Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Экслайн [17] и Мустакас [215] считают полезным применение групповой терапии при работе с детьми. Славсон [282] отмечает, что ситуация в группе помогла многим детям достичь инсай-та. Он отмечает, что многие дети замещаюттерапевтом родителей, а не развивают отношения переноса, как это обычно происходит в случае со взрослыми. Узы, связывающие их с родителями, являются первичными и сильными, поэтому любые другие взрослые второстепенны.
Игровая терапия
Развитие игровой терапии связано с неспособностью ребенка к адекватному самовыражению на вербальном уровне. По-видимому, игра нужна для того, чтобы помочь ребенку развить более эффективные техники контроля окружения и дать ему возможность взаимодействия со взрослыми, которые занимают различные позиции по отношению к нему как личности.
История игровой терапии. Использование игровой терапии восходит к тому времени, когда Анна Фрейд применяла игру для того, чтобы добиться расположения ребенка, а Кляйн [170] развил «Игровой анализ», который в своих принципах был верен психоаналитической традиции. Тафт и Аллен внесли свой вклад, модифицировав теорию Ранка в отношении терапевта. Роджерс, хотя и не был первым, выдвинул предположение, что человек обладает мощным потенциалом для самоуправления и развития. Экслайн [17] применила клиент-центрированную философию Роджерса кдетской игре. Экслайн ссылается на примеры, из которых следует, что незрелые и зависимые дети обладают мощными внутренними ресурсами для саморегуляции и развития. Родители некоторых из наблюдаемых ею детей не могли включиться в процесс терапии, а другие дети приходили из общественных учреждений, где воспитатели-взрослые не заботились о них. Несмотря наэти ограничения,дети явнобыли способны преодолеть травматические переживания. Это возможно потому, что сам ребенок меняется и окружающие его люди тоже меняются. Ребенок стимулирует окружающих к оценке произошедших в нем изменений и, соответственно, его по-другому воспринимают и реагируют на него другим способом.
Комната иматериалы. Игровая терапия требует игровой комнаты и определенного качества материалов. Комната, если это возможно, должна быть ярко раскрашенной, светлой и звуконепроницаемой. Стены и полы должны быть легко моющимися и сделанными из материала, который будет выдерживать воздействие глины, красок и молотка. Должна быть доступна комната для умывания с холодной и горячей водой. Для исследовательских и учебных целей помещение, где проводится терапия, должно быть оснащено звукозаписывающей аппаратурой. Кроме того, если комната обеспечена зеркалом с односторонней видимостью и системой, проводящей звук, то наблюдения могут проводиться незаметно для ребенка. Естественно, такие наблюдения и звукозаписи подразумевают, что они соответствуют этическим требованиям.
Список материалов, успешно используемых в игровой терапии, растете каждым годом. Кляйн [170] использовал только небольшие примитивные игрушки, выложенные на низком столе. Экслайн [17] приводит длинный перечень «приемлемых игрушек». С тех пор с успехом использовались и многие другие игрушки. УспехЛебо [181] в использовании игрушек, не рекомендованных до этого другими терапевтами; напоминает о том, что не существует очевидных ограничений относительно игровых принадлежностей, которые могут помочьребенку при решении его проблем. Действительно, разумно предложить ребенку большой выбор вариантов, с тем чтобы он мог найти удобное средство для выражения своих чувств.
Основные приемы. Многие эксперименты подтверждают, что куклы обеспечивают адекватные средства для работы над проблемой. Куклы, и без того притягивающие маленьких детей, являются простым инструментом, подходящим для выявления проблемных зон. Поскольку проблемы ребенка часто вытекают из семейных отношений, необходим полный набор кукол: папа, мама, брат, сестра и кукла-младенец. Куклы могут помочьребенку проработать сексуальную тревогу и принять половые различия. Куклы и бутылка с соской нужны маленькому ребенку, который прорабатывает потребность в зависимости.
Вот те игрушки, которые часто использовались детьми при выражении агрессии: ружья, грузовики, солдатики, маски и надувные игрушки. Экслайн обнаружила, что в качестве основы для кукольного дома, обстановки и кукольной семьи удобно использовать песочную коробку, помещенную прямо на пол. Она выяснила, что песок оказался хорошим материалом для выражения агрессивных чувств. Ребенок зарывает в нем игрушки или использует песок для представления дождя, снега, бомб или любых других образных символов. Куклы очень популярны вработе со старшими детьми в возрасте от 6 до 12 лет. Они обеспечивают вспомогательные средства при разыгрывании ситуации в лицах с участием легко узнаваемых фигур, таких как герой, злодей, непослушная обезьяна, ужасный аллигатор или великаны [315].
