Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 13 страница



боддхавйам - то, что необходимо понять; ча - также;

викарманах - запрещенной деятельности; акарманах - бездействия;

ча - также; боддхавйам - то, что необходимо понять;

гахана - трудная для понимания; карманах - деятельности;

гатих - ход.

Человеку очень трудно понять хитросплетения деятельности.

Поэтому он должен хорошо знать, что такое действие, что такое запретное

действие и что такое бездействие.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто действительно хочет освободиться из

материального плена, должен понять разницу между действием, бездействием и

запретным действием. Он должен тщательно проанализировать природу деятельности

и ее последствий, а также запретной деятельности, поскольку это очень сложный

вопрос. Чтобы овладеть наукой сознания Кришны и научиться отличать разные виды

деятельности, необходимо постичь свои взаимоотношения со Всевышним. Иными

словами, человек, обладающий совершенным знанием, понимает, что каждое живое

существо является вечным слугой Господа, поэтому его долг - действовать в

сознании Кришны. Вся “Бхагавад-гита” подводит нас к этому выводу. Любые другие,

противоречащие ему выводы и основанные на них действия относятся к категории

викармы, запретной деятельности. Понять все это можно только в общении с

авторитетными наставниками, обладающими сознанием Кришны, которые способны

посвятить нас в тайны деятельности. Получить от них это знание - все

равно, что получить его от Самого Господа. В противном случае, даже самый

разумный человек неминуемо запутается.

ТЕКСТ 18

карманй акарма йах пашйед акармани ча карма йах

са буддхиман манушйешу са йуктах критсна-карма-крит

кармани - в действии; акарма - бездействие;

йах - который; пашйет - увидит; акармани - в бездействии;

ча - также; карма - кармическую деятельность; йах - который;

сах - тот; буддхи-ман - разумный; манушйешу - среди людей;

сах - он; йуктах - находящийся на трансцендентном уровне;

критсна-карма-крит - хотя и занят разнообразной деятельностью.

Тот, кто видит бездействие в действии и действие в

бездействии, является самым разумным среди людей и занимает трансцендентное

положение, хотя и поглощен разнообразной деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, действующий в сознании Кришны, свободен от

оков кармы. Все что он делает, он делает только для Кришны, и потому сам он

не наслаждается плодами своей деятельности и не страдает от ее последствий. По

этой причине его называют самым разумным среди людей, хотя он и занимается

разнообразной деятельностью ради Кришны. Акарма - это деятельность, не

имеющая кармических последствий. Имперсоналисты прекращают заниматься

деятельностью, страшась того, что ее последствия могут стать препятствием на их

пути к духовному самоосознанию, тогда как персоналисты правильно понимают свое

место, считая себя вечными слугами Верховной Личности Бога. Поэтому они

занимаются деятельностью в сознании Кришны. И поскольку все, что они делают,

они делают для Кришны, их служение приносит им только трансцендентное счастье.

Говорится, что люди, занятые такой деятельностью, не стремятся к материальным

наслаждениям. Они сознают себя вечными слугами Кришны, поэтому их действия не

имеют кармических последствий.

ТЕКСТ 19

йасйа сарве самарамбхах кама-санкалпа-варджитах

джнанагни-дагдха-карманамтам ахух пандитам будхах

йасйа - тот, которого; сарве - все;

самарамбхах - старания; кама - основанной на желании наслаждаться;

санкалпа - целеустремленности; варджитах - лишенные;

джнана - совершенного знания; агни - в огне; дагдха - сгоревшие;

карманам - того, чьи действия; там - его; ахух - называют;

пандитам - мудреца; будхах - обладающие знанием.

Тот, кто, действуя, не расчитывает наслаждаться плодами

своего труда, обладает всей полнотой знания. Мудрецы говорят про такого

человека, что все последствия его действий сгорели в огне совершенного

знания.

КОММЕНТАРИЙ: Только тот, кто обладает совершенным знанием, может

понять действия человека в сознании Кришны. Поскольку человек, обладающий

сознанием Кришны, не стремится к наслаждениям, про него говорят, что он сжег

все последствия своих действий в огне совершенного знания - знания о том,

что по своей природе он вечный слуга Верховной Личности Бога. Только тот, кто

понял эту истину, обладает подлинным знанием. Осознание себя вечным слугой

Господа подобно огню, который, вспыхнув, сжигает дотла все последствия нашей

деятельности.

