывающий в сознании Кришны,

всегда находящийся на трансцендентном уровне, постоянно размышляющий о своем





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 322 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...