Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 17 страница



освобождение во Всевышнем и в конце концов достигает Его.

КОММЕНТАРИЙ: До тех пор пока человек не откроет источник радости

и наслаждения в себе самом, он не сможет отказаться от внешней деятель

ности, которая приносит ему иллюзорное счастье. Освобожденый чело

век испытывает истинное счастье, поэтому он может где угодно сидеть

и безмолвно наслаждаться деятельностью внутри себя. Такой человек

уже обрел освобождение и больше не желает внешнего, материального

счастья. Это - уровень брахма-бхуты, и тот, кто достиг его, обязатель

но вернется домой, к Богу.

ТЕКСТ 25

лабханте брахма-нирванам ришайах кшина-калмашах

чхинна-дваидха йататманах сарва-бхута-хите ратах

лабханте - обретают; брахма-нирванам - освобождение во Всевыш

нем; ришайах - те, кто сосредоточен на внутренней деятельности; кшина-

калмашах - те, кто очистился от всех грехов; чхинна - отринувшие;

дваидхах - двойственность; йата-атманах - идущие по пути самоосоз

нания; сарва-бхута - всех живых существ; хите - деятельностью на

благо; ратах - занятые.

Те, кто преодолел влияние порожденной сомнениями двойственнос

ти, чей ум устремлен внутрь, кто всегда действует на благо всех жи

вых существ и кто очистился от греха, достигают освобождения во Все

вышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Только человек, полностью развивший в себе созна

ние Кришны, может заниматься деятельностью на благо всех живых су

ществ. Тот, кто действительно осознал, что Кришна - источник всего су

щего, и кто действует в таком сознании, приносит благо каждому. Люди

страдают из-за того, что они забыли о Кришне и не понимают, что Он -

верховный наслаждающийся, верховный властелин и лучший друг всех

живых существ. Поэтому тот, кто пробуждает в людях такое сознание,

занимается высшей формой благотворительной деятельности. На это

способен только тот, кто обрел освобождение во Всевышнем. Человек,

сознающий Кришну, нисколько не сомневается в Его главенствующем

положении. У него нет сомнений, так как он полностью очистился от

греха. Таково состояние божественной любви.

Тот, кто заботится лишь о материальном благополучии человеческого

общества, по сути дела, бессилен кому-либо помочь. Временное облегче

ние, которое его деятельность приносит телам и умам других людей, не

может удовлетворить их полностью. Истинной причиной трудностей, с

которыми сталкивается человек в своей борьбе за существование, являет

ся забвение им того, что он всегда связан с Верховным Господом. И

тот, кто полностью осознал свои взаимоотношения с Кришной, обретает

освобождение, даже оставаясь заточенным в материальном теле.

ТЕКСТ 26

кама-кродха-вимуктанамйатинам йата-четасам

абхито брахма-нирванамвартате видитатманам

кама - от желаний; кродха - и гнева; вимуктанам - тех, кто освобо

дился; йатинам - святых людей; йата-четасам - тех, кто обуздал ум;

абхитах - несомненно очень скоро; брахма-нирванам - освобождение

во Всевышнем; вартате - есть; видита-атманам - тех, кто осознал се

бя.

Те, кто освободился от гнева и всех материальных желаний, осознал

свою духовную природу, обуздал ум и прилагает все усилия к дости

жению совершенства, очень скоро обретут освобождение во Всевыш

нем.

КОММЕНТАРИЙ: Из святых людей, постоянно стремящихся к осво

бождению, лучшим является тот, кто обладает сознанием Кришны. “Бха

гаватам” (4.22.39) подтверждает это:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа

кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах

тадван на рикта-матайо йатайо 'пи руддха-

срото-ганас там аранам бхаджа васудевам

“Поклоняйся Верховной Личности Бога, Васудеве, служа Ему с любов

ью и преданностью. Даже великие мудрецы не способны сдерживать по

рывы своих чувств также успешно, как это делают те, кто изведал транс

цендентное блаженство служения лотосным стопам Господа, изжив в себе

глубоко укоренившееся стремление к кармической деятельности”.

Желание обусловленной души наслаждаться плодами своего труда пус

тило столь глубокие корни, что даже великим мудрецам трудно обуздать

такие желания, хотя они прилагают к этому титанические усилия. Пре

данный Господа, постоянно занятый преданным служением в сознании

Кришны и полностью осознавший свою духовную природу, очень быст

ро обретает освобождение во Всевышнем. В совершенстве овладев нау

кой духовного самоосознания, такой преданный всегда находится в сос

тоянии транса. Это можно понять на следующем примере:

даршана-дхйана-самспаршаир матсйа-курма-вихангамах

сванй апатйани пушнанти татхахам апи падма-джа

“Одним лишь взглядом, мыслью и прикосновением рыба, черепаха и

птица взращивают своих детенышей. То же самое делаю и я, о Пад

маджа!”