ТЕКСТ 20

тйактва карма-пхаласангамнитйа-трипто нирашрайах

карманй абхиправритто 'пи наива кинчит кароти сах

тйактва - отбросив;

карма-пхала-асангам - привязанность к плодам своего труда;

нитйа - всегда; триптах - удовлетворенный; нирашрайах - не имеющий

прибежища; кармани - в деятельности; абхиправриттах - всегда занятый;

апи - несмотря на; на - не; эва - безусловно; кинчит - что бы

ни; кароти - делает; сах - он.

Отказавшись от привязанности к плодам своего труда, всегда

удовлетворенный и ни от кого не зависящий, он не совершает кармических

действий, хотя и трудится не покладая рук.

КОММЕНТАРИЙ: Освободиться от пут кармической деятельности может

только тот, кто обладает сознанием Кришны и посвящает Кришне все свои действия.

Человек в сознании Кришны действует, движимый чистой любовью к Верховной

Личности Бога, и потому он не привязан к плодам своего труда. Он не заботится

даже о самом себе, во всем полагаясь на Кришну. Такой человек не стремится к

тому, чтобы приобретать вещи, и к тому, чтобы сохранить то, что уже имеет. Он

старается как можно лучше исполнить свой долг, а во всем остальном полагается

на Кришну. Деятельность такого человека не имеет никаких последствий, ни

хороших, ни плохих, как будто он вообще не совершает действий. Это признак

акармы, деятельности, не приносящей кармических последствий. С другой

стороны, любое действие, совершенное не в сознании Кришны, порабощает человека

и, как уже говорилось, относится к категории викармы.

ТЕКСТ 21

нирашир йата-читтатма тйакта-сарва-париграхах

шарирам кевалам карма курван напноти килбишам

нираших - не стремящийся к результатам;

йата - держащий в повиновении; читта-атма - ум и разум;

тйакта - отказавшийся; сарва - от всех;

париграхах - собственнических чувств; шарирам - чтобы поддержать душу в

теле; кевалам - только; карма - деятельность; курван - совершающий;

на - никогда не; апноти - получает; килбишам - результат греха.

Такой, обладающий знанием человек владеет своим умом и

разумом, не считает себя собственником того, что ему принадлежит, и заботится

об удовлетворении только самых насущных потребностей тела. Действуя таким

образом, он избегает греховных последствий своих дел.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не предвкушает

хороших или плохих результатов своей деятельности. Он полностью владеет своим

умом и разумом. Он знает, что, будучи частицей Верховного Господа, он действует

как часть целого и является не исполнителем действий, а лишь орудием в руках

Всевышнего. Когда рука движется, она делает это не сама по себе, а благодаря

усилиям всего организма. Человек в сознании Кришны всегда действует в

соответствии с волей Всевышнего, поскольку не стремится наслаждаться независимо

от Него. Его действия подобны действиям детали в механизме. Как деталь чистят и

смазывают маслом, чтобы сохранить ее в рабочем состоянии, так и человек в

сознании Кришны заботится об удовлетворении насущных потребностей тела только

для того, чтобы продолжать заниматься трансцендентным любовным служением

Господу. Поэтому его действия не имеют кармических последствий. Подобно

животному, он не считает себя даже собственником своего тела. Жестокий хозяин

может убить принадлежащее ему животное, и оно безропотно расстанется с жизнью.

К тому же, оно никогда не обладает полной свободой действий. Человек в сознании

Кришны целиком поглощен духовной деятельностью и у него просто нет времени на

то, чтобы приобретать излишнюю материальную собственность. Чтобы поддержать

душу в теле, ему не нужно добывать деньги нечестным путем. Поэтому он не

оскверняет себя греховными поступками, и его действия не имеют никаких

кармических последствий.

ТЕКСТ 22

йадриччха-лабха-сантушто двандватито виматсарах

самах сиддхав асиддхау ча критвапи на нибадхйате

йадриччха - само собой; лабха - тем, что приходит;

сантуштах - довольствующийся; двандва - двойственность;

атитах - преодолевший; виматсарах - освободившийся от зависти;

самах - невозмутимый; сиддхау - в успехе; асиддхау - в неудаче;

ча - и; критва - совершая действия; апи - хотя; на - никогда не;

нибадхйате - запутывается.

