Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ричард С. Е. Сэндбах 3 страница



Инициатива на этот раз перешла к «современным», и «древние» не могли придумать достойного ответа на нее, потому что к тому времени и так уже извлекли все, что возможно, из своего названия как «Великой Ложи Четырех Градусов». Пять лет спустя, в 1771 г., они активно, но безуспешно вели работы по созданию собственного Великого Капитула, но тот так и остался на уровне комитета или, в лучшем случае, бледной тени их же Великой Ложи; он никогда не являлся самостоятельной и независимой масонской властью, что впоследствии привело к многочисленным трудностям.

Теперь перенесемся в XIX в., когда период раздельного существования двух Великих Лож подошел к логическому концу. В 1813 г. после долгих и тяжких переговоров Его королевское высочество герцог Суссекский, Великий Мастер Первой Великой Ложи, и его брат Его королевское высочество герцог Кентский, Великий Мастер Великой Ложи «древних», объединили свои организации назвав то, что получилось в результате, «Объединенной Великой Ложей Древних Вольных Каменщиков Англии». За год до этого герцог Суссекский, в качестве Первого Великого Принципала делавший в Великом и Царственном Капитуле сообщение о переговорах относительно перспектив объединения, заявил, что после объединения необходимо установить четырехстепенную структуру Ордена; и незадолго перед объединением этот орган «должным образом уполномочил его вести переговоры относительно объединения Великих Лож во имя наивысших интересов блага и процветания масонского Ордена». Конечно, странно, что Великий Капитул наделяет своего главу полномочиями для переговоров об объединении Великих Лож (в то время, кстати, уже достигших согласия в определении условий этого объединения), потому что мы же помним, что, в то время как для «древних» степень Царственного Свода являлась частью масонства Древнего Мастерства, «современные», по крайней мере, официально, не признавали ее таковой и не считали законной власть управляющего ею Великого Капитула. Ничего удивительного нет в том, что после объединения возникло множество споров относительно принадлежности власти над степенью Царственного Свода, и тому имеются многочисленные свидетельства. В Союзном акте отдельно оговаривается, что степень Царственного Свода является частью масонского Ордена, однако конкретный статус этой степени не указывается, и поэтому при том, что теоретически и по закону еще существовал Превосходный Великий и Царственный Капитул, так называемый «Великий Капитул» «древних», фактически представлявший собой комитет Великой Ложи, вообще прекратил свое существование. Лишь в марте 1817 г., почти через четыре года после объединения, был разработан ритуал, в основном, для того, чтобы придать хоть какую-то видимость порядка совершенно беспорядочной ситуации. Члены Превосходного Великого и Царственного Капитула и Великого Капитула «древних» собирались в отдельных комнатах, там открывали каждые – свое собрание, а потом переходили в третью комнату, где их ждал герцог Суссекский, вместе с которым они и приступали к общей работе. Через полгода на своем квартальном собрании Объединенная Великая Ложа рассмотрела вопрос о слиянии двух Великих Капитулов и (возвратимся к ранее цитировавшейся резолюции) «единогласно постановила, что Великая Ложа впредь намерена признавать все решения и постановления Великого Капитула, а также поддерживать, признавать его и помогать ему в работах, пока его уложения и предприятия не противоречат Регламенту Великой Ложи и положениям Союзного акта». Эта осторожная формулировка подчеркивает, что Великая Ложа признает степень Царственного Свода независимой и отдельной от степеней, управляемых Великой Ложей, а также то, что управляющие органы данной степени, равно как и их предшественники, не являлись и не являются сторонами Союзного акта. Таким образом был учрежден орган, ныне именуемый нами Верховным Великим Капитулом, и орден, им управляемый, обрел официальное признание. Но лишь в 1834 г. начали предприниматься шаги к формализации его работы и созданию общего для всех единого универсального ритуала[20].

Последний этап этой истории закончился в 1853 г., когда был принят новый вариант преамбулы к Конституции Объединенной Великой Ложи, в который были внесены изменения в соответствии с духом и буквой Союзного акта.

