Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Л.Н. Гумилёв и его теория этногенеза



В теории этногенеза Льва Гумилёва исторический процесс предстает как результат взаимодействие этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.

Этнос рассматривается в силу этого как биофизическая реальность, как явление географическое, связанное с ландшафтом.

Через этносы человек как биологическое существо входит в биосферу, становится её составной частью. С другой стороны человек - социальное существо, хранящее в себе в определённом смысле весь опыт исторического развития человечества.

Совокупность этносов, как биосоциальных организмов составляют антропосферу или этносферу Земли.

Как часть биосферы Земли, этносы должны участвовать во всех биосферных энергетических процессах посредством биогеохимической энергией живого вещества. Важными источниками ее являются энергия Солнца, космические излучения, достигающие поверхности Земли и оказывающие своё энергетическое воздействие.

Согласно гипотезе Льва Гумилёва что несколько раз за тысячелетие Земля подвергается пассионарному толчку - воздействию какого-то вида космического излучения, вызывающего мутации плода в чреве матери и появлению у некоторой части новорожденных повышенной тяги к действию.

Это свойство Гумилёв назвал пассионарностью, а людей – носителей этого свойства – пассионариями. Собираясь вместе, они ставят общие цели и добиваются их осуществления. Пассионарии вырабатывают единые стереотипы поведения и единое самосознание, образуя таким образом новый этнос со своим уникальным пассионарным полем.

Получив заряд энергии в момент пассионарного толчка, этнос постепенно растрачивает его и либо переходит к равновесному состоянию со средой (гомеостаз), либо распадается на части.

При взаимодействии этносов друг с другом ритмы их пассионарных полей накладываются друг на друга. При этом может возникнуть либо гармония, когда фазы их колебания совпадают (положительная комплиментарность), либо дисгармония (положительная комплиментарность).

В первом случае возможны этническое слияние, ассимиляция, плодотворные этнические контакты; во втором происходит нарушение ритма одного или обоих полей, что расшатывает системные связи этносов и при неблагоприятных условиях может привести к гибели участников такого контакта.

За последние 3 тыс. лет, подсчитал Гумилев, достоверно зафиксировано 9 энергетических вспышек - пассионарных толчков: 4 до нашей эры и 5 за последние два тысячелетия. При соблюдении некоторых условий они становились началом процесса этногенеза.

До мутационных изменений человек получает из окружающего мира столько энергии, сколько ему необходимо для нормальной жизнедеятельности. При пассионарном толчке, вызывающем мутацию, человек становится способным воспринять значительно больше энергии, чем ему необходимо. Такой человек будет обладать повышенной тягой к действию вплоть до самопожертвования – пассионарностью (Р). Вектор пассионарности противоположен инстинкту самосохранения (I).

По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих особей на три основные группы: пассионарии (Р больше I); гармоничные особи (Р равно I); субпассионарии (Р меньше I).

Пассионарии - люди, у которых стремление к самопожертвованию сильнее, чем инстинкт самосохранения, как индивидуального, так и видового. Варианты пассионарности различны и выражены могут быть ярче и слабее – от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до безымянных зодчих и сочинителей сказок. Пассионарии – это конкистадоры и землепроходцы, поэты и ересиархи, личности типа Цезаря или Наполеона.

Число пассионариев в составе этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства – гармоничных – оба импульса - пассионарности и самосохранения - уравновешены. Гармоничные особи – работоспособные, полноценные умственно и физически, уживчивые, но не сверхактивные. Люди этого склада крайне важный элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности по уже созданным образцам. Они вполне могут обходиться без пассионариев, пока не объявится внешний враг.

Третья категория – люди с «отрицательной» пассионарностью (субпассионарии. Они плохие солдаты, никакие рабочие; они не умеют регулировать свои вожделения. Субпассионарии не изменяют мир и не сохраняют его, а существуют за его счет. Яркий пример – римский плебс, требующий от властей «хлеба и зрелищ».

Пассионарность обладает важным свойством - она заразительна. Это значит, что люди гармоничные, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они сами были таковыми. Это обстоятельство известно довольно широко и используется, главным образом, в военном деле, где из пассионариев, узнанных интуитивно, формируют ударные части, либо сознательно распыляют их в массе мобилизованных, чтобы поднять «воинский дух».

После рождения этнос проходит ряд закономерных фаз развития, которые составляют цикл жизни этноса продолжительностью около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине.

Фазы развития этноса связаны с определёнными уровнями пассионарного напряжения в нем:

1. Фаза подъёма, которая продолжается 200 – 300 лет. Она связана с экспансией нового этноса, пассионарии которого ставят задачу создания нового сильного государства и идущие для этого на любые жертвы. Их общественный императив - «Будь тем, кем ты должен быть».

Окружающие народы воспринимают новый этнос как общность крайне активных людей, появившуюся как бы вдруг на месте нескольких незначительных племён и активно отстаивающую свои интересы, часто за счёт соседей.

Характерные примеры фазы подъема: Древний Рим периода первых царей и завоевания Италии (VIII - VI вв. до н.э.); рост численности и влияния христианских общин в I - III вв. н.э., приведший к созданию Византийского суперэтноса; арабы-мусульмане периода создания Халифата и распространения ислама (VI - VIII вв. н.э.); монголы XI - XIII вв. н.э., чья агрессия распространилась почти на все пространство Евразии. В России подъем связан с личностью Александра Невского, победой на Куликовом поле, возвышением Москвы, созданием единого Российского государства и его расширением (XIII - XV вв.).