Рыба выращивает мальков, просто глядя на них. А черепаха заботится

о своем потомстве мысленно. Она откладывает яйца на суше и, вернув

шись в водоем, думает о них. Точно так же, преданный Кришны, даже

находясь вдали от Его обители, сможет достичь ее, если будет беспрестан

но думать о Господе, действуя в сознании Кришны. Такой преданный пе

рестает ощущать материальные страдания. В этом состоянии, получив

шем название брахма-нирваны, человек не испытывает материальных

страданий, ибо всегда поглощен мыслями о Всевышнем.

ТЕКСТ 27 - 28

спаршан критва бахир бахйамш чакшушчаивантаре бхрувох

пранапанау самау критва насабхйантара-чаринау

йатендрийа-мано-буддхир мунир мокша-парайанах

вигатеччха-бхайа-кродхо йах сада мукта эва сах

спаршан - объекты чувств, такие, как звук; критва - держа; бахих

снаружи; бахйан - в которых нет необходимости; чакшух - зрение; ча

также; эва - безусловно; антаре - между; бхрувох - бровей; прана-

апанау - восходящий и нисходящий потоки воздуха; самау - уравнове

шенные; критва - держа; наса-абхйантара - в ноздрях; чаринау - дви

жущиеся; йата - обуздавший; индрийа - чувства; манах - ум; буддхих

- разум; муних - трансценденталист; мокша - к освобождению;

парайанах - стремящийся; вигата - избавившийся; иччха - от жела

ний; бхайа - страха; кродхах - гнева; йах - тот, кто; сада - всегда;

муктах - освобожденный; эва - безусловно; сах - тот.

Полностью отрешившись от объектов чувств, сосредоточив взгляд на

межбровье, уравновесив в ноздрях вдох и выдох, трансценденталист,

стремящийся к освобождению, таким образом укрощает свой ум, чув

ства и разум и избавляется от желаний, страха и гнева. Тот, кто всег

да пребывает в таком состоянии, безусловно, является освобожденной

душой.

КОММЕНТАРИЙ: Развив в себе сознание Кришны, человек сразу осоз

нает свою духовную природу, а затем, в процессе преданного служения,

постигает Верховного Господа. Достигнув уровня преданного служения,

он становится трансцендентным к материальному миру и обретает спо

собность ощущать присутствие Господа в своей деятельности. Такое сос

тояние называют освобождением во Всевышнем.

Рассказав Арджуне об признаках освобождения во Всевышнем, Гос

подь говорит, как достичь этого состояния, занимаясь мистической прак

тикой, называемой аштанга-йогой и состоящей из восьми ступеней:

йамы, ниямы, асаны, пранаямы, пратьяхары, дхараны, дхьяны и

самадхи. Этот метод йоги подробно описан в шестой главе “Бхагавад-

гиты”, здесь же, в конце пятой главы, даны лишь предварительные све

дения о нем. На ступени пратьяхары йог должен оторвать чувства от

объектов чувств, таких, как звук, касание, форма, вкус и запах, а затем,

сосредоточив взгляд между бровей, устремить его на кончик носа и полу

закрыть глаза. Глаза не нужно закрывать совсем, потому что так можно

легко заснуть. Точно так же, не имеет смысла держать их открытыми,

чтобы нас не смущали объекты чувств. Уравновесив восходящий и нис

ходящий потоки воздуха в теле, йог задерживает дыхание в ноздрях. Тот,

кто занимается этой йогой, подчиняет себе чувства, отстраняется от об

ъектов чувств и таким образом подготавливает себя к тому, чтобы обрес

ти освобождение во Всевышнем.

Этот метод йоги помогает человеку избавиться от любых проявлений

страха и гнева, подняться на трансцендентный уровень и ощутить при

сутствие Сверхдуши. Отсюда следует, что самым легким из всех видов

йоги является метод сознания Кришны. Об этом будет подробно

рассказано в следующей главе. Здесь же можно сказать, что человек,

обладающий сознанием Кришны и всегда занятый преданным служением

Господу, никогда не рискует потерять контроль над своими чувствами и

не позволит им найти себе другое занятие. Этот метод позволяет управ

лять чувствами гораздо лучше, чем метод аштанга-йоги.

