Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ричард С. Е. Сэндбах 1 страница



Richard S. E. Sandbach

UNDERSTANDING

THE ROYAL ARCH

Including the addresses delivered to the

annual Convocations of the Province

of Northamptonshire and Huntingdonshire

during the period 1978 – 1990, when the author was

the ME Superintendent in and over the Province

Ian Allan Lewis Masonic

Hersham, Surrey KT12 4RG

Ричард С. Е. Сэндбах

СМЫСЛ СТЕПЕНИ

ЦАРСТВЕННОГО СВОДА

Издание включает обращения автора ко

всеобщим ежегодным собраниям сотоварищей

провинции Нортгемптоншир и Хантингдоншир

в течение срока пребывания автора

В.: П.: Инспектором данной провинции

в 1978 – 1990 гг.

©1992 – 1998, Ричард С. Е. Сэндбах

©2004, Е. Л. Кузьмишин, перевод

Посвящается Клиффорду Эллему Джонсу,

Бывшему Заместителю Великого Инспектора, и

Бейзилу Реджинальду Диксону,

Бывшему Провинциальному Второму Великому Принципалу

Нортгемптоншира и Хантингдоншира,

с любовью и признательностью за поддержку,

помощь и сотрудничество

Также выражаю благодарность за предоставленные письма и прочие документы, использованные в работе над данной книгой:

Совету по Общим вопросам – за предоставленную брошюру и документы, входящие в Приложения А, В и Г;

компании «Church House Publishing» - за разрешение использовать отрывки из книг «Франкмасонство и христианство», «Теология для межцерковного диалога» и «Мы верим в Бога»;

его высокопреосвященству Уильяму Вествуду, епископу Петерборо, - за разрешение использовать отрывки из его очень важного письма ко мне.

Ричард Сэндбах сейчас пребывает на пенсии, в прошлом был адвокатом. Он женат, имеет двоих сыновей и пятерых внуков. Он был одним из ученых-основателей Манчестерской общедоступной школы. Сам Р. Сэнбах закончил Кембриджский университет (Магистр вольных искусств, Доктор юриспруденции) и Колледж юриспруденции МакМагона Св. Иоанна. Далее его учили двое сыновей, и он надеется на то, что внуки продолжат его образование.

Он является помощником пастора в церкви своего прихода и в течение более чем десяти лет возглавлял епархиальный Финансовый совет Петерборо, членом которого является по сей день.

В Орден Вольных Каменщиков Ричард Сэндбах был посвящен в 1949 г., и он был руководителем масонства Царственного Свода с 1978 г. и масонства Древнего Мастерства – с 1984 г. Также он является членом «Ложи Древности» № 2 и Исследовательской ложи «Quatuor Coronati» № 2076, хорошо известной масонской Исследовательской ложи.

ВВЕДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЯ

Данная книга предназначена, в первую очередь, для франкмасонов, ставших членами капитула и тем самым принятых в число сотоварищей степени Царственного Свода. Включая в себя мои выступления перед ежегодными всеобщими собраниями сотоварищей в течение 1978 – 1990 гг., она излагает некоторые мои рассуждения относительно взаимодействия Ордена Вольных Каменщиков и различных церквей, а также взаимосвязи между учением франкмасонства и религией. В этой области мне ни в коем случае не хотелось бы вступать в полемику с кем-либо из критиков франкмасонства или даже просто пытаться изменить их взгляды, и единственной моей целью является помочь сотоварищам Царственного Свода немного систематизировать и прояснить их собственные взгляды, понять, в чем именно состоят доводы критиков Ордена и, главное, на чем они основаны. Книга нацелена на масонскую аудиторию, но если ее прочтет кто-либо из критиков масонства или других его противников, уверен, он найдет в ней лишь сухое и объективное изложение взглядов, противоположных их мыслям и валу критики, поднявшемуся против Ордена в последнее время, при том, что я ни в коей мере не пытаюсь заставить противников масонства изменить их точку зрения.

Несмотря на то, что Лоуренс Дермотт[1] называл степень Царственного Свода «корнем, сердцем и мозгом франкмасонства», понять суть и значение этого утверждения не всегда бывает легко, если ты не посвящен в нее и в течение некоторого времени не участвовал в ее работах; кое-кто не понимает этого даже при соблюдении данного условия. Не могу утверждать, что я сам был склонен к глубоким размышлениям о смысле этой степени, пока не стал главой провинции Ордена Царственного Свода в 1978 г. и мне не пришлось составлять обращения к сотоварищам провинции Нортгемптоншир и Хантингдоншир на ежегодных всеобщих собраниях. Размышляя над тем, что бы разумное и конструктивное им сказать, я впервые начал всерьез проникать в смысл и дух Ордена.

