Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философия в советский период российской истории



В советское время (1917 – 1991) философия основывалась на принципах, которые были сформулированы Марксом и Энгельсом и получили свое развитие в трудах В.И.Ленина.

Правда, в первые годы после Октябрьской революции еще продолжалась деятельность мыслителей религиозно-идеалистического направления. Но уже в 20-е годы «единственно верной теорией» был провозглашен марксизм, отклонение от которого стало социально опасным.

В 1922 году вышла работа Ленина «О значении воинствующего материализма», которая призываларазоблачать и преследовать всех идеалистов как «дипломированных лакеев поповщины» и крепить союз философов-материалистов с представителями передового естествознания, систематически изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций.

Осуществление первой задачи привело к уничтожению всякого инакомыслия в советской России. Все, кто не принимал идеологическую доктрину большевиков, должны были отказаться от своих взглядов. В противном случае либо их ожидала вынужденная эмиграция, либо они подвергались репрессиям. На так называемом «философском пароходе» в 1922 году были высланы из СССР такие философы-идеалисты, как Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, Н.О.Лосский и многие другие. Философская отечественная мысль лишилась самого главного условия для своего развития – интеллектуальной свободы.

Уничтожение прежней культуры философствования в России сопровождалось созданием организаций по подготовке марксистских кадров, таких как Институт красной профессуры, Социалистическая (Коммунистическая) академия, Общество воинствующих материалистов и др. Однако допускались еще разногласия в рамках самой марксистской доктрины. В созданном в 1922 году журнале «Под знаменем марксизма» велись многочисленные философские дискуссии, которые разворачивались, например, вокруг марксистского представления об азиатском способе производства, проблемы соотношения биологического и социального в жизни человека и общества, тектологической концепции А.А.Богданова.

Еще в начале ХХ столетия обозначились разные подходы у Ленина и у Богданова к наследию Маркса. Богданов подходил к философии с позиции принципа организации, с точки зрения тектологии - науки о всеобщих организационных связях. В силу этого он трактовал марксизм как идеологию, организующую социальный опыт. Ленин считал принцип организации ревизионистским, разрушающим непротиворечивость марксистской теории. Переизданная в 20-е годы работа Богданова «Всеобщая организационная наука (тектология)» была подвергнута резкой критике. Только спустя десятилетия в тектологии увидели предвосхищение основных идей современной теории систем и кибернетики.

За то, что в своих трудах Богданов опирался не на идею диалектически противоречивого развития, а на принцип организации, предполагающий сохранение в обществе равновесия, его называли «механистом».

Дискуссия, которая развернулась между «механистами» и «диалектиками» стала основной философской дискуссией в 20-е годы.

«Механисты» акцентировали внимание на раскрытии механизма явлений, детальном изучении предметов. Они утверждали, что философские принципы – это лишь выводы из наук и что философы должны совершенствовать свою методологию на основе новейших достижений науки.

«Диалектики» во главе с А.М Дебориным полагали диалектику единственным методом естествознания. Все остальные методы, по их мнению, должны быть лишь ее конкретизацией.

Дискуссия завершилась подавлением философии «механистов», и до конца 20-х годов ведущая роль в философской жизни страны принадлежала группе Деборина.

С 1930 года начинается новый этап в истории советской философии. Он связан с ужесточением политического и идеологического режима. Партийно-государственная идеология уже категорически не допускала никаких разногласий в рамках марксистско-ленинского учения. Она превратила Маркса, Энгельса и Ленина в непревзойденных гениев, чьи идеи ни при каких условиях не могут быть подвержены сомнению.

Поскольку позиции, отстаиваемые Дебориным, в частности, его представления о материи, вошли в противоречие с ленинизмом, то по инициативе Сталина началось подавление его группы с помощью молодых сталинистов во главе с М.Б.Митиным. Философию деборинцев квалифицировали как «меньшевиствующий идеализм», а самих деброинцев называли «прямой агентурой троцкизма».

Вершиной творческого развития марксизма был объявлен «Краткий курс истории ВКП(б)», вышедший в свет в 1938 году, с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Эта статья стала основой преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного знания в СССР. По сути дела философия в своей основе была сведена к данной статье. Против тех мыслителей, чьи взгляды не укладывались в рамки такой философии, начиная с 30–х годов развернулись репрессии. Так, к 10 годам лагерей был приговорен и направлен на строительство Беломорско-Балтийского канала А.Ф.Лосев. Только с связи с инвалидностью (потерей зрения) он был освобожден досрочно. Расстреляли П.А.Флоренского и Г.Г.Шпета. Умер в лагере Л.П.Карсавин.