ТЕКСТ 29

бхоктарам йаджна-тапасамсарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанамджнатва мам шантим риччхати

бхоктарам - того, кто наслаждается; йаджна - жертвоприношений;

тапасам - а также обетов и аскез; сарва-лока - всех планет и правящих

на них полубогов; маха-ишварам - Верховного Повелителя; су-хридам

благодетеля; сарва - всех; бхутанам - живых существ; джнатва - зная;

мам - Меня (Господа Кришну); шантим - свободу от материальных

страданий; риччхати - обретает.

Человек, постоянно помнящий обо Мне и понимающий, что в конеч

ном счете только Я - наслаждаюсь плодами всех жертвоприношений и

аскез, Я верховный повелитель всех планет и полубогов, а также бла

годетель и доброжелатель всех живых существ, избавляется от

материальных страданий и обретает умиротворение.

КОММЕНТАРИЙ: Обусловленные души, находящиеся в когтях иллю

зорной энергии, стремятся найти мир и покой в материальном мире. Но

они не знают о формуле мира, которая изложена в этом стихе “Бхагавад-

гиты”. Эта формула очень проста: плодами всех наших действий наслаж

дается Господь Кришна. Все, что у нас есть, необходимо использовать

в трансцендентном служении Господу, ибо Он - владыка всех планет и

повелитель царствующих на них полубогов. Нет никого более великого,

чем Господь. Он более велик, чем самые великие полубоги: Господь Ши

ва и Господь Брахма. В Ведах (Шветашватара-упанишад, 6.7) сказано,

что Верховный Господь есть там ишваранам парамам махешварам. Вве

денные в заблуждение живые существа пытаются утвердить свое господ

ство над миром, хотя сами находятся во власти материальной энергии

Господа. Господь - повелитель материальной природы, а обусловленные

души находятся во власти ее суровых законов. Пока люди не поймут э

тих простых истин, они не будут знать покоя - ни каждый в отдельнос

ти, ни все вместе. В этом суть сознания Кришны: Господь Кришна -

это верховный властелин, а все живые существа, в том числе и великие

полубоги, - Его подчиненные. Умиротворение обретают только те, кто

в полной мере обладает сознанием Кришны.

В пятой главе рассказывалось о практическом приложении сознания

Кришны, которое известно под именем карма-йоги. В ней дается ответ на

философский вопрос о том, как карма-йога может привести человека к

освобождению. Действовать в сознании Кришны - значит действовать,

полностью осознавая свою подвластность Господу. Такая деятельность

эквивалентна трансцендентному знанию. Бхакти-йога - это сознание

Кришны как таковое, а гьяна-йога - путь, ведущий к бхакти-йоге. Обла

дать сознанием Кришны - значит действовать, ни на минуту не забывая

о своих взаимоотношениях с Верховным Абсолютом, и высшей ступен

ью в сознании Кришны является постижение Кришны, Верховной Лич

ности Бога. Чистая душа, бесконечно малая частица Бога, является Его

вечным слугой. Желая господствовать над майей (иллюзией), живое су

щество попадает в ее царство и тем самым обрекает себя на бесчисленные

страдания. Пока живое существо находится в материальном мире, оно

вынуждено работать, чтобы удовлетворять потребности материально

го тела. Однако метод сознания Кришны приводит человека к духовной

жизни, даже если он по-прежнему находится во власти материальной э

нергии, ибо, практикуя этот метод, он может пробудить в себе духовное

сознание. Чем дальше продвигается человек по этому пути, тем мень

ше он зависит от материальной природы. Господь ни к кому не питает

особого пристрастия. Все зависит от того, насколько хорошо каждый из

нас исполняет свои обязанности в сознании Кришны, что помогает нам

обуздать чувства и победить в себе желания и гнев. Тот, кто утвердил

ся в сознании Кришны, кто укротил свои чувства, желания и гнев, на

ходится, по сути, на трансцендентном уровне, уровне брахма-нирваны.

Деятельность в сознании Кришны, равноценна занятиям восьмиступен

чатой мистической йогой, поскольку приводит человека к той же цели.

