Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Позитивистская философия



Позитивистская философия, ставшая одним из важнейших философских течений XX в., возникает еще в середине предыдуще­го столетия. Причем, позитивизм — это не только распространенная в последние два столетия философия, но и характерное для нашей эпо­хи мировоззрение. Позитивизм — мировоззрение научно-технической цивилизации, распространенное прежде всего в среде инженерно-технической интеллигенции. Его возникновение и распространение связано с теми изменениями в экономике и духовной жизни Европы, ко­торые происходят в XIX столетии, с мировоззренческой и социальной экспансией науки. Именно в XIX в. наука реально выдвигается на цен­тральное место в духовной культуре общества и окончательно вытесня­ет оттуда религию, занимавшую это место в средние века. Этот процесс берет начало еще в XVII в., когда происходит научная революция, свя­занная с именами Г.Галилея и И.Ньютона. Завершается он лишь после промышленной революции XVIII в., обусловившей переход от ручного труда к машинному производству.

Машинное производство вело к объединению ранее самостоятельных линий развития науки и техники. Лишь в XIX в. бе­рет начало научно-технический прогресс как единый процесс развития науки и техники. До этого развитие науки и развитие техники лишь из­редка пересекались. Наука начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Лозунг Ф. Бэкона «знание — сила» воплощается.

Ядро позитивизма составляют следующие положения:

1) подлинное знание должно опираться на эмпирические факты, такое знание дают только конкретные (пози­тивные) науки;

2) все науки, как естественные, так и со­циальные, должны использовать единые научные ме­тоды наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирической проверки;

3) в природе нет причинности, есть лишь регулярности, с которыми яв­ления одного рода следуют за явлениями другого рода;

4) ученые в своих объяснениях не должны стремиться от­ветить на вопросы «почему», они должны лишь устанав­ливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи;

5) наблюдения и факты как твердое основание знания обладают приоритетом перед теоретическими положе­ниями, которые являются гипотетическими;

6) метафи­зика (спекулятивные рассуждения, объяснения через «сущности», «конечные причины» и т.п.) является уста­ревшим и бессмысленным хламом, от которого нужно очистить науку и человеческое мышление.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 857 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...