Ранее в этой главе я говорил уже о необходимости понимания единства и различий между степенями символической ложи и Царственного Свода. Мы видим, что причины разделения этих степеней носят, в основном, чисто исторический характер, однако связывает их между собой нечто гораздо более значимое, а поэтому стечение исторических обстоятельств ни в коем случае не должно мешать нам понимать, что полнота «чистого масонства Древнего Мастерства», при условии явной незавершенности третьего градуса символической ложи, достигается только путем возвышения в степень Царственного Свода. Степень Царственного Свода не только позволяет Мастеру символической ложи усовершенствоваться в знании истории и таинств масонского Ордена, но и более того, позволяет ему осознать масонство как часть Вечности. Возвышение в эту степень следует воспринимать крайне серьезно, и далеко не всякий Мастер Вольный Каменщик оказывается готов к нему сразу после посвящения в третий градус; но если, подчеркну, должным образом проводить в ней работы, эта степень многим может одарить окружающий нас мир, неуверенный в своих целях и ценностях, искренне стремящийся к истине и цивилизации, над которой сейчас нависла как никогда явная угроза. Мы просто предаем свое обязательство исполнять долг по отношению к ближним нашим, если не признаем глубокого смысла и огромного значения этого ордена, не изучаем его учение, тщательно и искренне, дабы впоследствии поощрять других Мастеров символической ложи к вступлению в него. Осознавая, что степени символической ложи предлагают им лишь философию земной нравственности, оставляя их после посвящения с утратой, смертью и отчаянием, они непременно приходят к выводу о том, что в масонстве должно быть и еще что-то, и в таком случае всякий сотоварищ степени Царственного Свода должен быть способен разъяснить им, что эта степень заходит в масонском учении дальше, что ее легенда повествует о возвращении утраченного и что основная идея ее состоит в том, что вся жизнь наша проходит в свете и славе Вечности.

Первым практическим шагом к реализации этого начинания станет, если вы будете носить свой нагрудный знак сотоварища степени Царственного Свода на все собрания лож символических степеней и с готовностью отвечать на вопросы братьев о том, что он значит; предварительно вам необходимо, однако, хорошо подумать над тем, что именно для вас значит членство в этой степени, не теоретически, а на деле. Также необходимо помнить, что это также братский, сотоварищеский орден, а посему, при всем почтении к его «серьезной» стороне, мы должны получать и от работ в стенах капитула, и от застольных собраний, радость и удовлетворение; это находится в полном соответствии с древней традицией, потому что источники свидетельствуют, например, о том, что в старину ежегодный праздник Великого Капитула сопровождался балом и банкетом, куда приглашались все Мастера Вольные Каменщики со своими дамами и которые становились торжеством гармонии и добродетельного веселья, во все времена отличавших всякого истинного Вольного Каменщика и гражданина мира. В степень Царственного Свода Мастеров обычно привлекают не пустое любопытство и даже не зов долга, а твердое знание того, что учение этого ордена исполнено глубокого и возвышенного смысла, равно как и уверенность в том, что нам там хорошо, что мы пользуемся и делимся там всеми благами истинных сердечных братства и сотоварищества, во все времена отличавших наш орден, что мы гордимся высоким званием «сотоварищ».

Современный запон сотоварища степени Царственного Свода с тройной тау и старинный запон с литерами «Т» и «Н» (Templum Hierusalimae), позднее превратившимися в тройную тау

Стан народа Израиля в пустыне под знаменами

Рувима, Иуды, Ефрема, Дана и остальных колен

  1. КАНДИДАТ (1978)

Обязанность Великого Надзирателя выступать на ежегодных ассамблеях Провинциального Великого Капитула с обращением к сотоварищам предоставляет ему неоценимую возможность поблагодарить всех собравшихся за все то хорошее, чем был знаменателен прошедший год, а также выразить пожелания на будущий год, высказать свои советы и иные соображения относительно масонских работ. Я возглавил провинцию Нортгемптоншир и Хантингдоншир в качестве Великого Надзирателя в 1978 г., и после церемонии инсталляции мне оставалось только выразить сердечную благодарность сотоварищам, приехавшим из Лондона специально для того, чтобы провести эту церемонию, а также всем прочим сотоварищам, участвовавшим в организации ассамблеи и приеме многочисленных гостей. Однако у меня оставалось немного времени также и на рассуждения о кандидатах и их приеме в Орден. Здесь я предлагаю вашему вниманию отредактированный вариант этой части своего обращения.

