Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Примечения



[1] Списки различных позитивных и негативных качеств приводятся в различных суттах, например, МН 8, СН 46.2, СН 48.11 и многих других.

[2] Например, МН 107, МН 125.

[3] Например, АН 9.3, АН 10.99, СН 6.13, АН 9.35.

[4] Под быстрой приятной практикой в суттах понимается практика джхан. Под болезненной и медленной понимается практика ученика, ум которого сильно омрачён. При этом он не может сразу же взяться за джханы, но вынужден заниматься предварительными практиками, которые нацелены на уменьшение конкретных негативных умственных качеств. Это подробно объясняется в суттах АН 4.161-168.

[5] См. АН 5.15.

[6] См. СН 12.49. В суттах принцип взаимозависимости формулируется следующей фразой: “Когда есть это, возникает и то. С возникновением этого, появляется и то. Когда нет этого, нет и того. С прекращением этого, прекращается и то» и относится ко всем сансарным феноменам без исключения.

[7] Пять методов подобной практики описаны в МН 20.

[8] Фактическая неготовность к ведению монашеского образа жизни является частой причиной ухода из монашества. По данным статистики в Таиланде, где проживают несколько сотен тысяч монахов, лишь десятая часть остаётся в монашестве в течение 10 лет, и менее одного процента – в течение всей жизни.

[9] См. “Медитация при ходьбе” http://theravada.ru/Teaching/Lectures/nyanadhammo_meditaciya-pri-hodbe-sv.htm

[10] См. “Критика випассаны Гоенки”. http://theravada.ru/Life/Red/Text/29-04-2015.htm

[11] См. АН 3.101.

[12] В АН 5.110 он также перечисляет качества, которые должны быть у того, кто желает затвориться, а в АН 4.262 упоминает о том, какими качествами обладать не должен.

[13] Эти практики периодически упоминаются в различных суттах, но подробно разбираются в комментаторском труде Ачарьи Буддагосы “Висуддхи-Магга”.

[14] Практика джхан обозначается “приятная”. См. примечание N4.

[15] В МН 39 (и ряде других сутт) приводится подробное описание и метафоры развития этих факторов.

[16] См. СН 48.40.

[17] См., например, МН 127, МН 128, МН 121.

[18] См. тотальности и сферы преодоления в АН 10.29, а также восемь освобождений в АН 8.66 (или ДН 15) и семь элементов в СН 14.11. Также см. МН 77. В АН 4.77 сказано, что область джханы является “невообразимостью”, которую невозможно представить обычным умом.

[19] См. АН 9.34, МН 105, МН 106, МН 138, МН 66.

[20] В АН 6.29 Будда говорит, что четвёртая джхана является основой постижения “многочисленных элементов”. В АН 7.69 приводится метафора с цветением дерева, которая демонстрирует поэтапность развития уровней джхан с кульминацией в достижении прозрения после четвёртой джханы.

[21] Практику, вплоть до развития джхан, как минимум осуществляли и не-буддийские отшельники – например, Калама и Рамапутта (МН 26), у которых обучался Ситтхаттха Готама до просветления, или же знаменитые в древние времена аскеты, проживавшие в Урувеле (упомянуты в Винае), или же ученики старца брахмана Бавари (вопросы его учеников к Будде записаны в последней главе Суттанипаты). Однако этап прозрения в схему зависимого возникновения исключителен для буддизма и не фигурирует ни в одной другой религиозной и философской системе.

[22] Варианты попадаются во всех четырёх основных книгах канона, но самую большую подборку можно встретить в СН 12. Иногда попадаются и совсем нестандартные варианты, как, например, в АН 11.3 или в МН 28.

[23] См., например, СН 12.1.

[24] См. АН 3.94, где говорится о том, что вначале практикующим буддистом достигается плод вступления в поток, и уже только после этого – джхана и более глубокие прозрения и плоды.

[25] Оно называется “знанием уничтожения загрязнений” и идёт последним в списке сверхспособностей – см. например, МН 6.

[26] Не-возвращающийся перерождается в особом небесном мире, где в обязательном порядке достигает просветления. Арахант – тот, кто выполнил задачу, достигнув конечной цели, т.е. избавления от загрязнений ума и страданий. Ему нет необходимости что-либо развивать и практиковать далее.

[27] См. СН 3.11.

[28] Подобный вариант развития событий описывается в СН 47.8.

[29] Подробный список таких услуг приводится, например, в ДН 7.

[30] См. АН 11.16.

[31] См. книгу Аджана Брахма “Осознанность, блаженство, и за их пределами”, где он детально и красочно расписывает один из таких методов развития доброжелательности.

[32] Сатипаттхане посвящена целая глава в Саньютта Никае – СН 47.

[33] Весь список этих практик, связанных с телом, содержится в МН 119.

[34] Об этом кратко упоминается в ряде сутт (см. МН 118, а также сутты главы СН 54). О комплексной связи ананапасати и сатипаттхан см. работу Дост. Тханиссаро “Система медитации на дыхании” - http://www.theravada.ru/Teaching/Books/Structure_Anapanasati/structure-anapanasati-01-sv.htm

[35] См. АН 4.49.

[36] В СН 35.127 царь говорит монаху “Иногда бывает, что кто-нибудь думает: «Буду считать это непривлекательным», но на деле выходит так, что для него это привлекательно”. В АН 10.72 Будда говорит, что стремление к привлекательным объектам является помехой для того, кто настроен на медитацию на характеристике непривлекательности.

[37] См. АН 5.144.

[38] См. АН 3.92 и СН 22.101.

[39] В АН 5.166 Будда говорит, что монахов-старцев ценят за достигнутые в течение жизни духовные плоды, а не за поломанные зубы, седые волосы, и морщинистую кожу.

[40] См. СН 42.7.

[41] См. МН 39, СН 43.12.

[42] См. СН 56.48.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...