Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шопенгауэр принял учение Гегеля, но изменил его[29]. Если Гегель считал сознание принципом, объединяющим реальность, то Шопенгауэр использовал вместо него волю



Воля — это путь. Как и Гегель, Шопенгауэр придавал большое значение идее воли. Воля — это движущая сила естественного мира и человеческого общества. Воля, по Шопенгауэру, — великий объединяющий принцип, она работает во всех вещах. Наблюдаемая реальность — это выражение воли, сильное желание существовать, которое принимает физическую форму. Его различие между волей и наблюдаемой реальностью соответствует различию Канта между миром вещей в себе и миром феноменов. Воля существует на самом деле (ноумен), а наблюдаемая реальность (фено­мен) есть лишь ее проявление.

Точно так же как физическая реальность есть выражение воли, каж­дый отдельный человек есть выражение своей индивидуальной воли. Воля дает форму людям и естественному миру.

Шопенгауэр рассматривал волю не так, как Гегель. Для последнего она была одной из сторон сознания, этапом в последовательном развитии, который приводит к самосознанию. Но, по Шопенгауэру, воля не пере­ходит в разум. Она есть, но она не рациональна. Она не осознает, что делает. Воля слепа.

Воля знать. В отличие от остальной части реальности, люди могут знать, что проис­ходит вокруг. Они способны понять, что делает вещи такими, какие они есть, они могут познать свою волю и быть теми, кто они есть. На са­мом деле знание является всего лишь одним из аспектов воли. Мы зна­ем это, потому что у нас есть воля знать. Рассматривая мир таким образом, Шопен­гауэр отказался от традиционного пони­мания отношений между волей и знанием. Гегель, например, считал, что знание дает форму воле. Для Шопенгауэра все совер­шенно наоборот. Эта точка зрения впос­ледствии приведет Зигмунда Фрейда к идее бессознательного. Вы не контроли­руете ее, наоборот, она контролирует вас! В результате Шопенгауэр считал, что лю­ди поглощены своим собственным видением реальности и своим собственным нравственным миром и совершенно не имеют представления об общих принципах. Это не «отчуждение», как сказал бы Гегель, это просто нор­мальное положение вещей. Люди способны взглянуть поверх своей собственной воли и увидеть общую картину, но немногие на самом де­ле это делают.

Не очень веселая картина. Хотя воля и является движущим принципом развития, это не ра­дость, а скорее проблема. Все полно желаний и никогда не бывает удовлетворено. Когда наша воля пытается нащупать свой путь, удо­влетворить свои желания, то обнаруживает, что либо не может это­го сделать, либо то, к чему она стремилась, оказывается в итоге не тем. В итоге возникает ощущение тщетности попыток. Воля, по Шопенгауэру, не свободна. Она определяется законом при­чинности, точно так же как движение в физическом мире определя­ется физическими законами. Мы не можем выбрать, чего желать, за нас выбирает наша воля. В результате мы живем в конфликтах и страдании.

Понятие никогда не удовлетворенной и не свободной воли напоми­нает традиционную индийскую философию, которая связывает же­лание и страдание (смотрите главу 11 «Индийская философия»). Шопенгауэр и в самом деле был вдохновлен восточными учениями. Индийская философия признает, что мокша, или освобождение от страданий, достижима посредством отказа от желаний. Шопенгауэр также считал, что возможно превзойти волю, оставив в стороне лич­ные желания.

Один из способов сделать это — обратиться к философии. Мы мо­жем познавать независимо от воли, считает философ, созерцая платоновские Идеи. Для преодоления страданий, вызванных по­стоянно неудовлетворенной волей, Шопенгауэр призывает вер­нуться к Платону. Знание Идей — это все, что осталось от знания, когда оно было порабощено волей. На этом уровне знание объек­тивно.

Это платоническое знание — не знание отдельных вещей, а знание универсальных форм. Их всеобщность помогает им существовать неза­висимо от индивидуальной воли человека. Другой способ превзойти волю — это искусство. Обращаясь к произведениям искусства, мы мо­жем увидеть собственную ограниченность и получить более общий взгляд на реальность.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 981 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...