Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные онтологические категории



Онтологические категории – это наиболее общие и первоначальные определения бытия. Они с различных сторон характеризуют содержание бытия и всевозможные его проявления и представляют собой единую систему, в которой фиксируются всеобщая связь, взаимодействие и развитие всего существующего.

Бытие описывается посредством таких онтологических категорий, как взаимодействие, качество, количество, противоречие, единичное и общее, сущность и явление, содержание и форма, возможность и действительность, система и элемент, целое и часть и др.

Бытию противостоит небытие. Парменид первым в истории философской мысли попытался определить эти категории. Он провозгласил: «Есть бытие, а небытия вовсе нет». Он отождествил бытие с мышлением и отверг небытие на том основании, что его нельзя помыслить. Впоследствии философы пришли к выводу, что нет абсолютного небытия, или ничто. Небытие существует только соотносительно с бытием: оно, по Аристотелю, есть бытие в возможности. Как потенциальное бытие трактовал небытие и Гегель. Для него небытие – это ничто, из которого должно произойти нечто. Философы-материалисты, утверждая неуничтожимость материи, с которой они отождествляют бытие, и в силу этого отрицая абсолютное небытие, под небытием понимают переход одних материальных состояний в другие. Небытие, с их точки зрения, есть отсутствие конкретного сущего.

Бытие характеризуется как бесконечным многообразием вещей, их свойств и отношений, так и их общностью. Такое представление о мире получило выражение в категориях «единичное» и «общее». Единичное – это предмет или явление в совокупности его неповторимых сторон, свойств, признаков, составляющих индивидуальную определенность предмета, которая отличает его от всех других предметов и явлений. Языковым выражением единичного являются имя собственное и указательные местоимения, которые обозначают один предмет (Аристотель, Гегель, Россия, «этот стол», «эта книга» и т.п.).

У ряда единичных предметов всегда можно выделить общие черты, которые объединяют их в определенный класс. Общее – это сходные, повторяющиеся стороны, свойства и признаки предметов и явлений. Так, полиграфистами называют людей самых разных профессий – инженеров, технологов, наборщиков, экономистов, художников, редакторов и др. Но их всех объединяет то общее свойство, что они так или иначе связаны с изготовлением различных видов печатной продукции.

Обозначается общее нарицательными именами («человек», «студент», «мысль», «дерево» и т.п.).

Общее и единичное неразрывно связаны друг с другом. Общее существует через единичное, а все разнообразие окружающего нас мира не может быть усвоено без обращения к общему. В каждом единичном общее выступает как его сущность, а сущность выражает общее, которое определяет природу и развитие предметов и процессов. Например, общим, определяющим суть полиграфии как особой отрасли производства является использование таких технических средств, которые необходимы для многократного получения одинаковых копий с оригинала.

Сущностьможно определить как внутреннюю, устойчивую, основную сторону действительности. Это глубинный слой всякого бытия. Поэтому сущность лежит за пределами непосредственных восприятий. Но она, по словам Гегеля, не может быть только «бытием в себе», она должна явить себя. Внешнее обнаружение сущности есть явление.

Сущность не вызывает к жизни явление, она содержится в нем изначально. Соотношение сущности и явления может меняться в зависимости от конкретных условий. Поскольку явление происходит в неповторимой совокупности внешних условий, оно богаче сущности. Сущность лишь приблизительно охватывает отдельные многообразные явления.

Успех как теоретической, так и практической деятельности определяется тем, насколько человеку удается овладеть сущностью конкретных предметов и процессов. Например, формирование инженерного мышления, направленного на разработку, создание и применение технологических процессов и технических средств, подчиняется общим закономерностям движения от явления к сущности, от сущности менее глубокой к сущности более глубокой.

Движение мысли по пути определения сущности находит отражение и в такой категории, как видимость, или кажимость. Гегель обратил внимание на то, что в видимости сущность предстает как своя противоположность.

Видимость, в отличие от явления, не соответствует сущности. Например, наблюдая передвижение Солнца по небесному своду с Востока на Запад, люди на протяжении многих веков не сомневались в истинности птолемеевской модели мира, согласно которой в центре вселенной находится неподвижная Земля с вращающимися вокруг нее планетами. Тем самым они принимали видимость за действительную суть вещей.

Категория сущности близка к категории «содержание». Можно сказать, что сущность – это главное содержание. Содержанием называется вся совокупность сторон, свойств, признаков и связей предмета, явления или процесса. Например, содержание производства полиграфических изделий складывается из единства, взаимодействия и функционирования таких составляющих, как допечатная подготовка, включающая создание макета, вывод пленок и изготовление печатных форм, а также печатание тиража и послепечатная обработка продукции.

