Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 22 страница



монизма, утверждающую полное равенство Бога и живых существ, руководствуются

неверной, порочной теорией”.

Верховный Господь Кришна является единственным правителем, а все

живые существа находятся у Него в подчинении. Эти живые существа суть Его

высшая энергия, ибо их сущестование в качественном отношении тождественно со

Всевышним, однако они никогда не достигают равенства с Господом по степени

могущества. Используя грубую и тонкую низшие энергии (материю), высшая энергия

(живое существо) предает забвению свои истинные духовные ум и интеллект. Эта

забывчивость возникает из-за воздействия материи на живое существо. Однако,

когда живое существо освобождается от влияния иллюзорной материальной энергии,

оно достигает стадии, называемой мукти, или освобождением. Ложное эго,

находясь под влиянием материальной иллюзии, думает: “Я есть материя, и

материальные приобретения принадлежат мне”. Оно постигает свое истинное

положение, лишь освободившись от всех материалистических представлений, в том

числе и от идеи полного равенства с Богом. Поэтому можно сделать вывод, что в

“Гите” подверждается природа живого существа как одной из многочисленных

энергий Кришны и когда эта энергия очищается от материальной скверны, она

обретает полное сознание Кришны, т.е. достигает освобождения.

этад-йонини бхутани сарванитй упадхарайа

ахам критснасйа джагатах прабхавах пралайас татха

этат - эти две природы; йонини - чей источник

рождения; бхутани - все созданное; сарвани - все; ити - таким

образом; упадхарайа - зная; ахам - Я; критснасйа - все включающий в

себя; джагатах - мира; прабхавах - источник проявления;

пралайах - уничтожение; татха - так же, как.

Все созданные существа берут свое начало в этих двух

природах. Знай со всей определенностью, что Я - начало, и Я - конец

всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ: Все существующее порождено материей и духом. Дух есть

основное поле творения, и материя творится духом. Дух не возникает на

определенной стадии развития материи. Напротив, этот материальный мир

проявляется лишь на основе духовной энергии. Материальное тело развивается

благодаря тому, что дух присутствует в материи; ребенок постепенно становится

юношей, а затем мужчиной из-за присутствия этой высшей энергии, души. Точно так

же полное космическое проявление гигантской вселенной развивается вследствие

присутствия Параматмы, Вишну. Таким образом, дух и материя, которые

объединяются, чтобы дать проявление этой гигантской вселенской форме, являются

по своему происхождению двумя энергиями Господа, и, значит, Господь есть

изначальная причина всего существующего. Малая неотъемлемая частичка Господа,

т.е. живое существо, может явиться причиной возникновения большого небоскреба,

большого завода или даже большого города, но оно не может быть причиной

появления большой вселенной. Причина появления большой вселенной есть большая

душа, или Сверхдуша, Параматма. А Кришна, Всевышний, есть причина всех больших и

маленьких душ. Следовательно, Он - первичная причина всех причин. Это

подтверждается в “Катхе-упанишад” (2.2.13): нитйо нитйанам четанаш

четананам.

маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа

майи сарвам идам протамсутре мани-гана ива

маттах - надо Мной; пара-тарам - высшее; на - не;

анйат кинчит - что-либо еще; асти - есть; дхананджайа - о

завоеватель богатств; майи - во мне; сарвам - все существующее;

идам - что мы видим; протам - нанизано; сутре - на нить;

мани-ганах - жемчужины; ива - наподобие.

О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Все

покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

КОММЕНТАРИЙ: Существуют широко известные разногласия по поводу

того, имеет ли Высшая абсолютная истина природу личностную, или же Она

безличностна. Что касается “Бхагавад-гиты”, то Абсолютная истина определяется в

ней как Личность Бога, Шри Кришна, и это подтверждается в тексте повсеместно. В

частности, в данном стихе подчеркивается тот факт, что Абсолютная истина есть

личность. Также и в “Брахма-самхите” дается подтверждение тому, что Личность

Бога есть Высшая абсолютная истина: ишварах парамах кришнах

сач-чид-ананда-виграхах т.е. Высшая абсолютная истина, Личность Бога, есть

Господь Кришна, Господь изначальный, источник всей радости, Говинда и вечный

образ совершенного блаженства и знания. Эти авторитетные источники не оставляют

никаких сомнений по поводу того, что Абсолютной истиной является Высшая

личность, причина всех причин. Однако имперсоналисты приводят доводы,

основывающиеся на положении Вед, заключенном в “Шветашватаре-упанишад” (3.10):

тато йад уттаратарам тад арупам анамайам/йа этад видур амритас те бхаванти

атхетаре духкхам эвапийанти. “В материальном мире Брахма, первозданное живое

существо во вселенной, считается наивысшим среди полубогов, человеческих

существ и низших животных. Однако выше Брахмы стоит Трансцендентное, не имеющее

материальной формы и не затронутое какой бы то ни было материальной скверной.