Йама, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, -

это ступени постепенной эволюции сознания. Но все это лишь подсту

пы к совершенству, достижимому с помощью преданного служения, ибо

только преданное служение приносит человеку мир и покой. Преданное

служение - это высшая ступень совершенства.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к пятой главе

“Шримад Бхагавад-гиты”, которая называется “Карма-йога -

деятельность в сознании Кришны”.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Дхйана-йога

шри-бхагаван увача

анашритах карма-пхаламкарйам карма кароти йах

са саннйаси ча йоги ча на нирагнир на чакрийах

шри-бхагаван увача - Господь сказал; анашритах - без

убежища; карма-пхалам - результатом работы; карйам - обязательно;

карма - работу; кароти - исполняет; йах - тот, кто; сах - он;

саннйаси - в отречении; ча - также; йоги - мистик; ча - также;

на - не; них - без; агних - огонь; на - не; ча - также;

акрийах - без обязанностей.

Верховная Личность Бога сказал: “Кто не привязан к плодам

своей деятельности, и кто выполняет ту работу, которую должен, тот ведет жизнь

в отречении и является поистине мистиком, а не тот, кто не зажигает огня и не

исполняет долга.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь объясняет, что процесс

восьмиступенчатой йоги предназначается для обуздания ума и чувств. Однако

большинству людей очень трудно следовать этому процессу, особенно в Кали-югу.

Хотя здесь и рекомендуется восьмиступенчатая йога, Господь подчеркивает, что

выше нее стоит метод карма-йоги, или деятельности, совершаемой в сознании

Кришны. Каждый в этом мире совершает действия для поддержания своей семьи и ее

благополучия, но никто при этом не лишен стремления прямо или косвенно получить

некоторую выгоду и личное удовлетворение. Критерием совершенства является

деятельность в сознании Кришны, когда человек не имеет целью наслаждаться

плодами своего труда. Действовать в сознании Кришны - долг всякого живого

существа, поскольку оно по своей природе - неотъемлемая частичка

Всевышнего. Органы тела функционируют на благо всего организма. Конечности

действуют не ради собственного удовлетворения, а для того, чтобы обеспечить

движение всего тела. Подобно этому человек, который действует ради высшего

целого, а не ради личного удовлетворения, должен считаться совершенным

санньяси, совершенным йогом.

Иногда санньяси ошибочно полагают, что они освободились от всех

материальных обязанностей и потому прекращают совершать агнихотра йаджны

(огненные жертвоприношения), но в действительности все это - эгоизм,

поскольку их цель - слиться с имперсональным Брахманом. Такое желание

выше любого материального, но и оно не лишено собственного интереса. Подобным

же образом йоги-мистики, которые просто сидят, полуприкрыв глаза и прекратив

всякую материальную деятельность, желают некоторого удовлетворения для своего

личного “я”. Но человек, пребывающий в сознании Кришны, работает в угоду целому,

не рассчитывая на собственную выгоду. Такой человек не стремится к

самоудовлетворению. Его успех определяется тем, насколько его действиями

доволен Кришна. Этот человек - совершенный санньяси, или совершенный йог.

Господь Чаитанйа - высочайший пример истинного отречения - взывает

к Кришне так:

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахаитуки твайи

“О Всемогущий Господь, у меня нет стремления к богатству и нет

желания обладать красивыми женщинами. Я не хочу также иметь последователей. И

единственное, о чем я прошу - даруй мне милость служить Тебе жизнь за

жизнью”.

йам саннйасам ити прахур йогам там виддхи пандава

на хй асаннйаста-санкалпо йоги бхавати кашчана

йам - что; саннйасам - отречение; ити - таким

образом; прахух - они говорят; йогам - соединяясь со Всевышним;

там - тот; виддхи - ты дожен знать; пандава - о сын Панду;

на - никогда; хи - непременно; асаннйаста - не отказываясь;

санкалпах - от стремления к самоудовлетворению;

йоги - мистик-трансценденталист; бхавати - становится;

кашчана - любой.

Ты должен знать, что то, что именуется отречением, есть то же

самое, что йога, или соединение со Всевышним, о сын Панду, поскольку человек

никогда не сможет стать йогом, если он не отречется от стремления к

удовлетворению чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Подлинная санньяси-йога или бхакти означает, что

человек знает свое истинное положение и действует соответствующим образом.

Живое существо не обладает отдельным и независимым бытием. Оно есть пограничная

энергия Всевышнего. Когда живое существо попадает в ловушку материальной

энергии, оно обусловливается, но когда оно обладает сознанием Кришны, т.е. знает

о духовной энергии, оно пребывает в своем истинном и естественном положении.