В то время стандартным ответом на вопрос: «Зачем мне вступать в капитул?» - было: «Затем, что это развитие и завершение третьего градуса и что в этой степени обретаются утраченные тайны»[2]. Ответ этот никогда и никому не казался достаточно убедительным, особенно тем, кто всерьез размышлял об Ордене. Само его название – «Верховный Орден Святого Царственного Свода» (The Supreme Order of the Holy Royal Arch) – служило отличным стартом для размышлений, неизбежно приводивших к мысли о том, что здесь есть над чем крепко подумать, однако считали ли сотоварищи Ордена, что над этим стоит размышлять? Начавшийся в 1979 г. достаточно рискованный эксперимент со всей очевидностью продемонстрировал, что считали, и также об этом свидетельствовали благожелательные отзывы посетителей из других провинций. Постепенно «спекулятивная» тематика начала довлеть в моих обращениях над всеми остальными, и, невзирая на то, что теперь на подготовку каждого уходило значительно больше времени, результат превзошел все мои ожидания и оказался благотворным для окружающих. С течением времени, по крайней мере, я сам начал понимать, что именно имел в виду Дермотт.

С самого начала жизни в Ордене всякого Вольного Каменщика неустанно поощряют к размышлениям о смысле и цели жизни, и всякий капитул Царственного Свода только в том случае будет процветать и развиваться, если его члены будут осознавать предназначение и цели Ордена. Пусть сами церемонии могут вызвать интерес к Ордену и привлечь к нему внимание сотоварищей, они никогда не смогут побудить их к размышлениям о его сути и трудовой энтузиазм.

Когда пришло время уходить с руководящего поста, мне предложили объединить мои обращения к сотоварищам в одну книгу, и действительно, они составляют теперь ее основную часть. Поскольку я практически ничего не менял в них, они скорее остаются речами, обращенными к единомышленникам, чем бесстрастным изложением событий, скорее свидетельствами развития моих взглядов и воззрений, чем готовой и целостной философско-социальной концепцией. У них, однако, есть одно неоспоримое преимущество – краткость, поскольку обращения обычно длились не более десяти минут.

В основу первых двух и последней глав легли не обращения к сотоварищам провинции, а выступление перед епархиальным синодом, куда я был приглашен, чтобы рассказать о франкмасонстве, после бурного обсуждения данного вопроса в генеральном синоде в 1987 г., а также повествования об истории Ордена Царственного Свода и его легендарной основе и важных уроках, которые можно извлечь из его символики. Поскольку каждая глава представляет собой отдельные выступление или статью, неизбежны повторы, однако я решил, что лучше оставить их, чем нарушить последовательность изложения в главах, что может затруднить их чтение в капитулах, если кому-либо из сотоварищей придет в голову зачитывать их там, в особенности «Слово в заключение», помещенное в конце книги.

Над книгой в процессе работы над ней сгустились грозовые тучи, когда начались атаки на франкмасонство со стороны прессы и наиболее радикально настроенных элементов в Англиканской церкви. Это были клирики и прихожане, побуждаемые к критике Ордена искренними (пусть и неверными) убеждениями, основанными, как утверждалось, на теологических разногласиях; некоторые критики масонства претендовали на то, чтобы излагать «общественное мнение», никогда, однако, не отказываясь от вознаграждения за публичное изложение своих взглядов; кое-кто видел в масонстве средство поддержания ненавистной для него стабильности в обществе и с энтузиазмом включался в начавшуюся «охоту на ведьм»; мотивы других были менее очевидны, иногда они были личными, иногда, как говорили, они основывались на каких-то принципах, иногда в их основе лежало убеждение в существовании «масонского заговора», особенности которого целиком и полностью зависели от личных пристрастий и предрассудков того или иного противника Ордена. Это были трудные времена, и не знаю, прав я был или нет, но я полагал своим долгом помогать тем, за кого в определенной мере нес ответственность, понять суть происходящего, в случае необходимости реагировать на критику, всегда сохранять спокойствие и чувство меры, вырабатывать ответы критикам с изложением наших взглядов и нашей позиции. Все это также послужило укреплению самодисциплины, однако, зная, что срок моих полномочий истекает в 1990 г., я должен был сделать «финальный аккорд», и поэтому в 1989 и 1990 гг. я в своих обращениях попытался суммировать все то, что сумел узнать и постигнуть во время исполнения мной этой высокой должности. Однако странствие мое в Ордене в целом еще не завершено, а данная книга, возможно, побудит других отправиться в своих размышлениях еще дальше.