Нет необходимости лишний раз напоминать вам, сотоварищи, о том, что в области членства наш Орден находится в тесной и непосредственной зависимости от голубых лож, точно так же, как и все прочие масонские ордена нашей провинции. Важнее всего для нас в настоящее время почаще думать о том, как привлекать новых кандидатов в наш Орден и потом, после их возвышения, способствовать их неспадающему интересу к работе в Ордене, к занятию офицерских постов и вообще активной деятельности в рамках данной степени. В первую очередь, для этого всем нам самим нужно поразмыслить о том, что Орден значит для каждого из нас, чем он привлекает нас, а также быть способными объяснить и рассказать это потенциальным кандидатам.

Часто кандидатов скорее побуждают вступать в члены капитула, нежели привлекают их туда. Причин может быть множество, например, в противном случае нечем наполнить порядок дня, или кто-то из старших братьев сказал кому-то из Мастеров символической ложи: «А что это ты до сих пор не в капитуле?».Но вот воистину привлечь человека в капитул можно, только если сам хорошо понимаешь и в глубине души осознаешь, что привлекло туда тебя самого. Конечно, для того, чтобы понять это, нужно крепко подумать и разобраться в собственных чувствах, однако попробуйте, - и вы поймете, что это важно, нужно и даже приятно.

О чем же затем говорить с потенциальным кандидатом? Для начала ему можно рассказать о том, что наш Орден рассматривается как развитие и завершение третьего градуса символической ложи, для чего следует посоветовать ему перечитать Преамбулу к Конституциям Великой Ложи. Это можно сделать непосредственно после его возведения в степень Мастера или вскоре после него, например, во время церемонии вручения сертификата Великой Ложи. Если он спросит, что вы имеете в виду, говоря о «завершении третьего градуса», ему можно напомнить о том, что церемония посвящения в степень Мастера символической ложи завершается на мрачной ноте утраты, отчаяния и смерти, а потом сообщить, что в степени Царственного Свода речь пойдет об обретении утраченного и надежде. Но даже в этом случае такой потенциальный кандидат пожелает вступить в Орден, только если он увидит, что вам самим нравится быть его членами, нравится посещать собрания капитула, нравится принимать активное участие в деятельности Ордена в целом, а это значит, в частности, быть хорошо знакомым с ритуалом и его символическим значением, а не просто повторять его наизусть, как попугай.

Забота о кандидате и его опека не прекращается после его возвышения. Если не вовлекать новопосвященного в активную деятельность капитула и братские и сотоварищеские связи, он так и не поймет, для чего прошел новое посвящение, не сумеет достаточно высоко оценить его, скоро устанет и утратит интерес к собраниям. Ничего хуже этого не может произойти с капитулом и его членами. Даже если в порядке дня не значится церемония возвышения, всегда найдется, чем занять время, если только приложить немного труда и мысли. Например, можно посвятить время зодческим работам, толкованию символики знамен, иных символов степени, причем, необходимо привлекать к подобной работе и новопосвященных; а если в помощь ему назначается Бывший Принципал, время от времени подсказывающий нужный ответ, то таким образом находится работа уже для двоих сотоварищей, по окончании которой новопосвященного следует поблагодарить, поздравить с успехом или мягко и дружески указать на недостатки, - и все это служит установлению воистину братских, сотоварищеских отношений между членами капитула.