Содержание не существует без формы, а форма существует лишь как форма данного содержания. Форма бывает как внутренней, так и внешней. Внутренняя форма есть способ существования и выражения содержания. Внутренней формой, например, художественного произведения выступают стиль, композиция, речь, ритм. Внешняя форма указывает на отличие данного содержания от всего иного. Если воспринимать книгу не через ее содержание, а с профессиональной точки зрения, через ее внешнюю форму, то в первую очередь следует выделить формат, объем, переплет, качество бумаги, качество печати и отделки книги.

В гармоническом единстве содержания и формы содержание характеризуется определяющей ролью по отношению к форме: форма организации зависит от того, что организуется. При этом в теории и на практике важно учитывать роль формы в организации и развитии содержания. Так, правильная, рациональная форма организации труда, расстановки людских сил может сделать более эффективным производственный процесс.

Единство содержания и формы предполагает тем не менее их относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что одно и то же содержание способно облекаться в различные формы. Например, печатная форма, будучи подвергнута воздействию давления, света, электрических сил и других физических явлений, может передавать имеющееся на ней изображение либо на бумагу, либо на кожу, либо на пластмассу, либо на какой-то иной материал. И, наоборот, одна и та же форма используется различным и даже противоположным содержанием. Скажем, сочинения Эсхила, Шекспира или Ибсена зачисляют в разряд трагедии, то есть совершенно разные по содержанию произведения принимают форму одного и того же жанра.

Единство содержания и формы обозначается категорией «структура». В переводе с латинского structura обозначает строение, расположение. Структура характеризует устойчивость, качественную определенность предмета, представляя собой такое взаимоотношение его элементов, при котором изменение одного элемента влечет за собой изменение остальных. Еще пифагорейцы учили, что успех произведения искусства зависит от многих числовых отношений, причем всякая мелочь здесь имеет значение. Под структурой, например, художественного произведения понимают построение и взаимоотношение образов персонажей, способы развития действия, соотношение идейно-тематических пластов, организацию языковых элементов.

К середине ХХ века в гуманитарном знании сложилось направление, в котором категории структуры придают первостепенное значение. Свою плодотворность структурализм показал в таких областях знания, как литературоведение, искусствоведение, социология, история. Структурные методики были результативными при дешифровке древних систем письменности, датировке анонимных текстов, в решении задач автоматического перевода, реферирования и поиска информации.

За счет определенного способа связи элементов конкретных структур создается целое. Целое есть предмет (явление, процесс), включающий в себя в качестве составных частей другие, органически связанные между собой предметы (явления, процессы), и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Значит, целое не складывается механическим образом из его частей. Например, масса ядра меньше суммы масс всех входящих в ядро частиц протонов и нейтронов. Это объясняется тем, что масса ядра зависит не только от слагаемых частиц протонов и нейтронов, но и от энергии связи этих частиц.

Определенная взаимосвязь тех или иных предметов образует целое и, становясь его структурой, превращает их одновременно и в части целого, и в элементы соответствующей структуры. Таким образом, категория «часть» выражает предмет не сам по себе, а лишь в его отношении к тому, составным компонентом чего он является. Так, вода обладает свойством гасить огонь, хотя составляющие ее части порознь обладают противоположными свойствами: водород сам горит, а кислород поддерживает горение.

В ХХ веке, когда развитие получил системный подход, особенно к изучению сложных объектов, категории целого и части были дополнены категорией «система». Система – это такая совокупность элементов, которые так связаны друг с другом, что выступают по отношению ко всему окружающему как единое целое. В качестве примера можно назвать системы неорганической природы, живые системы, среди которых особое место занимают системы социальные, а также абстрактные системы, являющиеся продуктом человеческого мышления.

Основными свойствами системы являются иерархичность, многоуровневость и структурность. К наиболее сложным относятся самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру. Одним из фундаментальных свойств самоорганизующихся систем является когерентность, то есть связанность, согласованность составляющих систему элементов. Анализ обширного материала из области неорганической химии и геохимии позволил утверждать существование в природе явления согласования свойств веществ и процессов. Данное явление нашло выражение в понятии синергии.

