Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В ХУ11 в. нидерландское искусство разделилось на две школы – фламандскую и голландскую, в связи с разделением Нидерландов. Историческое развитие пошло разными путями как и искусство.
Во Фландрии феодальное дворянство и высшее бюргерство, католическая церковь играли главную роль в жизни страны и являлись основными заказчиками искусства. Сюжеты из Священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охот, огромные натюрморты – основные жанры искусства Фландрии ХУ11 в.
Центральной фигурой фламандского искусства ХУ11 в. был Питер Пауль Рубенс (1577-1640).
Получил образование в Антверпене, в иезуитской школе.
В 1598 г. Рубенс был внесен в список свободных мастеров гильдии св. Луки. Эту дату можно считать началом самостоятельной творческой деятельности. В 1600 г. он едет для дальнейшего совершенствования в Италию. Он пробыл в Италии до 1608 г., с 1601 г. являясь придворным художником герцога Гонзаго в Мантуе. Это годы были периодом формирования его искусства. Из современных художников на Рубенса наибольшее влияние имел в этот период Караваджо. В 1608 г. Рубенс возвратился на родину и обосновался в Антверпене. 20-е и 30-е годы – период наиболее напряженной творческой деятельности Рубенса. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства. Первой большой работой на родине были алтарные образа для знаменитого Антверпенского собора: «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614), в которых Рубенс создал классический тип алтарного образа ХУ11 в. В нем сочетаются монументальность и декоративность.
Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произведений Рубенса. Рубенс прославляет национальный тип красоты: светловолосые, пышнотелые брабантки. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Картины Рубенса полны бурного движения. Это динамическое направление создается и усложняется ракурсами, позами фигур, находящимися во взаимосвязи, образующими сложную пространственную среду. Рубенс часто претворял в живописных образах мифы, но избирал преимущественно те сюжеты, которые можно воплотить в динамические композиции: «Персей и Андромеда», «Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа», «Нимфы Дианы, захваченные сатирами» и др. Для 20-х годов характерны в целом яркость колорита и многоцветность, позже художник отходит от многоцветия.
Дом Рубенса становится центром художественной жизни Фландрии, туда стекается цвет художественной и ученой интеллигенции Европы. «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609-1610).
В 1623-25 г. Рубенс получает заказ на цикл из 21 картины от французской королевы Марии Медичи для украшения Люксембургского дворца.
В 1630 г. Рубенс возвращается в Антверпен и женится на Елене Фоурмен, которая стала его музой в последний период творчества. Она явилось воплощением идеала художника.
В 30-е годы Рубенс переезжает в свое новое поместье Стэн, поэтому последний период творчества часто называют «стэновским». В это последнее десятилетие художник пишет больше для себя, руководствуясь собственным выбором тем. Он пишет портреты: это парадные барочные портреты, в котором величие передается и позой, и одеждой. В творчестве Рубенса появляются и пкйзажи.
В последний период живописное мастерство Рубенса отличается виртуозностью. Колорит становится более обобщенным, утрачивается прежняя многоцветность: «Вирсавия» 1635; «Следствия войны» 1638.
Рубенс умер в 1640 г. У него было много учеников, огромная мастерская. Среди учеников Рубенса Ван Дейк, Снейдерс, Ян Брейгель Бархатный.
Наиболее знаменитым из учеников Рубенса является Антонис ван Дейк (1599-1641). Рано сложился как художник. Сын богатого коммерсанта, он всю жизнь стремился приобщиться к аристократии и в его портретах и автопортретах всегда подчеркнуты аристократизм модели, сообщая им нервную экспрессию и утонченность форм.
В его творчестве большое место занимает сюжеты мифологические и христианские: «Сусанна и старцы», «Св.Иероним» и др.
Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Фигуры подает несколько снизу, что делает фигуру более величественной, монументальной, богатый костюм и аксессуары усиливают впечатление. Портреты ван Дейка декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом, игрой светотени, чему он научился у Караваджо.
В 1627 г. ван Дейк становится главной художественной фигурой в Антверпене. Успех его как модного живописца огромен: парные портреты супругов Стевенс; портрет художника Ф. Снейдерса и др.
В 1632 г. ван Дейк уезжает в Англию на службу к королю Карлу 1, который жалует ему звание главного живописца и рыцарство. Ван Дейк создае галерею парадных портретов английской придворной аристократии: портрет Томаса Уортона, Филиппа Уортона, многочисленные портреты Карла 1 и др.
Для Англии ван Дейк явился основателем большой школы портретного искусства, достигшей расцвета в ХУ111 в.
Особым жанром во фламандском искусстве ХУ11в. был натюрморт, знаменитым мастером которого был
Франс Снейдерс (1579-1657). В его картинах прекрасно выписаны дары земли и моря. Такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров, поэтому фламандский натюрморт обычно велик по размерам в отличие от голландского: «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка» 1618-1621 г. для епископского дворца.
Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!