Каждый, кто сумеет познать Его, также станет трансцендентным, а кто не знает

Его, будет подвергаться страданиям материального мира”.

Имперсоналисты особо подчеркивают слово арупам. Но это арупам

не безлично. Оно указывает на трансцендентную форму вечности, блаженства и

знания, как это описано в процитированном выше отрывке из “Брахма-самхиты”.

Другие стихи в “Шветашватаре-упанишад” дают подтверждение этому следующим

образом:

ведахам этам пурушам махантам

адитйа-варнам тамасах парастат

там эва видван ати мритйум эти

нанйах пантха видйате 'йанайа

йасмат парам напарам асти кинчид

йасман нанийо но джйайо 'сти кинчит

врикша ива стабдхо диви тиштхатй экас

тенедам пурнам пурушена сарвам

“Я знаю Верховную Личность Бога, которая трансцендентна ко всем

материалистическим понятиям, представляющим тьму. Только тот, кто знает Его,

может преодолеть оковы рождения и смерти. Нет иного пути к освобождению, кроме

как через познание Высшей личности”.

“Нет истины, стоящей над Высшей личностью, ибо

Господь - наивысший. Он меньше мельчайшего, и Он больше величайшего. В

Своем положении Он подобен безмолвному дереву, и Он озаряет трансцендентное

небо. Как дерево простирает свои корни, так и Он распространяет Свои обширные

энергии”.

Из этих стихов можно заключить, что Высшей абсолютной истиной

является Верховный Господь, вездесущность которого обеспечивается Его

многочисленными энергиями, как материальными, так и духовными.

расо 'хам апсу каунтейа прабхасми шаши-сурйайох

пранавах сарва-ведешу шабдах кхе паурушам нришу

расах - вкус; ахам - Я; апсу - в воде;

каунтейа - о сын Кунти; прабха - свет; асми - Я есть;

шаши-сурйайох - солнца и луны; пранавах - три буквы а-у-м;

сарва - во всех; ведешу - Ведах; шабдах - звуковая вибрация;

кхе - в эфире; паурушам - способность; нришу - в человеке.

О сын Кунти, Я - вкус воды, Я - свет солнца и

луны, слог “ом” в ведических мантрах. Я - звук в эфире и талант в

человеке.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе объясняется, каким образом Господь

проявляет Свою вездесущность посредством Своих различных материальных и

духовных энергий. Всевышний может быть предварительно осознан через Его

различные энергии; таким образом постигается Его безличностный аспект. Подобно

полубогу солнца, который является личностью и воспринимается посредством его

вездесущей энергии, солнечного света, Господь, хотя Он и пребывает в Своей

вечной обители, воспринимается через Его распространяющиеся всепроникающие

энергии. Основное качество воды - ее вкус. Никто не любит пить морскую

воду, так как ее чистый вкус смешан со вкусом соли. Стремление к воде зависит

от чистоты ее вкуса, и этот чистый вкус представляет собой одну из энергий

Господа. Имперсоналист воспринимает присутствие Господа в воде через ее вкус, а

персоналист помимо этого еще и восхваляет Господа за то, что Он проявил Свою

милость и предоставил человеку вкусную воду для утоления жажды. Вот как следует

воспринимать Всевышнего. Фактически, между персонализмом и имперсонализмом нет

никакого противоречия. Познавший Бога понимает, что безличностная концепция и

личностная концепция одновременно присутствуют во всем, и что между ними нет

противоречия так учит Господь Чаитанйа в Своей высшей доктрине: ачинтйа-бхеда

и абхеда-таттвам - одновременное единство и различие.

Свет солнца и луны также изначально исходит из брахмаджйоти,

безличного сияния Господа. И пранава, или трансцендентный звук омкара,

которым начинается каждый ведический гимн, обращается ко Всевышнему. Поскольку

имперсоналисты боятся обращаться ко Верховному Господу Кришне по Его

неисчислимым именам, они предпочитают произносить трансцендентный звук омкара.