Синергия в переводе с греческого значит совместное действие, сотрудничество. Обычно этим понятием обозначают целостное, неразделимое функциональное единение когерентных по своей сущности элементов системы. В 70-е годы ХХ века понятие синергии становится определяющим в новом междисциплинарном направлении научных исследований, получившим название синергетики. Основной задачей синергетики стало раскрытие механизмов самоорганизации в системах самой разной природы.

Все вещи представляют собой целостные фрагменты действительности, которые обладают определенными свойствами. Свойство – то, что отличает одну вещь от других вещей или указывает на ее сходство с ними. В совокупности свойств вещи обнаруживается ее качественно-количественная определенность.

Категории «качество» и «количество» охватывают все присущие вещи свойства, все ее содержание. По словам Гегеля, качество есть тождественная с бытием определенность. Эта категория обозначает относительно устойчивую совокупность свойств, определяющих специфику предмета (явления, процесса). Качество – это существенное свойство вещи, утрата которого приводит к непременному исчезновению данной вещи.

Еще в древности обратили внимание на то, что качество тесно взаимосвязано с количеством. Количество – это совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на ее величины (объем, длину, ширину), темпы развития, степень проявления тех или иных свойств.

Согласно преданию, Пифагор, оказавшись вблизи кузнецы, обнаружил зависимость различий между гармоническими созвучиями, вызываемыми совпадающими ударами молотов, от различий в их весе. Пифагор сделал вывод, раз качественные характеристики созвучий точно определяются количественными характеристиками молотов, то основу всех качественно различных явлений в мире составляют определенные количественные соотношения.

Всякое изменение вещи философией рассматривается как переход от возможности к действительности.

Действительность - это наличное, непосредственное бытие; это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось; это осуществленная возможность. Возможность – это то, чего еще нет, но что может наступить, появиться; это совокупность условий, предпосылок, причин появления нового, способность действительности порождать новое. Возможность – это потенциальная действительность. Возможность существует реально, но лишь как способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одного качественного состояния в другое.

Возможность превращается в действительность не в любое время, а лишь при определенных условиях. Познав те или иные возможности и искусственно создавая соответствующие условия, можно ускорить или предотвратить превращение их в действительность. Так, все трудовые операции представляют собой действия, направленные на создание необходимых условий для реализации тех или иных познанных возможностей, которые свойственны предметам или явлениям природы, вовлеченным в производственный процесс.

В практической и научной деятельности имеет значение классификация возможностей. Различают абстрактные и реальные возможности. Реальная (конкретная) возможность, как писал Гегель, обусловлена необходимыми связями и отношениями действительности. В силу этого реальная возможность имеет все условия для своего осуществления. Абстрактная (формальная) возможность, хотя и не противоречит законам, но в данный момент или в ближайшей перспективе не может перейти в действительность.

Изменение условий ведет к переходу абстрактной возможности в реальную, которая в свою очередь переходит в действительность. И в этом проявляется общая линия развития.

То, что противоречит законам развития, есть невозможность. Например, невозможно создать вечный двигатель, ибо необходимые для этого предпосылки и условия вступают в противоречие с объективными законами природного мира.

Численная мера возможности выражается в понятии «вероятность». Вероятность есть мера превращения возможности в действительность в ситуациях неопределенности; это степень необходимого в возможном. Чем больше степень необходимости, тем большую вероятность осуществления имеет возможность. Вероятность придает понятию возможности более конкретный характер.

Возможность и действительность тесно связаны между собой. Отрыв возможности от действительности приводит к беспочвенным рассуждениям, а отрыв действительности от возможности – к потере чувства нового и перспективы. Отождествление возможности и действительности ведет к пассивности, самоуспокоенности, к снижению творческой активности в борьбе за реализацию тех или иных возможностей.

Все формы развития в своей основе содержат механизм возникновения и уничтожения всего существующего в результате действия определенных причин. Причинность есть связь, которая всегда вызывает появление нового качества. Причинность имеет всеобщий характер. Это значит, что у любого явления или события есть своя причина, беспричинных явлений не бывает.

Причиной называют взаимодействие между телами или элементами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах или элементах. Причина генетически связана со следствием, производит следствие. Следствие – это изменения, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах в результате их взаимодействия.

Причинно-следственная связь является необходимой, то есть определенная причина при наличии соответствующих условий вызывает одно и то же следствие. Итак, причина может вызывать соответствующее следствие лишь при наличии определенных условий. От характера условий зависят способ действия данной причины и природа следствия.

