Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ричард С. Е. Сэндбах 8 страница



В этих землях жили многочисленные древние народы, но для нас сейчас важнее всего иудеи, ассирийцы, халдеи, персы и мидяне.

Иудеи после исхода из Египетского плена заселили большую часть Палестины, однако им так и не удалось завоевать ее полностью, даже в дни расцвета их державы при Царе Давиде и его сыне – Царе Соломоне. После смерти Соломона приблизительно в 930 г. до н. э. Народ Израиля разделился на два государства – Иудею на юге, где проживали два колена народа, и Израиль на севере, где остались жить остальные десять колен. Эти два государства находились между собой в состоянии постоянной войны. Северное царство было несравненно больше по территории, а в южном жили только колена Иуды и Вениамина, но при этом именно в южном царстве находился Иерусалим, отстроенный Давидом для того, чтобы стать столицей его царства, предназначенный для того, чтобы стать городом Храма, замысленного Давидом и возведенного сыном его Соломоном впоследствии. Необходимо отметить, что в период, предшествовавший Вавилонскому пленению, у иудеев не было системы синагог, то есть молельных домов и домов религиозных собраний по всей стране; единственным молельным зданием был Иерусалимский Храм, Дом Господень, и каждый иудей обязан был идти именно туда, и только туда, для молитв и жертвоприношений всякий раз, когда таковых требовал от него Закон. Также необходимо помнить и о том, что многие иудеи втайне или даже открыто поклонялись также и местным языческим божествам, и пророки, чью роль мы рассмотрим несколько позже, постоянно напоминали их правителям о долге их по отношению к Господу Богу, выведшему народ их из Египта, земли рабства, в "землю, текущую молоком и медом".

Богатство этой земли привлекало к ней взоры других народов; она располагалась между Египтом, некоторое время владевшим ею, и могущественными новыми силами, образовавшимися к востоку от Палестины. Вавилонское царство представляло особой достаточно свободный союз трех провинций, располагавшихся на берегу Персидского залива, в низовьях Тигра и Евфрата на юге Месопотамии. Столицей его был город Вавилон в низовьях Евфрата. В верховьях же этих рек, между Малой Азией и Персией, в то время располагалась Ассирийская держава, многие века враждовавшая с Вавилонским царством. Наконец, ассирийцы захватили Вавилон, а потом, в 732 г. до н. э., - сирийский Дамаск, что позволило им впоследствии совершать набеги на северные области Царства Израильского, чья столица, Самария, пала под их ударами в 722 г. до н. э., то есть через 200 лет после смерти Соломона; население Царства Израильского было уведено захватчиками на восток и вскоре совершенно растворилось среди народов победившей державы – десять колен просто исчезли со страниц истории. В апокрифической Книге Товит живо и подробно рассказывается о жизни иудеев под гнетом ассирийцев.

В период наивысшего могущества Ассирийская империя включала в себя Египет, Сирию, большую часть Палестины и юго-восточную часть Малой Азии. На юге она простиралась до самого Персидского залива. Однако Иудее удавалось сохранять некоторую, в основном, номинальную, независимость, в значительной степени, благодаря стратегическому гению Царя Давида, избравшего ее столицу столицей своего, тогда еще единого, царства, и нерушимой вере народа Иудеи в свою участь Богоизбранного народа, несмотря на то, что время от времени они пренебрегали верой в Бога Истинного. Храм, центр и средоточие религиозной веры древних иудеев, являлся истинным свидетельством Богоизбранности народа Израиля и центром его религиозного влияния на окрестные народы, пусть даже многие его украшения и части убранства были разграблены войсками завоевателей или отданы в качестве дани или контрибуции победителям. Однако именно его роль как центра религиозной жизни иудеев и послужила причиной полного и совершенного его уничтожения впоследствии.

