Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религиозно-философское направление



Современная западная религиозная философия принадлежит к догматическому, традиционному типу сознания, так как опирается на христианское вероучение. Она вырабатывает рациональную аргументацию, имеющую целью укрепление оснований религиозного мировоззрения. Как и в прежние времена, значительное место в ней занимают вопросы соотношения веры и разума, религии и философии, теологии и науки. Но преимущественное внимание современные философские учения религиозной направленности уделяют двум проблемам – проблеме бытия Бога как творца и проблеме бытия человека как высшего творения Бога. В одной из своих энциклик Папа Иоанн Павел II (1920-2005), намечая пути обновления религиозной философии, писал, что ей следует уйти от абстрактных учений о человеке. Задача современной религиозной философии состоит в том, чтобы показать человеку вечные и вновь появившиеся ценности и помочь ему правильно понять их.

Религиозно-философское направление современности представлено такими учениями, как неотомизм, христианский эволюционизм, неопротестантизм, персонализм.

Наиболее влиятельным направлением современной религиозной философии является неотомизм. Неотомизм – официальная философская доктрина современного католицизма. Философия неотомизма получила свое развитие в трудах К.Войтылы (Папа Иоанн Павел П), Ж.Маритена (1882-1973), Э.Жильсона (1884-1978), Ю.Бохеньского (1902-1995). Свою задачу они видели в том, чтобы доказывать истинность католицизма, адаптировать его философскую доктрину к современным условиям, донести ее идеи до простого человека.

Философия неотомизма опирается на учение средневекового мыслителя Фомы Аквинского и в основном придерживается традиционных религиозных взглядов на существование Бога, бессмертие души, свободу воли.

Неотомисты высшей реальностью признают «чистое бытие», под которым понимают божественное первоначало. Исходя из принципа креационизма, они рассматривают мир как «реальное творение благого Бога». Они утверждают, что Бог, создающий мир из ничего, изливает в него собственную экзистенциальную полноту и одновременно строит его сообразно с определенными сущностными образцами.

Каждое конкретное образование состоит из материи, которая приобретает видимую нами определенность только благодаря нематериальной форме. Форма, находящаяся вне материи, качественно актуализирует материю, в силу чего появление любой вещи есть акт творения.

Сотворенный материальный мир иерархически упорядочен. Ступенями его иерархии являются неорганическая природа, мир растений и животных, человек и царство «чистых духов», ангелов.

Основным элементом бытия, в понимании неотомистов, является человек. Человек – это сложная духовно-телесная субстанция. Душа есть формообразующий по отношению к телу принцип. Она одухотворяет собой индивидуальное человеческое существование и выступает основой личности, смыслом существования которой является созерцание божественного блага.

Неотомисты признают творческую активность человека: побуждаемый Богом он творит культурно-исторический мир. Через человека проходит история, которая, в конечном счете, должна привести к обществу, основанному на высших религиозно-нравственных ценностях. В духе провиденциализма неотомизм трактует исторический процесс как реализацию Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества.

Для неотомизма характерен гносеологический дуализм, согласно которому вера и разум являют собой два способа достижения одной и той же цели – познание Бога. Несоответствие выводов разума догматам веры, согласно неотомистам, свидетельствует лишь о неправильном ходе рассуждений.

В неотомизме в качестве форм познания мира выделяют науку, философию и теологию. Низшей ступенью постижения мира считается наука, которая лишь описывает явления. Философия представляет собой более высокую ступень познания, поскольку осуществляет синтез научных данных. Высшим способом познания мира признается теология, которая раскрывает конечные причины всего существующего. Эти причины относятся к сверхъестественному порядку и постигаются только в акте веры через Божественное Откровение. Таким образом, сокровенная тайна мира находится в руках религии. Традиционная ориентация в понимании задач философии как деятельности, подчиненной теологии, в неотомизме сохраняется.

Тем не менее, в неотомизме наметился новый подход к проблемам науки. Большее внимание стало уделяться религиозному истолкованию современных естественнонаучных теорий. При этом высказывались порой оригинальные и продуктивные идеи. Так, Пьер Тейяр де Шарден предпринял попытку модернизировать неотомизм в свете данных палеоантропологии ХХ века. На основе синтеза данных науки и религиозного опыта он разработал концепцию христианского эволюционизма.

Основная идея учения Тейяра – идея космической эволюции. Он писал: «Христиан, в какой-то момент напуганный эволюцией, теперь видит,

И М Е Н А
Пьер Тейяр де Шарден(1881 - 1955) - французский философ, член ордена иезуитов, священник, ученый-палеоантрополог. В 1920-23 годах был профессором геологии и палеонтологии Католического института в Париже. Один из первооткрывателей синантропа близ Парижа. За религиозное инакомыслие был изгнан религиозными властями из Франции, а его книги запрещены к использованию в католических учебных заведениях. Более 20 лет прожил в Китае, а с 1955г. - в Нью-Йорке. С целью палеантропологических изысканий объездил все континенты. Его основные философские произведения: «Феномен человека», «Божественная среда».

что она дает ему просто великолепное средство больше ощущать Бога и отдаваться ему»[65]. Придерживаясь позиции пантеизма, Тейяр де Шарден стремился найти Бога, растворенного в мире. Он утверждал, что «Христос органически вовлечен в само величие своего творения. А потому...если человек способен выдержать и открыть в себе своего Бога, то только посредством длины, ширины и глубины движущегося мира»[66].