Братьям и сотоварищам провинции Нортгемптоншир и Хантингдоншир в особенности повезло в том, что на протяжении всего времени нашей деятельности мы встречали понимание и поддержку со стороны церковных властей, как на местном, так и на епархиальном уровнях, а также со стороны старающихся сохранить объективность отдельных священников. Я выражаю глубочайшую благодарность всем тем, кто согласился выслушать нас и попытаться понять. Именно это понимание послужило причиной моего приглашения посетить с выступлением епархиальный синод. Это выступление стало началом освещения деятельности франкмасонов в провинции для обширной немасонской аудитории, и поэтому данная книга открывается обновленным и исправленным вариантом этого выступления, а в дальнейшем каждая глава открывается пояснением, когда и перед кем я произносил ту или иную речь.

Конечно, существуют несколько ритуальных версий работ в степени Царственного Свода, и поэтому некоторые сотоварищи Ордена, читатели данной книги, могут увидеть в ней некоторые разночтения с тем, к чему они привыкли в своих капитулах, но учение Ордена едино и поэтому, уверен, непонимания среди них я не встречу.

Слева направо: шотландские знаки товарища Ордена, Первого Великого Принципала и Третьего Великого Принципала

  1. ЦЕРКОВЬ И ФРАНКМАСОНСТВО (1988)

Я никогда не пытался ни скрывать свое членство в масонском Ордене, ни избегать серьезных вопросов, обращенных ко мне по этому поводу. Это было отлично известно, как местным, так и епархиальным церковным властям, и я никогда не подвергался в этой связи никакой критике, будучи на протяжении десяти лет председателем епархиального Финансового совета и помощником викария в своей церкви (каковую должность, как я выяснил, занимают многие другие франкмасоны). Задолго до начала дебатов по вопросу франкмасонства в Генеральном синоде я вступил в переписку с различными церковными властями и вскоре после них, в 1988 г., был приглашен выступить перед епархиальным синодом Петерборо с рассказом об Ордене. Так родилось данное обращение. Оно легло в основу моих размышлений, приведших к написанию последующих речей. Приведенная статистика обновлена и приведена в примечаниях.

На протяжении многих лет сторонние комментарии о франкмасонстве, какие бы неосведомленность или (как это, к сожалению, часто случается) злонамеренность они ни выдавали, оставались без ответа; и несмотря на то, что, в общем и целом, все эти атаки захлебывались в силу отсутствия ожидавшегося отпора, они оставляли после себя нечто, служившее основанием и поддержкой для последующих атак. Большинство мировых религий и философий испытывали время от времени то же самое. Не являлась исключением и христианская церковь в первый период своего существования, например, первых христиан на полном серьезе обвиняли в каннибализме противники, неверно понимавшие их церемонии. Мы же теперь решили, что настало время расчистить развалины прошлых нападений на наш Орден и открыто заявить о наших принципах.

Важно понимать, что, в особенности за рубежом, существуют некие группы, именующие себя масонскими, но не признанные нами и вообще считающиеся мировым масонским сообществом нерегулярными. Причина их нерегулярности в том, что они не соответствуют принципам регулярности в понимании английских Вольных Каменщиков и Великих Лож, с которыми мы пребываем, как это принято говорить у нас, «в состоянии взаимного признания» (in communication). Обычно в признании отказывают по трем основным причинам. Первая – это отсутствие в их законодательствах требования от каждого кандидата на посвящение в них и перед этим посвящением провозглашения своей веры в Высшее Существо. Вторая – это отсутствие там требования, чтобы каждый кандидат при вступлении в них приносил торжественное обязательство на, или перед, открытой книгой священного писания, которую почитает священной и освящающей и скрепляющей таковое его обязательство. Под английской юрисдикцией, то есть в ложах, входящих в Объединенную Великую Ложу Англии, во время собрания перед Мастером каждой ложи лежит открытая Библия; в случае приема в члены ложи иудея или любого другого нехристианина ему для принесения торжественного обязательства предоставляется Книга Священного Закона, которую он полагает священной, в соответствии со своей верой, и которая или располагается перед ним у него на виду, или вручается ему лично. Третья причина отказа в признании состоит в том, что в законодательстве той или иной псевдо-масонской организации отсутствует положение о совершенном неучастии масонства в политике.