Ассирийская империя просуществовала до 600 г. до н. э., чтобы пасть под ударами набиравших силу халдейских захватчиков, вскоре воссевших на престоле в Вавилоне. Халдея представляла собой плодородную равнину в устьях Тигра и Евфрата, влиятельную сельскохозяйственную область Вавилонской империи. Халдеям удалось победить ассирийцев при помощи мидян, небольшого народа Персидской империи, недавно сбросившего ассирийское иго и теперь с готовностью помогавшего всякому стремящемуся к тому же. Халдеи воцарились в Вавилоне, и высшей точки расцвета их империя достигла при Навуходоносоре Великом, правившем сразу после свержения ассирийской династии, в котором он сам принимал живейшее участие. Именно по его приказу были разрушены Иерусалим и его Храм. Иоаким, Царь Иудейский, сдал ему город 16 марта 597 г. до н. э., и Навуходоносор увел его и многих знатных иудеев пленниками в Вавилон, а также забрал практически все храмовые сокровища и царскую казну. В Иерусалиме он возвел на трон марионеточного правителя, Царя Седекию, который восстал против своего владыки девять лет спустя, и ассирийцам снова пришлось вторгнуться в Иудею и осадить Иерусалим. Осада длилась 18 месяцев, и горожане страдали от голода и слабели с каждым днем. Вскоре ассирийцы вошли в город, разграбили, разрушили и сожгли его полностью, включая Храм, и ушли прочь, оставив Иерусалим на волю пустынных ветров.

Мидяне же продолжали процветать в своей земле к востоку от Вавилона. История их неразрывно связана с историей персов. Приблизительно через 12 лет после смерти Навуходоносора царем мидян стал персидский военачальник Кир, которому для этого пришлось свергнуть с престола своего тестя, тогдашнего мидийского правителя. Кир был исполнен честолюбивых военных замыслов: вскоре он пошел войной на Вавилон и без всякого труда захватил его в 539 г. до н. э., так что, как видите, Халдейской империи, играющей столь важну. Роль в нашей легенде, было отпущено всего 100 лет существования. Кир и его наследники расширили империю на восток до самой Индии и на запад – до Европы. Их южная граница пролегала там, где находится северная граница современной Аравии. Также им подчинялся Египет и большая часть юго-восточного побережья Средиземного моря.

Осталось упомянуть еще о двух народах. Во-первых, это греки, жители самостоятельных городов-государств, погрязших в междоусобных войнах, в конечном итоге приведших к их падению. Они образовали несколько колоний на восточном побережье Малой Азии и на островах западного Средиземноморья. Это был народ-мореплаватель, и именно это его качество позволило ему через 60 лет после падения Вавилона остановить расширение Персидской империи на Запад, победив в битве при Саламине в 480 г. до н. э. Десятью годами ранее греки потерпели от персов поражение в наземной битве при Марафоне. Эти два сражения воистину изменили ход мировой истории, поскольку они не только определили рост и развитие северной греческой области Македонии, но также и отвлекли внимание основных могущественных держав того времени от маленького, но быстро растущего италийского поселения под названием Рим, который между тем постепенно набирал силу. Почитаемые южными греками варварами, - а это было самое грубое оскорбление в словаре ранних европейских цивилизаций, - македонцы, однако, были крайне воинственным народом, и как только могущественные города-государства материковой Греции, истощенные междоусобицами и беспорядками, начали демонстрировать первые признаки упадка, Македония устремилась к силе и власти. Приблизительно через полтора века после Саламинской битвы молодой гениальный полководец, которому было суждено остаться на страницах истории под именем Александра Великого, разгромил Персидскую империю и на короткий срок установил свое единоличное правление во всех землях, о которых мы здесь рассуждаем.

Во-вторых, необходимо упомянуть о финикиянах, торговавших по морю во всем средиземноморском регионе и за его пределами и образовавших несколько торговых колоний-поселений на побережье, из которых для нас наибольший интерес представляет собой город Хирама – Тир, богатый и влиятельный порт, выстоявший и не сдавшийся никому из завоевателей до тех пор, пока Александр Македонский не захватил и не разрушил его в ходе своего восточного похода.

