Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Распад



Стадия распада, по Тойнби, является серией неудачных ответов на один и тот же вызов, который привел к надлому цивилизации. Эти ответы - различные варианты творческого гения, рожденного в распадающемся обществе: «спасителя, который хватается за меч», «спасителя с машиной времени» и «спасителя в лице царя-философа».

В социальном плане на стадии распада происходит расщепление общества на три составляющие:

Правящее меньш инство, больше не являющееся творческой силой общества, но усиленно цепляющееся за власть, с целью удержания которой создает универсальное государство, широко применяющее насилие.

Внутренний пролетариат, не доверяющий более правящему меньшинству. Его ответной реакцией на действия государства является создание вселенской церкви.

Внешний пролетариат, который проявляет себя в варварских набегах на ослабевшую цивилизацию.

В духовной сфере распад общества приводит к расколу в душах людей, проявляющемся в самых разнообразных формах. Он затрагивает поведение, чувства, жизнь в целом. В период распада общества каждый вызов встречает в душах людей прямо противоположный отклик - от абсолютной пассивности до крайних форм активности...

Дальнейшее разложение общества сопровождается полным распадом правящей верхушки и появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата. Именно это меньшинство способно образовать новую цивилизацию. Его ответ – «преображение», то есть создание новой религии, опирающейся на иную систему ценностей, нежели разлагающаяся цивилизация. Созданная при этом вселенская церковь является той «куколкой», из которой и возникнет в будущем новая цивилизация.

Разбивая исторический процесс на истории локальных цивилизаций, Тойнби, в отличие от Н. Данилевского и О. Шпенглера, не отвергает единство мировой истории. В периодичности малых движений - цивилизаций можно увидеть поступательное движение человечества, как по взмахам крыльев - полет большой птицы. История ведет от примитивных обществ к цивилизациям, порождающим высшие религии.

Главный смысл высших религий, говорит Тойнби, в том, что «каждая из них обращается к человеческой душе, побуждая ее стремиться к подобию Божию. Языческая душа в не меньшей степени, чем мусульманская, христианская, буддийская или индуистская, ищет и находит высшее спасение в сфере своего вероисповедания.

Однако душа, озаренная светом высшей религии, в большей мере и более остро ощущает существование иного мира, иной реальности, сознавая бренность своей быстротекущей жизни. Сознавая это, душа, озаренная высшей религией, может достигнуть большего в благоустройстве земной жизни, чем душа языческая». Таким образом, прогресс в истории означает все большее приближение человека к Богу.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 429 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...