Но они не понимают, что омкара - это звуковой образ Кришны. Полномочия

сознания Кришны простираются повсеместно, и благословен тот, кто овладел

сознанием Кришны. Тот же, кто не знает Кришны, пребывает в иллюзии, и таким

образом, знание Кришны есть освобождение, а неведение о Нем - оковы.

пунйо гандхах притхивйам ча теджашчасми вибхавасау

дживанам сарва-бхутешу тапашчасми тапасвишу

пунйах - изначальный; гандхах - аромат;

притхивйам - земли; ча - также; теджах - жар; ча - также;

асми - Я есть; вибхавасау - в огне; дживанам - жизнь;

сарва - во всех; бхутешу - живых существах; тапах - аскетизм;

ча - также; асми - Я есть; тапасвишу - в аскетах.

Я - изначальный аромат земли, и Я - жар огня.

Я - жизнь всех живущих, и Я - тапасья всех аскетов.

КОММЕНТАРИЙ: Пунйа означает “то, что не подвержено разложению”;

пунйа есть изначальное. В материальном мире все имеет некоторый запах или

аромат, как, например, аромат цветка, земли, воды, огня, воздуха и т.д. Аромат,

не содержащий в себе примесей, изначальное благоухание, пронизывающее все, есть

Кришна. Точно так же всему присущ определенный изначальный вкус, и этот вкус

можно изменить, добавляя химические вещества. Таким образом, в своем

первозданном виде все имеет некоторый запах или благоухание и определенный

вкус. Слово вибхавасу означает “огонь”. Без огня невозможна работа заводов,

мы не в состоянии приготовить пищу и т.п. этот огонь есть Кришна. Согласно

ведической медицине, несварение желудка возникает вследствие пониженной

температуры в области живота. Поэтому огонь необходим даже для переваривания

пищи. В сознании Кришны мы начинаем отдавать себе отчет в том, что земля, вода,

огонь, воздух и всякая деятельная составная часть, все химические вещества и

все материальные элементы происходят от Кришны. Продолжительность жизни человека

также определяется Кришной. Поэтому милостью Кришны человек может продлить свою

жизнь или же сократить ее. Таким образом, сознание Кришны действенно для всех

областей.

биджам мам сарва-бхутанамвиддхи партха санатанам

буддхир буддхиматам асми теджас теджасвинам ахам

биджам - семмя; мам - во Мне;

сарва-бхутанам - всех живых существ; виддхи - попытайся понять;

партха - о сын Притхи; санатанам - изначальное, вечное;

буддхих - разум; буддхи-матам - назумного; асми - Я есть;

теджах - доблесть; теджасвинам - могущественных; ахам - Я есть.

О сын Притхи, знай, что Я - изначальное семя всего

живущего, разум разумных и доблесть могущественных людей.

КОММЕНТАРИЙ: Слово биджам означает “семя”; Кришна - семя

всего существующего. Существуют различные живые существа, движущиеся и

неподвижные. Птицы, звери, люди и множество других живых существ относятся к

движущимся; деревья и растения - к инертным, так как они не могут

двигаться, лишь стоят на одном месте. Каждое живое существо принадлежит к

одному из 8400000 видов жизни некоторые из них - движущиеся, а

некоторые - неподвижные. Однако во всех случаях семя их жизни есть Кришна.

Как сказано в ведической литературе, Брахман, или Высшая абсолютная истина,

есть то, из чего все исходит. Кришна является Парабрахманом, Высшим духом.

Брахман безличен, но Парабрахман - личность. Имперсональный Брахман

пребывает в личностном аспекте - так утверждает “Бхагавад-гита”. Поэтому,

изначально, источником всего является Кришна. Он - корень. Подобно корню,

который поддерживает все дерево, Кришна, будучи изначальным корнем всего

существующего, поддерживает все, что находится в материальном проявлении. Это

также находит подтверждение в ведической литературе (Катха-упанишад, 2.2.13):

нитйо нитйанам четанашчетананам

эко бахунам йо видадхати каман

“Он - изначально вечный из всех вечных. Он - высшее

живое существо среди всех живых существ, и Он один поддерживает жизнь во всем.

Человек ни на что не способен, если он не обладает ом, а Кришна также

говорит, что Он - корень всякого разума. Если человек не обладает

разумом, он не может понять Верховную Личность Бога, Кришну.

