Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Б) Расовый фактор



Одной из доминант социальной теории Лебона, наряду с психологизмом, является расовый детерминизм. Подобно многим интеллектуалам своего времени, французский социолог настаивает на особой значимости расового фактора в развитии цивилизации. Он не проводит смысловой границы между понятиями «раса» и «народ»: последний в его трактовке предстаёт по преимуществу биологическим образованием, объединением людей на расовой основе.

Согласно Лебону, каждая расовая общность обладает устойчивым душевным строем, предопределяющим её образ жизни, социальные институты, верования, искусства. Расы не просто различны – они принципиально не равны, располагаются на разных ступенях человеческой и культурной иерархии. Между высшими и низшими – «умственная пропасть».

Низшую ступень иерархии занимают полинезийцы и австралийские аборигены, которые характеризуются «первобытной животностью», неспособностью рассуждать, легковерием, отсутствием критического мышления. Схожими характеристиками обладают, по Лебону, и низшие слои европейских обществ. Ступенью выше находятся негры, у которых обнаруживаются зачатки цивилизации. Ещё выше – монголоиды и семиты. На вершине располагаются индоевропейцы, расовая элита человечества.

В) «Век толп»

Своё время (рубеж XIX-XX веков) Лебон трактует как переходное: грядёт перестройка основ общественной жизни. Уходят религиозные и политические идеи, давшие начало европейской цивилизации. Одновременно осуществляется подбор идейных оснований для будущего общественного строя. Но пока эти новые идеи не превратились в догматы, в обществе будут царить анархия, критицизм и свобода мысли. Это время весьма располагает к выходу на историческую арену нового игрока – толпы. «Наступающая эпоха будет поистине эрой масс» [31, с. 126] – таков диагноз Лебона. Толпа становится силой, определяющей современную жизнь. В условиях демократии массы начинают диктовать правительству его поведение. «Божественное право масс должно заменить божественное право королей» [31, с. 127].

Господство толпы является, по Лебону, симптомом упадка цивилизации и наступления эры варварства. Создателями и охранителями цивилизации всегда были выдающиеся индивиды, горстка интеллектуальной аристократии. Толпа же не способна к интеллектуальной деятельности. Это слепая, бессознательная сила, которая может лишь разрушать. «Цивилизация предполагает существование определённых правил, дисциплину, переход от инстинктивного к рациональному, предвидение будущего, более высокую степень культуры, а это всё условия, которых толпа, предоставленная сама себе, не могла осуществить. Благодаря своей исключительно разрушающей силе, толпа действует, как микробы, ускоряющие разложение ослабленного организма или трупа» [31, с. 128].

Что ждёт европейскую цивилизацию? Является ли торжество толпы временным явлением или началом конца? На это Лебон не даёт однозначного ответа: «Что бы там ни было, мы должны покориться и пережить царство толпы» [Там же].





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 378 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...