Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Шопенгауэр трансформировал идеализм, приняв за всеобщий объединяющий принцип волю



Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные «насущные» философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе вещей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Тем не менее выход из этой мрачной ситуации возможен. Человек может освободиться от рабского служения собственной воле. Одну из возможностей сделать это открывает искусство. Искусство для Шопен­гауэра — это незаинтересованное познание мира, т. е. такое познание, которое отбрасывает свою служебную (по отношению к воле) роль, в нем реализуется бескорыстный интерес к окружающему миру. Для эстетического созерцания, которое воплощается в произведениях ис­кусства, все интересно, все достойно внимания. Человек здесь отдается незаинтересованному созерцанию мира, забывая о своих практических целяк и потребностях. Возвышенные картины природы приковывают наше внимание — мы забываем даже о враждебности созерцаемого по отношению к нашей воле (например, наблюдая бушующее море, каж­дая волна которого способна погубить нас). Захваченный таким созер­цанием мира, человек теряет индивидуальность, превращается в «ясное зеркало мира», в безвольный субъект познания, постигает идеальную сущность вещей. Искусство способно сохранить и передать другим такое отношение к окружающему миру.

Искусство для Шопенгауэра, — продукт гения. А гениальность и есть способность пребывать в чистом созерцании, презрев свои интересы, желания и цели, отрешившись от собственной личности. Гений видит в вещах то, что природа хотела создать, да не смогла. Немецкий философ всячески подчеркивает противоположность ге­ния и толпы, враждебность толпы, т. е. обыкновенных людей, к ге­нию. Эта враждебность — следствие подчинения интересов тол­пы воле к жизни. Обыкновенный человек для Шопенгауэра — это фабричный товар природы (т. е. продукт массового производства).

Он обращает внимание на вещи лишь в отношении к своей воле. Для него характерна ориентация на готовые цели и ценности, стремле­ние жить как все. Кстати, и расчетливый математический ум, счита­ет Шопенгауэр, тоже противоположен гениальности. Неспособный к творчеству человек ориентируется на науку, ждет от нее, что она все в мире разложит по полочкам и научит нас, как жить. Для гения же характерен перевес познания над желанием, склонность к край­ностям, сильные аффекты и нердзумные страсти. Гениальность для Шопенгауэра сродни безумию, но именно она может вывести нас за пределы мира воли.

Другую возможность открывает мораль. При этом Шопенгауэр выступает критиком кантовского понимания морали. Мораль — это не закон разума, она должна быть основана на непосредственном чув­стве, а именно на чувстве сострадания к другим. Добродетели, счита­ет он, нельзя научиться, решающее значение в этике имеет внутренняя сущность человека. Получается, что каков человек от природы, таков он и есть, и другим стать не может. Но согласиться с этим полностью Шопенгауэр не может — ведь это обесценило бы все этические рас­суждения и рекомендации: зачем тогда учить, как нужно жить, если наши поступки предопределены характером. Философ считает, что бороться со своими побуждениями имеет смысл, т.к. мы не знаем сво­его характера, не знаем, каковы мы на самом деле — наши решения показывают нам это.

Наиболее правильным отношением к жизни является, по мнению Шопенгауэра, фатализм [30]. Он связан с пониманием того, что чело­веческая жизнь по своей сути есть страдание. Воля ни в чем не нахо­дит успокоения, любое удовлетворение потребностей воли временно и относительно, оно является исходной точкой для возникновения но­вых стремлений. Удовлетворение носит отрицательный характер: мы испытываем его, лишь вспоминая о былых лишениях. К тому же удо­влетворение желаний ведет к скуке — жизнь оказывается маятником между страданием и скукой. Скука — бич богатых и знатных. Наслаж­дение красотой и искусством, чистое познание — все это существует для немногих. У большинства вызывает интерес лишь то, что возбуж­дает волю. Большинство людей гонит нужда, им недоступно эстетиче­ское созерцание. Жизнь этого большинства, по Шопенгауэру такова: люди знают, чего хотят, и стремятся к этому настолько удачно, чтобы не впасть в отчаяние, и настолько неудачно, чтобы спастись от скуки. Т.е., если бы нам не удавалось ничто из того, к чему мы стремимся, нашим уделом было бы отчаяние, а если бы удавалось все — скука. Человеческая жизнь в целом — трагедия: бесплодные стремления, не­удовлетворенные желания, растоптанные надежды, роковые ошибки, смерть. В деталях же жизнь — комедия: человек обманул своего ближ­него и довольно потирает руки, заработав 10 пфеннингов каким-нибудь мошенничеством. Лишь фатализм помогает примириться с трагической сущностью жизни.

