Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности возникновения и размещения городов Южного Казахстана и Семиречья



Могучая река Сырдарья. Она определяла судьбы народов, селившихся в бассейне с древнейших времен. Города возникали здесь не случайно и вовремя - каждая эпоха диктовала свои условия.

«Город на Белой реке», или «Испиджаб» («Сайрам») был центром огромного округа, простиравшегося на восток до Таласа, Чу. В эпоху раннего средневековья он становится крупнейшим пунктом транзитного шелкового пути, проходящего по территории нынешнего Казахстана. По словам очевидцев, город состоит из медины, цитадели и рабада. Постройки его из глины. Он лежит на равнине. Это обильный людьми и обширный город» [З]. О том, что он играл важную роль как центр транзитной торговли, говорят «четверо ворот». В городе было множество торговых построек: караван-сараев. Международная торговля обслуживалась монетами, которые чеканились как в самом Испиджабе, так и призвозились из других городов Средней Азии. Город был известен как центр работорговли на Востоке- он составлял пленных, захваченных в время многочисленных воин и побегов. Испиджаб - город ремесленников, его гончары умели изготавливать поливную керамику, знали стеклоделие, кузнечное и медницкое ремесла, производство ювелирных украшений. В городе выращивались овощи, фрукты, разводили крупный рогатый скот, держали баранов.

Постепенно к XVIII веку наступил упадок городской культуры на юге Казахстана. Захирел и пришел в запущение и город Сайрам. Причинами явились частые междоусобные войны. От них в первую очередь страдали городские укрепления, постройки, ирригация, сельское хозяйство. Нарушалась торговля, не пополнялась городская казна. В XIV-XV веках наоборот бурное развитие получил город, расположенный недалеко от Сайрама-Чимкент. К нему то потом и перешла роль главного города на юге Казахстана. Еще в эпоху бронзы, племена, населяющие предгорную зону, сочетали земледелие с придомным скотоводством. Они выращивали просо, пшеницу, разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей, верблюдов. Умели выполнять тонкие работы по меди, бронзе- ножи, топоры, предметы вооружения, а также украшения. Согласно письменным источникам Чимкент всё больше развивался и постепенно превращался в крупный город.

Город Отрар в средние века занимал особое место на трассе Великого Шёлкового пути. Отрар- торговый узел на пути с запада на восток, он не столь был зависим от международной караванной торговли, так как за стенами его могли укрыться и жители степи, скотоводы и горожане. Отрар в средние века был столицей территории, известной науке как «Отрарский оазис», это место чтимо на востоке, как родина великого мыслителя средневековья Абу Наср Аль-Фараби. В жизни Отрара важное место занимает бани.


Сырдарья- она была кормилицей для населения, так как её воды были богаты рыбой, но она же создавала трудности, так как часто весной выходила из берегов, затопляя большие пространства. Стихия и войны, пронёсшиеся над городом, сделали своё дело- - сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. В наши дни продолжается археологическое исследование Отрара, и каждый новый сезон вносит много нового в представления о развитии этого крупного средневекового политического, экономического и культурного центра Средней Азии и Казахстана, расположенного на самом оживлённом участке торгового пути.

Туркестан- город, служивший центром обширного региона, охватившего большую часть южного Казахстана. В конце XIV начале XV века город приобрёл широкую известность в связи с постройкой грандиозного мавзолея над могилой суфистского шейха Ахмеда Ясави. В этом городе сходились торговые пути из Степи, Средней Азии, Китая, Туркестан являлся также центром большого земледельческого района, а также важный и культурный и экономический центр на трассе Великого Шёлкового пути.

Уже известно: с древних пор избирали люди место «семи рек» для своих «зон жизни» - строили города, ремесленники, торговцы, развивали орошаемое земледелие, занимались скотоводством. Здесь наиболее интенсивно проходили процессы взаимодействия кочевых культур и древних цивилизаций благодаря Великому Шёлковому пути. В Х- начале XIII веков здесь наблюдается быстрый рост городов.