Причину необходимо отличать от повода. Поводсам по себе не рождает следствие. Повод является лишь внешним толчком, который способствует проявлению причины. Так, общепризнанным историческим фактом считается, что убийство австрийского эрцгерцога в Сараево привело в действие причины первой мировой войны.

Причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Они постоянно меняются местами. Причина сама есть следствие какого-либо явления, а вызванное ею к жизни следствие становится причиной других явлений. Но этим не ограничивается диалектика причины и следствия. Причина играет определяющую роль по отношению к следствию. Однако в реальных процессах следствие не является пассивным и в свою очередь оказывает воздействие на свою причину. Например, в химических взаимодействиях, при превращениях друг в друга элементарных частиц просто невозможно выделить активную и пассивную стороны.

Категории «причина» и «следствие» имеют большое значение для познания и практической деятельности. Физика, биология и другие науки добились значительных результатов, вскрывая механизм причинения в изучаемых областях действительности. Однако история философии знает мыслителей, которые ставили под сомнение возможность обнаружения причин. Например, Д.Юм утверждал, что опыт по части причинности свидетельствует лишь о связи во времени. Мы только наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной. И это лишь психологическая привычка ума создает иллюзию логически необходимой связи между причиной и следствием, из которой никак нельзя делать вывод о том, что после этого значит поэтому. Согласно Юму, идея причинности имеет исключительно субъективное значение. Субъективная причинность существует в виде порождения идей чувственными впечатлениями. Из привычки видеть те или иные явления повторяющимися у людей возникает уверенность в наличии причинно-следственных закономерностей.

Всеобщий и объективный характер причинности утверждается детерминизмом. Механистический, или так называемый лапласовский, детерминизм все многообразие причин сводил лишь к механическим взаимодействиям. Он позволял на основе знания скорости и положения объекта в одно время вычислить скорость и его положение в другое время. Такой детерминизм применим при некоторых инженерных расчетах машин, мостов и др. технических сооружений. Однако современная наука установила, что механическая причинность, действующая в мире макротел, не может быть реализована в микромире, в объяснении психических и социальных явлений. Например, природа микрочастицы не позволяет в одно и то же время точно определить ее положение и скорость и исключает возможность на основании знания состояния объекта в настоящее время однозначно предсказать его поведение в будущем. Чем точнее установлено место микрочастицы, тем неопределеннее становится ее скорость и импульс. И, наоборот, чем точнее определена скорость, тем более неопределеннее становится ее положение. В итоге у некоторых философов и физиков возникла тенденция к абсолютизации этой неопределенности и был сделан вывод о неприменимости принципа причинности к микромиру. Поэтому основные законы квантовой теории пытались объяснить в духе индетерминизма.[72]

Проблема неопределенности явно обнаруживается при рассмотрении эволюции хаотического движения. Однако синергетика утверждает, что детерминизм здесь вовсе не исключен, ибо в движении от хаоса к порядку в самом хаотическом движении существует конечный набор параметров, детерминирующих движение к порядку.

Развитие квантовой механики, выводы синергетики позволили иначе интерпретировать принцип детерминизма. Выяснилось, что сущность детерминизма заключается не в возможности однозначно предсказывать поведение объекта в будущем на основе знания его координат и импульса в настоящем, а в признании объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, явлений и процессов реального мира. Таким образом, противоположность детерминизма и индетерминизма снимается в диалектическом принципе всеобщей связи, который допускает связь, несводимую к силовому взаимодействию.

С категориями «причина» и «следствие» генетически связаны категории «необходимость» и «случайность», которые представляют собой непосредственно следующую за причинностью ступень углубления человеческого познания в мир явлений.

Необходимость - это то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития вещи. Случайность – это то, что обусловлено внешними причинами существования и развития вещи, ее взаимодействием с другими окружающими ее вещами.

Проблема необходимости и случайности по-разному решалась в истории философской мысли. Субъективные идеалисты, например, отрицают объективное существование необходимости, объявляя ее плодом субъективной человеческой деятельности. Материалисты, напротив, признают объективное существование необходимости, но расходятся во взглядах на объективность случайности. Например, материалисты-метафизики утверждали, что случайных явлений нет. Так, Спиноза явление называл случайным исключительно по причине недостатка знаний о нем. Подобной точки зрения придерживались и французские материалисты ХУШ века. Они полагали, что человек выдумал случайность для того, чтобы прикрыть свое невежество, свою неосведомленность в той или иной области явлений.