Греки и финикияне ограничивали расширение Персидской империи, умело пользуясь своим преимуществом на море. Таким образом они создали все предпосылки для последующий македонских завоеваний и распространения греческого влияния на все то, что мы в наши дни называем Ближним Востоком. Даже иудеи испытывали на себе эллинистическое влияние, пусть впоследствии они и отвергли его, возвратившись к своим традиционным религиозным и этическим ценностям, что было крайне непросто во время Вавилонского пленения и что наглядно демонстрирует целеустремленность и энтузиазм этого народа в его стремлении сохранить свою религию и культуру. Эти качества очень пригодились иудеям по окнчании пленения.

Мы видим, что в данном регионе все перемены протекали скорее подобно катаклизмам, чем постепенно, однако вплоть до захвата Иерусалима Навуходоносором его иудейское население хранило верность своим древним религиозным заповедям и обычаям, блюло свою избранность, мало общалось с окрестными народами, а Храм оставался центром сопротивления захватчикам и борьбы за независимость, пусть даже правители Иудеи и совершали ритуальные реверансы в сторону окрестных владык. В тяжкие дни Храм служил иудеям живым и явным напоминанием о том, что Дом их Господа находится в Иерусалиме и что они суть Его Избранный народ, пребывающий под Его защитой и опекой; к сожалению, время от времени они уклонялись от чистой и истинной веры в Него, а потому нуждались в постоянных напоминаниях о том, что Он может и перестать защищать их, если они не будут во всем следовать Его заповедям.

Разрушение Храма Навуходоносором имело своей первостепенной целью уничтожение национального самосознания иудеев и фактически убийство их Бога. Однако халдеям было недоступно понимание того, что Бог иудеев – это не их языческие идолы, что разрушение города и Храма принесет совершенно противоположный ожидаемому результат, поскольку попав в столь страшную беду, иудеи не только не растворились в народе захватчиков, но лишь более тесно объединились между собой, сторонясь влияния извне и строго храня свои обычаи и веру. Их интеллектуальные, финансовые и административные способности оказались востребованы руководством империи, и народ Иудеи в пленении вскоре обрел вес в обществе и влияние. "При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе", - рыдал псалмопевец, но также иудеи помнили и пророчество Иеремии, что через 70 лет пленение закончится, и полагали, что такова истинная воля Господня. В годы пленения они вспоминали свою историю и историю своей религии, впервые записав их, таким образом, именно в Вавилоне появилось на свет большинство книг Библии. В отличие от ранее уничтоженного северного царства, население Иудеи ни на минуту не забывало про Иерусалим и Храм Господа в нем, и старшие рассказывали о них младшим, передавая культурную и религиозную традицию из уст в уста; в этом народу помогали пророки, жившие как в Иудее, так и в самом Вавилоне.

Феномен пророческого дара был в то время отличительным свойством народа Иудеи. У других народов были собственные жрецы и предсказатели, неплохо зарабатывавшие на своем даре. Вообще пророки считались совершенно отдельным народом. Считалось, что они вдохновлены Господом, их устами излагавшим Свою волю. Во ее исполнение пророки часто гневно обличали народ за скверны его и говорили нелицеприятную правду прямо в глаза правителям. Позже, когда государство стало жесткой централизованной монархией, пророки стали подвергаться нешуточным преследованиям, и многие были изгнаны из страны, заключены в тюрьмы или даже казнены за критику абсолютного монарха. Однако влияние их было бесспорно, ибо они в самом прямом смысле слова воплощали совесть и религиозное самосознание народа, зачастую нечистую совесть, между прочим. Они безжалостно порицали царей, священников и народ за всякие проступки, таким образом способствуя сохранению древних традиций, как религиозных, так и исторических, в противном случае, эти традиции со временем непременно умерли бы. Их почитали и боялись, о чем свидетельствует вопрос, заданный Самуилу, когда тот пришел в дом Иессеев помазать Давида на царство: "Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой?". Пророки были хитроумными политиками и беспристрастными судьями, им была дарована способность читать знаки грядущих времен, и когда нравственное разложение народа и его правителей навлекло на их головы национальную трагедию, ранее предсказанную ими, авторитет их лишь возрос. Значение пророков подчеркивается в степени Царственного Свода правящим триумвиратом царя, пророка и священника – Божественной, светской и религиозной власти.