Я собираюсь говорить исключительно о франкмасонстве в трактовке английских Вольных Каменщиков, работающих под юрисдикцией Объединенной Великой Ложи Англии, власть которой распространяется на три основных и начальных степени Ордена, то есть «масонство Древнего Мастерства» и степень Царственного Свода, или капитулярную степень, являющуюся развитием и завершением масонства Древнего Мастерства, а следовательно, я не включаю в свое выступление рассказа о некоторых из масонских организаций, упомянутых в отчете Рабочей группы епархиального синода, а именно Древний и Принятый Устав, Рыцарей Храма и Орден Красного Креста Константина, хорошо известные в обществе христианские масонские ордена. Я представляю здесь только масонство Древнего Мастерства и Царственного Свода, а поэтому не обладаю правом говорить ex cathedra [3] за другие ордена.

Если принять мое выступление как выдержанное именно в этих рамках, то все равно закономерно будет сформулировать первый вопрос как «Что такое масонство?». Вам были розданы просветительные брошюры, выпущенные Объединенной Великой Ложей Англии[4]. В них сжато повествуется о многом, очень многом, однако мне бы хотелось в некотором роде «облечь кости плотью», поэтому давайте начнем с общепринятого определения: «Франкмасонство – это нравственная система». Понятие «нравственность» используется здесь в том же значении, что и в Кратком Оксфордском словаре, а именно «нравственное поведение (особенно хорошее)». Наверное, это самое важное, что я собирался вам сегодня сказать, поскольку наиболее серьезные нападки критиков на Орден, по всей видимости, основываются на совершенно беспочвенном предположении, что масонство является, или стремится стать, особой религией[5].

Теперь пару слов об административной структуре. Ежегодно избираемый Великий Мастер обладает большой властью, однако верховным руководящим органом Ордена в этой стране является Объединенная Великая Ложа Англии. Отдельные ложи за пределами Лондона объединены в Провинциальные Великие Ложи, управляемые Провинциальными Великими Мастерами. Обычно мы стремимся не нарушать исторически сложившиеся границы графств, поэтому провинция, управляемая мною, называется «Нортгемптоншир и Хантингдоншир» и включает в себя эти исторические графства и угодья Петерборо и Стэмфорд, так что, вы видите, территориально она в значительной степени совпадает с епархией Петерборо (за исключением Ратленда), но включает в себя также части епархий Эли и Линкольна. Под юрисдикцией нашей провинции работают 66 отдельных лож, и еще три собираются вскоре открыться, что составляет в общем более трех с половиной тысяч членов, и число последних, скорее всего, возрастет в будущем году на 40 %[6]. В 1986 г. в нашей провинции были приняты в число членов Ордена 138 человек[7]. Ежегодно Объединенная Великая Ложа Англии выпускает от 13 000 до 15 000 членских сертификатов новопосвященным по всему миру[8].

Что же касается предварительных требований к кандидатам, мы всегда тщательно выясняем, почему именно человек собирается стать членом нашего Ордена, поскольку, нам не нужны те, кто ищет быть принятым, если мне будет позволено процитировать ритуал, «по меркантильным или каким-либо иным недостойным побуждениям». Человек, желающий стать членом нашего Ордена, обязательно бывает опрошен в открытой ложе, прежде, нежели над ним будет проведена церемония посвящения в Орден, во время которой он должен будет повторить за офицером ложи слова о том, что его желание стать членом Ордена «добрая слава об обществе, в коие он желает вступить, стремление к Знанию и искреннее стремление еще больше и деятельнее служить ближним своим».

Все это, однако, не имело бы никакого смысла, если бы у нас не было каких-то определенных идеалов и стремления наставлять в них наших посвященных. Основы учения нашего Ордена обычно излагаются еще кандидату на вступление в него во время его встречи с комитетом офицеров ложи. В ходе этой встречи он также обязан подтвердить свою веру в Высшее Существо и будет оповещен о своей обязанности и после посвящения в Орден исповедовать веру, в коией был рожден и воспитан.