Фатализм учит тому, что страдание неизбежно для жизни. Нас часто огорчает мысль о случайности обстоятельств, вызвавших страда­ние (например, человек думает, что пошел бы другим путем — не упал бы и не сломал ногу). Но от случая, по Шопенгауэру, зависит лишь фор­ма страдания, а повод для него всегда найдется. Мера страдания опре­делена характером индивида и не зависит от жизненных обстоятельств: при отсутствии больших горестей люди расстраиваются из-за малых, которые в иной ситуации не вызвали бы никаких переживаний. Главные условия счастья, уверен философ, вообще находятся в самом челове­ке — это здоровье и веселый нрав, способность легко относится к жиз­ненным неурядицам. Тем не менее, страдание неизбежно, и причиной его является эгоизм. Преодолеть его помогает этика сострадания.

В каждом из нас проявляется воля к жизни. Но в каждом она проявляется сполна, каждый для себя самого — весь мир. С этим и связан эгоизм. Его преодоление возможно на основе понимания того, что такая же воля к жизни присутствует и в других людях. Собственную сущность — волю к жизни — человек узнает и в других. В утверждении своей воли к жизни такой человек уже никогда не доходит до отрица­ния чужой. В чужом страдании он узнает себя. Это ведет к ослаблению заботы о собственной личности — человек снимает с себя тягостное бремя служения лишь собственной воле. Сострадание открывает некий общечеловеческий масштаб внутри нас, приобщает к судьбе других людей. Эгоист окружен чуждыми и враждебными людьми, а человек, преодолевший эгоизм, — дружественными существами одной с ним природы.

Добродетель и имеет своим источником чувство сострадания, а не абстрактный закон разума (как считал Кант). Сострадание ведет к тому, что человек уже неспособен утверждать свою эгоистическую волю, воля отворачивается от жизни. Сострадание ведет к отрицанию воли к жизни. Шопенгауэр утверждает идеал мудреца, близкий восточ­ным религиозно-философским учениям и стоикам. Он высоко ценит буддизм с его учением о том, что причиной страданий являются наши желания и стремления и что преодоление этих желаний и есть путь к избавлению от страданий. Высоко оценивает Шопенгауэр и этику стоиков, для которых мудрец чужд восторгу и страданию.

Идеи Шопенгауэра послужили отправной точкой для Фридриха Ницше.

Фридрих Ницше (1844-1900) был разносторонне одаренным человеком: он проявил себя не только как философ, но и как поэт, пи­сатель, музыкант.

Родился в христианской семье, отец его был пастором. Отца Ницше фактически не помнил, поскольку тот умер, когда Фридриху было 5 лет. Детство Ницше отличается необычным началом: до трех лет он не говорил ни слова, а потом сразу начал говорить так, как говорят обычные дети. С детства его преследовали жестокие головные боли. Очевидно, задержкой умственного развития он не страдал, просто в этом выразилась некоторая особенность его психики. Учился Ницше в гимназии, с 14 лет — в элитарном интернате, где изучал древние языки и мечтал посвятить себя изучению древнего мира. Увлекался музыкой и дружил с Вагнером, с которым потом разошелся. Отправился добровольцем в армию, но тяжело заболел и после этого вынужден был отказаться от преподавательской деятельности. Болезнь усиливалась, но несмотря на страшные головные боли, Ницше продолжал писать свои труды. Как знаток античной культу­ры, Ницше уже в возрасте 24 лет становится профессором классиче­ской филологии в Базельском университете (в Швейцарии). В 1879 г. ему пришлось оставить работу в университете в связи с ухудшением здоровья. В 1889 г. душевная болезнь окончательно сразила его.

В хронологическом порядке следуют работы Ницше - «Несвоевременные размышления» (здесь Ницше впервые проявляет себя как самостоятельный мыслитель), «Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения», «Странник и его тень», «Утренняя заря», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Случай Вагнера», «Сумерки кумиров», «Антихрист» (или «Антихристианин») и «Ecce homo» [Се человек] — автобиография, в которой он рассказывает о своем творческом пути. Сам Ницше говорит, что лучшая его работа — это «Сумерки идолов», хотя, по общему мнению, самой лучшей его работой является «Воля к власти» — собрание фрагментов, изданных посмертно.

Ницше относят к философии жизни — иррационалистическому течению, сформировавшемуся во второй половине XIX в.