Человек, который довольствуется тем, что приходит к нему само

собой, который никому не завидует, не обращает внимания на двойственность этого

мира, и одинаково встречает успех и неудачу, совершая действия, никогда не

запутывается в их последствиях.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не особенно

заботится даже о том, чтобы удовлетворить потребности своего тела. Он

довольствуется тем, что само приходит к нему. Он никогда не берет взаймы и не

попрошайничает, но честно трудится в меру своих сил и возможностей и

довольствуется тем, что заработано честным трудом. Поэтому он ни от кого не

зависит. Он никогда не допустит, чтобы служение другим стало препятствием для

его служения в сознании Кришны. Однако в служении Господу он готов выполнять

любую работу, оставаясь безразличным к двойственности материального мира. К

проявлениям такой двойственности относятся жара и холод, счастье и страдания.

Человек в сознании Кришны выше материальной двойственности, поскольку готов

сделать все, что необходимо для удовлетворения Кришны. Поэтому он одинаково

встречает успех и неудачу. Эти признаки свидетельствуют о том, что человек

обрел трансцендентное знание.

ТЕКСТ 23

гата-сангасйа муктасйа джнанавастхита-четасах

йаджнайачаратах карма самаграм правилийате

гата-сангасйа - того, кто избавился от привязанности к

гунам материальной природы; муктасйа - освободившегося;

джнана-авастхита - на трансцендентном уровне; четасах - того, чье

знание; йаджнайа - ради удовлетворения Ягьи (Кришны);

ачаратах - совершаемая; карма - деятельность; самаграм - полностью;

правилийате - целиком растворяется.

Действия человека, который избавился от привязанности к

материальным гунам и укрепился в трансцендентном знании, не оставляют после

себя никакого следа, растворяясь в трансцендентном.

КОММЕНТАРИЙ: Полностью развив в себе сознание Кришны, человек

поднимается над всеми проявлениями двойственности и выходит из-под

оскверняющего влияния материальных гун. Такой человек обретает освобождение,

так как осознает свою духовную природу и свои взаимоотношения с Кришной, и

поэтому его ум остается всегда погруженным в сознание Кришны. Соответственно,

все, что он делает, он делает для Кришны, изначального Вишну, и каждое его

действие должно считаться жертвенным актом, ибо цель любого

жертвоприношения - удовлетворить Верховную Личность, Вишну, или Кришну.

Последствия такой деятельности без следа растворяются в трансцендентном и

потому не приносят человеку материальных страданий.

ТЕКСТ 24

брахмарпанам брахма хавир брахмагнау брахмана хутам

брахмаива тена гантавйамбрахма-карма-самадхина

брахма - духовный по природе; арпанам - вклад;

брахма - Всевышний; хавих - масло; брахма - духовном; агнау - в

огне жертвоприношения; брахмана - духовной душой; хутам - принесенное в

жертву; брахма - духовное царство; эва - непременно; тена - им;

гантавйам - которое необходимо достигнуть; брахма - духовной;

карма - деятельностью; самадхина - с полной поглощенностью.

Человек, целиком погруженный в сознание Кришны, непременно

достигнет духовного царства, ибо он полностью отдает себя духовной

деятельности, в которой потребление абсолютно, и все приносимое в жертву

обладает той же духовной природой.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе говорится о том, как деятельность в

сознании Кришны приводит человека к духовному совершенству. В сознании Кришны

много разных видов деятельности, и все они будут описаны в последующих стихах.

Здесь же сформулирован сам принцип деятельности в сознании Кришны.

Обусловленная душа, пораженная материальной скверной, вынуждена действовать в

материальном окружении, но при этом она должна попытаться вырваться из

материального плена. Методом, позволяющим сделать это, является сознание

Кришны. Больного, у которого расстроился желудок от чрезмерного употребления

молока, можно вылечить другим молочным продуктом - простоквашей. Подобно

этому, обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно

исцелить с помощью метода сознания Кришны, описанного в “Бхагавад-гите”. Этот

метод обычно называют ягьей (жертвоприношением), то есть деятельностью,

единственная цель которой - удовлетворить Вишну, или Кришну. Чем больше

живых существ в материальном мире будет действовать в сознании Кришны, то есть

только ради удволетворения Вишну, тем более духовной станет атмосфера этого

мира, благодаря полной погруженности людей в сознание Кришны.