Рисование пальцем и на мольберте очень популярно среди некоторых терапевтов. Шоу [271] и Алшулер [5] успешно использовали эти средства и предполагают, что цвет дает много нитей к природе и уровню эмоциональной жизни ребенка. Пачкающиеся материалы, такие как краска и глина или песок и вода, популярны среди детей с трудно прорабатываемыми ранними конфликтами воспитания.
Контролируемая игра или свободная: за и против. Существуют различные мнения относительно того, должна л и быть игра контролируемой или свободной. Леви контролирует игру путем выбора определенных игрушек, которые, по его ощущениям, ребенок сможет использовать в процессе работы со своими специфическими конфликтами. Несмотря на то, что Леви, похоже, не
делает попытки указать ребенку на его чувства, развить перенос или способствовать изменениям в поведении, он крайне успешно проводил терапию с детьми в возрасте от 2 до 10 лет.
Изучив историю ребенка, Леви определяет вероятную причину настоящей проблемы. Например, мальчик семи лет страдал ночными кошмарами, в которых его связывали и мучили. Он просыпался с криками отболи. Леви узнал, что двумя неделями ранее одноклассники привязали его к дереву и делали вид, что пытают. Немного позже в школе была прочитана история о двух рыцарях, которые прибили гвоздями владельца постоялого двора к двери его же собственной таверны. Эти два события носили очень угрожающий характер, потому что имели сильное сходство с травматическим опытом, который мальчик получил несколькими годами ранее: он был завернут в одеяла для взятия пункции барабанной перепонки без анестезии. Леви поместил в игровую комнату кукол, которые представляли рыцаря, доктора и мальчиков. Там были игрушки для представления постоялого двора, веревка, дерево и одеяла. Используя игрушки, мальчик проработал свой опыт, и симптомы были устранены за четыре сессии [315]. Эта иллюстрация не подразумевает, что быстрое решение — обычная ситуация. Для достижения удовлетворительных результатов большинство проблем требует большего числа
сессий.
Леви обнаружил, что дети в возрасте до шести лет получают помощь, не зная почему они отправлены в клинику и не осознавая при этом связи между игрой и своим поведением дома. Возможно, успех Леви отражает факт того, что фантазия и реальность структурно не разделены в раннем возрасте [315]. Успех Манна, использующего подобные процедуры, поддерживает эту гипотезу [195].
Экслайн [17] и Маустакас [215] настаивают на свободном выборе материалов. Они одинаково оформляют игровую комнату для всех детей и все оборудование доступно ребенку для использования на его усмотрение. Спонтанный выбор материала наиболее естественный, ребенок выбирает свое собственное средство работы и действует в индивидуальном темпе. Терапевт может даже не знать содержания проблемы, с которой работает ребенок. Экслайн рассказывает о маленькой девочке, которая сделала из глины хромого мужчину, пробила в нем дыру, разломала его на кусочки и, наконец, похоронила. Она продолжала лепить и разрушать глиняного человека на каждой сессии в течение нескольких недель. Послетого, как работа с девочкой была завершена, терапевт узнал, что ее мать собиралась выйти замуж за хромого мужчину.
Специальные игровые техники для работы с детскими фрустрациями были представлены в фильме, который был создан в колледжах Вассара и Сары Лоуренс. Эти техники, позднее более детально разработанные Евгением Лернером, говорят о том, что человек может реагировать на фрустрирующую ситуацию различными способами, в соответствии с его актуальными потребностями. Если ребенок учится преодолевать возникшие препятствия в игре, он может научиться разрешать другие проблемы в своей жизни. В этом фильме несколько детей по очереди играют со взрослыми, которые представляют серию игровых препятствий.
Сначала ребенок попадает в ситуацию, когда машинки взрослого и ребенка встречаются на узкой дорожке. Взрослый говорит: «Мы встретились на середине. Как проехать моей машине?». Вербальный или невербальный ответ ребенка позволяет консультанту понять, с чем он имеет дело: столкнулся ли он с зависимостью, агрессивностью или страхом перед авторитетом. Рух [261, р. 474—475] предлагает три ответа, которые ребенок; может дать на подобный вопрос. Ребенок может повернуть ма- } шину кругом и поехать обратно, так что машинка взрослого смо-; жет продолжить движение; он начнет толкать машинку на иг-? рушку взрослого или ударит взрослого по руке; он может застенчиво возразить взрослому и медленно и осторожно толкать его машинку для того, чтобы освободить путь своей игрушке. Затем взрослый останавливал куклой машинку ребенка. Что происходит? Ребенок переезжает куклу или предлагает ей покататься? В игре с машинками взрослый говорит: «Давай посмотрим, кто попадет туда первым?». Терапевт наблюдает: или ребенку всегда нужно быть первым, или он никогда не должен выигрывать. Разрешает ли ребенок машинке «разбиваться» и если да, то выказывает ли он при этом удовольствие или, напротив, выглядит испуганным.