Поэтому, когда человек обретает полное знание, он оставляет все виды

материальных наслаждений, или отрешается от всякой деятельности, направленной

на удовлетворение чувств. Это практикуется йогами, которые удерживают чувства

от материальных привязанностей. Но человек, осознавший Кришну, не имеет

возможности занимать свои чувства чем-либо, что не предназначено для Кришны.

Таким образом, человек в сознании Кришны одновременно является санньяси и йогом.

Цель познания и сдерживания чувств, установленная системой джнаны и системой

йоги, достигается сама собой в процессе служения Кришне. Если человек не

способен поступиться действиями, носящими эгоистический характер, то джнана и

йога бесполезны для него. Живое существо должно стремиться к отказу от

эгоистического удовлетворения собственных чувств и быть готово действовать в

угоду Всевышнему. Человек в сознании Кришны не имеет никаких желаний к

собственным наслаждениям. Он всегда занят тем, что старается доставить

удовольствие Всевышнему. Тот, кто не имеет знаний о Всевышнем, вынужден

заниматься удовлетворением собственных потребностей, потому что человек не

может находится в бездействии. Все эти цели достигаются в полной мере практикой

сознания Кришны.

арурукшор мунер йогамкарма каранам учйате

йогарудхасйа тасйаива шамах каранам учйате

@ШОРД БЙ ШОР = арурукшох - того, кто только что начал заниматься йогой;

мунех - мудреца; йогам - восьмиступенчатая система йоги;

карма - работа; каранам - средства; учйате - сказано, что;

йога - восьмиступенчатая йога; арудхасйа - того, кто достиг;

тасйа - его; эва - непременно; шамах - прекращение всякой

материальной деятельности; каранам - средство; учйате - сказано, что.

Считается, что для неофита в восьмиступенчатой йоге работа

является средством а для того, кто уже достиг высот, средством является

прекращение всей материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Процесс воссоединения со Всевышним называется йогой.

Его можно образно сравнить с лестницей, которая приводит к вершине духовного

постижения. Эта лестница начинается от самых низких материальных условий

существования живого существа и восходит до совершенного самоосознания в чистой

духовной жизни. В соответствии с высотой различные части этой лестницы имеют

определенные названия. Но в целом вся эта лестница называется йогой и

подразделяется на три части, а именно: джнана-йога, дхйана-йога и

бхакти-йога. Основание этой лестницы называется йогарурукшу, а вершина

ее - йогарудха.

Что касается восьмиступенчатой йоги, то начальные попытки

медитации при соблюдении регулирующих принципов жизни и практике разнообразных

асан (что более или менее является физическими упражнениями), следует

рассматривать как материальную кармическую деятельность. Все подобные действия

способствуют достижению совершенного равновесия ума и контроля над чувствами.

Когда человек овладевает техникой медитации, он обретает спокойствие ума.

Человек, находящийся в сознании Кришны, с самого начала достигает

уровня медитации, поскольку он всегда думает о Кришне. И, так как он постоянно

занят служением Кришне, считается, что он прекратил всякую материальную

деятельность.

йада хи нендрийартхешу на кармасв анушаджджате

сарва-санкалпа-саннйаси йогарудхас тадочйате

йада - когда; хи - непременно; на - не;

индрийа-артхешу - в удовлетворении чувств; на - никогда;

кармасу - в кармической деятельности; анушаджджате - обязательно

занимается; сарва-санкалпа - от всех материальных желаний;

саннйаси - отрекшийся; йога-арудхах - достигший высокой ступени йоги;

тада - в то время; учйате - сказано, что.

Тогда человек считается достигшим высокой ступени йоги, когда

он отказывается от всех материальных желаний, не действует во имя

удовлетворения чувств, а также не занимается деятельностью, приносящей

выгоду.

КОММЕНТАРИЙ: Когда человек целиком занят трансцендентным любовным

служением Господу, он находит счастье в себе самом поэтому он больше не

занимается удовлетворением своих чувств и какой-либо кармической деятельностью.

В противном случае человек вынужден действовать с целью удовлетворения своих

чувств, ибо невозможно жить, ничего не делая. Не обладая сознанием Кришны,

человек вынужден искать какой-либо деятельности, в центре которой будет стоять

он сам или его близкие. Но тот, кто пребывает в сознании Кришны, имеет

возможность совершать все свои действия ради Кришны и, таким образом, полностью

отрешиться от чувственного удовлетворения. Тому же, кто не достиг этой стадии,

приходится механически избегать материальных желаний, вплоть до того момента,

пока он не поднимется до высшей ступени йоги.