История города Алматы уходит в глубину веков. Уже в сочинениях поэта и писателя Захириддина Мухаммеда Бабура в XVI веке есть упоминание о средневековом городе, который носит название «Алмату» и расположенный на месте современного Алматы [З].

В X-XIII веках на территории Алматы возникает и формируется населения и города, происходит переход к оседлости, появление торговли, так как рядом проходит одно из ответвлений Великого Шёлкового пути.

Великий Шелковый путь - знаменитый трансконтинен­тальный путь древности и средневековья, один из истори­ческих памятников человеческой цивилизации. Этот кара­ванный путь, открытый во II веке до н.э., стал грандиозным мостом, соединяющим Азию и Европу, Восток и Запад.

Начиная с VI века, Шелковый путь стал развиваться в двух направлениях: один по Сырдарье, второй - Тянь-Шаньский.

Первый путь начинался в Китае и через Восточный Туркестан (Кашгар), шел в Жетысу, далее по Сырдарье побережью Арала (иногда через Хорезм в Мангыстау в нижнее течение Урала; вдоль берегов Волги и Дона, на Кавказе вдоль побережья моря Кара (Черного) на Ближний и в Византию). В этом направлении Восток и Запад соединяла река Сырдарья. Главными торговыми городами Южного Казахстана были Суяб, Навакент, Кула Испиджаб, Арсубанкент, Отрар, Шавгар, Янгикен.

Второй путь начинался в Восточном Туркестане (Кашгаре) и проходил через Жетысу (долины рек Чу, Или) вдоль Жунгарского, Илийского, Кыргызского Алатау и Таласских гор в Шаш (Ташкент). Далее путь через Самарканд, Бухару, Мерв шел в Малую Азию и Византию. На этом пути стояли большие и богатые города - Суяб, Баласагун, Тальхир, Ку­лан, Тараз, Газгирд (Казыкурт), Испиджаб.

По этому международному пути шли караваны с това­ром - шелком, украшениями, лекарствами, краской - со­провождаемые купцами, путешественниками из Японии, Ко­реи, Китая в Центральную Азию, в Древнюю Русь, Визан­тию. В те времена также процветала торговля рабами.

Шелковый путь служил проводником технических нов­шеств, искусства (танцы, музыка, изобразительное искусст­во, архитектура), а также религии (манихейство, буддизм, христианство, ислам).

В XIV-XV веках в Туркестане была возведена религиоз­ная святыня всех тюркоязычных народов — мавзолей-мечеть Ходжи Ахмеда Йасауи.

Великий Шелковый путь выполнил историческую мис­сию в соединении культур многих народов. Все идеи и до­стижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ, живший на территории Казахстана, обогащая миро­вую культуру своими достижениями. Это мобильное жили­ще - юрта, седла и стремена для лошади, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и самобытное устное народное творчество.

Казахстан в течение всей своей многовековой истории представлял собой зону активных контактов между Восто­ком и Западом. На его территории выросли города, став­шие центрами древней культуры.

Если вы посмотрите на картосхему Шелкового пути (см. рис.) которая выполнена на основе данных современной картографии, то увидите, какие города нахо­дились на этом пути, познакомитесь с уникальными архео­логическими памятниками.

Тараз. Этот древний город располагался на месте совре­менного Тараза. Впервые упоминается в маршрутнике пос­ла Византии Земарха Киликийского (568 г.), а в рукописи буддийского паломника Сюань-Цзаня (630 г.) описывается как большой торговый город.

В VI-IX веках Тараз находился в руках правящей вер­хушки карлуков, а Х-XI веках стал столицей династии Караханидов.

