Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Голландское искусство ХУ11 в



В ХУ11 в. Голландия стала образцовой капиталистической страной и на протяжении всего столетия является ведущей экономической державой Европы.

Одновременно Голландия в этот период – и важнейший центр европейской культуры. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства. У голландских художников был другой заказчик: бюргеры, голландский магистрат, поэтому живописные полотна не имеют больших размеров. В Голландии церковь не играла роли заказчиков произведений искусства, ибо протестантские церкви были просты по архитектуре и никак не украшены внутри.

Главное достижение голландского искусства ХУ11 в. – в станковой живописи. Человек и природа были объектами творчества художников. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев». Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, специализация по отдельным видам тематики: портрет, пейзаж, натюрморт и анималистический жанр.

Одним из крупнейших художников-портретистов является Франс Хальс (1580-1666). В 10-30-е годы Хальс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий: «Стрелковая гильдия св. Адриана», 1627-33 г., «Стрелкова гильдия св. Георгия» 1627 г. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо, интенсивные, насыщенные цвета создают монументальный характер изображения.

Индивидуальные портреты Хальса исследователи иногда называют жанровыми в силу специфичности изображения. Эскизность манеры письма, густой мазок, внутренняя динамика – типичные черты почерка Хальса.

В портретах Хальса позднего периода исчезает беззаботность, энергия в характерах изображенных лиц. Но именно в поздний период творчества Хальс достигает вершины мастерства и создает наиболее глубокие произведения. Это обычно темная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.

Искусство Хальса имело огромное значение для своего времени, оно оказало влияние не только на развитие портретного жанра, но и бытового, пейзажа, натюрморта.

Пейзажный жанр Голландии ХУ11 в. особенно интересен – это национальный, именно голландский пейзаж. Яркими представителями пейзажного жанра являются Ян ван Гойен (1596-1656) и Саломон ван Рейсдаль (1600-1670).

Блестящего развития достигает натюрморт. Голландский натюрморт скромен по размеру и содержанию Представители: Питер Клас (1597-1661) и Виллем Хеда (1594-1682).

Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с дельфтской школой. Ярким представителем является

Ян Вермер, в истории искусства как Вермер Дельфтский (1632-1675). Вермер был одним из тех художников, кто предопределил многие колористические искания Х1Х столетия, хотя картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Это изображение застылого бюргерского быта, виды Амстердама или Делфта. Ранняя картина Вермера «У сводни» 1656 г. необычайно велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету. Позже Вермер откажется от больших размеров и будет писать небольшие полотна, принятые в жанровой живописи: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета» и др. Главные достоинства Вермера-художника – в передаче света и воздуха.

Вермер делал то, чего никто не делал в ХУ11 в.: писал пейзажи с натуры «Улочка», «Вид Делфта». Это первые образцы пленэрной живописи.

Вершиной голландского реализма, итогом живописных достижений голландской культуры ХУ11 ст. является творчество Рембрандта.

Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669). Родился в Лейдене, был сыном владельца мельницы, учился в Лейденском университете. Поэтому 1625-1632 г. обычно называют лейденским периодом творчества. Это время становления художника, наибольшего увлечения его Караваджо.

В 1632 г. Рембрандт уезжает в Амстердам. 30-е годы – время наивысшей славы, путь к которой открыла большая заказная картина 1632 г. – групповой портрет «Анатомия доктора Тульпа».

В 1634 г. Рембрандт женится на девушке из богатой семьи – Саскии ван Эйленборх – и с этих пор попадает в патрицианские круги. У него большая мастерская, немалое наследство Саскии и его работа дают ему материальную независимость: «Портрет Саскии в образе Флоры», «Автопортрет с Саскией на коленях» 1636 г. Этот период порнизан откровенной радостью жизни, счастьем и романтикой. Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения.

Богатейшие возможности Рембрандта-психолога заявляют о себе в его картине «Жертвоприношение Авраама» 1635 г. На библейские и евангельские сюжеты же он создает и офорты, которыми серьезно занимается в 30-е годы.

На рубеже раннего периода творческой зрелости появляется самое знаменитое его произведение, известное как «Ночной дозор» 1642 г. – групповой портрет стрелковой роты. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину: по сигналу тревоги отряд выступает в поход.

Но само это настроение было чуждо бюргерской Голландии, не отвечало вкусам заказчиков. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики. С этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества, к этому добавляется и ранняя смерть его Саскии. С ее уходом происходит разрыв художника с патрицианством.

40-50-е годы – это пора творческой зрелости, время сложения его творческой системы. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по – новому. Так было с «Данаей», которую написал еще в 1636 г.

В 40-50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия.

Наибольший материал ему дает Священное писание, сцены жизни святого семейства: «Святое семейство».

Большое место в творчестве Рембрандта занимает пейзаж, как живописный так и графический: «Пейзаж с мельницей».

Последние 16 лет – наиболее трагические годы жизни Рембрандта. Созданы живописные образы исключительные по монументальности характеров, глибоко философские и высоко этические.

Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков – так называемые «Синдики» 1662 г.

В годы зрелости он создал и лучшие офорты. Как офортист он не знает себе равных в мировом искусстве: «Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб» и др. Он много занимался рисованием. Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков.

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» 1668-69 г.

К концу ХУ11 в. начинается упадок голландской живописной школы, потеря ее самобытности.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...