Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Итальянское искусство ХУ11 века



Центром развития нового искусства барокко на рубеже ХУ1 – ХУ11 в. был Рим. Архитектура этого города в ХУ11 в. – типична для эпохи барокко.

Мастера барокко отходят от традиций Возрождения, с его гармоничными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы. Начало и конец улицы непременно отмечены какими-либо архитектурными или скульптурными акцентами. Доменико Фонтана применяет впервые в истории градостроительства трехлучевую систему улиц, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима.

На смену статуе как организующему площадь началу появляется обелиск, а еще чаще – фонтан, обильно украшенный скульптурой. Блестящим примером являются фонтаны Бернини: фонтан Тритона на площади Барберини и фонтаны Четырех рек и Мавра на площади Навона.

В эпоху раннего барокко не столько создавались новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания уделяется внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектуры вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Гроты, баллюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк.

В период зрелого барокко, со второй трети ХУ11 в., усиливается пышность архитектурного декора палаццо, как его главного фасада, так и со стороны сада.

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливается. Прямые плоскости сменяются выгнутыми и вогнутыми поверхностями. Интерьер барочной церкви как место пышного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства, а с появлением органа –музыки. Разные материалы (цветной мрамор, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись – все это вместе создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности (Борромини, церковь Сант Иво, 1642-1660).

Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединил в себе дарование и того, и другого был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. В Ватиканском дворце Бернини оформил королевскую лестницу, связавшую папский дворец с собором. Главное создание Бернини – это грандиозная колоннада собора св. Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656-67). Глубина площади – 280 м., в центре ее стоит обелиск, фонтаны по бокам подчеркивают поперечную ось, а сама площадь образована колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера в 19 м. высотой, составляющей строгий незамкнутый круг.

Бернини был не менее знаменитым скульптором. Он обращался к сюжетам античным и христианским. «Давид» Бернини, в отличие от Донателло или Микеланджело, это «воинствующий плебей», бунтарь, в нем нет ясности и простоты, классической гармонии Ренессанса.

Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитых людей, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона и др.).

Бернини явился создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели – портреты Людовика Х1У, герцога д’Эсте и др.

В живописи Италии на рубеже ХУ1-ХУ11 в. возникают два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование «болонского академизма», другое – с искусством самого крупного художника Италии ХУ11 в. Караваджо.

Аннибале и Агостино Карраччи и их брат Лодовико в 1585 г. в Болонье основали «Академию направленных на истинный путь», в которой художники обучались по определенной программе.

Принципы болонской Академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются на творчестве самого талантливого из братьев – Аннибале Карраччи (1560-1609). Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить для того, чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи. Искусство Карраччи оказалось очень своевременным, соответствующим духу официальной идеологии, и получило быстрое признание и распространение. Братья Карраччи – мастера монументально-декоративной живописи. Самое знаменитое их произведение – роспись галереи Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых «Метаморфоз» (1597-1604). Аннибале Карраччи явился также создателем так называемого героического пейзажа, т.е. пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа, по мнению болонцев, несовершенна и требует облагороженности.

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573-1610), -давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Единственный источник, из которого Караваджо черпает темы – это окружающая действительность. Метод Караваджо был антиподом академизму, и сам художник восставал против него. Отсюда обращение к необычным персонажам, вроде картежников, шулеров, гадалок, авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи реалистического духа: «Лютнист», «Игроки» и др.

Но главными для мастера остаются темы религиозные: “Евангелист от Матфея с ангелом”, “Положение во гроб”, “Успение Марии” 1606 г.

У Караваджо сильная пластическая лепка формы, накладывает краску большими, широкими плоскостями, выхватывая из мрака светом наиболее важные части композиции.

Для позднего творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, скульптурность формы, классическая ясность рисунка.

Искусство Караваджо породило истинных последователей его художественного метода, получившего название «караваджизма».

С 20-30-х годов в Италии начинается формирование стиля барокко, в основе которого лежала академическая система болонцев. Идеализация и патетика были особенно близки официальным кругам итальянского общества – основному заказчику произведений искусства. Но этот стиль воспринял нечто и от Караваджо: материальность форм, энергию и драматизм, новшество светотеневой моделировки.

В последней трети ХУ11 в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения: усиливается декоративность, усиливаются ракурсы фигур, убыстряется движение.

С ХУ111 в. в Италии начинается упадок, причины которого лежат в сложной судьбе Италии. Италия сдает свои позиции.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...