Месторасположение древнего Тараза впервые было на­учно доказано известным востоковедом В. В. Бартольдом. Затем археологи М. Е. Массон, А. Н. Бернштам, Е. И. Аге­ева, Г. И. Пацевич, Т. Н. Сенигова, в ходе археологических экспедиций, провели раскопки на городище средневекового Тараза, установили его размеры, особенности застройки, об­наружили множество изделий из глины, стекла, бронзы, се­ребра. Находки свидетельствуют о том, что Тараз был круп­ным торговым центром на Шелковом пути. Позднее стал и крупным политическим и экономическим центром страны.

Отрар. Один из крупнейших городов Казахстана в сред­невековье — пограничная крепость, стоявшая на пересече­нии многих караванных путей.

Располагался вблизи устья реки Арысь, в месте ее впаде­ния в Сырдарью. Название «Отрар» появилось в VIII веке, история города тесно связана с историей государства Канлы (Кангюй), образовавшемся в среднем течении Сырдарьи. На­чиная с середины IX века город стали называть и Отраром, и Фарабом. Он находился под властью династии Саманидов. Именно в этот период расширились торговые и куль­турные связи, что привело к расцвету науки, искусства, ре­месла. Не случайно известный философ и ученый Аль-Фараби является выходцем из этого города.

Площадь древнего Отрара составляла 200 гектаров. Это был истинно восточный город с соборными мечетями, двор­цами правителей, общественными зданиями, домами ремес­ленников и мастеровых, разнообразными ремесленнически­ми производствами, уникальными восточными банями. Мон­гольское нашествие приостановило развитие культуры и экономики городов Средней Азии и Казахстана. В 1219 году монголы окружили Отрар, а через 6 месяцев ожесточенной осады ворвались в город. Началось массовое истребление людей. Уничтожались материальные и культурные ценнос­ти. Так пала великая Отрарская цивилизация.

Кулан - небольшой средневековой городок (V-XII вв.). Первые сведения о нем появились в V веке. В маршрутнике арабских путешественников ибн Хордадбека и Курамы ибн Джагифара было указано, что он находится восточное Тараза. Кулан был транзитным (промежуточным) городом с обширной сельскохозяйственной округой. В пору своего земледельческого расцвета оазис вокруг Кулан занимал территорию в 50 квадратных километров.

По описаниям аль-Максиди, «Кулан - это крепость с большой мечетью, на пути к Таразу». Археологи Академии наук Республики Казахстан установили, что небольшие хол­мы возле нынешнего районного центра Турара Рыскулова Жамбылской области - это и есть останки городища Кулан.

Койлык. Этот город существовал в IX—XIII вв. на терри­тории Или-Алакольской впадины. Койлык был столицей карлукских жабгу, которым в это время принадлежала се­веро-восточная часть Илийской долины. Город славился сво­ими базарами. Об этом сообщает французский посол Виллем де Рубрук, направленный к монгольскому кагану Мункэ. В 1253 году в своем сочинении «Путешествие в восточные страны» посол писал: «Мы посетили большой город Койлык, который славится своими базарами и в который приез­жает много купцов».

Археологи Академии наук Казахстана в ходе археологи­ческих исследований пришли к выводу, что древнее городи­ще имело площадь около 30 гектаров, было ограждено вы­сокими стенами с башнями и рвом. Койлык отождествляет­ся с конкретным поселением - селом Антоновкой Саркандского района Алматинской области.

Саудакент. Один из крупнейших городов средневековья. Располагался с северной стороны поселка Байкадам. Сог­ласно древним источникам, сначала был известен как город Сугулкан (X в.), затем как Сулхан (Х111 в.), находился на пе­ресечении караванных путей. В городе процветали торгов­ля и ремесла.

Найденные во время раскопок осколки кувшинов и дру­гой посуды из глины, украшения позволяют судить о време­ни его существования - VII-XIV века. Саудакент похож на средневековой город Сугулкент (Х111 в.).