К началу 50-х годов философия окончательно превратилась в партийную идеологию и использовалась для обоснования закономерностей советского строя и раскрытия его исторических преимуществ и великих перспектив.

После смерти Сталина в 1953 году, с началом «хрущевской оттепели» наблюдается оживление отечественной философской мысли, поскольку был несколько ослаблен прессинг догматического марксизма-ленинизма на советских философов. На страницах философских журналов стали публиковаться работы зарубежных (буржуазных) мыслителей. Однако идеологический контроль за развитием философии в стране продолжал осуществляться.

Несмотря на жесткие политические тиски, интеллектуальная жизнь в СССР не прекратилась. Работая в марксистской парадигме, советские философы активно обсуждали проблемы сознания, гносеологии, методологии науки, разрабатывали темы человека, ценностей и культуры. С конца 50-х годов они стали принимать активное участие в международных философских конгрессах и симпозиумах.

Значительный вклад в развитие советской философии внесли В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, М.Б.Кедров, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, П.В.Копнин, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, М.К.Мамардашвили, Н.П.Мотрошилова, А.Г.Спиркин, В.С.Степин, И.Т.Фролов и многие другие.

Марксистская концепция не выдержала проверки временем. Однако это вовсе не значит, что проблемы, поставленные марксизмом как важнейшие философские проблемы, не существуют. Например, марксистская разработка проблем отчуждения легла в свое время в основу «критической теории» философов франкфуртской школы Маркузе, Адорно и др., которые назвали свое учение неомарксизмом. Философия и практика марксизма привела также к рождению персоналистских и экзистенциалистских концепций как в Европе, так и в России. Поэтому в современной России, освободившейся от политизированного и идеологизированного марксизма, в условиях интеллектуальной свободы возрождение прежней культуры философствования осуществляется посредством разработки вопросов, заданных, в том числе, и марксистской философией.

Контрольные вопросы:

1. Какова периодизация русской философии?

2. Какова специфика древнерусской философии?

3. Каково значение распространения исихазма в философской мысли Древней Руси?

4. В чем смысл концепции «Москва – Третий Рим»?

5. Каковы основные идеи философии М.Грека?

6. Выделите основные черты русской философии ХУШ века.

7. Каков вклад М.В.Ломоносова в развитие русской философии?

8. Каково влияние западноевропейских просветительских идей на формирование философских взглядов А.Н.Радищева?

9. Какие идеи П.Я Чаадаева обусловили начало полемики между славянофилами и западниками?

10. В чем смысл полемики между славянофилами и западниками?

11. Что означает понятие «соборность»?

12. Каковы особенности антропологического материализма Н.Г.Чернышевского?

13. Каковы основные положения философии всеединства В.С.Соловьева?

14. Каковы основные категории философии Н.А.Бердяева?

15. Каковы основные идеи русского космизма?

16. Каковы особенности развития философии в советский период?

Основная литература:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2009.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Введение в философию: Учебное пособие для вузов./Авт.колл.: Фролов И.Т. и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 2001.

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия. М., 2009.

Марков Б.В. Философия. СПб., 2009.

Налетов И.З. Философия. М., 2007.

Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2008.

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2009.

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2008.

Дополнительная литература:

Алексеев П.В. История философии. М., 2006.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия 1Х-Х1Х вв. Л., 1989.

Гриненко Г.В. История философии. М., 2004.

Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996.

Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991.

История русской философии /Под ред. М.А.Маслина. М., 2001

Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М., 2000-2001.

Русская философия. ХIХ- начало ХХ в.: Антология. СПб., 1993.

Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

Русский космизм. Антология. М., 1993.

Русская философия: Энциклопедия. Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007.

Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989.

Сухов А.Д. Русская философия. М., 1995.

Толстой Л.Н. Исповедь. Так что же нам делать?//Собр.соч. Т. 16. М., 1983.

Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина. М., 2009.

Флоренский П.А. Соч.: В 2 т. М., 1990.

Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии. М., 1989.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

Ч А С Т Ь 2





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 21407 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...