4. ВЕРХОВНЫЙ ОРДЕН (1979)

Полное название нашего Ордена приводится в Преамбуле к Конституциям Объединенной Великой Ложи Англии (согласно Союзному акту 1813 г. между двумя лондонскими Великими Ложами) как «Верховный Орден Святого Царственного Свода». Для того, чтобы понять значение нашего Ордена для всего братства Вольных Каменщиков, можно для начала разобраться в смысловом наполнении этого названия, которому и была посвящена половина моего обращения к сотоварищам нашей провинции в 1979 г. Реакция сотоварищей на это обращение побудила меня продолжить изыскания в данной области, и последующие мои обращения были посвящены роли Ордена Царственного Свода в современном мире. Работа над этой проблемой была интересной и захватывающей, и вознаграждением за ее проведение стал для меня неподдельный интерес сотоварищей к результатам моих размышлений.

Ежегодная ассамблея предоставляет всем нам отличную возможность оглянуться на прожитый год, заглянуть в будущее, оценить все хорошее и все плохое, что было, с тем, чтобы извлечь уроки, которые претворить в жизнь впоследствии. Сегодня я хотел попросить вас на миг задуматься об официальном названии нашего Ордена – «Верховный Орден Святого Царственного Свода» – и задать себе вопрос: как нам оправдать столь возвышенный титул. Ибо если действительно серьезно поразмыслить над этим названием, просто поражаешься, сколь многое требуется для того, чтобы с достоинством и по праву носить его. Эти слова настолько привычны и обыденны для нас, что частое их использование зачастую ведет к тому, что утрачивается возвышенный смысл, в эти слова вложенный. Всем тем, кто носит название не просто членов, но сотоварищей Ордена со столь звучным титулом, следует серьезно задуматься над тем, оправдывают ли они высокое доверие, оказанное им посвящением в сию степень.

Можно, конечно, принять за отправную точку подобных размышлений утверждение, что «высокий штиль» и превосходные степени часто используются основателями того или иного общества для того, чтобы внушить окружающим и самим себе мысль о превосходстве их организации. Однако исходя из того, что нам известно об истории нашего Ордена, данный аргумент можно с полным правом отмести. Братья, стремившиеся – что естественно и законно, - постигнуть тайны и таинства, на которые лишь намекает церемониал третьей степени символической ложи, искали быть принятыми в капитулярную степень, где эти тайны и таинства раскрывались им в форме собственно ритуалов и наставлений. Чем бы они ни руководствовались, цель их была одна – знание. Вполне вероятно, что после возвышения они чувствовали себя в несколько привилегированном положении по отношению к остальным братьям, однако, в общем и целом, ими управляла совершенно естественная человеческая тяга к совершенствованию в познаниях. Вне всякого сомнения не всякий способен сразу понять глубинный смысл словосочетаний «неизбежность судьбы» и «мир и спасение». Однако ясно и очевидно одно: во время посвящения они обретали не только новые знания, но и, что гораздо важнее, понимание необходимости самостоятельного решения древнейшей в мире головоломки – сути отношений между человеком и его Творцом. В новой степени символы смерти, ранее виденные ими в символической ложи, сменились символами бессмертия. Стоит ли приводить другие доводы в пользу оправданности названия «Верховный Орден»? Мне думается, нет.

Итак, что же такое «Святой Царственный Свод»? Про сам свод все мы отлично все знаем: это арка, прочнейшее связующее звено между братьями символической ложи и их путь к преображению в сотоварищей нашего Ордена. Наименование «царственный» этот свод носит в память троих царственных Великих Мастеров, возведших Первый Храм в Иерусалиме. Наименование «святой», к котором следует относиться со всей серьезностью, свод носит потому, что скрывает алтарь с начертанным на нем Неизрекаемым Именем Господним, в каждом из наших капитулов воплощенный в престоле, расположенном в центре зала собраний, а на сертификате Великого Капитула – в центре мозаичного пола, символизирующего радости и горести бренного земного нашего бытия, тем самым указывая на луч надежды на Жизнь Вечную, всегда сияющий для каждого истинного Вольного Каменщика земной его жизни.