Слово брахма (Брахман) значит “духовный”. Господь духовен по

природе, поэтому лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют

брахмаджйоти, Его духовным сиянием. Все сущее покоится в брахмаджьоти, но

когда это джьоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных

удовольствий, его называют материальным. Этот материальный покров можно

сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны. Поэтому то, что приносится

на огонь сознания Кришны, принимающий эту жертву или подношение, процесс

принятия (или потребления), человек, совершающий подношение, и

результат - все это вместе взятое является Брахманом, или Абсолютной

Истиной. Абсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. Но материя,

используемая в служении Абсолютной Истине, возвращается в свое исходное

духовное состояние. Сознание Кришны - это метод, позволяющий

преобразовать иллюзорное сознание в Брахман, Абсолют. Когда ум полностью

погружен в сознание Кришны, он находится в состоянии транса (самадхи). Любое

действие, совершенное в трансцендентном сознании, назвают ягьей,

жертвоприношением Абсолюту. В атмосфере духовного сознания жертвователь, жертва

(или подношение), принятие жертвенного дара, тот, кто совершает

жертвоприношение или руководит им, а также результат жертвоприношения или его

конечная цель - все становится тождественными Абсолюту, Верховному

Брахману. В этом суть метода сознания Кришны.

ТЕКСТ 25

даивам эвапаре йаджнамйогинах парйупасате

брахмагнав апаре йаджнамйаджненаивопаджухвати

даивам - полубогам; эва - таким образом;

апаре - другие; йаджнам - жертвоприношение; йогинах - йоги-мистики;

парйупасате - прилежно поклоняются; брахма - Абсолютной Истины;

агнау - на огонь; апаре - другие; йаджнам - жертву;

йаджнена - жертвоприношением; эва - таким образом;

упаджухвати - приносят.

Иные йоги прилежно поклоняются полубогам, совершая различные

жертвоприношения, другие же приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ: Как уже говорилось, человека, занятого деятельностью

в сознании Кришны, называют совершенным йогом, или первоклассным мистиком. Но

есть и другие йоги: те, кто совершают жертвоприношения, поклоняясь полубогам,

и те, кто приносят жертвы Верховному Брахману, безличному аспекту Верховного

Господа. Таким образом, существуют различные виды жертвоприношений, которые

совершают люди разных категорий. Такая классификация жертвоприношений в

зависимости от того, кто их совершает, довольно поверхостна. В сущности,

жертвориношение - это деятельность ради удовлетворения Верховного

Господа, Вишну, которого иногда называют Ягьей. Все жертвоприношения можно

разделить на две группы: жертвоприношения, в которых в жертву приносят

материальные предметы и жертвоприношения, совершаемые ради обретения

трансцендентного знания. Люди, обладающие сознанием Кришны, жертвуют

материальной собственностью ради удовлетворения Верховного Господа, а люди,

стремящиеся к временному материальному благополучию, жертвуют собственностью,

чтобы удовлетворить полубогов: Индру, бога солнца и других. Имперсоналисты же

приносят в жертву свою индивидуальность, погружаясь в бытие безличного

Брахмана. Полубоги - это могущественные живые существа, которых Верховный

Господь назначил управлять материальным миром и обеспечивать его теплом, водой,

светом и т.д.. Те, кто жаждет материальных благ, поклоняются полубогам,

совершая рекомендованные в Ведах жертвоприношения. Их называют

бахв-ишвара-вади, что значит “те, кто верит в существование многих богов”.

Другая категория людей, те, кто поклоняются безличному аспекту Абсолютной

Истины и считают полубогов существующими лишь временно, приносят на огонь

Абсолюта свою индивидуальность и, погружаясь в Его бытие, прекращают

индивидуальное существование. Такие имперсоналисты жертвуют свое время на

философские размышления, пытаясь постичь трансцендентную природу Всевышнего.

Иными словами, если карми приносят в жертву материальную собственность ради

материальных удовольствий, то имперсоналисты жертвуют своим материальным

самоотождествлением, ради того чтобы погрузиться в бытие Всевышнего. Для

имперсоналиста жертвенным алтарем является Верховный Брахман, а

жертвой - собственная индивидуальность, сжигаемая в огне Брахмана. Однако

человек в сознании Кришны, подобный Арджуне, жертвует всем ради удовлетворения

Кришны. В результате и его материальная собственность, и он сам - все

приносится в жертву Кришне. Так преданный становится совершенным йогом,

сохраняя при этом свою индивидуальность.

ТЕКСТ 26

шротрадининдрийанй анйе самйамагнишу джухвати

шабдадин вишайан анйа индрийагнишу джухвати

шротра-адини - такие как слух; индрийани - чувства;

анйе - другие; самйама - ограничения; агнишу - на огонь;

джухвати - приносят; шабда-адин - такие как звук; вишайан - объекты

наслаждения; анйе - другие; индрийа - органов чувств; агнишу - на

огонь; джухвати - они приносят в жертву.