Также кандидату сообщают о его долге оказывать материальное вспоможествование Ордену, идущее также и на благотворительные нужды, и если он женат, его спрашивают, поддерживают ли его в данном решении его супруга и семья вообще. Ему сообщают, что он должен будет принести присягу в верности нашему обществу и его основополагающим принципам и не раскрывать его тайн и таинств. Он сам имеет право задавать вопросы относительно вышеизложенного или любого другого аспекта деятельности Ордена, и ему будут даны ответы на его вопросы или подробные разъяснения, почему именно такие ответы не могут быть ему даны. Так что, вступая на порог ложи, он в значительной степени уже знает, что его ожидает и что от него ожидается. Также перед принесением торжественного обязательства ему обязательно сообщают, что данное обязательство не включает в себя ничего противного его гражданскому, нравственному или религиозному долгу.

Наши критики обычно с радостью или ужасом набрасываются на обрывки того, что они полагают нашими ритуалами, часто вырывая их из контекста и стараясь вновь обрести оседающую почву под ногами. Однако поверьте мне, видя вживую каждую церемонию, даже если видел ее раньше сто раз, она не может произвести огромного впечатления на любого своего зрителя. Помните также и о том, что ни абзаца мы не читаем с листа, но произносим выученное наизусть, а также то, что исполнители, то есть руководящие офицеры, сменяются ежегодно. Весь ритуал мы учим наизусть, и торжественность и порядок всякой хорошо заранее подготовленной церемонии всегда производят неизгладимое впечатление не только на стороннего наблюдателя, но и на всех ее участников, в особенности, конечно, на кандидата, чьему наставлению в той или иной части масонского учения эта церемония посвящена. Например, в определенном месте церемонии посвящения в первый градус, о котором никогда, впрочем, не упоминают критики масонства, особенно подчеркивается необходимость присутствия в душе каждого Вольного Каменщика чувства братской любви, а в каждой ложе – гармонии, а также соблюдения неизменного масонского долга утешения нуждающихся и падших духом. Наконец, в заключительной части церемонии посвящения, во время так называемого Наставления, кандидату сообщают о том, что всякий Вольный Каменщик обязан исполнять свой долг по отношению к Богу, к своим ближним и к самому себе. Это долгое наставление зачитывает новопосвященному наизусть часто брат, с которым он был хорошо знаком и до посвящения в Орден, и даже сам факт, что ради него этот человек взял на себя труд выучить такой длинный текст, обычно производит на кандидата неизгладимое впечатление.

Рассказывая вам все это, я руководствовался тремя основными мотивами: во-первых, я хотел, чтобы вы поняли, что кандидату на посвящение в общих чертах сообщают заранее, на что он идет и что от него может потребоваться; во-вторых, что критики масонства чаще всего замечательно избирательны в цитировании наших ритуалов, вырывая при этом цитаты из контекста; и в-третьих, что наставления в нравственном долге начинаются с самого первого момента масонской карьеры нового члена Ордена и неизменно сопровождают его на всем ее протяжении.

Далее, несколько слов о ритуалах. Они не претендуют и никогда не претендовали на какое-то там сверхъестественное происхождение или откровение. Все мы знаем, что они разрабатывались на протяжении достаточно длительного времени и что все ритуалы, используемые нами в работе ныне, в основном, были разработаны после 1813 г., когда две существовавшие в то время и соперничавшие между собой Великие Ложи объединились под руководством Великого Мастера Его Королевского Высочества герцога Суссекского и стали называться Объединенной Великой Ложей Англии. Сам Великий Мастер исповедовал христианскую веру, при этом был известным ученым-гебраистом и воистину верным и преданным Ордену Вольным Каменщиком. Он много размышлял над философией и нравственной основой масонства и полагал, что Орден должен быть открыт для всякого верующего в сверхъестественное Сотворение мира, вне зависимости от конкретной исповедуемой им веры. Поэтому он учредил несколько комитетов, состоявших из англиканских священников, в задачи которых входил пересмотр масонских ритуалов в соответствии с этой точкой зрения. Эти ритуалы с тех пор в ходу во всех наших ложах за тем лишь исключением, что из приносимых кандидатами торжественных обязательств были исключены некоторые совсем уж одиозные в своей жестокости символические кары. Напомню, что не только нам приходится иногда стыдиться своего наследия и своей истории: в истории Англиканской церкви был свод из 39 заповедей, который до сих пор, пусть и со скрипом, признается ею и используется в литургической практике. Вернемся, однако, к ритуалам, разработанным по поручению герцога, согласно которым работали в нашем Ордене члены королевской Фамилии, архиепископы (включая, по крайней мере, двоих епископов Петерборо, архиепископа Маги и епископа Спенсера Лисона), священники Англиканской церкви и многих других христианских конфессий, из какового факта можно, по крайней мере, заключить, что они не считали христианство несовместимым с масонством.