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

Произведения Ницше — нечто среднее между литературой и философией. В них преобладают художествен­ные образы, а не систематическое изложение каких-либо идей. В основ­ном они представляют собой собрания афоризмов. В работах Ницше чувствуется явное желание эпатировать, шокировать читателя, потря­сти его неожиданными поворотами мысли, резкой критикой общепри­нятых представлений. Самая известная книга Ницше — «Так говорил Заратустра»[31] — гениальное подражание стилю священных книг. Сре­ди других известных работ — «По ту сторону добра и зла», «К генеа­логии морали». Одной из основных считается книга «Воля к власти», но эта книга была подготовлена к печати не самим философом, а его сестрой, и, по мнению многих историков философии, представляет со­бой тенденциозную подборку рукописей Ницше. Именно сестра фило­софа поддерживала после его смерти активные контакты с национал-социалистами, что послужило основанием для утверждений о связи между философией Ницше и идеологией фашизма. На самом деле ника­кой прямой связи Ницше с фашизмом нет, хотя некоторые его идеи ис­пользовались идеологами национал-социализма, впрочем, как и многое другое из немецкой культуры.

Ключевой фразой для понимания Ницше, с легкой руки Мартина Хайдеггера, является 125-й фрагмент из «Веселой науки» (в 1-м томе двухтомника Ницше). Суть его состоит в следующем: некий безумец выбегает с фонарем на улицы города. Люди в недоумении спрашивают его, что он собирается делать, и он отвечает: тот Бог, которому вы все поклоняетесь и поклонялись, на самом деле мертв (в другом переводе: умер). Почему он мертв? Потому что вы сами его убили. В этой странной мысли проявляется стремление Ницше к парадоксам, и эта парадоксальность разрешается тогда, когда станет понятно, что имел в виду Ницше, говоря, что Бог умер.

Бог у Ницше — это не только Бог христианства или любой другой религии, а весь сверхчувственный метафизический мир. Он констатирует факт. Он не обвиняет, он просто говорит людям, что они убили Бога. Раньше они Ему поклонялись, теперь Его нет. Теперь не существует того сверхчувственного мира, одной из модификаций которого является и мир божественный.

Почему так случилось, что люди убили Бога (говоря словами безумца)? Ответ на это Ницше дает в таких терминах, как нигилизм и декаданс. Это два ключевых термина, означающие закон развития человечества, закон развития истории. Во втором фрагменте «Воли к власти» Ницше пишет: «Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели, нет ответа на вопрос: зачем?».

Как и Кьеркегор, Ницше верил в исклю­чительную важность индивида. Однако он считал, что личность нельзя никак определить, потому что всякое определение накладывает на нее границы. Он был убежден, что человек может развиться в нечто более совершенное, чем он есть сейчас и чем то, что мы о нем думаем. Это состояние он называл «сверх­человеком» (Űbermensch). Подобно Кьеркегору, который считал, что невоз­можно совершить усилие веры, которое открывает нам подлинную религию, основываясь на рационалистическом выборе, Ницше утверждал, что мы не мо­жем описать объективный путь к достижению состояния сверхчеловека.

Ницше фактически стал калекой и сумасшедшим в результате заболевания, причиной которого была венерическая инфекция. Его состояние позволяет объяснить, почему он был так замкнут и так чуждался людей.

До прихода Ницше в философию боль­шинство мыслителей рассматривали оши­бочные идеи, которые не являются «ис­тинными», как нечто объективно плохое. Ницше с этим соглашается, но утвержда­ет, что ошибочные идеи нам так же необ­ходимы, как и истинные. Нам необходимо иметь в виду некоторые ложные идеи, что­бы осмысливать эту в действительности изменчивую реальность. Наш вид выжил, потому что мы могли создавать новые идеи и организо­вывать с их помощью свою жизнь, свое сознание и общество. Согласно мнению Ницше, подлинная цель мышления заключается в том, чтобы на­ходить общий язык с этим миром, а не в том, чтобы искать истину, как это представляли себе многие западные философы. Он считал, что не существует ничего объективного, все только субъективно. «Нет фактов, есть только интерпретации». Положив это утверждение в основу своей теории, он предложил но­вую интерпретацию существующей дей­ствительности, сделав акцент на жизни. Идея сверхчеловека — это одна из этих новых идей. Процесс поиска интерпрета­ции Ницше называл переоценкой [32]. Перео­ценка происходит в тех случаях, когда мы даем новое значение старой идее. Приведем пример переоценки. Сексу­альные меньшинства и люди с нетради­ционным образом жизни иногда используют оскорбительные эпитеты и слова, направленные против них, изменяя их значение и делая его по­ложительным. Слово «странный» (queer),,которое использовалось для обозначения гомосексуалиста и носило уничижительный оттенок, бы­ло принято многими гомосексуалистами, включая активистов, и стало «торговой маркой» их отличия от остальных.