В этом – смысл существования нашего Ордена. Он помещает степени символической ложи в контекст Вечности. Он требует от своих посвященных верности, усердия и умения удивляться, он предлагает нам для размышления один из самых поразительных посвятительных ритуалов, через какие только приходилось проходить кандидату. Как члены Провинциального Великого Капитула вы обязаны тщательно следить за тем, чтобы этот импульс, память о миге посвящения никогда впоследствии не оставляли новопосвященных, но напротив, побуждали их к работе и размышлениям. Это значит, что вам надлежит надзирать за неукоснительным и осмысленным соблюдением ритуала, ибо именно это вкладывается в понятие хорошего владения ритуальной практикой. Если вы занимаетесь отбором кандидатов, это также означает, что вы должны помогать им в «восполнении недостатков», как наставляет нас ритуальное обращение к вновь инсталлированным Принципалам, вы должны привлекать к активной работе как можно больше сотоварищей отдельных капитулов, поскольку это делает работу в них не только гораздо более интересной, но и гораздо более полезной и наставительной для всех участников и зрителей. Кроме всего прочего, вы должны следить за тем, чтобы все церемонии, проводящиеся в капитуле, побуждали сотоварищей к размышлениям. Не стоит отдавать ту или иную часть ритуала на откуп кому-либо одному из сотоварищей, признанному в ней специалисту, но наоборот, побуждать как можно большее количество сотоварищей к тщательному и глубокому изучению и осмыслению ритуала, к его исполнению во имя процветания и блага всего капитула, а не ради благодарности и поощрения кого-либо одного из исполнителей. Кандидат извлечет из посвящения должный урок только в том случае, если ритуал понравится ему, а этот результат достигается только тогда, когда он нравится исполнителям, - ведь общество франкмасонов вообще существует за счет того, что нравится своим членам, в частности, и своей ритуальной практикой.

Современные лом, кирка и лопата; скипетры Принципалов и Платоновы тела

5. ИСТОРИЯ СПУТНИКА (1980)

История Спутника воистину очень драматична, хотя, вероятно, в основном, потому, что мы по привычке обращаем внимание только на ее событийную канву, частенько забывая о том, что она представляет собой череду аллегорий. Всякое исследование символических уроков степени Царственного Свода неизменно открывается этой историей, поэтому теперь мы ею и займемся.

Часто приходится слышать о том, что степень Царственного Свода венчает посвящение в третью степень символической ложи, потому что в ней обретается ранее утраченное. Кандидатам и новопосвященным это объяснение зачастую видится недостаточным, потому что они все равно, даже здесь, ощущают некую незавершенность ритуала посвящения. На определенном этапе развития Ордена ритуал его подвергся пересмотру, и из него было исключено проходное слово, что сделало ритуал еще более трудным для понимания в том, что касается темы утраты и повторного обретения. За многие годы тщательного изучения ритуала и символики степени Царственного Свода я пришел к выводу, что главное в нашем Ордене – не идея физической утраты и последующего обретения чего-либо, а скорее понятие всепобеждающей вечности и нашей собственной вечной жизни. Несмотря на это, Спутники все же нашли нечто, а стало это возможным потому, что Бог Израилев – мне это пришло в голову совсем недавно, а следовало подумать об этом с самого начала, - говорил с Царем Персидским, язычником.

Народ Израиля не был постоянен и упорен в поклонении Господу Богу, выведшему его из Египетского пленения, и во времена, последовавшие за возведением Иерусалимского Храма, даже бывали периоды, когда сам свиток Закона был утрачен: см., например, во 4-й Книге Царств (22:8), где рассказывается о возрождении истинной веры после его повторного обретения в годы правления Царя Иосии, менее чем за 40 лет до разрушения города и Храма войсками Навуходоносора. Поэтому глубочайшего смысла исполнены повествования о повторном обретении свитка Закона и Неизрекаемого Имени Господня; Бог признал и оценил веру истинных сынов народа Израиля и всех иных истинно верующих и даже решил открыть Свою волю человеку, не принадлежавшему к Избранному народу. В 1980 г. я еще не успел придти к этой мысли.

Далее следует первое мое обращение к сотоварищам, посвященное эзотерическому смыслу нашего Ордена. Некоторые изложенные в нем мысли получат дальнейшее развитие в Главе 16 настоящей книги.