Из пантеизма логически следовало признание Тейяром духовного начала, присутствующего во Вселенной и направляющего ее развитие. Для обозначения этого начала он использовал понятие энергии. Энергия трактовалась им как наиболее примитивная форма бесконечной и неуничтожимой основы мира (ткани универсума) и как основа, из которой произошла материя. Ученый различал тангенциальную и радиальную энергии. Тангенциальная энергия связует однопорядковые элементы воедино. Радиальная энергия ведет к расширению сферы, к повышению уровня организации и, в конечном счете, к появлению человека, наделенного способностью сознания и самосознания.

Таким образом, Тейяр отказался от такого основополагающего принципа неотомизма, как креационизм, доказывая, что появление человека есть результат космической эволюции. Выделив в космической эволюции стадии преджизни, жизни, мысли и сверхжизни, возникновение человека он относил к стадии мысли. На этой стадии человек, сгущающий в себе психическую энергию, создает ноосферу. Ноосфера – это высшая фаза биосферы, которой присуща тенденция к расширению не только по биосфере, но и за ее пределами, и которая представляет собой орудие взаимодействия человека как с биосферной, так и с космической средой в целом.

Модернизировав неотомизм, Тейяр тем не менее не отказался от христианской эсхатологии. Он был противником бесконечного прогресса и полагал, что эволюция завершится концом света, под которым понимал либо катастрофу, либо мирную конвергенцию, когда во всей ноосфере будет царить какое-то единодушие. Это состояние единения душ людей после завершения эволюции знаменует собой стадия сверхжизни.

Завершение человеческой истории Тейяр мыслил в космическом Христе, который сопричастен мирозданию и одновременно трансцендентен ему и который символизирует собой точку Омега. Точка Омега истолковывалась как финальная цель эволюции, как Бог. В ней создаются и фокусируются радиальные энергии. Точка Омега есть полюс притяжения радиальных энергий. Подчинив эволюционный процесс точке Омега, Тейяр де Шарден тем самым обосновывал божественность источника эволюции Вселенной.

Проблему выживания человечества Тейяр рассматривал в тесной связи с этическими вопросами. Во имя спасения человечества он призывал к союзу христианства и гуманизма.

Возникновение философии христианского неопротестантизма относится к 20-м годам ХХ века. Главным его направлением является диалектическая теология, идеи которой были сформулированы в работах немецкого философа и теолога Р.Бультмана(1884-1976), швейцарского теолога К.Барта(1886-1968), немецко-американского мыслителя П.Тиллиха(1886-1965), американского теолога Р.Нибура (1892-1971).

Эти протестантские теологи возвратились к идеям Лютера и Кальвина и противопоставили веру как истинный путь к Богу религии, представляющей собой совокупность различных построений, не дающих истины. Так, Рудольф Бультман утверждал, что христианское учение, изложенное в Библии, не может удовлетворить современного человека. В силу этого он считал необходимым провести реформу по демифологизации христианского учения и выразить его в терминах человеческого существования. Поэтому не случайно, что диалектическую теологию рассматривают в качестве протестансткой версии католического религиозного экзистенциализма.

Отрицая религию как совокупность представлений, диалектические теологи утверждали при этом веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Поскольку Бог отделен от мира, то человек, согласно Карлу Барту, имеет определенную свободу и должен нести ответственность за те решения, которые он принимает. Так, в политике человек имеет дело не с божественными, а с человеческими делами, поэтому он ответствен за свои действия и за их социальные последствия.

Рейнхольд Нибур основное внимание уделял проблеме греховности человека. Он утверждал, что человек грешен изначально, по своей природе. Его греховность состоит в неизбежном стремлении к отрицанию своей зависимости от Бога. Вера раскрывает человеку его греховность, пробуждает в нем чувство вины перед Богом и направляет на путь самосовершенствования.

Пауль Тиллих пытался преодолеть характерный для диалектической теологии разрыв между Богом и миром. Для него понятие Бога выступает теологическим синонимом бытия. Бытие человека он считал единственным ключом к пониманию бытия вообще, то есть Бога. Экзистенциальная тревога человека о смысле своего бытия свидетельствует о том, что человек внутренне связан с Богом, но отчужден от него в своем земном существовании.

Персонализм как философско-религиозное учение сложился во Франции в 30-е годы ХХ века, но определенное влияние в западной философии приобрел в середине ХХ столетия.

Родоначальником персонализма считается французский философ Эмманюэль Мунье (1905-1950), утверждавший примат человеческой личности по отношению к любым социальным системам.

Персонализм – это религиозное учение, в котором человек рассматривается как личность (Персона) и признается высшей духовной ценностью и высшим смыслом земной цивилизации.

В персонализме личность трактуется как «воплощенное» бытие, в котором дух существует в неразрывном единстве с телом. Однако особое внимание обращается на духовность личности, на ее причастность к божественному бытию. В силу этого ведущий представитель французского персонализма Жан Лакруа (1900-1986) определял личность как духовную энергию, исходящую от Бога.

Основными характеристиками личностного бытия Мунье считал вовлечение как осмысленное и ответственное присутствие в мире и трансцендирование как постоянное самоопределение человека в его движении к абсолютному началу – Богу. Самоосуществление человеческой личности, ее самосовершенствование возможны, если только личность стремится к Богу, направляет свои помыслы на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага.

Персонализм, будучи философией личности, тем не менее не приходит к эгоистическим выводам. Цель и назначение человеческого существования он видит в личностном общении. Каждое человеческое «Я» неразрывно связано с множеством «Ты», а встреча «Я» и «Ты» в «Мы» создает особый персональный опыт – коммуникацию душ. Этот персональный опыт возможен благодаря предшествующей «человеко-божественной обоюдности», в которой Бог оказывается верховным «Ты». «Чтобы быть собой, - писал М.Недонсель, - следует быть, по меньшей мере, вдвоем, а для того, чтобы быть в полной мере собой, необходимо, чтобы другим был Бог»[67].





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 4496 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...