Все вы — просто стадо. Сверхчеловека Ницше противопоставлял так называемому «стаду», то есть всем тем средним людям, которые любят сбиваться в кучу, дейст­вовать и думать одинаково. Они делают это, чтобы чувствовать себя в безопасности, но тем самым ограничивают свои жизненные возмож­ности. Стадо препятствует тому, чтобы индивиды создавали новые идеи и совершали независимые поступки.

Сопротивляясь гнету стада, как считал Ницше, можно найти путь к сверх­человеку и тем самым осуществить новую возможность жизни. Но в то же самое время он осознавал, что сопротивление толпе связано с некоторым риском, который влечет, например, отказ от старых идей о добре и зле. Ницше очень многие критиковали за его отношение к морали. Он считал, что мнения о том, что хорошо, а что плохо, — это просто идеи толпы, кото­рые созданы для того, чтобы вести безопасное, тихое и скучное существо­вание. Такие эмоции, как сожаление и раскаяние, просто глупы, так как уводят в сторону от полной смысла существования жизни. По словам Ницше, если человек желает осознать силу своей жизни, то ему необхо­димо находиться «по ту сторону добра и зла». Следует выбрать собственные ценно­сти и отказаться от стадного чувства. Как личность, человек должен жить самостоя­тельно, по своим собственным представле­ниям. Следует избегать оценки со стороны Других и жизни по чьим-то ожиданиям.

Ницше иногда обвиняют в том, что он был духовным отцом немецкого национализма, который позволил прийти к власти фашистам.

Способ подлинно самостоятельной жизни состоит в контроле над ситуацией и в успехе, что делает жизнь счастливой. То, что приносит вам удовольствие, определяется не другими людьми, а лично вами. В некотором отношении взгляды Ницше на личность схожи с мнением Шопенгауэра. Оба считали, что индивид отличается своей собственной волей, сильной или слабой, и отделен от всех остальных людей. Но ме­жду Ницше и Шопенгауэром тем не менее есть важное различие. В то время как Шопенгауэр рассматривал волю как нечто плохое, как то, что никогда не удовлетворится и всегда приводит только к неприятностям, для Ницше воля была явлением положительным. Следовать своей воле — это благо; именно так человек может прожить наиболее полную жизнь.

Вечное возвращение. Если вы подчинитесь своей воле, то будете счастливы во всем, что вы делаете, а также и в жизни в целом. Вы не будете ни о чем сожалеть и снова и снова будете получать удовлетворение. Ницше называл эту идею постоянного повторения того же самого «вечное возвращение». Некоторые произведения Ницше позволяют предположить, что вечное возвращение является своеобразным девизом, который может помочь нам прожить жизнь счастливо. В других произведениях он говорит, что мы на самом деле живем одну и ту же жизнь снова и снова. Неопределен­ность с этим понятием может быть следствием того, что Ницше скепти­чески относился к идее существования абсолютной истины. По его мне­нию, существуют только интерпретации, наши идеи о том, что нечто су­ществует. Ницше почти никогда не интерпретировал жизнь два раза одинаково. Едва ли можно сказать, во что он верил на самом деле. Этот философ часто очень конкретен, он высказывается очень опреде­ленно и недвусмысленно. Но, как ни странно, сам он считал, что никто ничего определенного знать не может!

Философия Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше противостояла традиционной для нового времени философии сознания. Вместо раз­ума у иррационалистов выходят на первый план другие стороны чело­веческой натуры — эмоции, воля. Человек, таким образом, не сводится к познающему разуму, оказывается более сложным существом. В XX в. эти идеи были развиты в философии экзистенциализма, в философской герменевтике и ряде других направлений.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какова основная идея Кьеркегора? Что такое экзистенция и экзистенциальная философия?

2. Что такое воля в учении Шопенгауэра? Как он доказывает, что в основе мироздания лежит не разум, а воля?

3. Каково воззрение Шопенгауэра на человеческую жизнь? Почему его учение можно назвать фатализмом?

4. Как человек должен вести себя в жизни, с точки зрения Шопенгауэра?





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2523 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...