По правде говоря, Иудея того времени была так мала и так незначительна для политических процессов Азии, - о чем мы, дети библейской цивилизации, столь часто забываем, - правители ее столь часто предавались роскоши и безделью, столь многочисленны были заговоры и придворные интриги, что единственной реальной властью в стране были как раз пророки. Необходимо помнить о стабилизирующем влиянии, которое они оказывали на население, а также о том, что они постоянно настаивали на сохранении верности древним религиозным заповедям и традициям, на сохранении иудеями памяти о том, что они суть народ, избранный Богом, даже в час невзгоды. Предсказание пророка о том, что Вавилонское пленение закончится и народ возвратится в Иерусалим, определил самосознание иудеев, пребывающих в Вавилоне, как временных жителей той земли, всего лишь путников, знающих, что, несмотря на силу и могущество победителей, на их постоянные усилия, направленные на то, чтобы лишить иудеев их древней веры и национального самосознания, они все равно возвратятся домой. Поэтому они исполнились радости, когда, незадолго до предсказанного завершения их пленения, Вавилон пал, а новый правитель Кир решил отойти от политики переселения покоренных народов, исповедовавшейся его предшественником на престоле. Иудеи поспешили воспользоваться представившейся возможностью.

Необходимо кратко описать Вавилон времен правления Навуходоносора Великого, потому что он был центром империи, где на протяжении более чем 60 лет проживали колена Иуды и Вениамина, и его роскошь, могущество и величие определенно производили на них огромное впечатление. Этот город был центром тогдашней азиатской цивилизации, он поражал воображение красотой и могуществом. Некоторые источники утверждают, что городская стена была 50 км длиной, хотя современные археологи оспаривают эти данные. Перед стеной был вырыт ров с проточной водой. Греческий историк Геродот утверждает, что стены достигали 200 локтей в высоту и 50 локтей в толщину, а поскольку современные исследователи приравнивают локоть к 45 см, вы можете высчитать, - если, конечно, Геродот не преувеличивает, а он склонен это делать, - что высота стен составляла около 90 м, а толщина – 21 м. Мари Рейно в своей крайне интересной книге "Природа Александра" (The Nature of Alexander) пишет, что высота стены составляла около 120 м, а толщина – 45 м. Как бы то ни было, стена действительно была огромна и неприступна. По ней могла проехать колесница, запряженная четверкой лошадей.

Город, который увидели плененные иудеи, был недавно перестроен и восстановлен Навуходоносором. В городе были широкие прямые улицы, застроенные домами в 3 и даже в 4 этажа. Через город протекал Евфрат, который пересекали многочисленные мосты. Главная улица, предназначенная для дворцовых процессий и военных парадов, носила имя главного бога халдеев – Мардука, или Бэла. Она вела к главному храму империи, куда были доставлены из Иерусалима сокровища Храма и священные храмовые сосуды. Согласно библейской Книге Даниила, гости последнего вавилонского царя Валтасара пили из храмовых сосудов вино во время застолья, когда появилась знаменитая надпись на стене.

Этот великий и величественный город Кир, Царь Персидский, захватил без осады и фактически без всякого сопротивления в 539 г. до н. э. В то время там жило много иудеев, зачастую, подобно пророку Даниилу, занимавших высокие государственные посты в империи; легенда гласит, что Зоровавель был начальником личной стражи царя, а Неемия – царским кравчим. Время от времени, правда, иудеи подвергались религиозным преследованиям, о чем свидетельствует, например, история пребывания Даниила в львином логове; и даже после возвращения в Иерусалим первой партии освобожденных иудеев, свидетельствует Книга Есфири, некому Аману удалось убедить царя отдать приказ в определенный день умертвить всех иудеев в империи, и предотвратить массовую бойню удалось только царице Есфири, иудейке по рождению. Аман закончил свои дни повешенным на древе, предназначенном им для отца Есфири, а нам осталась поговорка "вздернули выше Амана".

