Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идея домашней группы



Интерсубъективный мир – это общие смыслы, сформированные в рамках ближней социальной группы на основе общих ценностей данной «домашней группы». Человек одной группы видит объекты иначе, чем человек другой социальной группы.

Феноменологическая социология позволяет изучать, как представители определенных социальных групп, сквозь призму своих биографий (или биографических ситуаций) интерпретируют социальные связи и отношения, многие социальные объекты и явления, а так же то, к каким возможным социальным действиям ведет несовпадение различных образов социальной реальности, включая реальность дома.

Домашняя группа вырабатывает смысловые ориентиры – условия существования любого общества, так как с их помощью люди соотносят себя с окружающим миром. Смысловые ориентиры помогают человеку устанавливать цели, разъяснять сущность интерсубъективного социального опыта, с помощью их человек понимает, что происходит вокруг него, в чем смысл тех или иных явлений. Человек одной домашней группы приобретает определенные смысловые ориентиры, которые могут не совпадать со смыслом жизни другой домашней группы. Отсюда могут возникать проблемы взаимодействия.

9. «Мы»-группа и «Они»-группа

Шюц особо подчеркивает, что для типизации объектов и оценки социальных действий каждый индивид использует ту шкалу измерений, которая характерна для его «домашней» группы, имеющей общие конструкты первого порядка. Однако интерсубъективный мир одной «домашней» группы может существенно отличаться от интерсубъективного мира другой «домашней» группы. Отсюда и проистекает то, что индивид из одной социальной группы («домашней» группы) видит объекты иначе, чем человек из другой социальной группы. Именно благодаря интерсубъективности повседневное знание и жизнь индивидов одной группы отличается от других. Так возникают различия между «Мы»-группа, в которой индивид чувствует себя как дома и «Они»-группа (иная группа, в которой сложно понять конструкты первого порядка её членов, из- за чего возникают опасение и недоверия).

В социологии различия между «Мы»-группа и «Они»-группа (часто они просто называются «Мы» и «Они») трактуются как различия между внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Изучение пары противоположных отношений позволяет наблюдать «перерывы постепенности» в социальной реальности, сравнивать разные самости. Как считает Шюц, при переходе индивида из одной социальной группы в другую ему неизбежно приходится сталкиваться не только с иным социокультурным порядком, но и с тем, что члены новой группы руководствуются своими знаниями, имеют свою, специфическую шкалу измерения значений и социальных объектов. Для пришельца могут возникать и проблемные ситуации, и даже катаклизмы…

Концепция дома

«Возвращающийся домой». Она предполагает приобретение нового жизненного опыта индивида в результате пребывания вне дома. Разрыв пространства и времени, разрыв социально-культурной среды обитания, приобретение нового опыта биографической ситуации может привести к непониманию со стороны «домашней группы». При возвращении и сам возвращающийся домой может не понять свою «домашнюю группу».

«…Мы будем понимать под домом нулевую точку системы координат, которую мы приписываем миру, чтобы найти свое место в нем... Символическая характеристика понятия «дом» эмоционально окрашена и трудна для описания. Дом означает различные вещи для разных людей. Он означает, конечно, отцовский дом и родной язык, семью, друзей, любимый пейзаж и песни, что пела нам мать, определенным образом приготовленную пищу, привычные повседневные вещи, фольклор и личные привычки, - короче, особый способ жизни, составленный из маленьких и привычных элементов, дорогих нам..» [13] При этом социолог подчеркивает, что «…дом означает одно для человека, который никогда не покидает его, другое - для того, кто обитает вдали от него, и третье - для тех, кто в него возвращается…» [14]

Концепция дома может быть использована при изучении проблем реадаптации индивида к своей «домашней группе» после длительного пребывания в других социальных условиях; в рамках одной семьи в условиях трансформации общества представления разных социальных групп могут иметь свой жизненный мир, сове понимание процессов трансформации.

Проблема реадаптации индивидов к своей «домашней» группе после того, как они её покинули, какое- то время жили в иных социальных группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп представляет особый интерес для Шюца. Как складываются интеракции возвращающихся индивидов в свою родную «домашнюю» группу с самыми близкими им прежде людьми? Проблема отнюдь не надуманная.

Прежде всего, Шюц отмечает, что положение возвращающегося отлично от положения чужестранца – последний готов к тому, что этот мир организован иначе, по сравнению с тем, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо – людей, которые жили с ним в одном пространстве и времени. Их интересы и цели были понятны. «…Жить дома – это значит воспринимать другого как уникальную личность в живом настоящем, разделять с нею антиципации будущего в качестве планов, надежд и желаний, наконец, это означает шанс восстановить отношения, если они прерваны. Для каждого из партнеров чужая жизнь становится частью его автобиографии, элементом личной истории…» [15]

«…Домашняя жизнь следует организованным рутинным образцам, она имеет хорошо определенные цели и апробированные средства, состоящие из набора традиций, привычек, институтов, распорядка для всех видов деятельности. Большинство проблем повседневной жизни может быть решено путем следования образцам. Здесь не возникает потребности определять и переопределять ситуации, которые ранее встречались много раз, или давать новые решения старым проблемам, уже получившим удовлетворительное решение. Способом жизни дома управляет не только моя собственная схема выражений и интерпретаций, она является общей для всех членов группы, к которой я принадлежу… Конечно, и в повседневности есть новые ситуации и неожиданные события. Но дома даже отклонения от повседневной рутины управляются способами, с помощью которых люди обычно справляются с экстраординарными ситуациями. Существуют привычные способы реагировать на кризисы в бизнесе, для улаживания семейных проблем, отношения к болезни или даже смерти...» [16]





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 744 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...