После инсталляции нового офицерского состава капитула мы снова начинаем размышлять о том, что сулит нам грядущий год, кто станет преемниками ныне инсталлированных офицеров, и кому мы в сотый раз снова перескажем историю, ранее рассказанную нам во время нашего посвящения – историю, исполненную чудес, однако столь хорошо нам знакомую, ставшую для нас настолько обыденной, что зачастую мы начинаем забывать об ее чудесном смысле и поразительном символизме. Для меня она до сих пор таит в себе множество еще не раскрытых смыслов, и я постоянно учусь у нее чему-то новому и до сих пор не изведанному.

Старинный ритуальный свод Тайной палаты с вынимающимися камнями

(масонский Храм Абергавенни, Уэльс)

На минуту задумайтесь о центральной идее этой истории. Трое людей возвратились из продолжительного пленения в чужой земле, где, по крайней мере, однажды все они подверглись опасности полного истребления потому только, что были иудеями[21]. Они возвратились на руины некогда великого града Царя Давида, где сын его, Соломон, при котором народ Израиля достиг высоты своего величия среди народов древности, возвел Дом Господень, где наконец обрел постоянное пристанище и упокоение Ковчег Завета – наглядное свидетельство и средство заключения Завета меж Господом и Избранным народом. Город сей был для них свят, он был частью истории их народа, и тем более он был ценен для них, что до сих пор они судили о нем лишь по рассказам старцев своего народа; и вот теперь они лицезрели его, Святой Град, град Господа, ранее выведшего народ их из плена Египетского, ныне возвращающего их из пленения Вавилонского, град, где Он предписал пребывать Дому Имени Святого Своего. Они вошли в город и увидели его лежащим в руинах и опустошенным. Там, где раньше стоял символом величия Господа, Бога их, и власти их народа Святой Храм, ныне лежали обломки разграбленных строений и пески пустыни. Все это служило им напоминанием о жестоковыйности их народа, приведшей к пленению и порабощению. Ничего посему удивительного нет в том, что они были рады самой неквалифицированной черной работе – только бы участвовать в восстановлении Святого Храма Иерусалимского.

И вот они ревностно трудятся, убирая нагромождения строительного мусора и обломки камня с того места, где некогда стоял величественный Храм, пока однажды не натыкаются, совершенно случайно, на колонну «удивительной красоты и соразмерности», а потом – на другую такую же, а между ними – проход, затем начинают осторожно продвигаться по этому проходу, который ведет их между еще шестью парами колонн, соединенных сводами. Понимали ли они, что неуклонно продвигаются к месту, где в прошлом находилось Святая Святых Храма? Неизвестно. А потом… ничего. Голый камень. В отчаянии и с досады один из них бьет по каменной плите ломом, и все трое слышат гулкий отзвук, что означает, что за плитой – пустое пространство. Трое каменщиков обследуют плиту и выясняют, что она – рукотворная. После этого они разбирают кладку и обретают давно утраченное сокровище.

Вы заметили здесь извечное противопоставление степеней символической ложи и Царственного Свода, земного и незримого? Когда верные Подмастерья разрыли землю в степени Мастера символической ложи, они обнаружили там лишь мертвое и разлагающееся тело; трое же Спутников, разрыв землю, обнаружили алтарь Господень.

Палата, в которой лежали сокрытыми на протяжении более, чем 500 лет, величайшие сокровища нашего Ордена, практически не имела убранства, но те его элементы, которые все же присутствовали в ней, были исполнены величайшего символизма; только представьте себе престол девственного мрамора, увенчанный золотой пластиной, покрытой пеленой, возложенной на нее… кстати, а кем она была туда возложена? Одним из легендарных Великих Мастеров? Самим Царем Соломоном? Кто знает?.. Особенно сейчас… Да и все равно. Важно то, что все эти годы и престол, и пластина, и пелена пребывали там, хотя никто не подозревал об их существовании, в ожидании сего великого дня их открытия и обнаружения.

