Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Факторы, существенно влияющие на российскую историю



1. Территория. Поле формирования русского народа - Восточно-Европейская равнина, не имеющая труднопреодолимых естественных преград на границах.

Вспомним Тойнби, считавшего что вызов Российской цивилизации - непрерывное внешнее давление. Ответ – перемещение центра жизненной силы («витальности»).

Православно-христианская цивилизация, трансплантированная на русские земли из Константинополя, впервые пустила корни в районе верхнего бассейна Днепра. Под давлением со стороны кочевых народов центр тяжести ее в XII веке был перенесен в бассейн верхней Волги, на земли финских племен, исповедующих примитивное язычество. В условиях давлением Золотой Орды и ее преемников сформировались новый образ жизни и социальная организация. Они позволили впервые за всю историю цивилизаций оседлому обществу не только победить евразийских кочевников, но и завоевать их земли, изменить ландшафт, преобразовав кочевые пастбища в крестьянские поля, стойбища - в оседлые деревни. Выдающаяся роль в этом принадлежит казакам, которых Тойнби именует «пограничниками русского православия, противостоящими евразийским кочевникам».

«Казаки обезоружили кочевников весьма оригинальным способом. Они обосновывались на реках, представлявших собой естественное препятствие для кочевых племен. Реки были серьезной преградой для кочевников-скотоводов, не имевших навыков использовать их как транспортные артерии, тогда как русский крестьянин и дровосек, издавна знакомый с традицией скандинавского мореплавания, был мастером речной навигации. Следовательно, казаки, когда они выходили из русских лесов, чтобы оспорить у кочевников право на естественное обладание степью, имели все возможности с успехом применять свое древнее наследственное искусство.

Научившись у кочевников верховой езде, они не позабыли и своих исконных навыков и именно с помощью ладьи, а не коня проложили путь в Евразию. Казаки использовали реку как транспортную артерию для связи с Россией. Они осуществляли контроль по всему течению, не позволяя кочевникам даже пересекать реку. Многочисленные притоки давали казакам возможность строить удобные порты и переходить из бассейна одной реки в бассейн другой. Так к концу XVI века родительская казачья община бассейна Днепра породила две сестринские общины - казаков Дона и казаков Яика.

Впоследствии в неравном союзе с Московией, которая усиливала свою экспансию, но не лишила казаков свободы, казацкие владения распространились до сибирских рек, впадающих в Ледовитый океан. В 1586 г. казаки пересекли водораздел между бассейнами Волги и Оби, к 1638 г. освоение бассейнов сибирских рек привело их на побережье Тихого океана в районе Охотского моря».

Новое давление на Россию последовало в XVII веке со стороны западного мира. Польская армия в течение двух лет оккупировала Москву. Ответом на этот раз было смещение центра жизненной силы на запад. Петр Великий ответил на западное давление, основав в 1703 г. Петербург и утвердив русский флот на Балтийском море.

Катастрофа Первой мировой войны, разрушившая четыре империи, привела к созданию пояса восточноевропейских государств, враждебных России и отделивших ее от уцелевших великих держав западного мира. Столица государства, ставшего к тому времени Советской Россией, передвинулась с западного форпоста, где она пребывала более двухсот лет, в тыл, в Москву. Распространение коммунизма Тойнби назвал «контрударом», отбрасывающим то, что Запад навязал в XVIII веке России. Экспансия коммунистических идей - один из неизбежных ответов на противоречие «между западной цивилизацией как агрессором и другими цивилизациями как жертвами».

Более того, Тойнби предсказывал, что в XXI веке Вызовом, определяющий ход истории, бросят выдвинувшая собственные идеалы Россия, исламский мир и Китай.

2. Ландшафт и климат. Значительную часть Восточно-Европейской равнины в течение долгих веков занимал лес. Он защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Люди расчищали лес, создавали пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды.

Вырубить лес в одиночку было невозможно. Поэтому долгое время сохранялась потребность работать и жить общинным хозяйством. Община была защитой, средством выживания. Здесь зародилась одна из отличительных черт цивилизации – коллективизм.

К югу лес переходил в лесостепь, которая граничила с Великой степью, в которой тысячи лет господствовали кочевники индоевропейского и тюркского происхождения. Выдающийся русский историк Георгий Владимирович Вернадский считал, что «географическая основа» русской истории – «соотношение лесной и степной зон, борьба леса и степи». Одновременно лес и степь объединялись естественными торговыми путями – реками.

Русский философ Владимир Сергеевич Соловьев считал, что лес и степь символизируют Восток и Запад, между которыми протянулась Россия. Н. А. Бердяев, отмечая взаимодействие восточного и западного начал в русской ментальности, говорит о том, что «русский народ по своей душевной структуре – народ восточный. Россия – христианский Восток, который в течение двух столетий подвергался сильному влиянию Запада и в своем верхнем культурном слое ассимилировал все западные идеи». Россия - часть света, огромный Востоко-Запад, который соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.

3. Полиэтничность. Российский суперэтнос формировался как многонациональный. На Севере славяне смешивались с финно-угорскими народами, на востоке и юге с тюрками. Национальная пестрота населения с одной стороны, не способствовала быстрой консолидации государства, с другой – национальные духовные и культурные влияния расширяли, углубляли и обогащали сознание населения, учили людей различных национальностей дружескому, уважительному отношению друг к другу.

4. Религия. Духовная основа русской цивилизации - Православие. Приняв его Русь стала наследницей Византии «Второго Рима». У Византии Русь позаимствовала идею о неразделимости церкви и государства, через нее Русь осваивала богатое наследие античной греко-римской культуры, позже Россия взяла у Византии и свой герб — двуглавого орла, взирающего на Запад и на Восток.

Распространение Православия на запад было ограничено мощным противодействием Рима. На востоке утверждался ислам – вторая традиционная для России религия. Распространение которого шло через Кавказ и Хазарию. В 651 году арабами-мусульманами впервые был штурмом взят город Дербент в Дагестане. Вскоре здесь была построена первая мечеть на территории современной России.

В 922 году ислам становится государственной религией в Волжской Булгарии. В 980-е годы, согласно «Повести временных лет», послы Владимира Святославича, и сам князь вели переговоры о принятии ислама. Это подтверждают данные восточных источников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителем по имени Вуладмир.

Позиции ислама не только сохранились, но и укрепились в Золотой Орде, занимавшей значительную часть территории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). В 1257 году правителем ее стал мусульманин Берке, младший брат Бату (Батыя). В 1312 году хан Узбек объявил ислам государственной религией Золотой Орды.

Иудаизм. Известен в Крыму с I века нашей эры. В VIII веке стал государственной религией в Хазарского каганата, в состав которого входила огромная территория будущей России. Иудейский квартал был в Киеве, где в 1113 году произошел первый зафиксированный в летописи еврейский погром.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...