Одни [идеальные брахмачари] приносят слух и другие чувства на

огонь обуздания ума, а другие [те, кто ведет регламентированную семейную жизнь]

приносят объекты чувств на огонь чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Представители всех четырех ашрамов: брахмачари,

грихастхи, ванапрастхи и санньяси, должны стать йогами,

трансценденталистами высшего класса. Поскольку человеческая форма жизни дается

людям не для того, чтобы они наслаждались, подобно животным, четыре духовные

ступени жизни (четыре ашрама) постепенно приводят человека к духовному

совершенству. Брахмачари, воспитывающиеся под присмотром истинного духовного

учителя, учатся обуздывать ум, воздерживаясь от чувственных удовольствий.

Брахмачари слушает лишь то, что связано с сознанием Кришны. Поскольку

слушание лежит в основе познания истины, настоящий брахмачари всегда занят

харернаманукиртанам: он слушает, как другие прославляют Господа и сам

возносит Ему хвалу. Он старается оградить себя от материальных звуков, и потому

его слух поглощен трансцендентными звуками “Харе Кришна, Харе Кришна”. Подобно

этому, семейные люди, которые в какой-то мере могут наслаждаться, делают это,

придерживаясь строгих ограничений. Пристрастие к сексу, вину и мясу заложено в

природе человека, но домохозяин, живущий в соответствии с предписаниями

шастр, ограничивает свою половую жизнь и отказывает себе в других

удовольствиях. Поэтому в каждом цивилизованном обществе существует институт

брака, основанный на религиозных принципах, рамками которого должна быть

ограничена половая жизнь. Семейный человек, который ведет ограниченную половую

жизнь и не испытывает привязанности к ней, также совершает ягью, пожертвовав

своим стремлением к чувственным удовольствиям ради более возвышенной, духовной

жизни.

ТЕКСТ 27

сарваниндрийа-кармани прана-кармани чапаре

атма-самйама-йогагнау джухвати джнана-дипите

сарвани - все; индрийа - чувств;

кармани - действия; прана-кармани - движение жизненного воздуха;

ча - также; апаре - другие; атма-самйама - обуздания ума;

йога - связующего метода; агнау - на огонь; джухвати - приносят;

джнана-дипите - в стремлении к духовному самоосознанию.

Те же, кто, желая осознать свою духовную природу, подчиняют

себе ум и чувства, приносят деятельность всех чувств и само дыхание жизни на

огонь усмиренного ума.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь речь идет о системе йоги, создателем которой

является Патанджали. В его “Йога-сутре” душа названа пратьяг-атмой и

параг-атмой. Душу, стремящуюся к чувственным удовольствиям, называют

параг-атмой, но когда та же самая душа становится равнодушной к

удовольствиям, ее именуют пратьяг-атмой. Душа удерживается в теле десятью

воздушными потоками, и ощутить это можно, научившись управлять дыханием.

Система йоги Патанджали учит приемам механического управления воздушными

потоками в теле. С помощью этих приемов можно так отрегулировать движение

воздушных потоков, чтобы все телесные отправления, осуществляемые ими, помогали

душе освободиться от материальных привязанностей. В этой системе йоги

конечной целью является уровень пратьяг-атмы, на котором душа отстраняется от

материальной деятельности. Органы чувств постоянно взаимодействуют с объектами

чувств: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает

вкус, а рука осязает предметы. Таким образом, каждый из органов чувств занят

деятельностью, не связанной с душой. Все это функции прана-вайю. Апана-вайю

движется вниз, вьяна-вайю выполняет функции сжатия и расширения,

самана-вайю поддерживает равновесие, а удана-вайю движется вверх. Человек,

овладевший искусством йоги, использует эти воздушные потоки для того, чтобы

осознать свою духовную природу.

ТЕКСТ 28

дравйа-йаджнас тапо-йаджна йога-йаджнас татхапаре

свадхйайа-джнана-йаджнашча йатайах самшита-вратах

дравйа-йаджнах - ягьи, во время которых в жертву

приносят собственность; тапах-йаджнах - жертвоприношения, которые

выражаются в подвижничестве; йога-йаджнах - жертвоприношения, которые

заключаются в занятиях восьмиступенчатой мистической йогой; татха - таким

образом; апаре - другие; свадхйайа - жертвоприношения, заключающиеся в

изучении Вед; джнана-йаджнах - жертворпиношения, состоящие в усвоении

трансцендентного знания; ча - также; йатайах - просвещенные;

самшита-вратах - налагающие на себя строгие обеты.

