Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет феноменологии



Предмет - рефлексирующий индивид, типизирующий окружающий мир в понятия (конструкты первого порядка), на основе индивидуального жизненного опыта (биографической ситуации).

Как известно предмет социологии рассматривает процесс (механизм) формирования феноменов здравого смысла. Как формируется здоровое восприятие повседневного окружающего мира? каким образом люди категоризируют социальную реальность, т.е. дают определение, дают имя этой реальности, каким образом придают определенные значения и смыслы социальным явлениям, как вырабатываются общие смыслы и значения и в какой степени они разделяются другими участниками взаимодействия. Шюц обращает внимание на два способа познания явлений повседневного мира - чувственное познание и рациональное (социологическое). Индивиды входят в контакт с окружающим миром, прежде всего посредством чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения и вкуса. С их помощью начинается познание мира. Однако простое наличие чувств недостаточно для осмысления мира. Если люди будут воспринимать их чувственные ощущения такими, какими они лежат на поверхности, то они столкнутся с неупорядоченной массой впечатлений от цветов, звуков, запахов, ощущений. Чтобы понять и осмыслить окружающий мир, люди организуют его в явления (феномены)(например,»дом».»рек». «работа». «семья»), классифицируют и типизируют их в понятия, которые Шюц и называет «здравым смыслом».. Каждый человек выступает в роли социолога повседневности. Используя типизации, придавая смысл тому или иному предмету или явлению, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что они видят мир таким же здравым образом. Знание здравого смысла, по Шютцу, состоит из конструктов первого порядка (идеальных типов) - обыденных интерпретаций социальных реалий.

«…мир повседневной жизни с самого начала является также и социально-культурным миром, где я связан многочисленными связями с другими людьми, которые либо близко знакомы мне, либо вовсе со мной незнакомы. В определенной степени, достаточной для многих практических целей, я понимаю их поведение, если понимаю их мотивы, цели, предпочтения и планы, возникающие в их биографически-определенных ситуациях. Однако только в особых ситуациях, и к тому же лишь частично, могу я воспринять мотивы других людей, их цели и т.д., короче, те субъективные значения, которые они придают своим действиям в их уникальности. Я могу, однако, воспринять их в их типичности. Для этого я конструирую модели типичных мотивов и целей действующих лиц, даже их личных позиций, частным случаем которых как раз и является их актуальный поступок. Эти типические модели поведения других людей становятся в свою очередь мотивами моих собственных действий, и это ведет к феномену самотипизации, хорошо известному обществоведам под всевозможными наименованиями...» [8]

Шюц считал, что эти конструкты первого порядка крайне важны для выполнения практических задач повседневной жизни. И именно они - конструкты первого порядка являются предметом феноменологического анализа.

На основе интерпретаций и систематизации этих конструктов первого порядка социологи могут сформулировать конструкты второго порядка (идеальные типы научных понятий), составляющие собственно научное знание.

Так становится возможной объективная, рациональная наука о субъективном знании. Эта наука также включает и конкретные методы, приемы сбора информации о знании вообще и повседневном знании, в особенности.

Адекватная коммуникация, адекватное понимание возникают благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира.

При этом сами индивиды создают лишь определенное знание об интерсубъективном мире. В основном это знание (конструкты первого порядка) приобретается в ходе социализации благодаря взаимодействию с другими близкими членами «домашней» группы:

«…Мир (и природный, и социальный) самого начала является интерсубъективным... наше знание о нем так или иначе социализировано. Более того, социальный мир с самого начала является миром значений. Другой человек воспринимается не как организм, а как такой же человек, а его явное поведение воспринимается не как событие в пространстве и времени внешнего мира, а как действия такого же человека, как и мы. Мы, как правило, «знаем», что делает Другой, ради чего он это делает, почему он делает это именно в данное время и в данных конкретных обстоятельствах…» [9]





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 463 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...