уддхаред атманатманамнатманам авасадайет

атмаива хй атмано бандхур атмаива рипур атманах

уддхарет - человек дожен избавить; атмана - умом;

атманам - обусловленную душу; на - никогда; атманам - обусловленная

душа; авасадайет - не должна деградировать; атма - ум;

эва - непременно; хи - в самом деле; атманах - обусловленной души;

бандхух - друг; атма - ум; эва - непременно; рипух - враг;

атманах - обусловленной души.

Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не

для деградации. Ум - и друг обусловленной души, и враг ее.

КОММЕНТАРИЙ: Слово атма означает “тело”, “ум” или “душа”, в

зависимости от обстоятельств. В системе йоги ум и обусловленная душа имеют

особенно большое значение. Так как ум занимает центральное место в практике

йоги, то в этом стихе слово атма относится к уму. Целью йоги является

контроль над умом и отвлечение его от привязанности к чувственным объектам.

Здесь особенно подчеркивается, что ум должен быть таким образом натренирован,

чтобы он мог вытащить обусловленную душу из трясины невежества. В материальном

существовании человек подвержен влиянию ума и чувств. В действительности,

чистая душа загнана в ловушку материального мира из-за того, что ум попадает

под влияние ложного эго, которое стремится господствовать над материальной

природой. Поэтому ум следует воспитать таким образом, чтобы он не привлекался

блеском материальной природы, и тогда обусловленная душа может быть спасена. Не

следует опускаться, отдаваясь чувствам. Чем более человек будет привлечен

чувственными объектами, тем более будет он погрязать в трясине материального

существования. Лучший способ освободиться - занять свой ум сознанием

Кришны. Слово хи используется, чтобы подчеркнуть это, т.е. что человек должен

поступать именно так. Говорится также:

мана эва манушйанамкаранам бандха-мокшайох

бандхайа вишайасанго муктйаи нирвишайам манах

“Ум человека - причина рабства, и он же - причина

освобождения. Ум, поглощенный объектами чувственного восприятия - причина

рабства, а ум, отрешенный от этих объектов - источник освобождения”

(Амрита-бинду-упанишад, 2). Таким образом, ум, всегда пребывающий в сознании

Кришны - источник высшего освобождения.

бандхур атматманас тасйа йенатмаиватмана джитах

анатманас ту шатрутве вартетатмаива шатру-ват

бандхух - друг; атма - ум; атманах - живого

существа; тасйа - его; йена - кем; атма - ум; эва - непременно;

атмана - живым существом; джитах - побежден; анатманах - того, кто

не может контролироватьум; ту - но; шатрутве - из-за враждебности;

вартета - остается; атма эва - сам ум; шатру-ват - как враг.

Для того, кто победил ум, он - лучший друг. Но для

того, кто не смог этого сделать, его ум останется величайшим врагом.

КОММЕНТАРИЙ: Цель занятий восьмиступенчатой

йогой - достижение контроля над умом, с тем, чтобы превратить его в

друга, помогающего достичь цели человеческой формы жизни. До тех пор, пока ум

не будет находится под контролем, занятия йогой - напоказ - пустая

трата времени. Человек, который не в состоянии управлять своим умом, постоянно

пребывает в обществе своего величайшего врага, и, таким образом, цель его жизни

не достигается. Естественное и изначальное состояние живого существа

заключается в том, что оно выполняет приказы, идущие сверху. И пока ум остается

непобежденным врагом, человек должен служить диктату похоти, злобы, алчности,

иллюзии и т.п. Но когда ум побежден, человек добровольно решает подчиниться

Верховной Личности Бога, которая пребыает в сердце каждого в виде Параматмы.

Занятия истинной йогой приводят к установлению контакта с Параматмой в сердце,

после чего человек начинает повиноватья Ее воле. Тот, кто непосредственно

обращается к сознанию Кришны, естественным образом вручает себя Господу.

джитатманах прашантасйа параматма самахитах

шитошна-сукха-духкхешу татха манапаманайох

джита-атманах - того, кто победил ум;

прашантасйа - того, кто обрел спокойствие посредством такого контроля над

умом; парама-атма - к Сверхдуше; самахитах - полностью приблизился;

шита - в холоде; ушна - в тепле; сукха - в счастье;

духкхешу - в отчаянии; татха - также; мана - в чести;

апаманайох - в бесчестии.

Тот, кто победил свой ум, уже достиг Параматмы, ибо он обрел

спокойствие. Такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и

холодом, почетом и бесчестьем.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...