балам балаватам чахамкама-рага-виварджитам

дхармавируддхо бхутешу камо 'сми бхаратаршабха

балам - сила; бала-ватам - сильного; ча - и;

ахам - Я есть; кама - страсти; рага - и привязанности;

виварджитам - свободных от; дхарма-авируддхах - не против религиозных

принципов; бхутешу - во всех существах; камах - половая жизнь;

асми - Я есть; бхарата-ришабха - о повелитель Бхарат.

Я - сила сильных, свободных от страсти и желания.

Я - половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам, о повелитель

Бхарат (Арджуна).

КОММЕНТАРИЙ: Сила могучего человека должна применяться для защиты

слабых, а не для нападения в личных интересах. Точно так же, половые отношения,

согласно религиозным принципам (дхарма), предназначены для рождения детей, а

не для каких-либо иных целей. Ответственность родителей состоит в том, чтобы

развить в своих отпрысках сознание Кришны.

йа чаива саттвика бхава раджасас тамасашча йе

матта эвети тан виддхи на тв ахам тешу те майи

йе - все те; ча - и; эва - непременно;

саттвиках - в добродетели; бхавах - состояния существования;

раджасах - в гуне страсти; тамасах - в гуне невежества;

ча - также; йе - все, что; маттах - из Меня; эва - непременно;

ити - таким образом; тан - те; виддхи - попытайся узнать;

на - не; ту - но; ахам - Я; тешу - в тех; те - они;

майи - Мне.

Знай, что все состояния бытия, будь то состояния добродетели,

страсти или невежества, есть проявления Моей энергии. Я, в некотором смысле,

все, но независим. Я не подвластен гунам этой материальной природы, но,

напротив, они находятся во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Все виды материальной деятельности в мире

осуществляются под воздействием трех гун материальной природы. Несмотря на

то, что эти гуны материальной природы исходят от Всевышнего, от Кришны, Он не

подвергается их влиянию. Так например, по законам государства человек может

быть наказан, но царь, законодатель, не подчиняется этим законам. Точно так же

гуны материальной природы - добродетель, страсть и

невежество - порождаются Всевышним, Кришной, однако Сам Кришна не

подвластен материальной природе. Поэтому Он - ниргуна, что означает,

что эти три гуны, хотя и исходят от Кришны, Его Самого не затрагивают. Такова

одна из особых черт Бхагавана, Верховной Личности Бога.

трибхир гуна-майаир бхаваир эбхих сарвам идам джагат

мохитам набхиджанати мам эбхйах парам авйайам

трибхих - три; гуна-майаих - состоящими из гун;

бхаваих - видами существования; эбхих - все эти; сарвам - целая;

идам - эта; джагат - вселенная; мохитам - завороженная; на

абхиджанати - не знает; мам - Меня; эбхйах - над этими;

парам - Всевышнего; авйайам - неисчерпаемого.

Введенный в заблуждение тремя гунами (добродетелью, страстью

и невежеством), весь мир не знает Меня, стоящего над этими гунами и

неисчерпаемого.

КОММЕНТАРИЙ: Весь мир околдован тремя гунами материальной

природы. Введенные в заблуждение этими тремя гунами не в состоянии понять,

что Всевышний, Кришна, трансцендентен по отношению к материальной природе.

Каждое живое существо, находящееся под влиянием материальной

природы, имеет определенный тип тела, и определенный тип психической и

биологической деятельности. Имеется четыре класса людей, действующих в рамках

трех гун материальной природы. Всецело пребывающие в гуне добродетели

называются брахманами. Находящиеся полностью под влиянием гуны страсти

называются кшатриями. Те, кто пребывают как в гуне страсти, так и в гуне

невежества, именуются вайшьями, а полностью находящиеся в невежестве

называются шудрами. Ниже этого стоят животные и люди, жизнь которых подобна

жизни животных. Однако указанные подразделения не являются постоянными. Человек

может быть брахманом, кшатрием, вайшьей или кем бы там ни было - в любом

случае эта жизнь временна. И хотя жизнь временна, и мы не знаем, кем станем в

следующей жизни, все же под воздействием иллюзорной энергии мы рассматриваем

себя с точки зрения телесной концепции и потому называем себя американцами,

индийцами, русскими или же считаем себя брахманами, хинду, мусульманами и т.д.

Если мы оказываемся опутанными гунами материальной природы, мы забываем о

Верховной Личности Бога, стоящей над всеми этими гунами. Поэтому Господь

Кришна говорит, что живые существа, введенные в заблуждение тремя гунами

природы, не понимают, что за материальным фоном находится Всевышний.

Существует множество различных видов живых существ - люди,

полубоги, животные и т.д. - и все они находятся под воздействием

материальной природы, все они забыли о трансцендентной Личности Бога.