Кумбез Алаша хана. Архитектурный памятник X-XI веков. Расположен в Центральном Казахстане, на правом берегу реки Каракенгир. Имеет форму прямоугольника, вы­сота —10м. Выложен из жженого кирпича, внешняя клад­ка имитирует ковер с узорами алаши. По народному преда­нию, Алаша хан был справедливым правителем, храбрым и смелым предводителем казахских племен.

Мавзолей-мечеть Ходжи Ахмеда Йасауи - самое гран­диозное средневековое сооружение на территории СНГ – находится в одном из самых древних городов на земле Ка­захстана - Туркестане. Великий тюркский поэт и мыслитель Йасауи был с почестями похоронен в небольшом мавзолее, который стал местом паломничества и поклонения мусуль­ман. Он был возведен в XII веке в начале эпохи правления Караханидов. Спустя 233 года, в начале XV века, по прика­зу Тимура над скромной усыпальницей был возведен пыш­ный мавзолей.

В этом памятнике искусно отображены все виды исламс­ких традиций и требования исламской религии. Если поме­щение, в котором расположен ритуальный казан символи­зирует его святость, то мечеть считается символом исламс­кой идеологии.

Например, у тюрок казан был символом единения и гос­теприимства. Поэтому особое значение придавалось его размерам и оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Он был отлит в 1399 году и предназначался для приготовления ритуальной пищи. В Тайказан диаметром 2,45 м и весом 2 тонны помещается 60 ведер воды.

Стены мечети выложены терракотовой плиткой в виде орнамента. В центре гробницы находится большой саркофаг (3,25х1,2х2,2 м), облицованный бледно-зеленым мрамо­ром. Гробница покрыта голубым куполом.

Архитектурный комплекс Ходжи Ахмеда Йасауи является уникальным памятником средневекового зодчества Востока.

Памятник Коркыт ата. Сооружен на железнодорожном разъезде Коркыт в 1980 году в 18 км от села Жусалы Кызылординской области. Авторы памятника — известный архи­тектор Б. А. Ибраев и физик С. И. Исатаев.

На берегу Сырдарьи в этом месте до 1950 года стоял, по преданию, мавзолей Коркыта - создателя кобыза, певца, ком­позитора, акына, покровителя поэтов и музыкантов. Памят­ник представляет собой четыре вертикальных стеллы из же­лезобетона, высотой 8 м, с раструбами в верхней части. Каж­дая стелла ориентирована по сторонам света. В той части, где сходятся раструбы, находится орган из 40 металлических труб. При ветре он издает звуки, напоминающие звучание кобыза. Внутри памятник образует стрельчатый свод, покры­вающий центральный символ-ось. Он украшен орнаментом «туйе табан» («след верблюда»), символизирующим верблю­дицу Коркута Желмая, которая обладает волшебной силой.

Шелковый путь обращен не только в прошлое. В настоя­щее время стали возвращаться к дальнейшему исследова­нию и изучению Шелкового пути, его реконструкции, рас­ширению, развитию политических, экономических и куль­турных связей между народами Евразии.

В 1987 году на XXIV сессии ЮНЕСКО был принят «Меж­дународный проект исследования Великого Шелкового пути». В нем приняли участие Греция, Португалия, Египет, Италия, Китай, Индонезия, Монголия, Оман, Шри-Ланка и бывший Советский Союз. Была утверждена программа под названием: «Человек, окружающая среда, ресурсы Земли и морей. Культура и будущее». В связи с реализацией этой программы в Казахстане был создан Национальный коми­тет «Жибек жолы» («Шелковый путь»). Указом Президента нашей страны Н. А. Назарбаева началась реконструкция ка­захстанского участка древних караванных дорог. Будет воз­рождена и сама атмосфера Шелкового пути - лавки ремес­ленников, восточные базары, праздничные представления факиров, канатоходцев и т.д.

Для народов Евразии Великий Шелковый путь всегда был местом диалога культурного взаимообмена, взаимообогащения духовными ценностями, дорогой от прошлого к будущему.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 3721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...