Что же касается основополагающих принципов масонского Ордена, то из брошюры вы узнаете, что их, в общем и целом, три, а именно «братская любовь, взаимное вспомоществование и истина». «Братская любовь» здесь означает любовь к ближнему своему в том смысле, который вкладывал в это слово Христос в притче о Добром самаритянине, и ритуал в связи с этим гласит, что она состоит «в том, чтобы творить ближнему своему то же, что бы ты сам желал, чтобы он в подобных обстоятельствах творил тебе самому». Также она включает в себя терпимость к убеждениям и мнению других людей.

Далее о взаимопомощи. Она распространяется отнюдь не только на масонов и членов их семей. Одна из крупнейших наших благотворительных организаций – Благотворительный фонд Великой Ложи (the Grand Charity) – значительную часть своих выплат производит на совершенно не масонские цели. Из бюджета 1987 г. к апрелю на эти нужды было выплачено более 500 000 фунтов стерлингов; 680 000 пошло на вспомоществование членам Ордена и их родственникам и 70 000 – на другие благотворительные нужды[9]. Другая масонская благотворительная организация, Масонский благотворительный трест для мальчиков и девочек (the Masonic Trust for Boys and Girls), осуществляет надзор за более чем 900 детьми и подростками, например, одной из последних является его программа по обеспечению всякой девушки, приезжающей в чужой город для получения образования или на первое рабочее место стабильным и безопасным жильем, желательно с консьержем или привратником.

Титульный лист Библии 1599 г.

Нуждающимся членам Ордена и их родственникам центральными масонскими благотворительными организациями и отчасти – провинциальными фондами обычно предоставляется материальная помощь на ежегодной основе; на балансе этих организаций также состоят 15 домов престарелых. Для больных существует Королевский Масонский госпиталь, в который помещаются нуждающиеся в госпитализации масоны и члены их семей за плату, соответствующую их доходам, и разницу в суммах покрывает пользующийся широкой поддержкой у всех лож Ордена фонд «Новые Самаритяне». Также там могут лечиться и не-члены Ордена.

Не только центральные, но и региональные подразделения Ордена постоянно занимаются как масонской, так и немасонской благотворительностью. В настоящее время средние поступления от лож в провинции в наш Провинциальный благотворительный фонд составляют 10 000 ф/с, и этот фонд имеет право тратить 1 600 ф/с в год на немасонские благотворительные нужды[10].

В каждой отдельной ложе ее Досточтимый Мастер обычно собирает с членов своей ложи взносы в пользу тех масонских и немасонских благотворительных организаций, которые входят в «список Мастера» в год исполнения им данных обязанностей. Мастер сам отбирает данные организации, однако десятая часть общего сбора обычно идет в Провинциальный благотворительный фонд. Да-да, десятина; как видите, эти противные масоны снова передразнивают Церковь.

Благотворительность, конечно, не ограничивается чисто денежными вопросами. В каждой ложе назначается Дародатель, и в обязанности его входит наблюдение за тем, чтобы никогда и ни в чем не нуждался никто из пожилых, больных или испытывающих иные трудности братьев. Я обычно прошу Дародателей в своей провинции во время посещения братьев, в нужде пребывающих, брать с собой кого-либо из молодых братьев, чтобы те смотрели, как на практике претворяется в жизнь данный наш принцип, как эти несчастные братья не теряют с остальными связи, как они чувствуют, что их не забывают и о них заботятся; даже вдовы наших усопших братьев зачастую живо интересуются жизнью ложи и ее новостями. Также я прошу братьев наших лож организованно оказывать помощь пожилым людям в своих городах и селах.