Подумайте о том, что происходило за 500 лет до этого мига, когда, согласно нашей легенде, строились сия тайная палата и сводчатый проход в нее. Мало кто знал о них. Мир видел только то, что должен был видеть, а именно величие зримого, наземного Храма, возведенного великим Царем во исполнение веления Господа, Дома Ковчега Господнего Завета под распростертыми крыльями херувимов, здания, чьи дороговизна и величие вызывали восхищение окрестных народов и принесли Соломону славу во всем тогда известном мире. Он стоял в центре Иерусалима, чтобы всякий мог лицезреть его величие и красоту. Покрытый золотом, сияющий и прекрасно украшенный, он был святилищем для всего народа Израиля в век высшего его величия и высшей силы; он призван был вызывать во всех окрестных народах чувства зависти, восхищения и преклонения. Именно для этого был предназначен Храм, как с точки зрения окрестных народов, так и с точки зрения народа Израиля в то время. Он вдохновлял, он был призван вдохновлять, он внушал восхищение и страх Господень, убежденность в силе и славе Его и собственных человеческих слабости и низости.

Однако во все времена, не видимая и не узнанная никем, согласно нашей легенде, под Святая Святых Храма была сооружена для хранения священны тайн палата, которой было суждено пережить величие самого Храма; без всяких внешнего шума и помпы Великие Мастера поместили туда Неизрекаемое Имя Господне и священные свитки, заверив их подлинность своими подписями.

Не имеет значения, насколько последующие века исказили эту легенду. А вот что действительно имеет значение, кроме всего прочего, - это то, что нам необходимо всегда осознавать существенную разницу между внешним видом и внутренней сущностью. Здесь нет никакого противоречия. Храм возвещал всем народам о власти и величии Господа; тайны же и таинства были предназначены их хранителями для тех, кто способен воспринять их. Храм видели все; сокрытое было доступно взору лишь избранных.

Так и должно быть во всем Ордене Вольных Каменщиков. Именно в этом смысле призваны мы вне стен ложи претворять в жизнь те добродетели, в которых нас наставляют в ее стенах; именно в этом смысле призваны мы показывать окружающем миру, кто такие Вольные Каменщики, чтобы люди знали, что даже если они не принадлежат к нашем братству, они всегда встретят у нас сострадание, сочувствие, справедливость и милосердие и узнают, что – при условии, что как Вольные Каменщики мы никогда не проповедуем и не пропагандируем никакую отдельную религию, - мы почитаем всеобщего нашего Творца и поощряем каждого из наших членов к исповеданию религии, в которой он рожден и воспитан.

Позволю себе цитату из обращения Истинно Достопочтенного брата И. Л. Балье, Помощника Великого Мастера Объединенной Великой Ложи Англии, к австралийским братьям в 1985 г.: «Мир считает нас тайным обществом, единственной задачей которого является обеспечение благосостояния масонов и членов их семей, лишенным принципов и основополагающих идей. Мы ждем и ждем притока молодых людей в наше общество, но его не происходит, и не потому, что они не могут себе этого позволить, а потому, что они ничего не знают о том, за что мы выступаем, о нашей нравственной системе и о нашей заботе обо всем роде людском. Я убежден в том, что Орден Вольных Каменщиков требует от нас активной позитивной работы. Дабы отвечать возвышенным принципам, заложенным в нашем законодательстве, мы должны сделать что-то прямо сейчас, чтобы улучшить общество, в котором мы живем, ибо мы не можем просто сидеть и смотреть, как работают другие».

Конечно, как и говорил впоследствии брат Балье, мы должны строго хранить свои тайны и таинства, однако, это ни в коем случае не должно значить, что мы должны настолько погружаться в свои мистерии и настолько отдаляться от окружающего нас общества, чтобы мир в невежестве своем полагал нас сектой, самовлюбленной и ни о ком в мире не заботящейся. Где именно пролегает тонкая граница между «тайной» и «ограничением» – судить самому каждом из нас. Единственное, чего я прошу, это чтобы каждый из вас подумал об этом сам и принял решение сам, и чтобы вы не подвергали недостойному порицанию никого, кто, сообразно собственному пониманию, поместил эту границу чуть дальше или чуть ближе к профанному миру, чем приемлемо или желательно для вас самих.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...