Когда разыгрывается ситуация бытового характера, взрослый задает вопрос: «Можно моей кукле прийти к тебе домой?». После короткого промежутка времени роли меняются. Когда кукла ребенка хочет войти в дом, терапевт говорит «нет» и отмечает детскую реакцию. Широкое многообразие ситуаций, подобныхЛернеровским, можетбыть использовано для исследования чувств и реакций ребенка.
И свободная игра, и игра контролируемая достойны использования в процессе помощи ребенку при работе с его проблемами. Успех разнообразных методов, которые использовались различными терапевтами, показывает, что консультант может самостоятельно выбирать средство работы и позволять делать это ребенку. Следует отметить, что адекватного рационального объяснения эффективности игровой терапии не существует. Бесспорно, здесь, как и во взрослой терапии, существует множество гипотез, берущих свое начало из различных теорий.
Ограничения игровой терапии. На начальных этапах очень важно, чтобы ребенок чувствовал в и гровой комнате большую свободу самовыражения, чем за ее пределами. Однако столь же необходимо, чтобы ребенок заметил определенные ограничения на последу-ющихстадияхтерапии. Эти границы должны быть хорошо определены и детализированы, но не нужно упоминать о них до тех пор, пока не возникнет ситуация, в которой ребенок может их нарушить. Таким образом он узнает, что ему разрешено делать, в процессе исследования взаимоотношений стерапевтом.
Точно определенные ограничения терапевтической деятельности имеют своей целью сохранение психологической защищенности ребенка, его здоровья и безопасности.
Первый рассматриваемый элемент реальности — это время. Следует определить время начала и завершения сессии, необра-щая внимания на то, насколько интересна игра. Кроме того, консультант, если он работает по расписанию, должен четко объяснить ребенку, что свобода не является неограниченной, и фо-кусироватьего активность втечение определенного промежутка времени. Другой элемент для обсуждения — правило, согласно которому материалы могут быть использованы только в игровой комнате и их нельзя брать домой. Однако консультант может разрешить ребенку взять домой картинки, которые он нарисовал, или простейшие игрушки, которые он сам сделал из бумаги или глины, если это кажется важным для повышения его самооценки. В таких ситуациях со стороны консультанта будет разумным проинструктировать родителей относительно того, как они должны на это реагировать. Родители могут продемонстрировать интерес, попроси в ребенка рассказать о сделан ной им игрушке, и послушать рассказанную им историю.
Не следует позволять ребенку ломать вещи, которые невозможно восстановить, или выбрасывать игрушки в окно. Предоставленная ребенку неограниченная свобода в обращении среквизи-том не научит его оценивать реальную стоимость имущества, не поможет ему канализировать свои чувства в менее агрессивное и деструктивное поведение. Очень вероятно, что излишняя свобода увеличит тревожность ребенка.
Большинство терапевтов следуют общему правилу, которое запрещает ребенку бить терапевта, а также значимых для него людей, так как подобное поведение может создавать чувство вины, или усиливать открыто деструктивное поведение.
Здоровье и сохранность ребенка предполагают исключение любого поведения, которое будет наносить ему вред. Например, • если он захочет разбить стеклянную бутылку о стену, выпить воду, в которой размешивались краски, или бросить песок кому-либо в лицо, то терапевт должен остановить его.
Бикслер [32] предлагает три варианта формулирования огра-; ничений.
1. Терапевт может отражать желание ребенка или его OTHomei, ние, например: «Ты очень сердит, тебе хочется меня ударить».
2. Терапевт может выразить ограничение словами, например: «Ты не можешь меня ударить, но можешь ударить Боба».
3. Терапевт может контролировать ребенка физическими средствами, например, удерживать его руки в своих или усадить его на стул и сказать: «Ты можешь колотить этим молотком». Если ребенок продолжает попытки драться, терапевту нужно отправить его за пределы игровой комнаты на оставшееся до конца сеанса время. Терапевт не должен занимать карающую позицию, но должен точно выполнять все, что пообещал на словах. Если он этого не делает, то вызывает еще более агрессивное поведение. Однако, проявляя жесткость, он должен дать ребенку понять, что отвергнуты были именно его действия, а не он сам. Бикслер говорит о том, что ограничения в игровой комнате могут быть так же важны для позитивных изменений, как и понимание причин, которые провоцируют поведение ребенка. Это утверждение похоже на идею принятия, обсуждаемую в главах 6 и 7, где шла речь о вседозволенности и структурированности при консультировании взрослых.
Игровая комната с ее оборудованием — всего лишь средство для достижения первоначальной цели детской терапии: помочь ребенку установить рабочие взаимоотношения с разрешающим взрослым. Когда терапевт может действовать как разрешающий родитель, он создает эмоциональный климат, который стимулирует ребенка вербализировать и инсценировать свои конфликты в игре. Это поможет ребенку проявить себя в надежде получить тепло от взрослых и, таким образом, узнать, что не все взрослые наказывающие.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 835 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!