Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологический анализ самоубийства



Дюркгейм был первым, кто попытался объяснить динамику самоубийств действием социальных факторов. По его мнению, склонностью к самоубийству обладает не только индивид, но и общество. В каждом обществе существует предрасположенность к определённому количеству добровольных смертей. Динамика самоубийств представляет собой волнообразные движения, то усиливающиеся, то приостанавливающиеся. Интенсивность этого процесса может быть измерена отношением общей цифры самоубийств к численности населения. Получившуюся величину Дюркгейм называет «социальным процентом самоубийств». Эта величина является достаточно стабильной для большого промежутка времени.

Согласно Дюркгейму, социальный процент самоубийств не имеет прямой связи с природными факторами, такими, как раса, климат или погода. Личными обстоятельствами (темпераментом, сумасшествием, алкоголизмом) можно объяснить отдельные случаи добровольного ухода из жизни, но не динамику в масштабах общества. Зато существует прямая зависимость общественной склонности к самоубийству от принадлежности к различным социальным группам, от степени интеграции индивида в группу, от состояния нравственного здоровья общества.

В зависимости от социальных причин Дюркгейм выделяет три вида самоубийств: эгоистическое, альтруистическое и аномическое.

Эгоистическое самоубийство совершается по причине слабых социальных связей индивида, недостаточной укоренённости в группе. Проанализировав соответствующую статистику, Дюркгейм отмечает зависимость динамики эгоистических самоубийств от действия религиозного фактора, не столько от содержания вероучения, сколько от степени сплочённости религиозной общины. Так, социальный процент самоубийств высок у протестантов и низок у католиков и иудеев. Дюркгейм объясняет уязвимость одних и иммунитет других следующим образом. Протестантский дух характеризуется индивидуализмом. Здесь потенциальный самоубийца предоставлен сам себе, оказывается один на один со своими проблемами. Католические и иудейские общины обладают большей сплочённостью и, соответственно, бóльшими возможностями удержать индивида от рокового поступка.

Причиной альтруистического самоубийства является полное растворение в коллективе. Оно выступает как акт самопожертвования в интересах общества, как выполнение долга. Этот вариант чаще встречается в архаичных обществах (самоубийство престарелых и больных членов племени, жён после смерти мужей, рабов и слуг после смерти хозяина). В современных обществах оно сохраняет своё значение в военной среде.

Аномическое самоубийство является следствием социальных потрясений, ведущих к дезорганизации и дезориентации. По статистике жертвами нормативного хаоса чаще оказываются не земледельцы, а торговцы и промышленники. Этот факт Дюркгейм склонен объяснять спецификой родов деятельности. Торговля и промышленность полностью находятся во власти рыночной стихии, поэтому здесь индивидуальные желания не встречают на своём пути никакой сдерживающей силы. Сельское хозяйство гораздо более консервативно. Ему удалось сохранить основы прежнего порядка. Здесь продолжают действовать традиционные сдерживающие и регулирующие силы. Поэтому здесь нет почвы для лихорадочных спекуляций наподобие тех, что имеют место в торгово-промышленной сфере.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...