Строго храня свои обеты, одни достигают просветления, жертвуя

всем, чем владеют, а другие - совершая суровые аскезы, идя путем

восьмиступенчатой йоги или изучая Веды для того, чтобы обрести трансцендентное

знание.

КОММЕНТАРИЙ: Перечисленные здесь жертвоприношения можно разделить

на несколько категорий. Одни люди жертвуют своей собственностью, занимаясь

благотворительностью. В Индии богатые коммерсанты и члены царских родов

открывают благотворительные заведения: дхарма-шалы, анна-кшетры, атитхи-шалы,

анатхалайи и видья-питхи. В других странах также есть много больниц, домов

престарелых и других благотворительных заведений, которые бесплатно раздают

пищу, дают образование неимущим или лечат их. Все эти виды благотворительной

деятельности называют дравьямайя-ягьей. Есть также люди, которые, стремясь

занять более высокое положение в этом мире или попасть на райские планеты,

добровольно принимают аскезу, соблюдая такие суровые обеты, как чандрайяна и

чатурмасья. Например, человек, давший обет чатурмасьи, не должен бриться в

течение четырех месяцев в году (с июля по октябрь), ему запрещено есть

определенные виды продуктов, принимать пищу два раза в день и выходить из дома.

Так, жертвуя удобствами, человек совершает тапомайа-ягью. Другая категория

людей занимаются различными видами мистической йоги: йогой Патанджали (цель

которой - погрузиться в бытие Абсолюта), хатха-йогой или

аштанга-йогой (позволяющей овладеть некоторыми мистическими силами). Другие

люди регулярно совершают паломничество по всем святым местам. Подобные виды

деятельности получили название йога-ягьи, жертвоприношений для обретения

различных совершенств в материальном мире. Другие люди изучают ведические

писания, прежде всего Упанишады и “Веданта-сутру” или же философию санкхьи.

Такие виды деятельности называют свадхьяйя-ягьей, жертвоприношением, которое

состоит в изучении священных писаний.

Все эти йоги с усердием совершают различные виды

жертвоприношений, чтобы подняться на более высокий уровень жизни. Однако метод

сознания Кришны уникален, поскольку он дает человеку возможность

непосредственно служить Верховному Господу. Ни одно из перечисленных выше

жертвоприношений не поможет человеку обрести сознание Кришны - сделать

это можно лишь по милости Господа и Его чистых преданных. Следовательно,

сознание Кришны трансцендентно.

ТЕКСТ 29

апане джухвати пранампране 'панам татхапаре

пранапана-гати руддхва пранайама-парайанах

апаре нийатахарах пранан пранешу джухвати

апане - в нисходящем воздушном потоке;

джухвати - приносят в жертву; пранам - поток воздуха, выходящий наружу;

пране - в потоке воздуха, выходящем наружу; апанам - нисходящий

воздушный поток; татха - а также; апаре - другие; прана - потока

воздуха, движущегося наружу; апана - и нисходящего воздушного потока;

гати - движения; руддхва - останавливая; прана-айама - к трансу,

который наступает в результате полного прекращения дыхания;

парайанах - склонные; апаре - другие; нийата - регулирующие;

ахарах - потребление пищи; пранан - поток воздуха, движущийся наружу;

пранешу - в поток воздуха, выходящий наружу; джухвати - приносят в

жертву.

Иные, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять

дыханием, принося выдыхаемый воздух в жертву вдыхаемому, а вдыхаемый в жертву

выдыхаемому; в конце концов они полностью перестают дышать и погружаются в

транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят выдыхаемый воздух в жертву

ему самому.

КОММЕНТАРИЙ: Упражнения йоги, которые помогают управлять

дыханием, называются пранаямой; заниматься ею начинают в рамках хатха-йоги,

осваивая различные сидячие позы. Этими приемами йоги пользуются для того,

чтобы обуздать чувства и осознать свою духовную природу. Те, кто занимаются

пранаямой, учатся управлять воздушными потоками в теле для того, чтобы

изменить направление их движения. Апана - это нисходящий воздушный

поток, а прана - воздушный поток, поднимающийся вверх. Йог,

занимающийся пранаямой, учится дышать в обратном направлении, пока потоки

воздуха не нейтрализуют друг друга, придя в равновесие (пурака). Принесение в





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.044 с)...