Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Испанское искусство ХУ11 в



Со второй половины ХУ в. Испания уже была единым государством; с начала ХУ1 в. это абсолютистское государство достигло наивысшего политического и экономического могущества в Европе. Продолжающееся завоевание Нового Света, открытие новых торговых путей превратили Испанию в самую сильную морскую державу, владеющую колониями.

Расцвет испанской культуры: литературы и театра, а затем живописи наступил несколько позднее. «Золотым веком» испанской живописи является ХУ11 век.

Для испанского искусства было характерно существование традиций не классических, а средневековых, готических. Роль мавританского искусства в связи с многовековым господством арабов в Испании несомненна для всего испанского искусства.

У испанских художников было два основных заказчика: первый – это двор, аристократия, и второй – это церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. Под ее влиянием формировались вкусы заказчиков. Суровость судьбы испанского народа выработало специфичность мировоззрения испанцев. Нравственное и религиозное начало переплетены между собой, слиты; в испанском искусстве идеал национального героя выражен прежде всего в образах святых.

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Тиотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Как художник он сложился рано. Истоками его творчества была византийская монументальная и станковая живопись; из итальянского искусства наибольшее влияние на него имели Тициан и Тинторетто. Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего религиозные сюжеты ««Моление о чаше»» «Святое семейство», чаще всего – алтарные образы «Погребение графа Оргаса». Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо. Герои Эль Греко «вкушают радость в страдании», находятся в состоянии крайней взволнованности. Это беспокойство передается цветом: зеленое, желтое, синее звучат у Эль Греко вполне условно. Лица героев всегда удлиненные, аскетические, глаза посажены асимметрично и широко открыты. Напряженный динамизм пронизывает все композиции мастера. В пейзажах Эль Греко, изображающих обычно Толедо в грозу, Эль Греко подчеркивает ничтожность человека перед природой, и в этом одно из отличий в восприятии природы человеком барокко и человеком Ренессанса.

В искусстве Эль Греко много мистики, экзальтированности, патетики. Лучшее, что есть в его искусстве, имело большое влияние на формирование живописи Испании ХУ11 ст.

Самый замечательный художник «золотого испанского века» – Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660). Веласкес-севильянец. Интересно, что у Веласкеса, типичнейшего испанца, почти отсутствуют произведения на религиозные сюжеты, а те, которые присутствуют, трактуются как жанровые сцены – «Христос в гостях у Марии и Марфы».

В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится придворным художником короля Филиппа 1У. В 1629 г. он впервые едет в Италию, где изучает искусство венецианцев и результатом явилась «Кузница Вулкана». Изображает вместо античных героев современных испанских крестьян-кузнецов. В середине 30-х годов Веласкес пишет картину «Сдача Бреды», посвященную победе испанцев над голландцами.

Веласкес по праву считается одним из создателей парадного портрета. Изображения его лаконичны, монументальны и глибоко выразительны по средствам. Между моделью и зрителем он всегда оставляет некую преграду. Утверждение достоинства личности – основная черта портретной живописи Веласкеса. Как придворный художник он почти сорок лет пишет портреты Филиппа 1У, его семью, придворных.

В последнее десятилетие жизни Веласкес создал три самых известных своих произведения. Он написал свою «Венеру с зеркалом» – первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела.

«Менины» (фрейлины) – по сути групповой портрет. Стоя у мольберта сам художник пишет короля и королеву, отраженных в зеркале. На переднем плане изображена инфанта Маргарита, в окружении фрейлин, карлиц, придворных. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.

Третье из последних произведений Веласкеса – «Пряхи». Это также жанровая картина, поданная мастером монументально. На полотне изображена шпалерная мастерская, в которую пришли придворные дамы.

Творчество Веласкеса оказало влияние не только на формирование национального испанского искусства, но и на последующие поколения художников.





Дата публикования: 2015-06-12; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...