Несмотря на свою обычную для того времени жестокость, персы, в общем и целом, были гораздо менее агрессивны по отношению к плененным народам, чем ассирийцы, а также вполне терпимы в религиозном плане. В любом случае, политические соображения заставили Кира и его наследников мириться с религиозными верованиями порабощенных народов, мудро пользуясь ими для сохранения единства своей империи и заселения ее приграничных районов.

Иудеи увидели исполнение древнего пророчества, пусть даже Вавилон и не был разрушен, - ассирийская династия пала, а посему им предстояло сделать все возможное для того, чтобы завоевать покровительство новой власти и получить от нее разрешение возвратиться на родину и восстановить святой Храм. С точки зрения Кира, этому ничто не препятствовало, ибо, оставаясь пленниками в Вавилоне, иудеи могли начать угрожать спокойствию державы, а будучи отправлены в Иерусалим, они стали бы охранять западные границы персидской державы от посягательств неусыпно следящего за развитием событий в Азии ревнивого и алчного Египта. Через год после завоевания Вавилона Кир отдал приказ отпустить иудеев на родину. Первая партия отправилась в путь приблизительно в 538 г. до н. э., через 60 лет после падения Иерусалима и 50 лет после окончательного разрушения Храма Царя Соломона.

Я описал все эти события очень кратко и схематично, но сейчас мы подходим к описанию событий, которые крайне важны для нас, поэтому мы остановимся на них несколько подробнее. Необходимо подчеркнуть, что все приводимые даты крайне неточны и оспариваются многими историками, в особенности даты, указываемые Неемией, но я не хотел бы утомлять вас описанием научных споров и дискуссий, так что просто буду исходить из вероятности той или иной датировки на основе уравновешивания версий.

Ездра писал приблизительно 80 лет спустя, что первая партия возвращавшихся в Иерусалим иудеев состояла из 50 000 человек на 736 лошадях, 245 мулах, 435 верблюдах и 6720 ослах, - настоящий караван. Однако беды и тяготы народа Иудеи не закончились с возвращением на родину (Ездра пишет, что следующей партии для этого потребовалось около четырех месяцев). Они отошли на 600 км от Вавилона, и только тогда поняли, что фирман – царский указ, дарованный им Киром, - не везде встречал полное и беспрекословное повиновение со стороны местных правителей, пребывающих в панике и еще не оправившихся от крушения некогда всемогущей и нерушимой, как им казалось, империи ассирийцев, а потому вечно стремящихся перестраховаться от греха. Их беспокоила перспектива восстановления иерусалимского Храма и городских стен, особенно в свете всем известных национализма и гордыни иудеев. Это строительство противоречило интересам региональной политики империи и всем нормам тогдашней международной политики. Естественно, местные властители старались насколько возможно задержать возвращение иудеев в Иерусалим, беспрестанно обращаясь с жалобами в Вавилон.

Кир выдал свой фирман Шешбацару, вероятно, сыну Царя Иудейского Иоакима и дяде Зоровавеля; нам о нем мало что известно, и он не играет никакой особой роли в библейской истории; скорее всего, он умер еще до начала восстановления города и Храма. Но Зоровавель и Иисус, сын Иоседеков, немедленно по возвращении установили на развалинах Храма жертвенник и приступили к религиозным обрядам, согласно древней традиции. Они и, возможно, Шешбацар (см. Книгу Ездры, 5:16) заложили фундамент Второго Храма к огромной радости всего народа. Это действие вызвало взрыв гнева со стороны местных властей, и строительство Храма пришлось приостановить вплоть до особого распоряжения из Вавилона. В то время престол империи занимал Камбиз (а не Артаксеркс, как пишет Ездра), который повелел иудеям приостановить работы, потому что в прошлом они были известны как народ буйный и непокорный. Но пророк Аггей и Захария, не упомянутый, кстати, в нашем ритуале, убедили Зоровавеля и Иисуса продолжать работы, а когда местный правитель выдвинул в этой связи свои законные претензии, они предъявили ему указ Кира. Храм же в это время "строится из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро, и с успехом идет в руках их"[41]. Новый царь, Дарий, приказал немедленно провести розыск в архивах империи, и поиски вскоре привели к обнаружению оригинала указа Царя Кира, вследствие чего Дарий немедленно распорядился позволить иудеям завершить строительство: «Пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три, и ряд из дерева один»[42]. Также он распорядился возвратить в Иерусалим оставшиеся храмовые сосуды, вывезенные из города Навуходоносором и оказывать иудеям всякое вспомоществование в постройке Дома Господня. Больше трудностей со строительством не возникало, и работа была закончена приблизительно в 516 г. до н. э., через 20 лет после начала. Как видите, времени ушло немало.