Большинство философов отрицает объективное существование случайности, исходя из того, что связь между причиной и следствием является необходимой. При этом они упускают из виду тот факт, что сами причины могут быть как необходимыми, так и случайными. Случайными явления считаются не потому, что они не вытекают с необходимостью из своих причин, а потому, что они порождаются случайными причинами. Например, смерть человека в результате падения ему на голову камня, свалившегося с крыши под действием ветра, случайна, но не потому, что здесь связь причины (взаимодействие камня определенного веса с человеческим организмом) со следствием (смерть человека) является случайной. Она необходима, ибо удар камня соответствующей величины по голове человека неизбежно вызывает смерть. Смерть человека в данном случае является случайной потому, что причина, вызвавшая ее, случайна, обусловлена стечением целого ряда обстоятельств. Из природы упавшего камня и конкретного человека не вытекает с необходимостью их столкновение. Этого столкновения могло и не быть, то есть причины могло и не быть, но раз она появилась, то столкновение произошло, и наступление следствия (смерть человека) стало неизбежным, необходимым. Таким образом, всякое случайное явление имеет свою причину и связь его с этой причиной всегда необходима.

Необходимый характер взаимосвязи причины и следствия вовсе не исключает возможности объективного существования случайности. Предметы и их элементы могут вступать в те или иные взаимодействия либо случайно, в силу стечения определенных внешних обстоятельств, либо необходимо, в силу своей специфической природы.

Диалектический материализм утверждает, что случайность является такой же всеобщей формой бытия, как и необходимость. Поэтому некорректно представлять случайное как нечто нежелательное, побочное. Необходимость и случайность имеют относительный характер: одно и то же явление может рассматриваться и как случайное, и как необходимое. Для развития печатного дела, например, случайностью было то, что первую стандартную деталь – литеру - изобрел Гутенберг. Но то, что эта литера появилась в середине ХУ века в Западной Европе, есть необходимость, закономерность: именно западноевропейские страны в эпоху Возрождения были наиболее подготовлены к реализации печатного дела. Потребность в печатании периодических изданий все увеличивающимися тиражами закономерно, с необходимостью вызвала появление подвижного наборного шрифта.

В гегелевской и диалектико-материалистической трактовке случайность есть дополнение и форма проявления необходимости, а необходимость пробивает себе дорогу сквозь массу случайностей. С точки зрения синергетического подхода не только случайность может выступать как дополнение необходимости, но и необходимость возникает из случайности как ее дополнение, как новая линия эволюции системы. В неустойчивой открытой нелинейной системе заключен веер возможностей, то есть хаос, в котором флуктуация [73], случайность могут приводить к возникновению нового устойчивого направления развития, порядка. Таким образом, однозначное направление эволюции системы, когда пройдена точка бифуркации [74] (иными словами, осуществлен выбор направления) до следующей бифуркации, есть результат согласования и взаимного усиления случайностей. В синергетике случайность – это нелинейная характеристика материальных взаимодействий, порождающая в точках бифуркации новую ветвь эволюции.

Сложные системы, в первую очередь биологические и социальные представляют собой хаос, в котором всегда есть упорядоченность, устойчивость. Такие системы описываются законами вероятностного типа. В данном случае вероятность – это числовая характеристика степени появления случайного события в интервале от нуля до единицы. Если вероятность равна 1, то это означает полную достоверность события, его необходимость. Вероятность, равная нулю, свидетельствует о невозможности события. Между этими крайними полюсами располагается шкала различных степеней вероятности. При степени вероятности больше нуля, но меньше единицы мы имеем дело со случайностью, когда реализуются многие возможности. Итак, то или иное событие выступает как случайное, если его исход не может быть предсказан точно, а лишь вероятностно.

Устойчивость осуществления случайных возможностей при массовых явлениях описывается статистическими закономерностями. Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое. Например, нельзя точно описать поведение каждой молекулы газа в сосуде, но статистическая закономерность позволяет получить строго определенный результат совокупного действия молекул.

Когда вероятность осуществления события близка к единице, мы имеем дело с динамическими законами. Динамический закон - такая форма причинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяет ее последующее состояние. Законы классической механики могут служить примером динамических законов.

Противопоставлять динамические и статистические закономерности неправомерно. Динамические законы являются предельным случаем статистических законов. Если рассматривать законы, например, общественного развития, то они обладают свойствами и динамичности, и статистичности. Человек использует в своих целях как случайность, так и необходимость. Он стремится к исключению случайностей, скажем, в автоматических системах управления опасными для жизни людей производствами, но в творческой деятельности не отказывается от них.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 8432 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...