Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы логико-экспериментальной социологии



Парето призывает положить конец метафизическим и спекулятивным[41] рассуждениям об обществе, господствовавшим в социально-политической мысли XIX века. Им на смену должны прийти такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность. Сам Парето назвал предложенный им метод социального познания «логико-экспериментальным». Он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила перехода от наблюдений к обобщениям.

Логико-экспериментальная социология Парето строится на следующих принципах.

- Свобода от ценностных суждений. Согласно Парето, присутствие в теории этических и вообще ценностных элементов ведёт к искажению фактов, поэтому их необходимо устранить. В связи с этим он призывает реабилитировать Макиавелли, в своё время настаивавшего на изучении реального, а не должного в общественной жизни. По мнению Парето, вся критика макиавеллизма основывается на непонимании, представляя собой «сентиментальную этическую болтовню» [50, с. 289].

- Строгость. Чтобы стать полноценной наукой, социология должна добиться той степени точности, которая характерна для физики, химии или астрономии. Из всех общественных наук пока только экономической науке удалось приблизиться к этому идеалу. Поэтому именно она должна стать ориентиром для социологии.

- Механицизм. Отношения между социальными явлениями нужно изображать в виде количественных показателей и формул. Социолога должна интересовать не сущность социальных фактов, а их интенсивность, сила и вес. Понятие «сущность» – богословский и метафизический пережиток. Социальные законы необходимо трактовать по аналогии с природными – исключительно как повторяемость событий, имеющую вероятностный характер и не содержащую в себе необходимости. Также, в трактовке Парето, закон лишен универсального характера и имеет силу только в пределах определённого места и времени.

- Неприятие принципа монокаузальности (от греч. mono – один и лат. causalis – причинность), то есть отрицание приоритета какой-либо одной причины. Социология должна принимать во внимание все факторы, действующие в обществе.

- Понимание общества как системы динамического равновесия. Объяснительную модель общества заимствует из физики. Общество трактуется как система, находящаяся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. Все части системы жестко взаимосвязаны и механически влияют друг на друга. Изменения, происходящие в одних элементах, неизбежно вызывают изменения в других, и вся система приходит в движение, пока вновь не восстановится равновесие. Парето не принимает теорию прогресса. По его мнению, социальные изменения имеют маятниковый (колебательный) и циклический характер.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 318 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...