Где же все это время были Ездра и Неемия, спросите вы. Ответ на этот вопрос удивит многих принимавших участие в наших ритуалах, но не изучавших глубоко историю этого региона в то время. Они оба появились на исторической сцене лишь двадцать лет спустя после только что описанных событий. Ездру отправил в Иерусалим Артаксеркс, правивший с 464 по 423 гг. до н. э., приблизительно в 458 г. до н. э., с заданием "обозреть Иудею и Иерусалим по закону Бога твоего, находящемуся в руке твоей"[43]. Ездра был сведущ в Законе и стойко придерживался заповедей и традиций иудейской религии; он происходил из рода Первосвященников, и история гласит, что лишь его ученые занятия препятствовали ему в возвращении в Иерусалим раньше. Возможно, в путь его позвала тоска по утраченной родине, столь характерная для народа Иудеи в целом, но также вероятно и то, что его обеспокоили сообщения о том, что в Иерусалиме не все в порядке, что не успели еще отстроить Храм, как народ снова впал в идолопоклонство и почитает богов окрестных народов, что чужеземные обычаи снова портят кровь иудейского народа и чистоту Закона. Его обеспокоил имперский фирман, и он тут же засобирался в путь, при этом неустанно убеждая народ Иудеи и его священников раскаяться в заблуждениях и строго следовать духу и букве Закона. Страстный порыв иудеев периода начала восстановления Храма вскоре угас, да и религиозным реформам Ездры не была уготована долгая жизнь.

Позднее, вероятно, около 444 г. до н. э., Неемия, также бывший приближенным при дворе Артаксеркса, исполнился горя, прочитав донесение о том, что городские стены Иерусалима снова были разрушены, а городские врата – сожжены. Он испросил у царя, в то время находившегося в своем дворце в Сузах, что в 300 км от Вавилона, указ, позволявший ему отправиться в Иерусалим и возглавить восстановление стен и врат. По возвращении на родину он приступил к руководству работами, повелев, чтобы строители трудились, держа в одной руке мастерок, а в другой – меч, что было необходимо ввиду нестабильной политической обстановки в регионе[44].

Теперь настало время рассмотреть легенду о Спутниках, содержащуюся в масонских ритуалах. Необходимо помнить, что степень Царственного Свода, судя по всему, была учреждена в XVIII в. В основе ее легенды лежат библейские события, хотя со всей определенностью можно утверждать, что далеко не во всем и не всегда ее можно считать достоверной с исторической и даже с библейской точки зрения. Возможно, в ее основу легли древние легенды, до наших дней не дошедшие, поскольку в Писании и сопутствующих текстах нам не удается найти подтверждение всех ее подробностей. Однако нам точно известно, что в то время среди иудеев настойчиво циркулировали слухи о том, что во время разграбления города и разрушения Храма Навуходоносором не все храмовые сокровища достались захватчикам. В апокрифической Второй Книге Маккавейской, написанной, по крайней мере, 300 лет спустя после возвращения первой партии иудеев в Иерусалим и много лет спустя после покорения Персидской державы Александром Македонским, сказано, что когда для всех стало очевидным скорое падение Иерусалима под ударами ассирийских завоевателей, пророк Иеремия взял из Храма Скинию, Ковчег Завета и алтарь воскурений и «было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие. Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход. Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа»[45].