Пребывающие в гунах страсти и невежества, и даже находящиеся в гуне

добродетели не способны преодолеть представление об Абсолютной истине как о

безличном Брахмане. Эти люди приходят в замешательство перед лицом Всевышнего в

его личностном аспекте, которому присущи вся красота, богатство, знание, сила,

слава и отречение. Если даже добродетельные люди не в состоянии понять этого,

то что же говорить о тех, кто находятся в страсти и невежестве? Сознание Кришны

трансцендентно по отношению к трем гунам материальной природы, и тот, кто

поистине утвердился в сознании Кришны, тот действительно достиг освобождения.

даиви хй эша гуна-майи мама майа дуратйайа

мам эва йе прападйанте майам этам таранти те

даиви - трансцендентный; хи - непременно;

эша - этот; гуна-майи - состоящий из трех гун материальной природы;

мама - Мою; майа - энергию; дуратйайа - очень трудно превзойти;

мам - Меня; эва - непременно; йе - те, кто;

прападйанте - предаются; майам этам - эту иллюзорную энергию;

таранти - преодолеют; те - они.

Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из

трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти

из-под ее влияния.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога обладает неисчислимыми

энергиями, и все эти энергии божественны. Живые существа являются частью Его

энергий, и потому их природа божественна, но, несмотря на это, вследствие

соприкосновения с материальной энергией, их изначальные высшие способности

оказываются скрыты. Находясь под покровом материальной энергии, невозможно

преодолеть ее влияние. Как было указано ранее, и материальная природа, и

природа духовная, проистекая от Верховной Личности Бога, вечны. Живые существа

принадлежат к вечной высшей природе Господа, но в результате осквернения низшей

природой, материей, их иллюзия также вечна. Поэтому обусловленная душа

называется нитйа-баддха, или вечно обусловленная. Никто не может проследить

историю ее перехода в обусловленное состояние в какой-то определенный момент

развития материального мира. Поэтому ее освобождение от оков материальной

природы чрезвычайно затруднительно, несмотря на то, что материальная природа

представляет собой низшую энергию. Так происходит потому, что материальная

энергия, в конечном счете, находится в подчинении высшей воли, преодолеть

которую живое существо не в состоянии. Низшая материальная природа определяется

здесь как божественная вследствие того, что она связана с божественным и

приводится в движение божественной волей. Направляемая божественной волей,

материальная природа, несмотря на то, что она - низшая, обладает столь

удивительной способностью строить и разрушать космическое проявление. Веды

подтверждают это следующим образом: майам ту пракритим видйан майинам ту

махешварам. “Хотя майа (иллюзия) и преходяща, ее основа есть верховный

волшебник, Личность Бога, Махешвара, высший правитель” (Шветашватара-упанишад,

4.10).

Другое значение слова “гуна” - веревка. Поэтому следует

понимать, что обусловленная душа крепко связана веревками иллюзии. Человек,

скованный по рукам и ногам, не может освободиться самостоятельно, ему нужна

помощь того, кто не связан. Так как один связанный не может помочь другому,

необходимо, чтобы спаситель был свободен. Поэтому только Господь Кришна или же

Его истинный представитель в лице духовного учителя способны освободить

обусловленную душу. Без такой высшей помощи живое существо не может

освободиться из пут материальной природы. Преданное служение, или сознание

Кришны, поможет получить освобождение. Кришна, будучи властелином иллюзорной

энергии, способен приказать этой непреодолимой энергии освободить обусловленную

душу. Он повелевает предоставить освобождение, будучи безгранично милостив по

отношению к душе, вручившей себя Ему, и вследствие Своей родительской любви к

живому существу, которое изначально является возлюбленным чадом Господа.

Поэтому отдать себя лотосным стопам Господа - единственное средство для

освобождения из оков суровой материальной природы.

Также важными являются слова мам эва. Мам означает “только

Кришне (Вишну)”, а не Брахме или Шиве. Несмотря на то, что Брахма и Шива

занимают очень высокое положение и находятся почти на одном уровне с Вишну, эти

воплощения раджа-гуны (страсти) и тама-гуны (невежества) не способны

предоставить обусловленной душе освобождение от оков майи. Другими словами, и

Брахма, и Шива также находятся под влиянием майи. Лишь Вишну является

хозяином майи поэтому Он один может освободить обусловленную душу. Веды

(Шветашватара-упанишад, 3.8) подтверждают это положение словами там эва

видитва, или “свобода возможна только через понимание Кришны”. Даже Господь

Шива утверждает, что освобождения можно достичь только милостью Вишну. Господь

Шива говорит: мукти-прадата сарвешам вишнур эва на самшайах - “Нет

сомнения, что Вишну есть тот, кто предоставляет освобождение всем”.