Третий основополагающий масонский принцип – это Истина. Кратко, емко, понятно. Но что это такое? Как вы помните, этот же вопрос волновал и Пилата, и думаю, знай он, что его вопрос обретет в мире такую популярность, особенно после известных комментариев Фрэнсиса Бэкона, он бы ни в коем случае не стал его задавать. Вне всякого сомнения, и я не буду пытаться ответить на него, вместо этого обратив ваше внимание на слова апостола Павла из его Послания к Филиппийцам (4:8): «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте». Всякий масон, христианин он или нет, я уверен, с радостью подпишется здесь под каждым словом и будет всегда стремиться именно к этому идеалу. В розданной вам брошюре также говорится о том, что в учении Ордена Вольных Каменщиков Истина увязывается с нравственностью.

Можно было бы много чего еще сказать, однако пора переходить к критическим замечаниям, высказанным рабочей группой[11]. Многие из них основаны на ложной посылке, подразумевающей, что масонство в той или иной степени является религией. Трудно представить себе, как может являться или считать себя религией общество, которое требует от каждого кандидата на вступление в него открытой исповеди своей религиозной веры и продолжения следования ей после вступления. Грань между религией и нравственностью тонка, но она существует. Да, нас обвиняют в религиозном поклонении, однако жизнь всякого христианина и всякое его деяние должно быть актом изъявления и исповеди им его религиозной христианской веры, - в этом наставляет его учение христианской Церкви, и в этом смысле да, масонские работы Вольного Каменщика – христианина представляют собой форму его религиозного поклонения. Однако здесь действительно существует некая проблема, и это должны понимать и масоны, и представители Церкви: это проблема значения и духа церковной молитвы в межцерковном контексте. Во время заседания Синода архиепископ Йоркский совершенно, по моему скромному мнению, справедливо обратил внимание собрания на то, насколько безвкусно был сформулирован данный аспект проблемы в отчете рабочей комиссии (ст. 112)[12]. Однако проблема остается таковой и по сей день. Проблема межрелигиозных отношений гораздо подробнее и красноречивее изложена в брошюре «Мы веруем в Бога», подготовленной к изданию Комиссией по Доктрине Англиканской церкви[13], и там на стр. 13 – 15 сказано: «Между христианской и другими религиозными традициями также существует много точек соприкосновения, вполне достаточно для того, чтобы предположить, что все они в той или иной степени стремятся донести до нас понятие о сверхъестественной реальности, в большинстве из них, пусть под различными именами и с соответствующими различным конфессиям определениями, именуемой Богом. Именно эти точки соприкосновения могут стать элементами положительного опыта взаимодействия между ними, имеющего своей целью наглядно представить людям учение Господа, согласно нашим традициям и Священному Писанию; и это должно вести нас к необходимости открытости и уважения к другим верованиям и соответствующей им религиозной практике… Мы говорим здесь о высшей и предельной Реальности, в Чье бытие мы веруем и к Которой мы ощущаем себя пребывающими ближе в силу дарованного нам Писания и традиций, сохраненных нашей Церковью. Однако если помыслить о том, что именно мы вкладываем во фразу «Мы веруем в Бога», чтобы точнее определить для себя этого Бога, мы вступаем с представителями других религиозных традиций в диалог, имевший место еще на заре христианской эры, который в той или иной степени вполне может иметь место в рамках любой из так называемых «религий Откровения», если такая религия вообще рассчитывает на будущее». В связи с этой цитатой обращаю ваше внимание на Главу 1 розданной вам брошюры, однако не думаю, что как-то искажу ее смысл, если зачитаю оттуда взятую отдельно от контекста цитату: «Каждый истинный масон относится с терпением и уважением к мнениям других и с добротой и пониманием – к своим ближним». Мне кажется, что в этой фразе содержится истинный кодекс поведения всякого христианина – Вольного Каменщика по отношению к брату другого вероисповедания; именно этот принцип позволил братьям обеих Ирландий – Северной и Южной – объединиться под эгидой одной Великой Ложи, именно он позволил не так давно Великой Ложе Израиля избрать своим Великим Мастером брата-араба, а мне он позволил недавно во время торжественного обеда по завершении заседания Верховного Великого Капитула – административного органа степени Царственного Свода в Англии – сидеть за столом между главой степени Царственного Свода в Трансваале и главой масонского Ордена в Зимбабве, причем, меж нами царила совершенная гармония.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 493 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...