Это одна легенда. Другая, также излагаемая в этой книге, повествует об алтарном огне. Согласно ей, «когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нем безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место. По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнем потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, тогда он приказал им, почерпнув, принести ее; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились»[46].

Итак, нам известны две легенды, одна – о сокрытии Скинии, Ковчега Завета и алтаря воскурений, и вторая – о строительстве тайной палаты. Легенда о Спутниках определенно относится к гораздо более ранним временам, когда Царь Соломон возвел Первый Храм, и те из вас, кто посвящен в степени Крипты, определенно знают легенду о том, как сокровища попали туда, где они впоследствии были обнаружены, и здесь мы находим явное сходство наших легенд с апокрифическим повествованием, в частности, в вопросе существования тайной палаты и священных сокровищ в ней. Не мы одни храним традицию повествования о сокрытых от захватчиков сокровищах Первого Храма.

От прочих наша легендарная традиция отличается в том, что касается собственно сокрытия и последующего обнаружения священных сокровищ, и, откровенно говоря, лично я предпочитаю нашу версию, не в силу ее большей исторической точности, а скорее потому, что она стройнее, полнее и естественнее прочих. Пускай степень Царственного Свода определенно не является, строго говоря, естественной и традиционной, явно будучи создана искусственно, искусственность в данном случае является следствием необходимости. Как всем нам известно, церемония и легенда третьего градуса символической ложи оставляют впечатление незавершенности, они впечатляют по форме, но не удовлетворяют посвященного по сути, потому что ставят перед ним гораздо больше вопросов, чем предлагают ответов. Относительно этих ответов долгое время ходили неопределенные слухи, вскоре вылившиеся в создание нового градуса. Пусть нам сейчас трудно отделить факты от вымысла, этот градус наставляет нас в очень важных и полезных нравственных уроках.

Только подумайте! Спутники пришли в Иерусалим из Вавилона, богатого и прекрасного города. Иерусалим был для них городом-легендой, о котором отцы рассказывали им истории, столь похожие на сказки, - и нашли его опустошенным, лежащим в руинах и кучах мусора, - живое свидетельство того, к чему приводит неповиновение Господу, выведшему Свой народ из Египетского, а теперь и Вавилонского, пленений. Нет посему ничего удивительного в том, что они готовы были трудиться на любой должности, пусть и самой неквалифицированной.

И они приступили к работе, тщательно расчищая строительную площадку для нового Храма, пока однажды не наткнулись на пластину с резьбой такой красоты и соразмерности, что остановились и далее продолжали с крайней осторожностью. Вскоре они откопали одну, затем другую колонну удивительной красоты, а между ними – проход. Они начали копать в направлении прохода и прошли под еще шестью парами колонн, чтобы оказаться на месте, где во времена Первого Храма находилось Святая Святых, и… ничего. Лишь монолитная каменная плита оказалась перед ними. В отчаянии разочарования один из них ударил по камню ломом, и плита откликнулась глухим звуком, точно за ней была полость. Спутники обнаружили, что плита обработана человеческими руками. Затем они вынули несколько камней и обнаружили тайную палату, а в ней – таинственные сокровища.

Здесь мы видим явное противопоставление степеней символической ложи и Царственного Свода, бренного и вечного. В степенях символической ложи верные Подмастерья разрывают землю и находят там разлагающееся мертвое тело; в степени Царственного Свода Спутники поднимают камни и обнаруживают под землей священный престол и Неизрекаемое Имя. Прочтите ритуал еще раз – и вы обнаружите в нем множество подобных противопоставлений, и все они свидетельствуют о том, что степень Царственного Свода рассматривает философию степеней символической ложи в контексте Вечности. Вот почему так важно и воистину необходимо посвящение в капитулярную степень, ведь, исходя из только что приведенных соображений, посвящения в степени символической ложи определенно недостаточно. Степень Царственного Свода является для степеней символической ложи тем же, чем Иерусалим стал для Вавилона.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...