на мам душкритино мудхах прападйанте нарадхамах

майайапахрита-джнана асурам бхавам ашритах

на - не; мам - Мне; душкритинах - неверующий;

мудхах - глупые; прападйанте - предаются; нара-адхамах - низшие

среди людей; майайа - илюзорной энергией; апахрита - украдено;

джнанах - чье знание; асурам - демоническую; бхавам - природу;

ашритах - принимая.

Только лишенные разума неверующие, последние из людей, чье

знание украдено иллюзией, и которым присуща безбожная природа демонов, не

вручают себя Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В “Бхагавад-гите” сказано, что просто склонившись к

лотосным стопам Верховной личности, Кришны, возможно преодолеть суровые законы

материальной природы. В связи с этим возникает вопрос: почему эрудированные

философы, ученые, бизнесмены, управляющие и прочие руководители обыкновенных

людей не склоняются к лотосным стопам Шри Кришны, всемогущей Личности Бога?

Мукти, или освобождение от законов материальной природы - вот к чему

стремятся предводители человечества, и для достижения этого они избирают

различные пути, строят великие планы и проявляют большую настойчивость на

протяжении многих лет и жизней. Но если это освобождение можно обрести, всего

лишь склонившись к лотосным стопам Верховной Личности Бога, то почему же эти

разумные и трудолюбивые лидеры не прибегают к такому простому методу?

“Гита” дает ответ на этот вопрос со всей прямотой. Истинно

ученые руководители общества, такие, как Брахма, Шива, Капила, Кумары, Ману,

Вйаса, Девала, Асита, Джанака, Прахлада, Бали и в более поздние времена

Мадхвачарйа, Рамануджачарйа, Шри Чаитанйа и многие другие, являющиеся

подлинными философами, политиками, просветителями, учеными и т.д., склоняются к

лотосным стопам Верховной личности, всесильной власти. Те же, кто в

действительнсти не являются философами, учеными, просветителями, управляющими и

т.д., но лишь выставляют себя таковыми ради материальной выгоды, не признают

замысла, пути Всевышнего. У них отсутствует представление о Боге они лишь

создают свои собственные мирские планы и вследствие этого усложняют проблемы

материального существования своими тщетными попытками их разрешить. Поскольку

материальная энергия (природа) чрезвычайно могущественна, она способна

оказывать сопротивление осуществлению основанных на собственных желаниях планов

атеистов и расстраивать замыслы “органов планирования”.

Эти создатели планов описываются здесь словом душкритинах, или

“неверующие”. Крити обозначает того, кто выполнил достойную поощрения работу.

Не верующие в Бога создатели замыслов иной раз проявляют большой ум и также

достойны похвалы, ибо любой обширный план, будь он плох или хорош, требует для

своего исполнения умственных способностей. Но поскольку мозг атеистов

используется не по назначению, а в противоположность замыслу Всевышнего, такой

атеистически настроенный создатель планов называется душкрити, что указывает

на то, что его разум и старания неверно направлены.

В “Гите” ясно указывается, что деятельность материальной энергии

всецело направляется Всевышним. Она не обладает независимыми полномочиями. Ее

деятельность подобна движению тени, которое определяется движением предмета.

Тем не менее, материальная энергия очень сильна, и атеист, в силу своей

безбожной природы, не способен понять, каким образом она действует он также не

может постичь замысла Всевышнего. Под воздействием иллюзии, а также гун

страсти и невежества, все его планы терпят крах, как это случилось с

Хиранйакашипу и Раваной, несмотря на то, что с материалистической точки зрения

они оба являлись учеными-эрудитами, философами, правителями и просветителями.

Далее описываются четыре различных категории душкритина, или неверующих:

(1) Мудхи - это чрезвычайно глупые люди, надрывающиеся

на тяжелой работе, подобно вьючным животным. Такие люди желают наслаждаться

результатами своего труда и не хотят поделиться ими со Всевышним. Типичным

примером вьючного животного является осел. Хозяин заставляет это послушное

животное тяжело трудиться. В действительности осел даже не знает, для кого он

день и ночь выполняет столь тяжкую работу. Он довольствуется пучком травы,





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...