2. Акматическая фаза (от греч. «акме» - высшая точка), в которой пассионарное напряжение достигает высочайшего уровня за счёт большого количества пассионариев. Но в акматической фазе у них появляется новый настрой - стремление к максимальному утверждению себя как личности, а не только к победе своего этнического коллектива в целом. Все это определяет общественный императив акматической фазы — «Будь самим собой». Рост индивидуализма в сочетании с избытком пассионарности часто приводит этнос в состояние, именуемое пассионарным перегревом.

При пассионарном перегреве избыточная энергия, которая в фазе подъема тратилась на бурный рост и экспансию, начинает погашаться на внутренние конфликты. Так, акматическая фаза в Европейском суперэтносе ознаменовалась войной гвельфов с гибеллинами и провалом политики крестовых походов из-за распрей между вождями крестоносцев; в Византии (IV -VII вв.) - внутренними раздорами на религиозной почве. Акматическая фаза в России - «смутное время», в средневековом Китае эпоха Тан (658 - 907 гг. н.э.), ознаменованная, восстанием Ань Лушаия (756 - 763 гг.), за время которого население Китая сократилось втрое.

Эта фаза, продолжающаяся следующие 300 лет, - одна из самых тяжёлых в жизни этноса, так как это период гражданских войн и культурных потерь. В конце концов, большая часть пассионариев истребляет друг друга, что вызывает резкое падение уровня пассионарного напряжения в этносе.

Это падение связано также с тем, что погибшие пассионарии замещаются в обществе замещаются не гармоничными особями, а субпассионариями – людьми, не способными воспринять даже нормы энергии, необходимой для полноценной адаптации к среде. Люди такого типа хорошо известны – это бродяги, босяки, бомжи.

3. Когда появление субпассионариев становится заметным – наступает кризисная фаза надлома, продолжающаяся около 200 лет. Надлом известных нам суперэтносов: в Риме период гражданских войн 100 - 30 гг. до н.э., восстания Спартака и заговора Катилины; в Византии - иконоборчество и движение еретиков- павликиан (630 - 843 гг. н.э.). В Древнем Китае - эпоха семи «Воюющих царств» (IV в. до н.э.), в средневековом Китае - после низвержения империи Тан (907 г. н.э.) и началом периода, известного как время «пяти династий и десяти царств». В Западноевропейском суперэтносе надлом связан прежде всего с Реформацией и Контрреформацией, расколовшими Западный мир на две части - протестантскую и католическую.

4. После пережитых потрясений люди хотят не успеха, а покоя, и это говорит о том, что этнос перешёл в следующую – инерционную фазу. В ней наблюдается плавное снижение уровня пассионарного напряжения. Идёт укрепление государственной власти, социальных институтов, интенсивное накопление материальных и духовных ценностей, активное преобразование окружающей среды.

В этносе доминирует тип «золотой посредственности» - законопослушного, работоспособного человека. Господствует общественный императив - «Будь таким, как я», что означает ориентацию на общепринятый эталон для подражания.

Примеры инерционной фазы: Рим эпохи принципата от Августа до Коммода. В Западной Европе инерционная фаза началась в XVII веке. Она ознаменовалась созданием сильных национальных государств, колониальной экспансией, зарождением и торжеством капитализма, интенсивным развитием техники, крайне сильным и губительным воздействием на природную среду.

Культура и порядок в это время бывают столь совершенны, что кажутся современникам непреходящими. Но уровень пассионарного напряжения этноса постепенно снижается, что влечёт неизбежный упадок, скрытый вначале за маской процветания, которая сбрасывается после последнего фазового перехода.

5. За «золотой осенью» наступают «сумерки» — фаза обскурации, старости этноса. Пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счёт появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность. Этнос существует лишь за счёт прежних запасов, материальных ценностей и навыков, накопленных в предыдущую инерционную фазу.

Расплодившиеся субпассиопарии ждут и требуют только одного - удовлетворения своих ненасытных потребностей. Начинает господствовать императив - «Будь таким, как мы», то есть осуждается, а при возможности и уничтожается, любой человек, сохранивший чувство долга, трудолюбие и совесть.

Собственный императив субпассионариев - «День, да мой», что отражает их полную неспособность к прогнозу. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей.

Частично этот процесс тормозится за счет притока представителей окраинных и чужих этносов, которые зачастую начинают доминировать в общественной жизни. Этническая система утрачивает сопротивление и может стать легкой добычей более пассионарных соседей.

В Древнем Риме фаза обскурации началась в конце II в. н.э. и закончилась гибелью Западной Римской империи; в Византии обскурация охватила суперэтнос в период правления династии Ангелов и привела к падению Константинополя в 1204 году и окончательной гибели империи в 1453 году.

6. Иногда бывает возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счёт сохранившейся на окраинах ареалов пассионарности.

7. В любом случае это короткий всплеск активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза.

В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность. Лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого.

Дальше всё зависит от соседей. Если они не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостеприимных и доброжелательных. Они продолжают терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени.

8. Переход от мемориальной фазы к форме этнического гомеостаза имеет плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности.

Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и своё потомство, но лишённых потребности и способности что-либо менять в жизни. В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая популяция людей. Но она не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли.

Таким образом, история любого этноса укладывается в схему: пассионарный толчок – рождение - подъем - перегрев - упадок - затухание. Она напоминает струну, колеблющуюся после щипка и останавливающуюся. Права была китайская царевна из династии Чэн, плененная и выданная за тюркского хана в VI веке, когда написала мудрые и трогательные стихи:

Предшествуют слава и почесть беде,

Ведь мира законы — трава на воде.
Во времени блеск и величье умрут,
Сравняются, сгладившись, башня и пруд.
Пусть ныне богатство и роскошь у нас,
Недолог всегда безмятежности час.
Не век опьяняет нас чаша вина,
Звенит и смолкает на лютне струна...

(перевод Льва Гумилева)





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 680 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...