Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А) Биографические данные



Гюстав Лебон родился 7 мая 1841 года в Ножан-ле-Ротру в дворянской семье. Врач по профессии, он был гораздо больше известен как теоретик медицины, а не как практик. Хотя в его жизни был эпизод, когда ему довелось применить свои знания на практике – в качестве военного врача он участвовал во франко-прусской войне 1870-71 годов. Помимо медицины в круг интересов Лебона входили также археология, антропология и социология. А в 1880-е годы он увлёкся модной в то время психологией.

Несмотря на то, что Лебон был дилетантом в области социально-гуманитарных наук, его идеи имели огромное влияние на гуманитарную интеллигенцию, мыслителей и политиков разного толка. Несомненна их роль в формировании тоталитарных теорий лидерства. Работы Лебона были настольными книгами В.И. Ленина, Б. Муссолини и А. Гитлера.

Умер Гюстав Лебон 15 декабря 1931 года в Париже.

Важнейшие работы:

«Психология народов и масс», «Психология социализма», «Психология революций».

Б) «Душа народа». Рациональное и иррациональное в жизни общества

Согласно Лебону, фундамент общества образует его психическая жизнь, «душа народа», «сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов мышления» [31, с. 100]. Она придаёт обществу определённость и устойчивость.

Хотя «душа народа» представляет собой единство рационального и иррационального начал, но в действительности заметное преобладание получает второе. По Лебону, не разум, а чувства составляют основу психического склада человека. Они являются более устойчивыми в сравнении с умственными качествами, которые, напротив, сравнительно легко меняются под влиянием воспитания. Устойчивая комбинация чувств образует характер, по Лебону, «самый могущественный фактор в жизни народов, между тем как влияние ума в действительности очень слабо» [31, с. 35].

В связи с этим не следует переоценивать роли идей в формировании характера народа. По-настоящему влиятельными, руководящими оказываются лишь те из них, которым удалось соединиться с чувствами, принять форму, доступную для массового восприятия. Они должны производить сильное впечатление, вызывать яркие образы. Только в этом случае идея приобретает огромную власть и становится непроницаемой для рациональной критики, «образует догмат, то есть одну из тех абсолютных истин, которые уже не оспариваются» [31, с. 98]. Необходимо учитывать, что различные виды идей обладают разной способностью к распространению: если художественные и философские идеи всегда остаются уделом высших слоёв, то религиозные и политические имеют все шансы получить массовое распространение. При этом, опускаясь до низового уровня, они неизбежно искажаются.

Так, на стыке идеи и чувства, образуются две силы, подчиняющие своей власти индивидов, предопределяющие их склад ума и поведение – традиция и общественное мнение. Никто не может противиться их всевластию: «…Самый своенравный деспот никогда не оскорбит традиций и общественного мнения – этих двух властелинов, которые, которые, как он знает, значительно сильнее его самого» [31, с. 100].

Генераторами руководящих идей всегда являются элиты. Воплощение идей, их материализация целиком связаны с воодушевлёнными массами. «Не учёными, не художниками и не философами основывались новые империи, управлявшие миром, ни те громадные империи, которые простирались от одного полушария до другого, ни те великие религиозные и политические революции, которые перевернули Европу, но людьми, достаточно поглощёнными известной идеей, чтобы пожертвовать своей жизнью для её распространения. С этим очень ничтожным в теории, но очень сильным на практике, багажом кочевники аравийских пустынь завоевали часть древнего греко-римского мира и основали одну из величайших империй, какие когда-либо знала история[36]. С подобным же нравственным багажом, преданностью идее героические солдаты Конвента победоносно отражали коалицию вооружённой Европы[37].

Сильное убеждение непобедимо, пока оно не встретилось с таким же сильным убеждением… У веры нет другого более серьёзного врага, чем вера. <…> В религии, как и в политике, успех всегда принадлежит верующим, но никогда – скептикам…» [31, с. 97].





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...